Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

5 класс

Составитель: Турлаева Е.А.



Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского 1-9 классы М: Просвещение ,2011.

г. Дзержинск

2015г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства, получить теоретические основы изобразительной грамоты. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества.

Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:

  1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Декоративное искусство Древней Греции».

  2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.

  3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4.В домашнее задание стоит стоит включать игровые моменты и творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или составление вопросов для КВН.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешкольного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО.

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей. Распределяя работы и обязанности между членам коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

В этой четверти проводятся беседы о видах изобразительного искусства народов Руси, живописных техниках. Устное народное творчество - основа для произведений изобразительного искусства. Изучаются традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

В основе изображения лежат предметы быта, уклада. Учащиеся познакомятся с красотой русского костюма, орнаментом, вышивкой, устройством внутреннего пространства крестьянского дома и мн.др.

1) Рисуем отгадки к народным загадкам

2)Древние образы в народном искусстве

3)Декор русской избы

4-5) Внутренний мир русской избы

6)Конструкция, декор предметов народного быта и труда

7)Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

8) Народный праздничный костюм

9) Старинный терем

Тема II четверти:

«Связь времён в народном искусстве» (7 часов

Во второй четверти изучаются особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек, художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей, основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи, хохломской, гжели и др.

  1. Древние образы в современных деревянных игрушках

  2. Богородская деревянная резная игрушка

  3. Искусство Гжели

  4. Искусство Городца

  5. Искусство Жостова

  6. Искусство Хохломы

  7. Керамика Скопина

Тема III четверти:

«Декор - человек, общество, время» (10ч)

В третьей четверти изучаются промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство. Костюм и одежда. Роль декоративного искусства в Древнем Египте, роль декоративного искусства
в Древней Греции, декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики и др.

  1. Промыслы нашего края. Матрёшка

  2. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

  3. Зачем людям украшения

  4. Декор и положение человека в обществе

  5. Украшения в жизни древних обществ 2 ч

  6. О чём рассказывают гербы и эмблемы

  7. Одежда говорит о человеке 2 ч

  8. Современная одежда по мотивам национальных костюмов

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в древнем мире» (9ч)

В четвёртой четверти изучается многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа. Монументальное искусство. Мозаика и витраж. Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

  2. Современное повседневное и выставочное искусство

  3. Современное декоративное искусство. Витраж 2 ч

  4. Создание коллективной декоративной работы

  5. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства 2 ч

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

-семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

-несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

-различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

-передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

-умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

-создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

-владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

п/п

Тема


Тип урока

Художественные материалы

Техника

исполнения

Наглядные пособия

Деятельность учащихся

Домашнее задание.

Дата

1

2

Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. ТБ на уроке ИЗО

2ч.

Изучение нового материала.

Бумага, акварель или гуашь, тетрадь по искусству

Декоративный рисунок

Примеры видов и тип орнамента

Создание орнамента,

запись в тетради искусства

Подобрать иллюстративный материал по теме урока

3.09

10.09

3.09

10.09

3

Древние образы в народном искусстве.

1ч.

Изучение нового материала.

Картон или тонированная бумага, цветные мелки, уголь.

Рисунок.

Примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Работа над декоративной композицией в орнаментах народной вышивки.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

17.09

17.09

4

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Изучение нового материала

Картон, ножницы, гуашь, кисть.

Вырезание из картона и украшение орнаментальной росписью.


Репродукции картин, детские работы.

Выполнение эскиза прялки.

Подобрать иллюстративный материал.

24.09

1.10

24.09

1.10

6

Декор русской избы.

1ч.

Изучение нового материала

Тонированная бумага, восковые мелки или карандаши.

Рисунок.

Элементы декоративного убранства русских изб.

Работа над украшением элементов избы.

Принести русские народные сказки.

8.10

8.10

7

Внутренний мир русской избы.

1ч.

Изучение нового материала

Бумага, акварель или гуашь.

Подмалевок.

Примеры интерьеров крестьянского жилища.

Выполнить интерьер русской избы.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

15.10

15.10

8

Народный праздничный костюм.

1ч.

Изучение нового материала.

Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти.

Коллаж.

Репродукции картин, таблицы детские работы.

Изображение людей в русском праздничном костюме.

Принести все работы, выполненные в этой четверти.

22.10

22.10

9

Народные праздничные обряды.


1ч.

Повторение пройденного материала.

Проверка ЗУН

Ватман, гуашь, кисть, детские рисунки, ножницы, клей, цветная бумага.

Коллективное панно.

Репродукции, детские работы.

Выполнение коллективного панно «Народные праздничные обряды».

Посещение музея, выставочного зала.

29.10

29.10

10

11

Древние образы в современных народных игрушках.

2ч.

Изучение нового материала.

Глина или пластилин, стеки, водоэмульсионная краска, гуашь, кисть.

Лепка и роспись игрушки гуашью.

Таблицы, детские работы.

Создание «Дымковской игрушки» (импровизация формы).

Подобрать иллюстративный материал по тем «Хохлома».

12.11

19.11

12.11

19.11

12

13

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

2ч.

Изучение нового материала

Белая бумага, ножницы, акварель, кисти.

Вырезание и роспись

Таблицы, детские работы.

Работа над проектом-импровизацией по мотивам росписи «Хохлома».

(посуда)

Подобрать иллюстративный материал по теме «Городецкая роспись»

26.11

3.12

26.11

3.12

14

15

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2ч.

Изучение нового материала.


Тонированная под дерево бумага, гуашь, кисть, ножницы.

Вырезание и роспись.

Таблицы. Детские работы.

Работа над проектом - импровизацией по мотивам росписи.






Подобрать иллюстративный

материал.

Подготовиться к контрольной работе

10.12

17.12

10.12

17.12

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Контрольная работа (тест) по теме «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

1ч.

Повторение пройденного материала

Проверка ЗУН




Тест

(15 минут)

Детские работы.


Викторина - кроссворд по теме четверти.

Проверка знаний, умений и навыков по данной теме, выполнение к/р в форме теста

Подумать, как украсить дом на новогодний праздник.

24.12

24.12

17

Зачем людям украшения.

1ч.

Изучение нового материала.



-



-

Фотографии, репродукции, иллюстрации.

Беседа по теме урока.

Подобрать иллюстративный материал.

18

19

20

Декор и положение человека в обществе.

3ч.

Изучение нового материала.

1. Бумага, гуашь, кисть.

2.Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа (зарисовки)

Репродукции, детские работы.

1Украшение фараона. 2.Создание эскизов греческих ваз.

Сбор зрительного материала.

21

22

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2ч.

Изучение нового материала.

Бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисть.

Аппликация с прорисовкой элементов.

Таблицы, детские работы.

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы.

Подобрать иллюстративный материал.






23











24

Одежда говорит о человеке.

2ч.

Изучение нового материала.

Ватман, цветная бумага, кусочки ткани, клей, Гуашь, кисти.

Коллаж.

Репродукции, иллюстрации книг.

Создание панно «Бал в интерьере дворца».

Подготовиться к обобщающему уроку.

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1ч.

Повторение пройденного материала.

Проверка ЗУН





-





-

Детские работы.

Выставка работ. Игра - викторина.

Посещение музея, выставочного зала.

26

Искусство древней Руси - фундамент русской культуры

1ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству



Запись в тетрадь по искусству

Подготовит сообщение по теме «Икона А.Рублева «Троица»

27

28

Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси

Изучение нового материала

Бумага цветная, белая, ножницы, клей

Силуэтная аппликация

Фотографии с древними памятниками арх-ры Новгорода, Москвы, Владимира

Изображение архитектуры Руси


29

30

Современное выставочное искусство.

Дизайн




2ч.

Изучение нового материала.

Бумага. карандаш, фломастеры.

Эскиз.

Фотографии, репродукции.

Беседа по теме. Проектирование рамки для фото (обложка книги, реклама)

Подбор иллюстративного материала.

31

32

33

Плакат и общество.

Орнамент в полиграфических изделиях


Изучение нового материала.

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа

(зарисовки)

Таблицы, детские работы.

Создание плаката.

Подготовка к проекту.

34

Контрольная работа по теме «Роль ДПИ и дизайна в жизни человека»

1ч.

Обобщение темы.

Проверка ЗУН

Тетрадь по искусству

Тест (15 минут)

Детские работы

Выставка детских работ, выполнение к/р в форме теста

Посещение музея, выставочного зала





Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 2008.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2007.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 2000.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература,2001.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2004.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 2002.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 2008.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2009.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2009.

13. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2008.

14. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 2008.

15. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 2005.

16. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 2008.

17. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 2008.

18. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 2008.

19. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 2008.

20. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 2008.



Сайты:



- Методический сундучок - сайт учителя ИЗО metod-sunduchok.ucoz.ru

- Выставочный зал союза Художников РФ architecture/loss/artists

- Медиатека сайта Дневник.ру


© 2010-2022