Рабочая программа «изобразительное искусство» в 5, 6, 7 классах

Отличительные особенности рабочей программы от авторской.      При составление рабочей программы использованы üПримерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 -7 классы – 5 изд. – М.: Просвещение, 2009. üучебники: Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.      Логика планирования учебного материала и количество часов, отведенных на изучен...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «СОШ №110»





«Согласовано»

руководитель МО

______________

ФИО

Протокол № ___

от «__»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №110»

____________

ФИО

«__»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110

_

ФИО

Приказ № ___

от «___»__________2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Козлова А.И., (высшая)

Ф.И.О., категория


по курсу «изобразительное искусство» в 5,6,7 классах

Предмет, класс и т.п.





Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год







Составитель: Козлов А.И.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Общин положения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе

  1. Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,

5 -7 классы - 5 изд. - М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе МБОУ «СОШ №110» и включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников и ожидаемый результат.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

2. Место предмета (курса) учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах основной школы отводится всего 105 часов , из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов. Этот резерв может быть использован разработчиками программ для реализации авторских подходов.

Класс

5 Б

Кол-во часов

1

1

1

1

1

1

3.Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

При составление рабочей программы использованы

  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 -7 классы - 5 изд. - М.: Просвещение, 2009.

  • учебники: Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.

Логика планирования учебного материала и количество часов, отведенных на изучение материала, полностью соответствует вышеуказанной авторской программе. Тематическое планирование соответствует тематическому планированию из расчета 1 часов в неделю, всего 34 часа в год.

4.Формы и методы контроля

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.

Формы контроля.

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.


  1. Задачи обучения курсу «Изобразительное искусство».

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  1. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систем систематического и целенаправленного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. умении находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  2. Развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  3. Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  4. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка. навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности;

  5. развитие у учащихся эстетических чувств, умение видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  6. ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  7. расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

  8. развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию;

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.


  1. Методы обеспечения рабочей программы.

При обучении школьников «Изобразительному искусству» в 5-7 классах используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:

  • Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • Дифференцированный подход - выделение группы учащихся на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

  • Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности;

  • Субъектно-личностный подход - отношение к каждому

ученику, как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.

Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса «Изобразительное искусство» и имеет определенную дидактическую цель, обусловленную местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах постоянного и сменного состава, контроль усвоения материала по теме). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация индивидуальных творческих заданий.

7.Обоснование выбора программы и учебника

Выбраны:

грамма по изобразительному искусству , 5 -7 классы - 5 изд. - М.: Просвещение, 2009, про обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта. Программа и учебники Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001, с успехом используются в общеобразовательных учреждениях края и города.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.


Изобразительное искусство. 5 класс. 1 час в неделю (35 часа).

№ п/п

Содержание работы. Название темы.

Количество часов.

Современные образовательные технологии

Нестанд. формы занятий

Исп. ИКТ

1 четверть - 9 часов.

1.(1)

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход




Индивидуальный подход

На всех уроках

2.(2)

Дом - космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

1

3.(3)

Коллективная работа «Вот моя деревня».

1

4.(4)

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.

1

5.(5)

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Полотенце.

1

6.(6)

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

1

7.(7)

Коллективная работа «Проходите в избу».

1

8.(8)

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.

1

9.(9)

Рисование на тему " Поздняя осень".

1

2 четверть - 7 часов.

10.(1)

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход




Индивидуальный подход

На всех уроках

11.(2)

Лепка собственной модели игрушки.

1

12.(3)

Роспись собственной модели игрушки.

1

13.(4)

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.

1

14.(5)

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово.

1

15.(6)

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Городец.

1

16.(7)

Рисование на тему: «Новый год!»

1

3 четверть - 10 часов.

Декор-человек, общество, время.

17.(1)

Народная праздничная одежда.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

На всех уроках

18.(2)

Эскиз русского народного костюма.

1

19.(3)

Изготовление куклы в русском народном костюме (урок-практикум).

1

20.(4)

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

1

Индивидуальный подход

21.(5)

Русский костюм и современная мода.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

22.(6)

Праздничные народные гулянья.

1

23.(7)

Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

(урок-практикум).

1

На всех уроках

24.(8)

Народные промыслы родного края (урок-конференция).

1

25.(9)

Урок-праздник: «Красота земли родной».

1

26.(10)

Обобщающий урок-практикум.

1

4 четверть - 9 часов.

Декоративное искусство в современном мире.

27.(1)

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

Индивидуальный подход


Урок беседа


урок-викторина

На всех

уроках

28.(2)

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

29.(3)

Греческая керамика.

1

30.(4)

Значение одежды в выражении принадлежности человека к праздничным слоям общества. Костюм эпохи средневековья.

1

31.(5)

О чём рассказывают гербы.

1

32.(6)

Рисование на тему: «День Победы!»

1

33.(7)

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1

34.(8)

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

35.(9)

Обобщающий урок.

1




Изобразительное искусство. 6 класс. 1 час в неделю (35 часов)

№ п/п

Содержание работы. Название темы.

Количество часов.

Современные образовательные технологии

Нестанд. формы занятий

Исп. ИКТ

1 четверть - 9 часов.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.(1)

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход


На всех

уроках

2.(2)

Линия и ее выразительные возможности

1

3.(3)

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

1

4.(4)

Чёрное и белое - основа языка графики.

1

5.(5)

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

6.(6)

Цвет. Основы цветоведения

1

7.(7)

Цвет в произведениях живописи

1

8.(8)

Объемные изображения в скульптуре

1

9.(9)

Основы языка изображения

1

2 четверть - 7 часов.

Мир наших вещей. Натюрморт

10.(1)

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход


На всех

уроках

11.(2)

Изображение предметного мира - натюрморт

1

12.(3)

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

13.(4)

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

14.(5)

Освещение. Свет и тень

1

15.(6)

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

1

16.(7)

Выразительные возможности натюрморта

1

3 четверть - 10 часов.

Вглядываясь в человека. Портрет

17.(1)

Образ человека - главная тема искусства

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

Индивиду

альный подход


На всех

уроках

18.(2)

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

19.(3)

Изображение головы человека в пространстве

1

20.(4)

Графический портретный рисунок и выразительность образа

  • человека

1

21.(5)

Портрет в скульптуре

1

22.(6)

Сатирические образы человека

1

23.(7)

Образные возможности освещения в портрете

1

24.(8)

Портрет в живописи

1

25.(9)

Роль цвета в портрете

1

26.(10)

Великие портретисты (обобщение темы)

1

4 четверть - 9 часов.

Человек и пространство в изобразительном искусстве

27.(1)

Жанры в изобразительном искусстве

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход


На всех

уроках

28.(2)

Изображение пространства

1

29.(3)

Правила линейной и воздушной перспективы

1

30.(4)

Правила воздушной перспективы

1

31.(5)

Пейзаж -большой мир. Организация изображаемого пространства

1

32.(6)

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

33.(7)

Городской пейзаж

1

34.(8)

Выразительные возможности изобразительного искусства

1

35.(9)

Обобщающий урок-зачёт

1








Изобразительное искусство. 7 класс. 1 час в неделю (35 часа).




№ п/п

Содержание работы. Название темы.

Количество часов.

Современные образовательные технологии

Нестанд. формы занятий

Исп. ИКТ

1 четверть - 9 часов.

1.(1)

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

На всех уроках

2.(2)

Пропорции и строение фигуры человека.

1

3.(3)

Красота фигуры человека в движении.

1

4.(4)

Лепка фигуры человека (спортсмена).

1

5.(5)

«Великие скульптуры».

1

6.(6)

Изображение фигуры с использованием таблицы.

1

7.(7)

Набросок фигуры человека с натуры.

1

8.(8)

Человек и его профессия.

1

9.(9)

Выставка работ «Моя будущая профессия».

1

2 четверть - 7 часов.

10.(1)

Тематическая (сюжетная) картина.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

На всех уроках

11.(2)

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?

1

12.(3)

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П.Федотов.

1

13.(4)

«Передвижники».

1

14.(5)

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея».

1

15.(6)

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

1

16.(7)

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Продолжение.

1

3 четверть -10 часов

17.(1)

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

На всех уроках

18.(2)

Сложный мир исторической картины.

1

19.(3)

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

20.(4)

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи».

1

21.(5)

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

1

На всех уроках

22.(6)

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход

23.(7)

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

24.(8)

Эрмитаж - сокровищница мировой культуры.

1

25.(9)

Художественные музеи моего города (края).

1

26.(10)

Знакомые картины и художники.

1

4 четверть -9 часов

27.(1)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Технология личностно-ориентированного обучения

Дифференцированный подход








Индивиду

альный подход


На всех уроках

28.(2)

Плакат и его виды. Шрифты

1

29.(3)

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

30.(4)

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

31.(5)

История искусства и история человечества

1

32.(6)

Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

33.(7)

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

34.(8)

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

35.(9)

Обобщающий урок-викторина.






Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. - 2001. - № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. - Искусство. - 2002. - № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI-XII веков. - М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. - М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей - детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет - ресурсы: Музейные головоломки muzeinie-golovolomki.ru/. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства artdic.ru/index.htm



© 2010-2022