Рабочая программа по МХК для 10-11 классов

Программа по МХК для10-11 классов. Программа разработана на основе авторской программы «Мировая художественная культура» Л.Г. Емохоновой. На уровне старшей школы курс МХК является обобщающим. Поэтому программа предусматривает реализацию принципа вариативности, преемственности на разных ступенях образования, учёта внутрипредметных и межпредметных связей. Особенностью программы является система контроля знаний учащихся в процессе обучения. Контроль предусматривает выполнение ребятами исследовательских и творческих работ в процессе обучения. В каждом триместре учащиеся выполняют зачётные работы в форме презентации или реферата и защищают творческий или исследовательский проект. Учащимся предоставляется несколько тем на выбор.Например в 10 классе после изучения раздела "Художественная культура средних веков" ребята сдают зачёт в форме презентации и... 1.София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздагия в восточном христианстве. 2. Великие живописцы Древней Руси. 3.Застывшая музыка Средневековья А так же в первом триместре (сентябрь - декабрь) выполняют исследовательский проект на одну из тем 1.Воплощение идеи вечной жизни в культуре Египта. 2. Парфенон- великое наследие человечества. 3.Исторический Рим:в прошлом и настоящем. В моём материале вы можете познакомиться в таблицах какие зачётные работы и на какие темы учащиеся выполняют работы, а также и с требованиями к ним и критерием оценивания работ.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование 10 класс.



Дата

Тема

Кол-во часов

Форма

проведения

урока

Требования стандарта

Требования к уровню подготовки

Опыт творческой деятельности


Д\З


1

2

3

4

5

6

7




Художественная культура первобытного мира - 4 часа



1

Всё начинается с мифа

1


Вводный урок.

Беседа


Понимать закономерности развития культуры, связь искусства и мифологии.

Оценивать, сопоставлять, феномены культуры .

Роль мифа в культуре.

Космогонические мифы.

Древние образы.

Универсальные мифологические модели Мира.



Стр.

14-18

2

Фольклор как отражение первичного мифа.

Славянские земледельческие обряды.

НРК (фрагментарно)

1


Урок-диалог

Отражение первичного мифа в фольклоре. Магический ритуал ка способ иллюзорного овладения миром. Ритуал - единство слова, музыки, танца, костюма, предметой среды.Славянские земледельчесике обряды.

Составить описание современного обрядового праздника на Урале. Найти в нём древние символы и образы.

Стр.

19-23

3

Зарождение искусства

1


Урок -диалог

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники, артефакты.

Художественный образ - основное средство отражения и познания мира в первобытом искусстве. Наскальная

живопись, мелкая пластика пещер Ласко, Альтамира. Стоунженж. Символика геометрического орнамента.

Стр.

23-29

1


3

4

5

6

7






4

Памятники древней культуры на Урале

НРК

1


Урок- иссле-дование

Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники, артефакты.

Осуществлять поиск и отбор информации в различных источниках

Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, архитектурной застройки. Аркаим, Капова пещера.

Создание презентации «Наше культурное наследие».


Творчес-кая работа

Художественная культура Древнего мира -13 часов

5

Культура Мессопотамиии.

1


Урок -лекция

Понимать особенности художественной культуры Древнего мира.Понимать значение знака, символа, мифа в дрених культурах.

Сравнивать художественные стили разных культур.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Особенности культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.

Зиккурат - жилище бога. Глазуированный кирпич и ритмический узор - осовные декоративные средства.Специфика месопотамского изобразительного искусства.


Стр.

32-37

6

Культура Древнего Египта.

Древнее царство.

1


Урок - диалог

Сферы духовной деятельности.

Мифология и религия. Пантеон богов.

Заупокойный культ.

Пирамида как образ мира. Рациональные знания.

Синкретичность изобразительного искусства. Создание канона.

Главенствующая роль зодчеста.

Мини - проект «Мистерии пирамид»

Стр.

38-40,

44-46

1

2

3

4

5

6

7

8






7

Культура Среднего и Нового царства.

1


Урок - диалог

Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.

Изменение в развитии сфер духовной деятельности. Развитие светского искусства.

Культурная революция Эхнатона.

Искусство как сфера эстетической деятельности: храмовая архитектура (Карнак, Луксор), шедевры портретной круглой скульптуры (портрет Неффертити), музыкально-театральные действия (драмы, мистерии).

Отражение системы ценностей в литературных памятниках.

Стр.41-43, 47-49


8

Культура Древней Индии.

Индуистский храм.

1


Урок -исследо-вание

Определять собственное отношение к культурам мира.

Анализировать содержание, образный и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности.

Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов.

Индуизм - стержень культуры Древней Индии.

Индуистский храм - мистический аналог тела - жертвы и мистической горы.Храм Кандарья махадева в Кхаджурахо.Роль скульптурного декора в культовых сооружениях.

Мини - исследование

«Особенности отражения в архитектуре первообраза мировой горы».


Стр.

50-54

9

Символика буддийских культовых сооружений.

Особенности пластики и живописи.

1


Урок - лекция

Буддийские культовые сооружения - символ космоса и божественного присутствия .( Большая ступа в Санчи).

Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот в Санчи. Росписи в пещерных храмах.



Стр.

55-59

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Культура Древней Америки.

1

Урок - лекция

Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры через панораму разных видов искусства.

Состав культуры Древней Америки.

Храмовая архитектура месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Жертвенный ритуал - основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца - праобраз храмовой архитектуры индейцев. Комплекс майя в Паленке.



Стр.

60-67

11

Крито - микенская культура.

1


Урок-иссле-дование

Крито - микенская архитектура как отражение мифов. Кносский дворец. Дворец в Микенах. Сравнительный анализ архитектуры дворцов.

Мини - исследование.

Древняя символика и ритуал в современной культуре.


Стр.

68-73

12

Культура Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

1


Урок - диалог

Узнавать шедевры мировой архитектуры. Определять архитектурный стиль.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии.

Мифология - основа мировосприятия древних греков. Пантеон греческих богов. Идеалы красоты в

ансамбле Афинского Акрополя.

Парфенон - образец высокой классики. Театрализованное действо.



Стр.

74-79

13

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

1


Урок-иссле-дование

Понимать направления и стили мировой художественой культуры.

Знать особенности языка пластических искусств.

Особенности и эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте, храм Зевса в Олимпии. Менотопы и фриз Парфенона - отражение мифологии, идеологии и эстетики Древней Греции.

Фидий - великий зодчий Греции.

Исследование: судьба мраморов Парфенона.

Стр.

79-84

1

2

3

4

5

6

7

8

14

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

1

Урок-иссле-дование

Понимать направления и стили мировой художественой культуры.

Знать особенности языка пластических искусств.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства.

Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета.Скульптура Фидия - вершина греческой пластики.

Новая красота поздней классики.

Собрать информацию о новом музее на Акрополе.


Стр.

84-88

15

Художественная культура периода элленизма.

1


Урок -лекция.

Уметь анализировать и объяснять художественные явления; выявлять общие стилевые признаки; оценивать, сопоставлять феномены искусства.

объяснять смысл искусствоведческих понятий.

Искусство элленизма.

Синтез восточных и античных традиций в элленизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.

Стр.

88-93

16

Защита проектов

1

КПУ

Уметь мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации.

Овладевать основными формами публичных выступлений.

Поиск, систематизация и обработка информации. Создание и защита творческого проекта по выбранной теме.

Участие в дискуссии.


17

Культура Древнего Рима.

1

Урок - путешест-вие

Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.

Различать стили и виды архитектуры.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Великий Рим. Специфика римского градостоительства. Общественные здания периода республики и империи.

Архитектура Рима - зеркало величия государства. Римский форум, Колизей, Пантеон.

Римский скульптурный портрет.



Стр.

94-105

1

2

3

4

5

6

7

8

18

Раннехристиан-ское искусство

1


Урок -лекция

Различать ценральные символы-образы культуры.

Анализировать и объяснять художественные явления, выявлять общность и различие сравниваемых явлений, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Типы христианских храмов: ротонда и базилика.

Мозаичный декор. Христианкая символика.

Мавзолей Констанции в Риме, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Базилика Санта- Мария в Риме.

Стр.

106-111

Художественная культура Средних веков - 14 часов

19

Художественная культура

Средних веков.

Византия.

1



Урок -лекция

Узнавать шедевры мировой архитектуры. Определять архитектурный стиль.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Периодизация византийской культуры. Античное наследие как основа византийского стиля.

Византийский крестово - купольный храм - обиталище Бога на земле.

Собор Св. Софии в Константинополе.

Живописное убранство и символика храма.

Стр.

114-118

20

Древняя Русь

1


Урок -диалог

Понимать значение памятников архитектуры в художественной культуре Росси.

Определять собственное отношение к явлениям культуры, сознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Древнерусский крестовокупольный храм.

Стилистическое могообразие храмов.

Космическая, топографическая, временная символика храма.

Собор Св.Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Создать слайд -шоу

«Соборы владимиро - суздальского и новгородского зодчества»

Стр.

119-123

1

2

3

4

5

6

7

8

21

Московская архитектурная школа

1


Урок - лекция.

Соотносить памятники архитектуры по стилю.

Выявлять общие стилевые признаки в различных культурных ареалах.

Понимать своеобразие традиций храмового зодчества.


Раннемосковское зодчество: Собор Спаса Нерукотворного Спасо - Андронникова монастыря.

Подъём, формирование общерусского стиля.

Новый тип храма - шатровый: церковь Вознесения в Коломенском.

Итальянские мастера - зодчие на Руси. Ансамболь Московского Кремля.

Составить рассказ с включённым в него описанием одного из хамов:собра Св. Софии, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля.


Стр.

135-139

22

Византийский стиль в мозаичном декоре и иконописи.

1


Урок - лекция.

Анализировать и объяснять художественные явления.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.

Определять собственное отношение к явлениям культуры, сознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Византийский стиль в мозаичном декоре.

Собор Св.Софии в константинополе и Киеве. Византийский стиль в иконопосии. Икона Богоматери Владимирской.Феофан Грек.Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Анализ приёмов, применённых Ф.Греком в своём творчестве.


Стр.

124-131

23

Московская школа иконописи.

Русский иконостас.

1


Урок - исследова-ние.

Формирование московкой школы иконописи.

Творчество Андрея Рублёва.

Появление высокого русского иконотаса. Храмовая икона андрея Рублёва «Троица» - символ единений русских земель.

Стр.

132-135

24

Идея торжества общенациональ-ного Русского государства воплощённая в культуре.

НРК (фрагментарно)

1


Урок - обобще-ние

Врплощение национальной идеи в архитектуре и живописи.

Великие живописцв Древней Руси: Ф.Грек, А.Рублёв, Дионисий.

Знаменный распев.

Найти в челябинске архитектурные сооружения, построенные в византийском стиле.

Найти примеры отражения византийской эстетики в оформлении интерьеров челябинских храмов.

Стр.

140-145

1

2

3

4

5

6

7

8

25

Культура средневековой Европы.

1


Урок - лекция

Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений культуры, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.

.

Уметь анализировать и объяснять художественные явления.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства.

Формирование художественных стилей как показатель зрелости культуры.

«Каролингское Возрождение».

Романский стиль (XI - XII в.в.):

Его особенности и основные черты; их проявление в архитектуре, скульптуре, живописи.


Стр.

146-156

26

Готический храм - образ мира.

1

Урок -диалог

Особенности стиля .Основные черты.

Готический собор - знаковый символ эпохи, образ мира, средоточие духовной жизни.

Внутренний декор готического храма.

Григорианский хорал.

Мини - проект «Пламенеющая готика».

Стр.

158-164

27

Этапы развития готического стиля.

Региональные особенности.

1

Урок -диалог

Основные этапы развития.

Региональные особенности готического стиля.

Утверждение готики как мирового символа христианской монархии.


Стр.

165 - 171

28

Музыка и театр средневековья.

1

Урок - погруже-ние.

Понимать специфику музыки и театра как вида искусства.

Эмоционально - образно воспринимать музыкальные произведения. Выявлять связь музыки и театра с историей, жизнью.

Общая характеристика средневнковой музыки. Музыкальные инструменты. Развитие нотации.

Жанры церковной и светской музыки.

Театрализация средневекового быта.

Площадной театр: мимы и жонглёры.

Кукольный театр.

Народные празднетства.

Церковь и театр: церковная драма.

Коллективная работа

( по подгруппам)

Сценарий «Праздник в средневековом замке»


конспект

1

2

3

4

5

6

7

8

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века - 3 часа

29

Художественная

культура средневекового Китая

1

Урок - лекция

Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений в художественной культуре, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.

Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.

Определять собственное отношение к явлениям и объектам художественной культуры.

Взаимодействие Инь и Янь - основа китайской культуры. Дворцы и храмы - часть природного ансамбля. Воплощение мифологических и религиозно - нрвственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.



Стр.

192-200

30

Художественная

культура средневековой

Японии.

1


Урок -диалог

Вера в духов природы и предков - ядро японской культуры.

Японские сады как сплав мифологии и философии.

Отражение культа природы в архитектуре.

Стр.

202-209

31

Культура

Ближнего Востока.

1


Урок - лекция

Мусульманский образ рая в архитектуре мечетей и дворцов.

Мечеть Омейядов в Кордове, купольная голубая мечеть в Стамбуле, площадь Регистан в Самарканде, Альгамбра в Гранаде.

Найти примеры отражения арабо-мусульманского декора в современной жизни.

Стр.

210-225

Новое искусство - Арс нова - 3 часа

32

Проторенессанс

в Италии

1


Урок -

иссле-дование

Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства.

Анализировать и объяснять художественные явления.


Культурные истоки предренессанса. Характер взаимодействия с античной и средневековой культурой. Школа нового стиля .Данте Алигьери. «Божественная комедия» переплетение старого инового.

Мотив богоравности художника.

Стр.

172 -174

1

2

3

4

5

6

7

8

33

Художественная

жизнь периода предренессанса

1

Урок -

исследова-ние

Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений в художественной культуре.

Архитектура : подъём строительства, поиски нового - заимствование достижений античности и готики.

Н. Пизано и Дж. Пизано «Палаццо Веккио».

Круглая скульптура - движение, экспрессия чувств.

Живопись - тяготение к Византии.

Творчество Джотто ди Бондоне.

Создание проекта в выбранной форме: презентации или реферата.

Стр.

174-183

34-35

Защита проектов

2

КПУ

Уметь мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации.

Овладевать основными формами публичных выступлений.

Осуществлять поиск и обработку информации для выполнения творческого задания.

Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров

Участие в дискуссии.




11


© 2010-2022