Методическа разработка Уральская вышивка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»












Методическая разработка

«Уральская вышивка»


для детских художественных школ и

художественных отделений

детских школ искусств








Разработчик:

Преподаватель высшей категории

МОУ ДОД «ДХШ»

Брагина Людмила Евгеньевна








г. Качканар, 2014г.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….5 стр.

2 Основная часть.

2.1. Исторические и художественные особенности Уральской вышивки……7 стр.

2.2. Орнамент и его основные виды…………………………………………….11стр.

2.3. Особенности Уральского орнамента………………………………………12 стр.

2.4. Современная трактовка орнамента………………………………………...13 стр.

2.5. Художественные средства в орнаментальном искусстве………………..16 стр.

2.6. Инструменты, приспособления и материалы для вышивания…………..18 стр.

2.7. Подготовка к вышиванию…………………………………………………..26 стр.

2.8. Закрепление нити на ткани…………………………………………………28 стр.

2.9. Обработка вышитых изделий………………………………………………29 стр.

2.10. Технические приемы вышивки «роспись»……………………………….31 стр.

2.11. Технические приемы вышивки тамбурным швом………………………34 стр.

2.12. Технические приемы вышивки «крестом»…………………………...….35 стр.

3. Технические приёмы вышивания «гладью»

3.1. Виды швов. …………………………………………………………...38 стр.

4. Перечень учебно-методического обеспечения……………………………...44 стр.

5. Список литературы……………………………………………………………45 стр.

6. Сведения об авторе работы…………………………………………………..46 стр.

Приложение №1. Рисунки, схемы

Рис. 1. Оберёжные символы.

Рис. 2. Разновидности двухстороннего шва «роспись».

Рис. 3. Схемы выполнения простых швов «роспись».

Рис. 4. Схемы выполнения более сложных швов «роспись».

Рис. 5. Элементы геометрического орнамента (прием вышивки «роспись»).

Рис. 6. Элементы растительного орнамента (прием вышивки «роспись»).

Рис. 7. Элементы орнамента в полосе (прием вышивки «роспись»).

Рис. 8. Элементы орнамента в полосе (прием вышивки «роспись»).

Рис. 9. Мотивы «Птицы».

Рис. 10. «Дерево», «Женская фигурка» (приемы вышивки «роспись», «шашка», «клетка»).

Рис. 11. Схемы выполнения шва «крест».

Рис. 12. Элементы орнамента, выполненные швом «крест».

Рис. 13. «Бабочка».

Рис. 14. «Узоры простым крестом».

Рис. 15. Элементы орнамента швом «крест».

Рис. 16. Разновидности «тамбурного» шва.

Рис. 17. Разновидности шва «счетная гладь».

Рис. 18. Пример построения ленточного орнамента.

Рис. 19. Пример построения сетчатого орнамента.

Рис. 20. Ритмизация.

Рис. 21. Элементы орнамента «птицы».

Рис. 22. Элементы орнамента «женщина», «конь».

Приложение №2. Фотографии

1. Орнамент в полосе. Вышивка швом «роспись». Волосникова О.10лет.

2. Орнамент в полосе. Вышивка швом «роспись». Кулешова М. 10 лет.

3. Орнамент в полосе. Вышивка швом «роспись». Адамчук Д. 10 лет.

4. «Дельфин». Вышивка гладью. Скоробогатова К. 10 лет.

5. «Цыплёнок». Вышивка гладью. Мелешкина Ж. 10 лет.

6. «Снеговик». Вышивка гладью. Бокулина Ж. 10 лет.

7. «Птичка». Вышивка гладью. Иванова М. 10 лет.

8. «Птенец». Вышивка гладью. Морозова Ю. 10 лет.

9. «Друзья». Вышивка гладью. Пасынкова Я. 10 лет.

10. Декоративное панно «Весна». Вышивка гладью. Коллективная работа обучающихся.10 лет.

11. «Салфетка». Вышивка «тамбурным» швом. Морозова Ю. 11 лет.

12. «Салфетка». Вышивка швом «крест». Иванова М. 11лет.

13. «Салфетка». Вышивка швом «крест». Адамчук Д. 11лет.

14. «Салфетка». Вышивка швом «крест» Двойнишников В. 11 лет.

15. «Пейзаж». Вышивка гладью. Сметанина П. 11 лет.

16. «Рыжий кот». Вышивка гладью. Вахминцева А. 11 лет.

17. Вышивка на полотенце швом «роспись». Кулешова М. 12 лет.

18. Вышивка «Петухи» Коллективная работа. 11 лет.

19. Декоративное панно. «Сказочная птица». Вышивка гладью. Коллективная работа обучающихся. 12 лет.

20. «Привал» Вышивка гладью. Тепикина А. 12 лет.

21. «Пейзаж». Вышивка гладью. Недра Д. 12 лет.

22. «Утренняя прогулка». Вышивка гладью. Кулешова М .12 лет.

23. «Пейзаж». Вышивка гладью. Пасынкова Я. 12 лет.

24. «Салфетка». Вышивка гладью. Манько С. 13 лет.

25. «Салфетки». Вышивка гладью. Тарасова К. 13 лет.

26. «Полотенце и салфетки». Вышивка гладью. Коллективная работа обучающихся 13 лет.

27.Фрагмент вышивки на полотенце. Коллективная работа обучающихся. 13 лет.

28. «Пейзаж». Вышивка гладью. Пасынкова Я. 13 лет.

28. «Полотенце». Вышивка «крестом». Вьюнова Ю. 13 лет.

30. «Думочка». Вышивка «крестом». Галиулин И. 13 лет.

31. «Вечер». Вышивка гладью. Адамчук Дима 13лет.

32. «Полотенце». Вышивка швом «роспись» Зобнина А. 13лет.

33. Фрагмент вышивки швом «роспись» Зобнина А. 13 лет.











1. ВВЕДЕНИЕ

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства.

Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения
в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность вышитых изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением.

Вышитые изделия содержат богатейшие возможности в обучении приемам композиции, декоративной стилизации с учетом функциональности и красоты.

Предлагаемая методическая разработка предназначена для обучения искусству «Уральской вышивки» на уроках декоративно прикладного искусства
в детской художественной школе и художественных отделениях детских школ искусств с обучающимися 1 - 3 классов.

Цель методической разработки:

  • познакомить обучающихся с наследием Урала;

  • с традициями современных художественных промыслов;

  • с работами народных мастеров;

  • дать представление о художественных законах изобразительно - выразительных средствах народного искусства.

Данная цель достигается путем решения комплекса задач:

1. Обучать обучающихся искусству вышивания изделий с учетом утилитарных
и эстетических сторон, учить техническим приемам вышивки, а также приемам композиции, гармонизации цветового решения.

2. Развивать чувство ритма и пропорций, чувство силуэта, цветовой гаммы, чувство меры; формировать творческую фантазию, умение самостоятельно составлять композицию орнамента, вводить собственные приемы стилизации, находить свое художественное решение.

3. Воспитывать художественный вкус, эстетическую отзывчивость, чувство гордости за народное художественное творчество.

Методическая разработка предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся. Преподаватель должен использовать методическую разработку творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки обучающихся.

Занятия вышивкой носят в основном практический характер. На теорию отводится примерно 2 % учебного времени.

На курс отводится 102 часа: 1 класс - 34 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс -34 часа.

Методическую разработку «Уральская вышивка» можно использовать для ведения образовательной деятельности в детских художественных школах и на художественных отделениях детских школ искусств.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

УРАЛЬСКОЙ ВЫШИВКИ

Урал известен как крупнейший промышленный центр России. Металл
и камень в силу своеобразных исторических особенностей являются первоосновой и декоративно-прикладного искусства этого региона.

Благодаря высокому профессиональному мастерству многих рабочих
на протяжении 18-19 веков создались неповторимые по своей форме изделия
с многочисленными элементами декора, составившие позже национальную гордость русского искусства.

Особый интерес вызывает художественное украшение ткани. Еще не так давно многие женщины на Урале владели секретами этого ремесла: умели прясть и ткать, вязать и вышивать. Секреты рукоделия постигались младшими от старших. Еще до замужества девушка должна была приготовить свои подарки родне жениха. По чистоте работы, красоте узоров и судили о ее трудолюбии
и мастерстве.

Одним из интереснейших проявлений народного творчества является вышивка - особый вид орнаментации ткани. Занавески, края простыней и наволочек, одежда и головные уборы - не перечесть всего того, что создавалось кропотливым трудом женщины. Но особым уважением во все времена пользовались в народе вышитые полотенца. Вышитое полотенце - самобытный и ценнейший памятник народного творчества. Простота и доступность материала, колорит изделий, обилие вышитых узоров на них - все это свидетельствует о вкусах, о традициях народа, о его понимании красоты и гармонии. Те полотенца, которые служили повседневными утиральниками, имеют более скромную отделку. Полотенца, используемые в качестве подарочных и ритуальных обрядах (связанные с рождением, крещением, свадьбой, смертью человека) представляют собой богатое чередование полос ленточного орнамента вышивки и кружева, нередко сочетавшихся с монограммами, текстами на белых полотнищах. На полотенцах такого рода подносили хлеб - соль почетным и дорогим гостям, ими украшали божницу в красном углу избы, дарили в подарок. С полотенцами в последний путь провожали человека, ушедшего из жизни.

Полотенца представляют собой узкие тканые полосы, достигающие в длину до полутора метров. Технические приемы вышивки на них разнообразны. А богатство сюжетов и лаконичность цветовой гаммы нитей обыгрывались и дополнялись всегда фантазией народных мастериц. Выходцы
из Поволжья, центральной части России, Русского Севера некогда принесли
на Урал культурные традиции своего народа. Отсюда и распространенные
в вышивке общерусские приемы: «двухсторонний шов», «крест», «ажурная строчка», «стебельчатый тамбур», «роспись», «счетная гладь» и другие.

Многообразие видов является свидетельством бережно хранимых народом и переходящих из поколения в поколение традиционных приемов. Иногда
в работах использовалось несколько приемов шитья: вышивка крестом сочеталась с шитьем «гладью», тамбуром и т.д. Выбор техники вышивки
во многом зависел от самого характера узора, который вводился на полотенце
не просто как украшение, а как особый оберег, призванный защитить человека от влияния злых сил природы, обеспечить его дальнейшее благополучие
в жизни. Такими охранительными символами могли служить стилизованные знаки солнца (круг), (ромб) - земли, воды (волнистая линия), растений. Такого рода орнаментальные узоры в виде ромбовидных фигур - не редкость в работах уральских вышивальщиц.

Материалом вышивки служили чаще всего льняная и хлопчатобумажная основа, цветные шерстяные, льняные, меловые и металлические нити, соединяющиеся с тканью посредством иглы. Преобладающим цветом является красный - выражение восторга и радости человека, цвет здоровья и красоты, утверждения жизни. Славяне в прошлом считали его символом производительных сил природы. Нередко красный цвет сочетался с черным, чередуясь с ним в изображенных фигурах орнаментики, что способствовало выделению орнаментальных мотивов.

Анализ произведений народного искусства показывает, что в уральской вышивке на полотенцах преобладают растительные узоры в виде отдельных цветов или дерева жизни. При этом культивировалась чистота и простота форм декора. Новая природная и экономическая среда бытования населения Урала
во многом способствовала переосмыслению семантики орнаментальных узоров, некогда связанных с верованиями древних славян. Уже в 19 веке вышивка претерпевает большие изменения. Свои творческие замыслы мастерицы черпали не только из окружающей их природы, но и от конкретного жизненного уклада. Искренние и правдивые в своей основе осмысленные изображения тех же растений отражали чувства и определения людей о красоте, добре, уважении других к другу. Так узор «дерево жизни» (рис 10) представлял собой стилизованный образ березы - своеобразный символ, способствующий благополучному течению жизни человека. Другой узор - «цветок» - является символом цветущего сада. В этих орнаментальных мотивах проявлялось растворенность природной стихии. Независимо от симметричного расположения узоры выполняли две функции: оберега и украшения одновременно. Уральской вышивке свойственны большая декоративность, плоскостная передача изображаемых мотивов с долей схематизации, традиционность орнаментики.

На полотенцах встречаются профильные изображения птиц - символы любви и веры, тепла и света, выражения души человека. Наиболее частые образы птиц в вышивке петух и курица, птицы - павы, лебеди, двуглавые орлы. (Рис. 9, 21). Но наиболее распространенные узоры - сидящие друг против друга птицы, которых разделяют или куст, или цветок, ветка дерева. В подобных изображениях выделены присущие птицам формы, схожие с природными. Однако их декоративная условная трактовка преобладает над реальными. Фигуры выполнены мелкой «счетной гладью» или «тамбуром».

Помимо этих орнаментальных узоров в вышивке на полотенцах встречаются женские образы - особо почитаемые русским народом. Женские фигурки в вышивке имеют свои особенности: силуэтность, условность
и статичность фигур. Каждая деталь обведена контурной цветной нитью. Конь выступает в вышивке как первый помощник земледельца. В древности славяне использовали этот образ как символ, приносящий тепло и свет, символ перемены времен года. (Рис. 22)

Новое время и новое мышление способствует созданию новых орнаментальных мотивов. Вышивка может стать настоящим произведением искусства на любом изделии, будь то накидка, салфетка, платье. Всё зависит
от уровня подготовки создателя. Но всегда важно помнить, что кроме чистого украшательства вышитое изделие должно обладать главным - утилитарностью (от латинского «утилитас» - польза, выгода) назначением. Необходимо воспитывать в себе художественный вкус, учиться развивать чувство прекрасного, изучать культурное наследие прошлого.

А изучение характера и особенностей построения орнамента, его расположения на плоскости, выявление различных техник и швов исполнения дают возможность творческого использования их при создании новых, современных изделий. Необходимо научиться делать зарисовки орнаментальных мотивов. В качестве основы для вышивки возможно использование не только белых, но и цветных тканей различных фактур: редина, зернистого полотна, льна... Важно научиться, не слепо копировать образцы прошлого, а творчески переосмысливать их.

2.2. ОРНАМЕНТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Каждым народом в процессе его исторического развития создавались необходимые для жизнедеятельности предметы быта, обладавшие такими качествами, как польза, прочность, красота. Рукотворные изделия наполнялись определенным содержанием, если они были украшены элементами различных узоров, получивших название «орнамент», (от латинского - украшать).

Создание изделий народного творчества - процесс сложный, при котором мастер старается воплотить свой замысел в реальность. В основе творческого процесса лежит выбор материала, формы изделия, гармоническое соединение формы с орнаментальным решением. Природа орнамента своеобразна. Она не существует вне предмета, и его задача - способствовать созданию определенного художественного образа. Предметное украшательство основано на принципах симметрии, ритма, существует понятие рапорта, т.е. ритмического и симметрического чередования одинаковых изображений, в которое закладываются народными мастерами определенные эстетические и смысловые нагрузки. Ритм в орнаменте первоначально использовался в лозоплетении. Размещение орнамента на плоскости изделия обусловлено определенным
и художественно-композиционным требованием.

Орнамент базируется на высокой степени обобщения. Это не просто имитация (т.е. способность принимать формы и признаки, существующие
в природе, находить их образное пластическое выражение), но и ритм, осознание закона природы и человеческого коллектива.

Элементы орнамента.

  • Растительный («травный») составленный из растений и плодов.

  • Животный («изобразительный») воспроизводящий конкретных животных, птиц, насекомых, человека и т.д.

Классификация орнамента условна и используется для выполнения и выделения определенных групп, основанных на абстрактных формах: близость используемых мотивов, характер и трактовка (стилистические особенности), композиция, техника исполнения, цветовая гамма и сам материал.

2.3. ОСОБЕННОСТИ УРАЛЬСКОГО ОРНАМЕНТА

Горнопромышленный регион Урала получил свое интенсивное развитие в последние три столетия - ХVIII - ХХ в. Этому способствовала необходимость в крупной горно-заводской промышленности и металле.

Выходцы из центральных губерний России приносили с собой на Урал свою культуру и традиции. Новая среда жизнебытования людей, новое мышление, развивающиеся экономические связи с востоком повлияли на создание невиданных производств и промыслов, меднопосудного, чугунолитейного, камнерезного и ювелирного, лаковой росписи металла.

Основой орнаментального декора на Уральских изделиях стали элементы растительного характера, заимствованные у живого мира природы. Народные мастера, выбирая и творчески перерабатывая образы растений, достигли при этом определенного зрительного эффекта. Стилизованные заливки стеблей, узорчатые листья, бутоны цветов, плоды в узорах сплетались в единый декор орнамента. Создавая впечатление пышности и богатства, уральский орнамент не нес в себе магического содержания, как декор востока. Его основной функцией являлось взаимодействие с пластикой формы изделия. Орнамент обладал метафоричностью, т.е. способностью передавать определенные образы. Метафора - результат мировоззрения народного мастера, который отражал в орнаменте не только визуальное сходство с цветком, птицей, животным, человеком, сколько свое духовное начало через стилизацию.

Растительный орнамент ярче всего проявил себя в ХIХ в. в росписи металла. Так называемый золотой орнамент стал характерной особенностью творчества нижнетагильских мастеров и составной частью многих выпускаемых ими изделий: столов, шкатулок, подносов. Орнамент наносился живописными и трафаретными приемами, не противореча цветочной и сюжетной росписям на изделиях. Чаще всего золотой узор в виде гирлянд обрамлял изображения, делал их еще более красивыми.

Декоративные изделия из металла в Нижнем Тагиле были тесно связаны с творчеством двух мастеров - рисовальщика и резчика трафаретов.

2.4. СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ОРНАМЕНТА


В последние годы народными мастерами взята ориентация на восстановление утраченных особенностей уральского орнамента и создание новых узоров, отвечающих требованиям декоративно-прикладного искусства. Одна из решаемых ими задач - в русле лучших традиций способствовать созданию цельных и гармоничных изделий за счет умелого подбора орнамента.

Особая роль при этом отводится знанию культуры и исторических особенностей уральского региона, традиций школ мастерства, роль которых трудно переоценить в становлении и воспитании молодого поколения. Общность традиций и школ мастерства предполагает единство художественных принципов и стилистических манер орнамента.

В этом важном деле неоценима помощь исследователей. Или поставлен вопрос о классификации современного узора, определяемого деятельностью самого народного мастера. Изучение особенностей орнамента помогает осмыслить его и использовать его в современных изделиях.

Орнамент приобрел новую значимость, став, во-первых, своеобразной грацией, переступить которую невозможно, не разрушив гармоничный образ всего произведения декоративно-прикладного искусства, во-вторых, организующим звеном, способным определенным образом характеризовать вещь, ее цельность, замкнутость отдельных частей, функциональное расчленение сегментов на сектора. Больших успехов в умении подбирать орнамент для изделий в последние годы достигли мастера нижнетагильского подносного промысла. Орнамент - искусство организующее.

Начинающему орнаменталисту необходимо обратить внимание на характер образов и символов и умело их применять в своём творчестве.

В уральском орнаменте важно уметь использовать мотивы и формы растительного и животного мира, несущие в себе природные и эстетические начала.

Можно включить в современную трактовку орнамента образцы, олицетворяющие высшие человеческие понятия о добре, красоте, солнце, дереве жизни, несущие здоровье, нравственно-эстетическую силу.

Развитие народного декоративно-прикладного искусства в современный период происходит по определенным творческим принципам, основа которых - повтор, и вариативность.

Чаще всего используются одни и те же мотивы орнамента в разных видах творческой деятельности народных мастеров: в вышивке, кружевоплетении, росписи металла, резьбе по дереву и т. п. Но трактовка орнамента различна,
в зависимости от местных культурологических особенностей и мышления конкретного мастера. Само понятие «традиционность» приводит в важной черте народного декоративно-прикладного искусства - коллективности и преемственности творчества. Орнамент может вызывать множество зрительных ассоциаций. Отсюда и условность его названий.

Так в росписи нижнетагильских подносов мастерами используются мотивы растительного орнамента, основу которого составляют линии, точки, отдельные мазки, варьирование этими элементами декора позволяет создать узоры, схожие между собой.

Один из орнаментальных мотивов, часто встречающихся в вышивке и в росписи металла - дерево жизни, символ, который трактуется как образ березы, широко распространенной и почитаемой русским народом. Береза обладает особыми лечебными свойствами, отсюда и дань глубокого уважения к ней.

Исключением является животный изобразительный узор, известный еще и как «звериный» стиль.

В глубокой древности он служил языком общения. Мастера прошлого изображали на своих изделиях и реальные образы животного мира, и фантастические существа.

Распространенный образ, дошедший до наших дней - Птица. Многими столетиями складывался в сознании человека образ вещей Птицы - Радости и Печали, Добра и Зла.

На Урале изображение птицы проявило себя в керамических изразцах XIII века, в медночеканной посуде XVIII века, в разных пряничных досках и росписях, в расписных металлических изделиях, в вышивке. Образ птицы связан с традиционными славянскими верованиями и трактуется как выражение души человека, окрыленной символом любви и веры.

Птица Урала имеет отличительную особенность. Изображение представляет собой не сказочного птицезверя Грифона или таинственную птицедеву Сирин и Алконост, как в искусстве русского севера, а нечто более реалистичное. Это связано с графичностью орнамента, слитностью формы изделия и узора.

Уральская птица - Пава (рис. 21) трактуется, как символ весны и зарождения земли.

Другой наиболее распространенный узор - Конь, первый помощник человеку, символ смены времен года (рис. 22).

Интересен символ «Мать сыра земля» - символ чистоты и святости, который, как правило, служит условным фоном изделий: белый - на полотенце, черный на подносе, красный на сарафане.

Еще один символ «Женщина» (рис.10, 22), образ трактуется как символ материнства и плодородия, и нуждается в дальнейшей разработке современными мастерами народного искусства.

2.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Ритмические особенности.

В значительной степени характер композиции любого орнаментального узора определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств. Ритм - закономерность чередования соизмеримых элементов в рисунке, способствующий ясности и выразительности композиции, четкости
ее восприятия. С ритмическим началом можно сталкиваться в повседневной жизни, наблюдая, например, естественное распределение элементов композиции декоративного произведения: увеличение или уменьшение расстояния между ними, изменение заполняемости узором или насыщенности цветом - приемы «движения» узора в определенном ритме. Основные приемы ритмического построения:

1) раппортное, при котором элементы узора равномерно чередуются
на плоскости, подчиняясь строгому ритму.

2) расположений элементов узора по убывающему или нарастающему ритму.

3) симметричное построение узора, при котором одинаковые формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям.

4) свободное расположение узора по всей плоскости изделия.

Явление симметрии. (Рис. 18)

В природе часто наблюдаются явления симметрии: форма человеческого тела, лица, листьев растений. Симметрию следует понимать как зеркальное повторение одного мотива по двум пересекающимися под прямым углом осям. У симметрии обязательно есть центр. Например, крылья бабочки расположены по обе стороны тела, так что при наложении друг на друга они совпадают. Линию, проходящую посередине симметричной фигуры, принято называть осью симметрии. Ось как бы играет роль зеркала и может располагаться и по диагонали, и по наклону к осям. Причем при точном повторении орнаментального мотива, ось может быть решена различными элементами
на одной и другой половине.

Существует несколько видов симметричного орнамента: (рис. 20)

1) когда один элемент чередуется с другим по горизонтали;

2) когда два элемента чередуются по вертикали то вверх, то вниз;

3) когда два элемента повторяются и поворачиваются к друг другу противоположной стороной.

4) когда два элемента чередуются по диагонали;

5) когда два элемента чередуются последовательно между собой;

6) когда элементы могут располагаться в несколько рядов.

Как правило, симметричный узор хорошо располагается на свободной поверхности предмета. Может быть неполная симметрия, при которой отдельные части декора не симметричны, но уравновешены так, что в целом создается впечатление симметрии. Не всегда в орнаменте сохраняются природные соотношения образов. Так, фигуры животных и птиц в смешанном орнаменте бывают такого же размера, что и растения. Цвет орнамента зависит лишь от творческого замысла мастера и назначения самого предмета.

В зависимости от того, какая часть предмета украшается орнаментом, последний принято делить на следующие виды:

  • ленточный орнамент, украшающий край предмета; (рис 18)

  • сетчатый орнамент, покрывающий всю поверхность предмета; (рис 19)

  • орнамент, украшающий лишь часть предмета.

2.6. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

Каждая женщина должна уметь владеть иголкой, стараться приобрести некоторые знания в приемах ручной вышивки. Это особенно необходимо и важно в жизни женщины-матери, которая стремится сама шить, вышивать, обшить швом детский нагрудник, вышить детское платье, сорочку, красивую скатерть, дорожку, абажур и этим создать уют в доме. Но прежде чем научиться вышивать, нужно знать, какие инструменты и приспособления применяются в вышивке, на каких материалах и какими нитками можно вышивать. Необходимо учесть, что правильный подбор инструментов оказывает большое влияние на качество работы.

Рабочее место вышивальщицы также имеет большое значение при выполнении различных видов вышивки. Если вышивальщица сидит и держит работу правильно, она не так быстро устает и работа лучше спорится. Неправильная посадка вызывает сутуловатость, близорукость.

Условиями нормального положения вышивальщицы при вышивании надо считать следующее: грудь свободная, корпус с небольшим наклоном вперед, руки в локтях отстоят от фигуры не менее чем на 10 см, ноги свободно помещаются на полу или подставке, расстояние между глазами и работой не менее 30-35 см, высота стула соответствует высоте стола.

Дневной свет считается самым благоприятным для вышивальщицы, особенно когда он падает с левой стороны от рабочего места. Вышивальщице приятнее работать и она не так быстро устает, если потолки и стены в комнате окрашены в светлые тона и температура воздуха нормальная.

Приступая к вышиванию, необходимо иметь следующие инструменты, приспособления и материалы.

Иголки 7-8 штук разной величины и толщины. Тонкие иголки нужны для вышивания на тонких материалах: шелке, маркизете, батисте. Средние иглы - на льняных тканях, толстые - на грубых, плотных тканях, а также для вышивания синелькой, ирисом, тесьмой. Обычно при вышивании употребляют короткие иголки, так как длинные при прокалывании ткани могут повредить левую руку и при ходе снизу вверх задерживают быстроту движений. Ушко в иголке должно быть большим, овальным, с гладкими краями, чтобы нитка хорошо вдевалась, не перетиралась и не лохматилась при работе. Для хранения иголок нужно сшить мягкую подушечку, которая должна во время работы находиться под руками. Чтобы иголки не ржавели, их нужно хранить в сухом месте. Очень хорошо иметь специальный игольник, внутри которого должна быть мягкая шерстяная вкладка.

Необходимо научиться правильно пользоваться иголкой. Держать ее нужно большим и указательным пальцами правой руки, а наперсток надевать на средний палец правой руки и подталкивать им иголку. Острие иголки при шитье должно быть направлено в левую сторону, а ушко иголки - к ладони. Работу следует держать на указательном и среднем пальцах левой руки и придерживать большим пальцем. Шитье идет справа налево.

Наперсток. Все виды вышивания нужно делать с наперстком, подобрав его по среднему пальцу. Следует стараться не терять наперстка, так как к нему привыкает рука. Наперсток должен быть с донышком из нержавеющей стали, пластмассовые наперстки быстро ломаются и прокалываются.

Ножницы для вышивания применяются двух видов: маленькие с прямыми, острыми концами для надрезки нити при выдергивании и средние для обрезывания ниток и для раскроя ткани. Сантиметровая лента нужна при

расположении и наметке рисунка, раскрое ткани, для проверки размера при заделке рубца.

Карандаши - 2 штуки: твердый и мягкий для перевода рисунка и подрисовки.

Дырокол - длинная металлическая или деревянная палочка с острым концом - необходим для прокалывания дырочек в ажурных работах.

Пяльцы являются очень важным приспособлением для вышивания, так как работу в натянутом состоянии легче и удобнее вышивать

Начиная впервые вышивать с наперстком, вышивальщица чувствует затруднение в движениях пальца, но оно скоро проходит и рука очень быстро привыкает к наперстку. Вышивать без наперстка не рекомендуется, так как можно проколоть иголкой палец, особенно при работе с толстыми и грубыми материалами. При вышивании с наперстком работа идет намного быстрее и качество вышивки гораздо выше

Для небольших вышивок употребляют круглые пяльцы, а для больших - прямоугольные.

Круглые пяльцы состоят из двух кругов - один больший, другой меньший, свободно входящих один в другой. Для удобства при вышивании меньший круг пялец обматывают тонкой тканью. Вышивают на пяльцах так: материал с переведенным на нем рисунком накладывают на меньший круг, а сверху одевают больший круг, стараясь туго натянуть материал со всех сторон. Если материал меньше пялец, то к концам его пришивают другую ткань. Иногда бывает, что вышиваемый рисунок больше, чем пяльцы, и весь туда не входит. В таких случаях вышивают одну часть рисунка, А потом перепяливают и вышивают другую часть.

Для вышивания скатерти, занавеси, коврика, гобелена употребляются разборные прямоугольные пяльцы, которые бывают длиной от 70 см до 3 м. Состоят они из двух поперечных толстых планок со сквозными отверстиями по концам, двух продольных плоских планок с отверстиями для колышков, двух тонких круглых палок и четырех колышков.

Для того чтобы натянуть предназначенную для вышивки ткань, проделывают следующее:

Сначала подготовляют поперечные планки. Для этого кладут их отверстием для колышков вверх, затем отрывают от крепкой ткани две полоски шириной по 10 см каждая. Полоски должны улечься между отверстиями, не доходя до них на 5-6 см.

Каждую оторванную полоску складывают пополам и по краю обрыва - делают загиб ткани в 1 см. Полоску укладывают стороной загиба на планку и по загибу ткани часто наколачивают мелкие гвоздики с большими шляпками. Так подготавливают обе поперечные планки.

Затем отрывают две полоски крепкой ткани шириной по 10 см и сшивают из них два открытых мешка (не зашитых по концам) для круглых тонких палок. Ткань, предназначенную для вышивки, пришивают (по нитке) к краю полосок поперечных планок частыми стежками через край. Если запяливаемая ткань несколько длиннее продольных планок, то излишки ее туго наматывают на одну из поперечных планок до нужного предела.

Далее продвигают в обе толстые поперечные планки тонкие, скрепляя их при помощи колышков, вставленных насквозь через эти планки. Вторую поперечную планку с вдетыми в нее (но не скрепленными) концами плоских планок оттягивают как можно дальше от первой, натягивают и скрепляют колышками с обоих концов. Колышек должен проходить через одно и то же порядковое отверстие обеих планок.

Натягивают ткань сначала в одном направлении, а потом - в другом. Для этого в мешки, пришитые с одной и другой сторон вышиваемой ткани вставляют круглые палки. По внутренней стороне вложенных палок в мешке прокалывают ножницами сквозные отверстия. Привязывают один конец длинной бечевки в одном из углов пялец, другой конец пропускают в первое сквозное отверстие мешка, делая каждый раз круговое движение, захватывают плоскую планку и круглую палку в мешке и снова пропускают в следующее сквозное отверстие и так до конца. Затем затягивают бечевку с закрепленного конца, каждый ее оборот, петля за петлей, после чего бечевку закрепляют за угол пялец.

Натянув одну сторону ткани, переходят к другой, повторяя тот же порядок затягивания, следя за тем, чтобы запяливаемая ткань не перекашивалась.

Работу в пяльцах производят на специальных подставках или упрощенным способом, положив пяльцы на раздвинутые столы одинаковой высоты. Чтобы пяльцы лежали устойчиво, на углы их накладывают какой-либо груз.

Столы или подставки должны быть несколько ниже линии груди вышивальщицы, чтобы при работе правая рука могла спокойно лежать на пяльцах.

Ткань, употребляемая при вышивании, бывает различной по качеству и структуре в зависимости от вида работы и назначения вышиваемой вещи. Для вышивки по счету нитей (счетная гладь), а также крестом лучше всего применять ткани, где хорошо видны переплетения нитей: льняное и полульняное полотно (белое и серое), шелковое полотно.

Для вышивки по свободно рисованному контуру можно применять все материалы, имеющие гладкую поверхность (полотно, шелк, сукно, бархат), а так­же текстильные материалы из натурального и искусственного волокна, трикотаж, тюль.

Нитки для вышивания употребляются различные по качеству и структуре. В зависимости от вида работ и качества ткани подбираются соответствующие цветы и сорта ниток. Одного и того же вида нитки бывают более тонкие и толстые: чем тоньше нитка, тем выше номер и наоборот.

По сорту нитки бывают бумажные, шелковые и шерстяные. К простым бумажным относятся следующие сорта ниток:

Мулине различной толщины. Эти нитки очень хорошо знакомы вышивальщицам, особенно ленинградское мулине. Мулине делают из хорошей пряжи, окрашивают в красивые тона, причем красители обладают большой устойчивостью. Вещи, вышитые такими нитками, выглядят красиво, не линяют при стирке. Мулине употребляется во всех видах вышивки.

Штапельное мулине. Эти нитки не имеют такой прочности, как первые, но они также употребляются при вышивании. Особенно ими рекомендуется зашивать большие плоскости, т. е. делать настил, так как они хорошо укладываются в вышивке. Китайские нитки мулине широко применяются для вышивания. Они имеют хорошие расцветки и очень устойчивые красители.

Нитки ирис продаются в клубках под №№ 3, 5, 7 - толще и тоньше. Употреблять их следует в зависимости от узора и назначения вышиваемой вещи, вида вышивки, например при вышивании крестом, декоративными сетками, рельефной сирени.

Шелковые нитки. К группе шелковых ниток относятся нитки из натурального и искусственного шелка. Крученые шелковые нитки в мотках выпускаются во всевозможных расцветках. Они имеют слегка шероховатую поверхность и применяются в различных видах цветной глади. При употреблении их в теневой глади необходимо толстую крученую нитку расчленить на несколько тонких ниток и слегка вытягивать, чтобы они ровно укладывались. В иголку вдевать 2-3 нитки.

Кроме крученых ниток, употребляются шелковые некрученые. Они весьма подходят для вышивания теневой гладью.

Шелковые нитки на катушках выпускаются самых различных цветов. Они употребляются для вышивания на тонких шелковых тканях.

Шелк тонкий для машинной строчки, употребляется для графической вышивки.

Из искусственного шелка вырабатываются различные сорта вышивальных ниток. Они бывают блестящие и матовые.

Все сорта ниток из натурального и искусственного шелка очень легко окрашиваются во все цвета.

Нитки на катушках бывают разных цветов и разной толщины - от № 10 до № 100.

Для плотных тканей употребляют нитки от № 10 до № 30, а для более тонких используются большие номера ниток. Нитки № 40 и 50 употребляются для перевити, мережки и разделки по льняным тканям. Для вышивания на батисте, маркизете, вольте и нансуке применяются катушечные нитки № 60, 70, 80, а также белое и цветное мерсеризованное ленинградское мулине. Белые мерсеризованные бумажные нитки употребляются для настила и обводки контура рисунка.

Нитки на катушках и бабинах употреблять в вышивании гладевым настилом не следует, так как они будут плохо укладываться и путаться. Пользоваться такими нитками можно в исключительных случаях, заменяя ими недостающий цвет в вышивке.

Шерстяные нитки. В некоторых видах вышивки крестом и гладью применяются толстые шерстяные нитки различных цветов. Качество ниток надо проверять по крепости. Если нитка в руках пружинит, сразу, не рвется, то она хорошая.

Чтобы проверить нитки на выгорание, надо образцы их положить на солнце. Цветные и белые льняные нитки для прочности перед работой можно слегка протирать чистым прозрачным воском.

Кроме перечисленных видов и сортов ниток, для вышивания употребляются нитки, выдернутые из тесьмы.

Тесьма бывает белая, одноцветная и многоцветная. Выдернутые из тесьмы нитки применяются при вышивании теневой гладью. Они очень мягкие, не ворсистые, хорошо укладываются в вышивке.

Узкая тесьма - ляссе различных цветов применяется в накладных вышивках, напри­мер для вышивания сирени и пр.

Шнур, сутаж, ленты также служат материалом для вышивания. Кроме того, шнуром и сута­жом пользуются в накладном шитье.

Синелька - это бархатистая круглая нитка из искусственного шелка. Ее используют при накладном шитье, в вышивке рельефной сирени и других вышивках.

Блестки, золоченые нити дополняют вышивку, а также служат и для самостоятельной вышивки.

Бисер, стеклярус разных цветов и размеров употребляются при вышивании главным образом в отделках.

Вот примерно неполный перечень ниток и материалов, употребляемых для вышивания.

Для хранения необходимых инструментов, приспособлений и ниток каждая вышивальщица должна иметь шкатулку или маленький чемоданчик. Лучше сделать самой такую шкатулку. Внутреннюю часть ее следует рассчитать так, чтобы можно было все разложить по отделениям. Так, например, нитки мулине должны лежать отдельно от шелковых, чтобы они не путались. Шелковые нужно укладывать по длине мотка, не сгибая и не свертывая его. Нитки ирис, а также катушечные следует хранить отдельно от других.

Ножницы, игольник, наперсток, карандаши, лезвие обязательно должны лежать отдельно.

Для шкатулки можно использовать невысокую картонную коробку с крышкой. Для делений внутри взять плотный картон, разрезать по размерам, обклеить тканью и вставить в шкатулку.

Для хранения вышиваемой работы необходимо иметь сшитый из мягкой ткани чехол.

2.7. ПОДГОТОВКА К ВЫШИВАНИЮ

Прежде чем приступить к вышиванию, надо выровнять ткань по основе
и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести узор и запялить ткань. Края ткани выровняют следующим образом: выдергивают крайнюю нить и по ее следу отрезают лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким
же образом.

Часто вдоль подвернутого края скатерти или салфетки выполняют узор
в виде полоски. Ткани полоски могут делить плоскость изделия на квадраты или прямоугольники, в которых вышивают основной узор. Прежде чем переводить узор, на ткани намечают расположение этих полосок. Для удобства выполнения швов, а так же для более точного расположения их на ткани, из нее выдергивают одну нить. После этого основной узор переводят на ткань, располагая его между линиями от выдернутых нитей. По их следу выполняют один из швов, например одну иголку, козлик, косичку, после этого как будет выполнен основной узор. Геометрический узор на ткани с четким переплетением нитей ткани. Если узор выполняется на плотной ткани, на которой нельзя считать нити, его переводят на ткань способом припороха. Для этого рисунок наносят на миллиметровую бумагу. Затем на прокладку из ткани или газеты кладут лист кальки, а на нее миллиметровку с узором и прокалывают обе бумаги в листах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. Лист кальки с узором из проколо-сколок слегка протирают тряпочкой, смоченной в керосине, кладут на ткань и прикрепляют к ней в нескольких местах. Из сукна фланели или ваты приготовляют тампон, обертывают его марлей и смачивают в керосине.

Если ткань светлая, таким тампоном протирают сначала окрашенную сторону темной копировальной бумаги, затем сколок. Вместо копировальной бумаги можно взять порошок синьки и смешать его с керосином, красящий состав пройдет через дырочки кальки, образуя на ткани припорох - следы в виде точек, по которым можно вышивать.

Для перевода рисунка на темные ткани тампон смачивают в керосине, смешанном с мелом или зубным порошком. Можно использовать для этой цели пасту, ни с чем ее не смешивая. Этот способ дает возможность избежать искажений рисунка при переводе его на ткань, ускорить или облегчить труд, особенно там, где один и тот же узор вышивают несколько раз. Если нет возможности приготовить сколок узор переводят с помощью копировальной бумаги. Бумагу с узором кладут на ткань и прикрепляют ее булавками, под рисунок кладут копировальную бумагу жирной стороной к ткани. Остро отточенным карандашом делают проколы миллиметровки с копированной бумагой в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. На ткани остаются точки, по которым можно вышивать. Для светлых тканей берут темную копировальную бумагу (черную, синюю, зеленую), для темных - светлую, белую, желтую.

После нанесения рисунка на ткань ее запяливают. Небольшой кусочек ткани трудно запялить в круглые пяльца. Поэтому к его краям катушечными нитками № 40 пришивают полоски любой ткани, которые по окончанию работы можно легко удалить.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находится внизу, правая сверху пялец. Правая рука проводит иглу наизнанку вышивки острым ее концом, а левая, взяв иглу за острый конец, выводит ее на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Так вышивают на редких тканях. Вышивание на плотных тканях иглу с изнанки на лицевую сторону выводят острым концом.


2.8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НИТКИ НА ТКАНИ

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

Если для вышивки необходимо взять число нитей, например шесть ниток мулине, от пасмы отделяют три нитки. Складывают их вместе и вдевают в иглу двумя концами. Иглой с ниткой делают маленький стежок и вытягивают нитку из ткани до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу
с рабочей ниткой и затягивают её. Если вшивают в одну, три, пять ниток,
то закрепляют рабочую нитку иначе. Сделав маленький стежок на ткани, нитку вытягивают, оставив небольшой кончик, прикрепляют к ткани вторым маленьким стежком, располагая его поперек кончика нитки. Лишний конец отрезают. Место закрепления нитки закрывают стежками вышивки. А можно оставить на изнанке вначале работы конец нитки длиной 5-6 см и осторожно выполнить несколько стежков на лицевой стороне ткани. Затем вдеть в другую иглу оставленный конец нитки и сделать несколько стежков под только что выполненной вышивкой. Остаток нитки обрезать.

2.9. ОБРАБОТКА ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ

Для того чтобы вышитое изделие выглядело красивым и нарядным, его необходимо правильно выстирать и отгладить.

Все вышитые вещи рекомендуется стирать отдельно от общего белья бесщелочным мылом (детским, банным) и мягкой водой. Места, где остались следы копировальной бумаги, нужно слегка потереть. Если вышивка загрязнена, дают ей немного полежать в мыльной воде, потом стирают. Затем изделие хорошо прополаскивают, заворачивают в накрахмаленную ткань, отжимают и тщательно отглаживают.

Особенно осторожно следует стирать изделия, вышитые шелковыми нитками, так как эти нитки иногда немного линяют и пускают краску. Стирать такие вещи нужно в тепловатой воде, в мыльной пене, добавив немного соли, причем не намыливать их и не тереть, а отжимать слегка руками. При выполаскивании нужно в воду добавить немного уксуса. Это придает шелку блеск. Но добавлять уксус нужно очень осторожно: примерно на литр воды одну чайную ложку уксусной эссенции. Если взять сильный раствор, то шелковые нитки могут очень потемнеть и вышивка потеряет вид.

После стирки изделие следует осторожно отжать руками и завернуть в сухое махровое полотенце или мягкую ткань, хорошо отжать, встряхнуть и отгладить.

Вещи, вышитые шелковыми нитками, часто стирать не следует, так как при этом шелк теряет свой блеск и цвет. Вышивки на сером полотне нужно встряхнуть, вспрыснуть водой и хорошо отгладить.

Большие вещи, как портьеры, скатерти, дорожки, можно развесить, чтобы они немного подсохли, но также предварительно отжать их в сухом полотенце. Изделия, вышитые белыми не шёлковыми нитками на различных тканях, кроме шелковых, после выполаскивания подкрахмаливают. Крахмал разводят в хо­лодной воде и заваривают кипятком не очень густо. В таз наливают холодную воду и процеживают через марлю крахмал. Чтобы определить, достаточно ли крахмала, нужно погрузить в приготовленную воду кусок ткани: после отжима она должна быть скользкой.

Изделия, вышитые на различных тканях, крахмалят неодинаково. Например, скатерти, салфетки, занавески, вышитые на белой ткани, крахмалят больше, чем на кремовой и суровой (серой). Очень немного подкрахмаливают изделия, вышитые на хлопчатобумажном маркизете.

Для утюжки сверху мягкой ткани нужно поло­жить тонкую гладкую ткань. Нельзя гладить на толстых, узорчатых, выпуклых тканях, например на вафельном полотенце и т. п., так как их рисунок может отпечататься на вышивке.

Гладить вышитый рисунок нужно очень бережно и внимательно, не вытягивая его сторон и не сдвигая ниток узора. Никогда нельзя вышитый рисунок гладить с лицевой стороны, потому что вышивка прижимается утюгом к ткани, теряет свою рельефность. Чем сильнее прижимают и отглаживают узор на изнанке, тем выразительнее он будет выделяться на лицевой стороне.

Правильная и умелая стирка и утюжка вышитых вещей поднимает качество вышивки, поэтому вышивальщица должна уделять этому должное внимание.


2.10. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫШИВКИ «РОСПИСЬ»

Желание создать собственный неповторимый образ, выразить свои чувства, создать уют в своем жилище приводят женщину именно к вышивке, рукоделию и творчеству. Ручная вышивка как наиболее доступная,
не требующая специальных условий и оборудования форма самовыражения художественных и творческих начал личности, всегда будет оставаться одним
из любимейших занятий женщин.

При выполнении вышивки художественное и техническое качество зависит от степени мастерства вышивальщицы, от ее творческих способностей воспроизводить варианты рисунка в процессе создания узора. Начинающим вышивальщицам необходимо помнить, что все эти качества следует начинать развивать с наиболее простого и удивительно занимательного древнейшего вида вышивки, который носит название «роспись». Этот вид вышивки входит
в группу верхошвов, которые в свою очередь являются разновидностью счетной вышивки.

Роспись - прием двухстороннего шитья.

Выполняется мелкими стежками скорого шитья, образующими непрерывную линию, которая либо как контур обрисовывает узор и выполняет его внутренние рисунки, либо является самостоятельным средством создания линейно-графических геометризированных орнаментов. Многочисленные сюжеты вышивок, как правило, слагаются из нескольких мотивов, которые
в свою очередь состоят из повторяющегося раппорта, т.е. ритмического
и симметрического чередования одинаковых изображений.

В основе вышивки «роспись» лежит шов «вперед иголку». Это самый простой и скорый шов. Выполнять его удобно справа налево. Нанизывая ткань на иголку можно сделать сразу несколько стежков, а затем один раз протянуть нитку в ткани. Длина и частота стежков зависит от выбранного рисунка, а главное от толщины шитой ткани и принятого количества нитей в одном стежке. На рис. 3 представлена схема выполнения шва «вперед иголку» с различной длиной лицевого стежка и двухсторонний шов, который является наиболее часто употребляемым для обрамления контура фигур в рисунке. Он прошивается в два приема сначала справа налево вдоль линии рисунка, а затем в обратном направлении по этой же линии заполняют пропущенные стежки и по лицевой, и по изнаночной сторонам. Стежки образуют непрерывную линию с обеих сторон ткани и между ними не должно быть неприкрытых нитей ее.

Шов «роспись» представлен на рис. 3б. В его основе тот же двухсторонний шов, но направление стежков косое относительно линии шва, и в готовом, законченном виде он имеет контур зигзага с обеих сторон ткани. Для заполнения внутреннего пространства фигур рисунка используется линии зигзага рис. 3б или узоры «клетка» рис. 4(1), «чешуйка» рис. 4(4), «шашки» рис. 4(2).

Дополнительными элементами рисунка служат различные «бараньи рожки» рис. 3 (д), «звездочки» рис. 4 (б), «розетки» рис. 4 (5), «ромбы» рис. 4 (3), а также специальные швы, например, «кустики» или «куриный след», «елочка»

рис. 3 (в, г).

Сложен ход иглой в этих вышивках, и надо не один раз попробовать получить легкий прозрачный двухсторонний рисунок, в котором ни один стежок не перекрыт дважды, не видно начала и конца работы. Такие сложные кроссворды и лабиринты придумали наши предки, часто не знакомые с основами грамоты и черчения.

Вышивка «роспись» преимущественно выполняется по холсту льняными или хлопчатобумажными нитками, реже шелком и шерстью. Традиционно узоры вышивают красной нитью на белом фоне, чем достигается впечатление торжественности и нарядности. Иногда красный цвет сочетается с черным или красный дополняют небольшими выражениями зеленого, синего и желтого цветов.

Вышивкой «роспись» украшают полотенца, подзоры, столешники, передники, занавески, рубахи, юбки, т. е. те изделия, где и изнаночная сторона работы не отличается по красоте и качеству от лицевой стороны и искусство мастерицы ценится очень высоко.

В методической разработке технология исполнения каждого отдельного шва или элемента дается наглядными рисунком-схемой работы.

Методическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивка

1Методическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивка

2Методическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивка


- точка начала первого ряда лицевым стежком - это место первого прокола ткани иглой с изнаночной (стороны) на лицевую сторону работы в начале линии шва (дело в том, что некоторые швы выполняются справа налево, слева направо, сверху вниз или снизу вверх),

- точка начала второго ряда изнаночным стежком,

- точка начала или конца отдельного стежка,

- лицевой стежок первого ряда, шов выполняется слева направо,

- изнаночный стежок первого ряда, шов выполняется слева направо.

Цифры в схемах обозначают номер последовательно вышиваемого ряда в узоре. Если стежок обозначается цифрой с буквой, например 2а, то это дополнительные стежки в соответственном ряду.

2.11. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫШИВКИ ТАМБУРНЫМ ШВОМ

Узкий тамбурный шов.

По виду этот шов, похожий на цепочку, которую можно вышивать в любом направлении. Закрепив нить, придерживать ее большим пальцем левой руки, а иглу вводят в ткань с лицевой стороны рядом с закрепленной нитью. Выбирают какое-то расстояние и выводят иглу на лицевую сторону, нить при этом должна находиться под иглой. В результате образуется петля, в которую опять, через одинаковое расстояние, вкалывают иглу почти в том же месте, откуда ее вывели, не туго затягивают получившуюся петлю и т. д. рис. 16а. Применяют такой шов при обшивки контура рисунков или заполнения больших плоскостей. Иногда шов обвивают через каждую петлю нитью этого или другого цвета, не захватывая ткань.

Широкий тамбурный шов.

Шов выполняется также, как и предыдущий, но иглу вкалывают после образования петли не рядом, а отступив вправо на ширину нужной петли. (рис. 16а). Применяется такой шов при обшивании контура рисунка и для украшения изделий.

Усложненный тамбурный шов (рис. 16 б).

Этот шов является одним из самых трудных по исполнению. Он образует два параллельных переплетенных ряда. Шьется такой шов сверху вниз, в два ряда, слева направо. Нить закрепляют слева в точке 1 вводят иглу с наклоном вправо в точку 2 с лицевой стороны на изнаночную. Выводят иглу в точке 3 на лицевую сторону. Делают длинный дугообразный переход в точку 4 и выводят иглу в точке 5 на лицевую сторону, вкалывая в точку 6. Из точки 6 переходят в точку 7. Из точки 7, переплетая стежки первого ряда в левой и правой частях, как показано на схеме, вводят иглу на изнаночную сторону в точку 8 для перехода в новый вышивальный ряд рис. 16б.

Тамбурный шов «петля» (рис. 16в).

Этот шов представляет ряд изолированных петель, которые можно располагать в любом направлении по рисунку. Для этого надо сделать петлю, надо закрепить нить на изнаночной стороне и вывести иглу на лицевую сторону. Отбросить нить вниз, придерживая ее для удобства внизу большим пальцем левой руки, затем иглу вколоть рядом с точкой закрепления нити и в зависимости от величины петли, набрать на иглу определенное количество нитей тканей. Вывести иглу на лицевую сторону, после этого небольшими стежками закрепить полученную петлю на поверхности ткани рис. I6 г, ж. Соединяя отдельные петли в группы можно создать легкий узор для дополнения других вышивок, а так же использовать как самостоятельную вышивку для всевозможных отделок. Вышивая цветы швом «петля», можно вышивать цветы василька, которые украсят любые изделия рис. I6д. Если петли расположить с двух сторон вдоль вышитого стебельчатым швом стебелька, то получиться колосок (рис. I6 з). Таким образом, с помощью этого шва можно создать любые композиции рисунков.

Тамбурный шов «полупетля»

На основе шва «петля» можно сделать вышивку полупетлей. В этом случае нить закрепляют, не замыкая петлю.

Методическа разработка Уральская вышивка
















2.12. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫШИВКИ «КРЕСТОМ»

Крест простой. Этот шов выполняют в такой последовательности первый стежок-снизу слева вверх направо, второй-снизу справа вверх налево рис. 11-1а. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнанке по вертикали сверху вниз.

Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали рис. 11-1б, то выполняют сначала все первые /нижние/ стежки, затем все вторые /верхние/.

Таким образом, все верхние стежки в узоре должны иметь одно направление. Вертикальный ряд крестиков выполняют, как показано на рис. 11-1в. Пунктирные линии означают переход рабочей нити по изнанке, где получаются прямые стежки, расположенные по вертикали.

В зависимости от узора они могут быть расположены по горизонтали, но не по диагонали.

Часто приходится вышивать крестики, расположенные по диагонали.

В этом случае в каждом втором крестике делают сначала верхний стежок, а затем подведя под него иглу с рабочей ниткой-нижний стежок рис. 11 - 1г. Все верхние стежки в узоре должны иметь одно направление. При выполнении ряда крестиков, расположенных через один, на изнанке может получиться ряд крестиков, расположенных между лицевыми крестиками рис. 11 - 1д.

Двух сторонний крест.

Выполняют в четыре приема: сначала все нечетные рис. 11 - 2а, затем все четные крестики рис. 11 - 2б располагая их между выполненными ранее. Пунктирные линии на чертеже означают переход нитки на изнанку.

Двойной крест.

Выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых. Первый стежок выполняют по диагонали снизу слева вверх направо рис.11 - 3а, второй - по горизонтали справа налево, третий - по диагонали сверху слева вниз направо и четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх.

Иглу с ниткой выкалывают на лицевую сторону в правом верхнем углу клетки. Начиная вышивать второй крест рис. 11-3б, первый стежок располагают по диагонали сверху слева вниз направо, а последний / вертикальный сверху вниз.

Следовательно, если необходимо вышить ряд крестиков, все нечетные из них будут выполняться, как показано на рисунке 11-8а, все четные, как показано на рисунке 11-1б.

Двойной крест можно вышить по рисовке, но легче по счету нитей. При этом для крестика отсчитывают по утку и основе четное число нитей.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВЫШИВАНИЯ ГЛАДЬЮ

3.1. ВИДЫ ШВОВ.

СМетодическа разработка Уральская вышивкатебельчатый шов

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков - или слева, или справа от них. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».

Петельный шов

ВМетодическа разработка Уральская вышивкаыполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз. Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (см. рис. а). На рис. б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Но они могут быть расположены и очень плотно (см. рис. ниже, а), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. б). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях. Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы - например, листики, цветочки (рис. г).

ШМетодическа разработка Уральская вышивкаов «узкий гладьевой валик»

Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (см. рис.). Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

ШМетодическа разработка Уральская вышивкаМетодическа разработка Уральская вышивкаов «узелки»

Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. а). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. б). Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.

Владимирский шов («верхошов»)


Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно. Последовательность исполнения шва: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. б) и т. д. Таким образом, стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине и т. д.

ШМетодическа разработка Уральская вышивкаов «цепочка»

Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва показана на рис. Итак, выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. б), таким образом, образуется шов «цепочка» (рис. в). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

Счетная гладь

Эту гладь можно выполнять по счету нитей и по рисунку. Она имеет различное направление стежков.

В прямой глади стежки расположены вдоль нитей ткани по горизонтали или вертикали рис. 17а, б. В косой с различным наклоном стежков рис. 17в.

Гладь «елочку» выполняют стежками, которые располагают по диагонали рис. 17г. Стежки, выполненные в разных направлениях, могут сочетаться в одном мотиве.

Все виды глади выполняют плотно прилегающими друг к другу стежками, толстыми, мягкими нитками, не стягивая ткань. Сделав первый стежок на ткани в направлении снизу вверх, иглу выкалывайте внизу, с правой стороны первого стежка, и сделайте второй стежок, снова укладывая нитку снизу вверх. Таким образом, гладьевые стежки будут располагаться с обеих сторон ткани.

Мотивы счетной глади носят геометрический характер. Узоры, состоящие из маленьких квадратов, треугольников, прямоугольников и других геометрических фигур, называют атласником. рис 17д, е, ж. Ими обычно заполняют внутреннюю часть узора, контур которого вышит «росписью» или стебельком. Последний способ характерен для вышивки украинских рушников.

ПМетодическа разработка Уральская вышивкалоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу. Гладь может быть прямой или косой . В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

ГМетодическа разработка Уральская вышивкаладь вприкреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б). Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Методическа разработка Уральская вышивка

Гладь с настилом

ВМетодическа разработка Уральская вышивкаыполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а). Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку", затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

ТМетодическа разработка Уральская вышивкаеневая гладь

ЭМетодическа разработка Уральская вышивката гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков. На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а). Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний). На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов). Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).


Прорезная гладь


ПМетодическа разработка Уральская вышивкарорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами. Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.

На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест - накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались. Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в) Удлиненные дырочки выполняют аналогично.

4. Перечень учебно-методического обеспечения


Методика и учебные пособия:

  • методические пособия и видео презентации к теоретическим занятиям,

  • учебные работы обучающихся из методического фонда школы,

  • творческие работы мастериц,

  • фотографии с работ обучающихся ДХШ,

  • схемы,

  • таблицы.

Оборудование и инструменты:

  • столы,

  • стулья,

  • настольные лампы,

  • подрамники,

  • пяльцы,

  • ножницы,

  • булавки,

  • копировальная бумага,

  • ткань,

  • иглы,

  • нитки,

  • сантиметровая лента,

  • наперсток,

  • моноблок.

5. Список литературы


  1. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

  2. Бадяева Т. Орнамент и современное искусство. Советское искусствознание. М., 1986.

  3. Грекулова А. Л. Рукоделие. М., 1993.

  4. Еременко Т. И. Рукоделие. М., 1989.

  5. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М., 1982.

  6. Маслова Д. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. Основы художественного ремесла (под ред. В. А. Барадулина. М., 1987).

  7. Максяшин А. С. Уральский орнамент: традиции и современность. Екатеринбург, 1993.

  8. Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.

  9. Русская вышивка XVII - начала ХХ века. М., 1948.

  10. Соболев Н. Н. Русский орнамент. М., 1948.

  11. Фалеева В. Л., Кокуина Е. И. Пособие по вышивке. М., 1954.

  12. Художественная вышивка Урала. Методическое пособие. Свердловский государственный историко-краеведческий музей. Екатеринбург, 1994.


6. Сведения об авторе

Автор: Брагина Людмила Евгеньевна

Преподаватель специальных дисциплин - рисунок, живопись, композиция Качканарской детской художественной школы.

Образование: высшее.

Стаж: 35 лет.

Категория: высшая.

Домашний адрес: г. Качканар, 8 микрорайон, д. 35, кв. 76.

Домашний телефон:2-41-42 Рабочий адрес: Свердловская обл., г. Качканар, 8 квартал, дом 31,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа», тел. 2-30-71, 2-58-40













Методическа разработка Уральская вышивка


© 2010-2022