- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бакутина Е.И. |
Дата | 28.07.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование 10 класс.
Дата
Тема
Кол-во часов
Форма
проведения
урока
Требования стандарта
Требования к уровню подготовки
Опыт творческой деятельности
Д\З
1
2
3
4
5
6
7
Художественная культура первобытного мира - 4 часа
1
Всё начинается с мифа
1
Вводный урок.
Беседа
Понимать закономерности развития культуры, связь искусства и мифологии.
Оценивать, сопоставлять, феномены культуры .
Роль мифа в культуре.
Космогонические мифы.
Древние образы.
Универсальные мифологические модели Мира.
Стр.
14-18
2
Фольклор как отражение первичного мифа.
Славянские земледельческие обряды.
НРК (фрагментарно)
1
Урок-диалог
Отражение первичного мифа в фольклоре. Магический ритуал ка способ иллюзорного овладения миром. Ритуал - единство слова, музыки, танца, костюма, предметой среды.Славянские земледельчесике обряды.
Составить описание современного обрядового праздника на Урале. Найти в нём древние символы и образы.
Стр.
19-23
3
Зарождение искусства
1
Урок -диалог
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники, артефакты.
Художественный образ - основное средство отражения и познания мира в первобытом искусстве. Наскальная
живопись, мелкая пластика пещер Ласко, Альтамира. Стоунженж. Символика геометрического орнамента.
Стр.
23-29
1
3
4
5
6
7
4
Памятники древней культуры на Урале
НРК
1
Урок- иссле-дование
Оценивать, сопоставлять, анализировать культурные памятники, артефакты.
Осуществлять поиск и отбор информации в различных источниках
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, архитектурной застройки. Аркаим, Капова пещера.
Создание презентации «Наше культурное наследие».
Творчес-кая работа
Художественная культура Древнего мира -13 часов
5
Культура Мессопотамиии.
1
Урок -лекция
Понимать особенности художественной культуры Древнего мира.Понимать значение знака, символа, мифа в дрених культурах.
Сравнивать художественные стили разных культур.
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Особенности культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.
Зиккурат - жилище бога. Глазуированный кирпич и ритмический узор - осовные декоративные средства.Специфика месопотамского изобразительного искусства.
Стр.
32-37
6
Культура Древнего Египта.
Древнее царство.
1
Урок - диалог
Сферы духовной деятельности.
Мифология и религия. Пантеон богов.
Заупокойный культ.
Пирамида как образ мира. Рациональные знания.
Синкретичность изобразительного искусства. Создание канона.
Главенствующая роль зодчеста.
Мини - проект «Мистерии пирамид»
Стр.
38-40,
44-46
1
2
3
4
5
6
7
8
7
Культура Среднего и Нового царства.
1
Урок - диалог
Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.
Изменение в развитии сфер духовной деятельности. Развитие светского искусства.
Культурная революция Эхнатона.
Искусство как сфера эстетической деятельности: храмовая архитектура (Карнак, Луксор), шедевры портретной круглой скульптуры (портрет Неффертити), музыкально-театральные действия (драмы, мистерии).
Отражение системы ценностей в литературных памятниках.
Стр.41-43, 47-49
8
Культура Древней Индии.
Индуистский храм.
1
Урок -исследо-вание
Определять собственное отношение к культурам мира.
Анализировать содержание, образный и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности.
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов.
Индуизм - стержень культуры Древней Индии.
Индуистский храм - мистический аналог тела - жертвы и мистической горы.Храм Кандарья махадева в Кхаджурахо.Роль скульптурного декора в культовых сооружениях.
Мини - исследование
«Особенности отражения в архитектуре первообраза мировой горы».
Стр.
50-54
9
Символика буддийских культовых сооружений.
Особенности пластики и живописи.
1
Урок - лекция
Буддийские культовые сооружения - символ космоса и божественного присутствия .( Большая ступа в Санчи).
Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот в Санчи. Росписи в пещерных храмах.
Стр.
55-59
1
2
3
4
5
6
7
8
10
Культура Древней Америки.
1
Урок - лекция
Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры через панораму разных видов искусства.
Состав культуры Древней Америки.
Храмовая архитектура месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Жертвенный ритуал - основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца - праобраз храмовой архитектуры индейцев. Комплекс майя в Паленке.
Стр.
60-67
11
Крито - микенская культура.
1
Урок-иссле-дование
Крито - микенская архитектура как отражение мифов. Кносский дворец. Дворец в Микенах. Сравнительный анализ архитектуры дворцов.
Мини - исследование.
Древняя символика и ритуал в современной культуре.
Стр.
68-73
12
Культура Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
1
Урок - диалог
Узнавать шедевры мировой архитектуры. Определять архитектурный стиль.
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии.
Мифология - основа мировосприятия древних греков. Пантеон греческих богов. Идеалы красоты в
ансамбле Афинского Акрополя.
Парфенон - образец высокой классики. Театрализованное действо.
Стр.
74-79
13
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.
1
Урок-иссле-дование
Понимать направления и стили мировой художественой культуры.
Знать особенности языка пластических искусств.
Особенности и эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте, храм Зевса в Олимпии. Менотопы и фриз Парфенона - отражение мифологии, идеологии и эстетики Древней Греции.
Фидий - великий зодчий Греции.
Исследование: судьба мраморов Парфенона.
Стр.
79-84
1
2
3
4
5
6
7
8
14
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.
1
Урок-иссле-дование
Понимать направления и стили мировой художественой культуры.
Знать особенности языка пластических искусств.
Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства.
Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета.Скульптура Фидия - вершина греческой пластики.
Новая красота поздней классики.
Собрать информацию о новом музее на Акрополе.
Стр.
84-88
15
Художественная культура периода элленизма.
1
Урок -лекция.
Уметь анализировать и объяснять художественные явления; выявлять общие стилевые признаки; оценивать, сопоставлять феномены искусства.
объяснять смысл искусствоведческих понятий.
Искусство элленизма.
Синтез восточных и античных традиций в элленизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Стр.
88-93
16
Защита проектов
1
КПУ
Уметь мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации.
Овладевать основными формами публичных выступлений.
Поиск, систематизация и обработка информации. Создание и защита творческого проекта по выбранной теме.
Участие в дискуссии.
17
Культура Древнего Рима.
1
Урок - путешест-вие
Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.
Различать стили и виды архитектуры.
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Великий Рим. Специфика римского градостоительства. Общественные здания периода республики и империи.
Архитектура Рима - зеркало величия государства. Римский форум, Колизей, Пантеон.
Римский скульптурный портрет.
Стр.
94-105
1
2
3
4
5
6
7
8
18
Раннехристиан-ское искусство
1
Урок -лекция
Различать ценральные символы-образы культуры.
Анализировать и объяснять художественные явления, выявлять общность и различие сравниваемых явлений, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Типы христианских храмов: ротонда и базилика.
Мозаичный декор. Христианкая символика.
Мавзолей Констанции в Риме, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Базилика Санта- Мария в Риме.
Стр.
106-111
Художественная культура Средних веков - 14 часов
19
Художественная культура
Средних веков.
Византия.
1
Урок -лекция
Узнавать шедевры мировой архитектуры. Определять архитектурный стиль.
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Периодизация византийской культуры. Античное наследие как основа византийского стиля.
Византийский крестово - купольный храм - обиталище Бога на земле.
Собор Св. Софии в Константинополе.
Живописное убранство и символика храма.
Стр.
114-118
20
Древняя Русь
1
Урок -диалог
Понимать значение памятников архитектуры в художественной культуре Росси.
Определять собственное отношение к явлениям культуры, сознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Древнерусский крестовокупольный храм.
Стилистическое могообразие храмов.
Космическая, топографическая, временная символика храма.
Собор Св.Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, церковь Спаса Преображения в Новгороде.
Создать слайд -шоу
«Соборы владимиро - суздальского и новгородского зодчества»
Стр.
119-123
1
2
3
4
5
6
7
8
21
Московская архитектурная школа
1
Урок - лекция.
Соотносить памятники архитектуры по стилю.
Выявлять общие стилевые признаки в различных культурных ареалах.
Понимать своеобразие традиций храмового зодчества.
Раннемосковское зодчество: Собор Спаса Нерукотворного Спасо - Андронникова монастыря.
Подъём, формирование общерусского стиля.
Новый тип храма - шатровый: церковь Вознесения в Коломенском.
Итальянские мастера - зодчие на Руси. Ансамболь Московского Кремля.
Составить рассказ с включённым в него описанием одного из хамов:собра Св. Софии, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля.
Стр.
135-139
22
Византийский стиль в мозаичном декоре и иконописи.
1
Урок - лекция.
Анализировать и объяснять художественные явления.
Устанавливать несложные реальные связи и зависимости.
Определять собственное отношение к явлениям культуры, сознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Византийский стиль в мозаичном декоре.
Собор Св.Софии в константинополе и Киеве. Византийский стиль в иконопосии. Икона Богоматери Владимирской.Феофан Грек.Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Анализ приёмов, применённых Ф.Греком в своём творчестве.
Стр.
124-131
23
Московская школа иконописи.
Русский иконостас.
1
Урок - исследова-ние.
Формирование московкой школы иконописи.
Творчество Андрея Рублёва.
Появление высокого русского иконотаса. Храмовая икона андрея Рублёва «Троица» - символ единений русских земель.
Стр.
132-135
24
Идея торжества общенациональ-ного Русского государства воплощённая в культуре.
НРК (фрагментарно)
1
Урок - обобще-ние
Врплощение национальной идеи в архитектуре и живописи.
Великие живописцв Древней Руси: Ф.Грек, А.Рублёв, Дионисий.
Знаменный распев.
Найти в челябинске архитектурные сооружения, построенные в византийском стиле.
Найти примеры отражения византийской эстетики в оформлении интерьеров челябинских храмов.
Стр.
140-145
1
2
3
4
5
6
7
8
25
Культура средневековой Европы.
1
Урок - лекция
Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений культуры, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.
.
Уметь анализировать и объяснять художественные явления.
Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства.
Формирование художественных стилей как показатель зрелости культуры.
«Каролингское Возрождение».
Романский стиль (XI - XII в.в.):
Его особенности и основные черты; их проявление в архитектуре, скульптуре, живописи.
Стр.
146-156
26
Готический храм - образ мира.
1
Урок -диалог
Особенности стиля .Основные черты.
Готический собор - знаковый символ эпохи, образ мира, средоточие духовной жизни.
Внутренний декор готического храма.
Григорианский хорал.
Мини - проект «Пламенеющая готика».
Стр.
158-164
27
Этапы развития готического стиля.
Региональные особенности.
1
Урок -диалог
Основные этапы развития.
Региональные особенности готического стиля.
Утверждение готики как мирового символа христианской монархии.
Стр.
165 - 171
28
Музыка и театр средневековья.
1
Урок - погруже-ние.
Понимать специфику музыки и театра как вида искусства.
Эмоционально - образно воспринимать музыкальные произведения. Выявлять связь музыки и театра с историей, жизнью.
Общая характеристика средневнковой музыки. Музыкальные инструменты. Развитие нотации.
Жанры церковной и светской музыки.
Театрализация средневекового быта.
Площадной театр: мимы и жонглёры.
Кукольный театр.
Народные празднетства.
Церковь и театр: церковная драма.
Коллективная работа
( по подгруппам)
Сценарий «Праздник в средневековом замке»
конспект
1
2
3
4
5
6
7
8
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века - 3 часа
29
Художественная
культура средневекового Китая
1
Урок - лекция
Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений в художественной культуре, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.
Оценивать, сопоставлять, анализировать явления художественной культуры.
Определять собственное отношение к явлениям и объектам художественной культуры.
Взаимодействие Инь и Янь - основа китайской культуры. Дворцы и храмы - часть природного ансамбля. Воплощение мифологических и религиозно - нрвственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.
Стр.
192-200
30
Художественная
культура средневековой
Японии.
1
Урок -диалог
Вера в духов природы и предков - ядро японской культуры.
Японские сады как сплав мифологии и философии.
Отражение культа природы в архитектуре.
Стр.
202-209
31
Культура
Ближнего Востока.
1
Урок - лекция
Мусульманский образ рая в архитектуре мечетей и дворцов.
Мечеть Омейядов в Кордове, купольная голубая мечеть в Стамбуле, площадь Регистан в Самарканде, Альгамбра в Гранаде.
Найти примеры отражения арабо-мусульманского декора в современной жизни.
Стр.
210-225
Новое искусство - Арс нова - 3 часа
32
Проторенессанс
в Италии
1
Урок -
иссле-дование
Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства.
Анализировать и объяснять художественные явления.
Культурные истоки предренессанса. Характер взаимодействия с античной и средневековой культурой. Школа нового стиля .Данте Алигьери. «Божественная комедия» переплетение старого инового.
Мотив богоравности художника.
Стр.
172 -174
1
2
3
4
5
6
7
8
33
Художественная
жизнь периода предренессанса
1
Урок -
исследова-ние
Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений в художественной культуре.
Архитектура : подъём строительства, поиски нового - заимствование достижений античности и готики.
Н. Пизано и Дж. Пизано «Палаццо Веккио».
Круглая скульптура - движение, экспрессия чувств.
Живопись - тяготение к Византии.
Творчество Джотто ди Бондоне.
Создание проекта в выбранной форме: презентации или реферата.
Стр.
174-183
34-35
Защита проектов
2
КПУ
Уметь мотивированно организовать свою познавательную деятельность.
Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации.
Овладевать основными формами публичных выступлений.
Осуществлять поиск и обработку информации для выполнения творческого задания.
Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
Участие в дискуссии.
11