Урок по ИЗО на тему Мифы и легенды древнегреческой вазописи (4 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Урок - путешествие в Древнюю Грецию. «Мифы и легенды древнегреческой вазописи»

Цель урока: расширить представление о зарождении и развитии древнегреческой вазописи, о изображении на вазах легенд и мифов Древней Греции.

Задачи урока:

- совершенствовать изобразительный навык, глазомер, делать отбор содержания по поставленной задаче для группы;

- формирование УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные;

- развивать творчество, композиционное мышление, учить компоновать изображение на листе бумаги (аппликация, конструирование, моделирование), прививать навык аккуратной работы с бумагой в технике аппликации и в конструировании;

- воспитывать интерес к предмету, к культуре Древней Греции, товарищество, дисциплинированность.

Тип урока: урок повторения , усвоение нового материала и обобщения изученного материала

Форма урока: путешествие в Древнюю Грецию

для учителя - презентация по теме урока, рисунки с изображением богов Древней Греции, макет факела, язычки пламени из цветной бумаги; корабль Арго со съемным парусом ;вазы; дерево с руном, Зевс, Кебр, Пасейдон; Минотавр.

для обучающихся - ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны фигур человека, фломастеры.

Музыкальный ряд: запись греческих инструментальных мелодий, из кинофильма «Арго» «Сиртаки».

Оформление класса: на доске изображение островов, богов, вазы, заготовки для панно.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя

- Сегодня у нас необычный урок - путешествие, в Древнею Грецию. Мы перенесемся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады и познакомимся с гончарным искусством - керамикой, а также узнаем о мифах греков. Путешествие мы будем осуществлять на знаменитом корабле Арго. Как известно смелые и отважные аргонавты со своим капитаном Есоном поплыли за золотым руном в Колхиду. Вот и мы сегодня, преодолевая все трудности и испытания, попробуем добыть золотое руно-символ счастья.

Звучит греческая мелодия "Арго"

Учитель: - спасибо гостеприимству капитана Ясона, благодаря которому мы преодолели волны Эгейского моря и теперь находимся в Древней Греции. Чем же прославились древние греки?

Ученик:

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

ну до чего знаменитый народ!

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

Учитель:

А посмотрите теперь, каково

Было гончарное их мастерство!

Сегодня мы с вами совершим остановку в Афинах и пройдемся по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснёмся к тайнам греческих мастеров.

"Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?

Ответы детей

Учитель. Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово "керамика". Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы.

Слово «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». Вазопись - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи - для хранения:

объемистый кратер - сосуд с широким горлом для смешивания вина с водой, обычного напитка греков (в);

килик - самая распространенная чаша для вина, плоская, с ножкой и двумя ручками (з);

овальная амфора - сосуд, служащий для транспортировки вина и масла с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда (и).

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов - все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:

- чернофигурный (расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Известные мастера того времени - Клитий, Эксекий, Амасис;

- краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Крупные мастера - Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига. В V веке фон стал черным, а фигуры - оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название - краснофигурный.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые - пальметта (рисунок 1), есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Очень распространен был меандр (рисунок 2) - узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Любили греки изображать волну (рисунок 3), бутон лотоса (рисунок 4).

Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина - сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях - ведь картины на вазах изображали и мифологических героев. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах? Миф - это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас).

Как герои в Древнем мире.

Так вперед, друзья, немедля,
В этот старый лабиринт,
Вы готовы к испытаньям?
Подплываем. Остров Крит!

Итак, мы подплыли с вами на остров Крит, где по легенде был построен лабиринт для ужасного минотавра, у которого голова была быка, а туловище человека. Каждый год на Крит привозили жертву: 7 девушек и 7 юношей кровожадному минотавру. Греческий герой Тесей с помощью нити Ариадны прошел таинственные и запутанные ходы лабиринта, убил минотавра и освободил заложников. Давайте подержимся за нить Ариадны, чтобы и она нам помогла пройти испытания. Им вручается "путеводная нить Ариадны". Смогут ли они воспользоваться ею и вывести своих товарищей из лабиринта. Проверим их знания и смекалку. Ребятам вручается "клубок": поочередно отвечая на вопросы, они протягивают "нить"

2.Каких богов еще вы знаете? (Афина Паллада, Аполон, Гера, Пасейдон, Аид, Гермес, Дионисий, Афродита.)

3. Что означает «ордер»?

4. Какие три ордера вы знаете?

5.Каким декоративным элементом украшена капитель ионического и коринфского ордера?

Плывем дальше. Обратите внимание по правому борту остров с огромной скалой. Кто - это прикован цепями к ней - это Прометей. По приданию этот герой был прикован к скале за то, что он ослушался Зевса и отдал людям огонь. Каждый день к нему прилетает орел и выклевывает ему печень. Очень жалко Прометея, но чтобы не вызвать гнев Зевса мы должны ответить на его вопросы:

6. Как называется верхний город в Афинах? ( Парфенон)

7.Как называется одежда у греков? (хитон)

8. В каком городе проходили олимпийские игры?

9.Какой знаменитый скульптор и архитектор, выполнивший известнейшую бронзовую скульптуру «Афина Парфенос» и статуей Зевса?

Дальше наш путь лежит через остров медузы Горгоны. С этим островом связан миф, как знаменитый Персей получив щит, и крылатые сандалии сражался с медузой Горгоной. Трудно ему было т. к. взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Так наш герой, смотря в отражение щита, отрубил многочисленное количество голов, чем почти уничтожил эту бестию. Но оставался последний взгляд Горгоны. Многие предлагали ему, что бы он воспользовался этим устрашающим оружием для того, чтобы стать властелином мира. Ребята нам надо помочь Персею, чтобы он не стал жертвой человеческой зависти. Необходимо станцевать греческий танец «Сиртаки» Звучит музыка, дети встают в круг и берутся за плечи друг друга.

Молодцы ребята Персей спас от морского чудовища прикованную к скале Андромеду. В честь них назвали созвездие Персей и Андромеда.

Можно перечислить еще много мифов о богах и героях Геракл - сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей - царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует "Одиссея" Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте.

Наконец мы приплыли в Колхиду. Ребята - Руно висит на дереве и его охраняет гербер- трехглавый пес, страж подземного царства Аида. Чтобы заполучить руно он требует украшенные вазы:

Самостоятельная работа учащихся

- Представьте себя в роли древнегреческих художников. Перед вами подготовленные шаблоны, повторяющие силуэты древнегреческих сосудов. Можно проявить собственные способности в изображении силуэта вазы. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:

  1. Выбор сюжета росписи.

  2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе.

  3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

4. Где по легендам греков родились и жили боги. Как называется эта гора? (Олимп)?

- Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка.

Молодцы ребята! Очень красивые получились вазы, но нам необходимо отдать их герберу, чтобы заполучить наше руно. Мы отправляемся в обратный путь.

Бог морей Посейдон чем-то разгневан и шлет на море страшную бурю и срывает наши паруса и похищает золотое руно. Чтобы успокоить Посейдона, нужно принести жертву. Необходимо ответить на вопросы:

Какие 2 вида вазописи выделили?

Какие сюжеты чаще изображали на вазах?

Какие легенды вы запомнили?

Итак, вместо наших парусов Посейдон возвращает золотое руно и наши вазы, которыми мы украсим наш класс. Наше путешествие подошло к концу, давайте поблагодарим Есона и его команду за предоставленную возможность побывать в удивительной стране Греции. Скажите, что вам больше всего понравилось?

Расставаясь, русские говорят «прощай»

Англичане «счастливого пути», а

Греки говорят «хайре» - радуйся!

Вот и я Вам говорю «хайре», радуйся каждому уроку, каждому дню своей жизни.

Уборка рабочего места.

6


© 2010-2022