Занятие Волшебный мир дымковской игрушки

Программное содержание: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. 3.Воспитывать любовь к народному искусству России, самостоятельность и творчество.   М...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шадрина Ирина Юрьевна

Социальный педагог

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Республика Хакасия г. Саяногорск


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по рисованию

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

6-7 лет

Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

  3. Воспитывать любовь к народному искусству России, самостоятельность и творчество.

Материал: глиняные фигурки, вылепленные детьми, гуашь, палитры, кисти, печатки, салфетки, баночки с водой.

Оборудование: мультимедийная установка, стол для выставки игрушек.

Предшествующая работа.

  1. Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки.

  2. Просмотр фильма «Дымковские игрушки»

  3. Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, глиняных игрушек.

  4. Знакомство с декоративными приемами рисования.

  5. Роспись силуэтов игрушек.

  6. Изготовление детьми игрушек из глины.


Ход занятия

Начать демонстрацию слайдов: слайд 1.

Воспитатель: (слайд 2) С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село - будто в дыму, в дымке. Отсюда и название - Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково - дымкой.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Воспитатель: Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи (слайд 3). В давние времена игрушку 3-4 часа обжигали в русской печи, которую топили берёзовыми дровами, затем остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи (слайд 4). Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе. И завершающий штрих - мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам - на гребешки.… Вот теперь игрушки засветились и стали ярче.

- (слайд 5) Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу.

- (слайд 6) Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно - кудри, шляпки, кокошники. На плечах - пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника - оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

-(слайд 7,8) Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

- (слайд 9,10) Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

- (слайд 11) И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какие больше всего? Почему?

Воспитатель: А сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, отдохнём.

(слайд 12) Физминутка «Индюк»

Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала - бала - бала», как индюк)

И понесся стрелою. (бег на месте)

Воспитатель: Молодцы (слайд 13) Перед тем как начать творить чудо, давайте ещё раз вспомним, какие цвета используют дымковские мастера? (малиновый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой)

Воспитатель: Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!

- Вспомните, пожалуйста, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)

- Посмотрите, с чего начинают расписывать игрушку.

(слайды 14-19)

- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняного петушка, представьте, что должно получиться. (муз файл №1)

- Приступайте к работе.

(Включить русскую народную музыку)

Дети занимаются раскрашиванием глиняных фигур. Ненавязчиво советовать детям, которые испытывают затруднения, подбадривать их. По окончании работы дети ставят свои поделки на заранее оформленный стол.

Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали нарядными. На душе становиться радостно, празднично! Потом, ребята, когда игрушки подсохнут, их использовать для настольного театра, а можно и поиграть в магазин дымковской игрушки. Спасибо за вашу работу!

(Вечером вновь привлечь внимание детей к рассматриванию этих замечательных изделий)


© 2010-2022