• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья. Краеведчский музей - институт образования и формирования личности современного молодого человека

Статья. Краеведчский музей - институт образования и формирования личности современного молодого человека

       Посещение музея  - событие в жизни молодого  человека.  Непосредственное знакомство с коллекциями музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное  воздействие на  человека.       Краеведческие музеи – это  научно-исследовательские  и культурно-просветительные учреждения, которые собирают, сохраняют, экспонируют и пропагандируют исторические памятники, естественнонаучные и художественные коллекции, произведен...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев


…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…

И.Ф.Федоров

Посещение музея - событие в жизни молодого человека. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека.

Краеведческие музеи - это научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые собирают, сохраняют, экспонируют и пропагандируют исторические памятники, естественнонаучные и художественные коллекции, произведения народного искусства определенных географических или административных территорий. Краеведческий музей - один из наиболее распространенных музеев комплексного профиля.

Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования, развивает художественное восприятие в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и художественному наследию. Сегодня мы рассматриваем музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного молодого человека к окружающему миру.

Вспомним мудрых греков, которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса. В древнем мире не было музеев в привычном для нас понимании этого слова. Когда пишут или говорят на эту тему, всегда вспоминают о доме древнегреческого философа Платона «Храме муз» или Музеоне в городе Афины.

В Греции всегда почитались боги и богини - музы искусства, правосудия, красоты, благополучия. В древних Афинах наряду с другими любили детский праздник Амфистерий, во время, которого детям, достигшим трехлетнего возраста, вручались маленькие кувшинчики - амфоры. Под звуки музыки и ликование огромного амфитеатра на малышей впервые надевали хитончики, и они становились полноправными членами афинского общества. Теперь вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в общественных и семейных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях.

Греция подарила нам величайшие памятники классического искусства: архитектуры, скульптуры, философии, литературы; уникальные музеи, многие из которых мы знаем.

Мы сегодня отправимся с вами в увлекательное и познавательное путешествие по Суджанскому краеведческому музею Курской области, он является филиалом областного краеведческого музея, учрежден 22 мая 1962 года. Музей расположен в отдельном двухэтажном кирпичном здании площадью 314 кв. м. Экспозиционно-выставочная площадь составляет 220 кв. м. (12залов).

Основан музей по инициативе бывшего директора районного Дома культуры А.Н. Зыбалова и инструктора А.С. Волкова летом 1955 года как краеведческая комната, а затем решением Курского облисполкома преобразован в районный краеведческий музей на общественных началах. Активное участие в оборудовании музея принимал краевед Ф.П. Золенко. Решением облисполкома от 21 декабря 1989 года преобразован в музей - филиал Курского областного краеведческого. В фондах хранится более 9 тысяч предметов истории и культуры, в том числе живопись, скульптура, произведения прикладного искусства (знаменитые суджанские ковры, гончарные изделия), предметы нумизматики и археологии, быта и этнографии, фотодокументы и другие предметы истории и культуры.

Особую гордость составляют картины земляков - Петра Константиновича Лихина, ученика Маковского, Репина (70) работ, в 2009 году отмечался 130- летний юбилей со дня его рождения, умер в 1967 году; картины Ф.С. Конева, Л.И. Соломатина (1837-1883) годы, родился в Судже, его картины посвящены жизни городского дна: «Именины дьячка», «В погребке». Художник с горячей симпатией показывает маленьких людей. Наиболее известная картина «Славильщики», в которой обличается бездушный нрав городового. Всего в музее хранится 500 картин подлинников.

В экспозиции раскрыта история Суджанского района, его экономика и культура, показана флора и фауна, помещены сведения о выдающихся суджанах, рассказано о фашистской оккупации в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., помещены фотографии активных участников войны. Ежегодно музей посещают около 9 тысяч человек.

(Из истории). В «Описание новопостроенного города Суджи» 1664-1665гг говорится о том, из каких мест прибыло население в Курский край: Борисполь, Мозырь, Умань, Чернигов и другие города и села современных Белоруссии, Украины, западных областей России.

Что означает слово Суджа? Монголы-татары называли - (яма, стоянка, остановка, сбор); (Су) - (вод)- (джа)- болото; Суджа - в персидском произношении - (сильный, могучий), обращение к личности; В Алтайском крае - наименование речки; В летописи о Московском князе Юрии Долгоруком упоминается Суджа, как половецкий город; Суджа также писалась Суржа - (смесь хлеба), Суржик - (смесь народов); Сурица - славянский божественный напиток. Суджа была в составе польского государства несколько столетий. В былые времена в Судже проживало до 15 тысяч жителей.

В музее имеется мельница князя Петра Долгорукова, который много сделал для гончарного промысла. Князь Петр Долгорукий при Земской управе 1898 году принял Программу «О соляных складах», так как через город Суджу проезжали в Крым, на Украину, Дон чумаки - купцы, торговавшие солью, хлебом, гвоздем для кораблей в Крыму.

Приезжал в Суджу опальный писатель Лев Толстой, которого Петр Долгорукий встречал со студентами, Тарас Григорьевич Шевченко. Художник Нестеров жил в Судже и совместно с Петром Лихиным расписывали местный храм в Судже по эскизам Васнецова. Михаил Семенович Щепкин в1788-1863 учился в Малом народном училище, где впервые играл в роли слуги в комедии Сумарокова «Вздорщина». В 1895 году в Судже открыт памятник М.С. Щепкину.

В музее представлена экспозиция древнего поселения Горнальского городища, где был Гончарный цент с гончарным кругом. Представлены древние образцы керамических изделий эпохи Неолита, Бронзового века, сосуды из Горнальского поселения 10-11 вв. нашей эры. Большую группу составляет несвойственные русскому народному искусству рыбы - киты и драконы - копилки. Уникальны ритуальные сосуды в виде звероящеров, с двумя отверстиями, в которые вставляли ковыль и бессмертник. Возможно, такие сосуды существовали еще в дохристианское время и использовались славянами - язычниками в погребальных обрядах. В древней керамике мастера не использовали внутренний полив при обжиге керамических изделий.

Представлены также в музее гончарные изделия из слободы Гончаровка 1664 года - высшего периода гончарного промысла (посуда, печные изразцы - (мода была на белый кафель). Мастером Харченко Леонидом Федоровичем в слободе Гончаровка в начале 19 века найдены в горнах керамические изделия. Применялась техника задымления, т.е. обжиг без доступа воздуха. Формы до 10 разных видов. Для обжига топили дровами и доводили температуру до 1200 градусов. Занимались гончарным промыслом в Гончаровке 40 дворов, более 1200человек.

30-40-е годы 20 века представлены в музее керамикой (кувшины) мастеров Легоенко, Шелудченко, в которых отмечается украинский стиль.

Музею подарены глиняные игрушки из Дроняево, Кожли - мастериц народного промысла Валентины Ковкиной, Ольги Дериглазовой.

Суджанские глиняные игрушки, это - петушок, рыбка, закрученная головка (10-12 века). Самая древняя Суджанская игрушка - «Троицкий петух», с отверстием, в которое вставляются высушенные травы, колосья зерна, ржи, пшеницы.

В Судже лепили игрушки к праздникам и на продажу, смешивали разные сорта глины и песок. Мастера: Селезень Анна Денисовна, применяла в изготовлении игрушек приемы поливной и задымленный. Уланов,

Суджанская игрушка - юбка изготавливалась на гончарном круге, выполняла роль погремушки, внизу лепили ножки, которые выдвигались и при ударе по столу - раскачивались. Другие же игрушки - современную. В современной суджанской игрушке вообще много архаичных черт, уходящих корнями в далекую древность. Это и сами образы (утка, рыба), и трактовка образов, и наконец, то, что все суджанские игрушки, независимо от сюжета, - свистульки, как правило, свисток расположен сзади, в хвосте зверей и птиц.

Упорство народных умельцев способствовало сохранению народного промысла: одни из них разрабатывают традиционную игрушку: уточки, коровы, бараны, образы фантастических животных.

Большую группу составляет несвойственные русскому народному искусству рыбы - киты и драконы - копилки. Уникальны ритуальные сосуды в виде звероящеров, с двумя отверстиями, в которые вставляли ковыль и бессмертник. Возможно, такие сосуды существовали еще в дохристианское время и использовались славянами - язычниками в погребальных обрядах. искусству рыбы - киты и драконы - копилки. Уникальны ритуальные сосуды в виде звероящеров, с двумя отверстиями, в которые вставляли ковыль и бессмертник. Возможно, такие сосуды существовали еще в дохристианское время и использовались славянами - язычниками в погребальных обрядах.

В современной суджанской игрушке вообще много архаичных черт, уходящих корнями в далекую древность. Это и сами образы (утка, рыба), и трактовка образов, напоминающих маленького динозавра. И наконец, то, что все игрушки - свистульки. Как правило, свисток расположен сзади, в хвосте зверей и птиц. Возрождать данный промысел пытается Юрий

В разделе домашней утвари экспонируются, всего более 60-ти наименований посуды: суджанская жаровня-утятница, гусятница, для поросенка; чайник-рукомойник, подвешивался в углу избы, на деревьях около дома для мытья рук.

Носок чайника расположен с 2-х сторон; кувшин для носки воды; манитры - для замешивания теста; тозок (до 15 литров) - для выпечки пасхи, пасхи несли на блюде в храм для освещения горшки (корень горна). Конструкция горна - перевернутый горшок.

В изделиях использовался Суджанский свинцовый полив. Свинец дорогой, стратегический материал: окись марганца, железа и меди. Промысел стал угасать в конце 19 века с приходом металлической посуды, фаянса, фарфора. Суджа считается центром Суджанского ковроделия. Мастер Петр Андреевич Заломов изобрел земский цветочный ковер от суджанского земства, а также другой суджанский сюжет представлен в коврах - это аисты. Суджанский ковер встречается в городах: Белгород, Сумы, Орел.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. В условиях возрастающей социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры ставится задача изучения культурного наследия народа.

Сегодня, когда происходит интеграция культур в мировом сообществе, тем более возрастает роль национальных ценностей каждого народа. Необходимо формировать ценностные эстетические ориентиры, художественно-эстетическую оценку и овладение основами творческой деятельности, что дает возможность каждому человеку реально открывать для себя волшебный мир народного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Курская глиняная игрушка - суджанская свистулька - образец высокохудожественного творчества народных мастеров, дошедших до нашего времени из глубины веков. Не угас один из древних промыслов Курского края благодаря стараниям хранителей традиционной культуры. Особый подъем возрождения глиняной игрушки был отмечен в 19 веке, но в конце 20 века, когда были живы старые мастера, помнившие и хранившие секреты творчества, с наибольшей силой возрос интерес к глиняной игрушке, возникшей в слободе Гончаровка Суджанского района Курской области. Возродить давний промысел в настоящее время пытается наш современник Юрий Степанович Спесивцев.

Благодаря отцу, потомственному гончару и другим керамистам, работавших на кирпичном заводе, где изготавливалась глиняная игрушка, Ю.С. Спесивцев сумел уловить и осознать древнюю традицию. Молодой мастер еще с 80 - годов прошлого века собирает материалы по истории промысла, коллекционирует старые керамические изделия, знакомится с современными гончарными центрами. Достойна восхищения страсть исследователя к археологии местного края.

Используя любую возможность: прокладка водопровода, строительство нового дома, ремонт дорог, погребов, Ю.С.Спесивцев отыскивает старые образцы, созданные дедами и прадедами; обследует полузасыпанные или полностью скрытые горны, в которых обжигали игрушки и в результате находит замечательные образцы народного ремесла.

Сюжеты игрушек Ю.С. Спесивцева разнообразны: и традиционные и фантастические. Трактовка образов смелая, например, корова удивительно напоминает маленького динозавра. Его произведения отличаются простотой форм и минимумом декора. В качестве украшения он использует традиционную ангобную роспись и свинцовые поливы. Пластический язык близок к архаической символике. Изысканность силуэта и пропорций, продуманность декоративного решения придают глиняной игрушки современность.

Народный мастер щедро делится своими знаниями и умением с поклонниками прикладного творчества. Он обучает детей и взрослых искусству лепки из глины, проводит мастер-классы. Ю.С.Спесивцев сотрудничает с Суджанским краеведческим музеем. При его содействии создана небольшая экспозиция, дающая представление о древнем центре народной культуры Курского края.

Есть заветная мечта у Ю. С. Спесивцева - создать музей - мастерскую в слободе Гончаровка, где бы он мог работать сам и учить всех желающих, а также показывать все, что имеет отношение к местному гончарному производству. Замечательная мечта мастера о создании музея - мастерской может осуществиться, если его начинание поддержат инициативные люди, болеющие душой за сохранение традиционной культуры, умеющие находить финансовые средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров - Липкинг Ю.А. Далекое прошлое соловьиного края.

Воронеж, 1971.

  1. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. Л. Искусство1975г.

  2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М. Просвещение 1994г

  3. Князева О.Л. Маханева О.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие. СПб Детство - Пресс 1998г.

  4. Курская энциклопедия «Курск», краеведческий словарь - справочник. Курск, 1997 год.

  5. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М. Просвещение .1987г.

  6. Рянский Л.М. Промысловые занятия помещичьих крестьян Курской губернии в 40- 50-х годах 19 века. Научные труды Курского госпединститута. Т.188.-Курск.1978. .



© 2010-2022