Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Исследовательская работа

учащегося 8 класса

на тему

«Образ Салавата Юлаева в изобразительном искусстве»















Содержание


1

Введение……………………………………………………………

2

2

Биографические сведения…………………………………………

3

3

Образ Салавата в творчестве скульпторов ………………………

6

4

Национальный герой в живописи ………………..………………

12

5

Салават - батыр на значках и медалях…………………………...

16

6

Заключение…………………………………………………………

17

7

Список использованной литературы……………………………..

18






1. Введение


В исторических событиях потрясших Российскую Империю и запечатлевшихся в памяти башкир как войны Бугасау, Емельки, огромную роль сыграл молодой Салават Юлаев. Он отличался своим умом, отвагой и решительностью. Способности его личности особенно быстро и полно раскрываются в переломных событиях 1773-1775 годов. Грозные события закаливают его, он становиться сильной и волевой личностью, любимым вождем народа. Он стал национальным героем, тем самым интересовал художников Башкортостана и не только. Его образ воплощали на живописных полотнах, на скульптурных композициях, на марках, медалях и т.д.

Данная исследовательская работа «Образ Салавата Юлаева в изобразительном искусстве» актуальна тем, что 2014 год для Салавата Юлаева является юбилейным 260 лет со дня его рождения. Нам всегда необходимо помнить о его вкладе в историю Республики Башкортостан. Его образ ищут в своих произведениях художники разного поколения, стараются показать одновременно и батыра, и певца, и простого человека.

Цель исследовательской работы раскрытие образа национального героя в произведениях изобразительного искусства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучение литературы раскрывающие биографию Салавата Юлаева, для сбора достоверной информации и раскрытия образа Героя;

  1. Анализ литературы, произведений искусства художников, скульпторов.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по биографии Салавата, просмотр репродукций, фотографий с образом героя.

Практическое значение заключается в возможности использовать исследовательскую работу в форме дополнительного материала по МХК, Литература Башкортостана, культуры и истории Башкортостана, в библиотеке гимназии, на тематических классных часах.

2. Биографические сведения о Салавате


Существуют, в основном, два мнения: одни исследователи называют 1754, другие 1752 г.
Сторонники 1754 г. приводит следующие доводы. На допросе в Тайной экспедиции Сената 25 февраля 1775 г. Салават показал, что "от роду ему двадцать первый год". При отправке Салавата и Юлая на каторгу в прилагаемой "Именной описи", составленной Уфимской провинциальной канцелярией 2 октября 1775 г., указывалось, что Салавату 21 год. Однако в целом ряде научных и научно-популярных публикаций (в том числе и таком авторитетном источнике как Большая советская энциклопедия, изд. 3-е) год рождения Салавата указывается 1752. Эта дата подтверждается "Статейным списком" каторжан от 19 мая и "Списком каторжан" от июля 1797 г., где, в частности, указывалось, что Салавату 45 лет. Списки эти были составлены (опять-таки со слов каторжан) в Эстляндии, где уже 22 года находились осужденные. Следует также отметить, что к устойчивым мотивам башкирских народных песен о Салавате относится, в частности, описание возраста героя: "Если вы спросите о летах Салавата, (то) ему 22 года", "богатырю Салавату 22 года" и т. д.
Почему же возникли расхождения в дате рождения? Возможно, что в первых показаниях, Салават намеренно уменьшал свой возраст, надеясь, может быть, на то, что при вынесении приговора проявят снисхождение к его молодости, а спустя 22 года, когда, как говорят, терять ему было уже нечего, назвал истинные годы. Однако вызывает некоторое недоумение следующее обстоятельство. Пугачевцы, названные в Эстляндских списках 1797 г. (Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Иван Почиталин, Емельян Тюленев), по сравнению с ранее данными ими показаниями о возрасте "постарели" на 2 - 3 года, а Юлай Азналин на целых 7 лет! Мало вероятно, что все они раньше намеренно уменьшали свои годы. Какой смысл, например, это было делать находившимся во время Крестьянской войны в зрелом возрасте Юлаю Азналину, Канзафару Усаеву, Емельяну Тюленеву? При составлении же списков 1797 г. в Эстляндии на это, вероятно, не обратили внимания и не сверили возраст каторжан, который они назвали, с указанным ранее в сопроводительных документах (а такие, наверное, там имелись). А, может быть, документы эти были затеряны и каторжанам поверили на слово. Полной ясности в этом вопросе нет. Но все же думается, что год рождения Салавата 1754 более вероятен, чем 1752.
День рождения Салавата - 16 июня, как нам представляется, является чисто условным.

В этом вопросе разногласий в целом нет: и Салават, и его отец Юлай Азналин являлись уроженцами д. Текеево (Текоево) Шайтан-Кудейского юрта (волости) Сибирской дороги Уфимской провинции (ныне Салаватский район БАССР). Проживали же они в д. Юлаево, находившейся недалеко от Текеево. Эти данные основаны на протоколах допросов Салавата и Юлая в Тайной экспедиции Сената, показаниях свидетелей, а также документах, составленных со слов Салавата и Юлая в Эстляндии, куда они были сосланы на пожизненную каторгу. Оприраясь на свидетельства многих документов, можно вполне точно установить год рождения Салавата Юлаева.

Салават с малых лет обладал недюжинными способностями. Достигнув юношеского возраста, прославился как непобедимый батыр, сильный и ловкий борец.

Способности сэсэна, поэта проявились в нем очень рано. Его стрела била метко, и слова его были метки. Его слава рано разошлась в народе. Будучи еще подростком, он жил заботой своей волости и рода, стал надежной опорой в ответственных делах отца, старшины Юлая Азналина. Если бы не войны то его способности и дарования развивались бы еще больше, может он остался бы в памяти нашем как поэт и певец, но судьба распорядилась по иному. Война в 1773-1775 годах - самое суровое из испытаний.

Исторические события, потрясшие Российскую Империю и запечатлевшихся в памяти башкир война Бугасау, Емельки. До этого в течение двух веков в Башкирии происходили десятки восстаний за землю и свободу. Башкиры от безысходности и отчаяния, решительно взявшись за оружие, много раз потрясли Российскую Империю. Каждое из этих восстаний оставило в душе народа глубокий неизгладимый след, как рубцы после тяжелой раны на теле батыра. История Башкортостана в XVII - XVIII веках состоит, по сути, из бесконечной вереницы таких восстаний. Но они во многих случаях ограничивались лишь башкирской средой, башкирской деятельностью.

А в освободительном движении 1773-1775 годов требования башкир тесно пересеклись с требованиями других народов. В «Пугачевщине», насмерть накачавшей царице и ее окружению, казаки и башкиры стали основной силой грозного войска. Емельян Пугачев еще до провозглашения себя царем очень тонко почувствовал, какая огромна потенциальная сила храниться в недрах Башкирии. Указы и манифесты Пугачева, адресованные башкирам, сильно отличались от других своей сутью и содержанием.

Надежды Пугачева полностью оправдались башкиры дружно присоединились к освободительной войне, яицкими казаками.

В самых критических и трагических моментах башкиры были основной опорой Пугачева. Иногда казалось, что его войска окончательно разгромлены, но за счет вступивших в ряды борцов многих тысяч башкир отряды снова пополнялись, снова приобретали боевую мощь.

В этой повстанческой армии, состоявший из людей разных национальностей и сословий, среди личностей, завоевавших авторитет своим умом, отвагой и решительностью, Салават был самым молодым. Из числа многих прославленных предводителей, навечно оставшихся, а памяти народа, выделяется выросший из молодого полковника до бригадира Салават Юлаев.

Способности личности особенно быстро и полно раскрываются в переломных событиях. События 1773-1775 годов для Салавата стали именно такими испытаниями. Борьба батыра за свободу продолжалась всего лишь год: в начале ноября 1773 года он примкнул к Пугачеву, в конце ноября 1774 года был арестован.

В течение одного года Салават с родным народом переживает неисчислимые страдания, в жестоких кровавых схватках проходит тяжелый путь испытаний и боевой закалки. В течение одного года он был трижды ранен, полностью не долечившись, снова встал в строй, вел в бой своих конников. Грозные события закаливают его, он становиться сильной и волевой личностью, любимым вождем народа.

3. Образ Салавата в творчестве скульпторов


Образ легендарного героя Башкирского народа отразилось в творчестве многих скульпторов.

Тысяча девятьсот двадцать седьмой год. Итальянский город Монце - Милан. Здесь проходила международная выставка декоративных искусств. Внимание зрителей привлекла необычная скульптура, изображающая молодого, решительного мужчину с восточными чертами лица в круглой шапке, отороченным мехом. Портрет полон ощущения большой физической, духовной силы героя, рублен из дерева крупными формами, раскрашен черным, коричневым цветом. Портретируемый был героем башкирского народа - Салават Юлаев, чье скульптурное изображение создал И.Г. Фрих-Хар.

Эта была первая скульптура с портретом Салавата Юлаева. Сначала скульптуру отправляют в Москву, потом в Монце-Милан, для выставления на выставке в Италии.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Фрих-Хар Исидор Григорьевич родился 5(17) апреля 1893 года. Советский скульптор, заслуженный художник РСФСР. Мастер керамической скульптуры. Также он работает с деревом, камнем, бронзой и стеклом.

Его семья занималась выращиванием винограда в Грузии. До 15 лет проживает в городе Кутаиси. Тяга к художеству у него проявилась с мальчишеских лет, он занимался лепкой животных из глины. В 1914 году призывается в армию. На войне его ранят, и он попадает в госпиталь города Самары, после выздоровления остается там. Занимается творчеством. Первое его участие на художественной выставке было в 1916 году. В 1917 году призывается в ряды Красной Армии. В 1918 году во время сражения в Самаре против Чехов, попадает в плен к белым. Его как «злоумышленника» отправляют в Уфимскую тюрьму. Потом на «Поезде смерти» увозят в Омск. Но Фрих-Хар с другом совершают побег из плена. После долгих скитаний они попадают в город Богорослан, а потом прибывают в Самару.

После войны в Томолинском детском доме обучает детей рисованию. Одновременно занимается деревянной скульптурой. В то время тематика была революционной. Одна из его работ выполнена в 1920 году, он в работе передал образ японского революционера Сена-Кетаема.

В1941 году началась Великая Отечественная война, где подвиги воинов на ее фронтах ассоциировались у некоторых мастеров с подвигами Салавата, отдавшего жизнь во имя свободы Родины.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Ефимов Иван Семенович (1878), учась в Московской гимназии, стал заниматься скульптурой и живописью.
В 1906 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в течение двух лет занимался исключительно скульптурой.
С 1918 г. по 1930 г. состоял руководителем по скульптуре в Московском Вхутеине.

Известный русский мастер Иван Сергеевич Ефимов в своей скульптурной композиции 1942 года «Салават Юлаев» воскрешает образ башкирского героя, показывая огромное потрясение момента, когда он бесстрашно и неукротимо несется на коне навстречу бою, подвигу. В скульптуре - ощущение прикосновения рук воителя, придающего форме силу внутреннего напряжения, динамики.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Сосланбе́к Дафа́евич Таваси́ев (осет. Тауасити Дафай фурт Сослæнбек, 1894 - 1974) - советский скульптор. Народный художник СОАССР. Лауреат Государственной премии СССР (1975) .

Родился в семье Дафа Тавасиева и Хангуассы Койбаевой в горном селении Фаснал (в Дигорском ущелье) Северной Осетии. По национальности осетин-дигорец.

По образу содержания эта работа близка монументальному произведению Сосланбек Дафаевич Тавасиева - памятнику Салавату Юлаеву в Уфе, замысел и эскиз которого были выполнены скульптором также в первые дни войны.

Сосланбек Дафаевич Тавасиев в 1954 году привез в Уфу свое творение - глиняную скульптуру для показа и оценки руководством города и республики.

Идея создания такого памятника к нему пришла, когда его военкомат отправил агитировать поселение одного из районов Башкортостана идти на фронт. Это был Салаватский район. На одном из собраний сельчан он услышал призыв аксакалов к молодым башкирам: «Идите и сражайтесь против врага - захватчика нашей земли, как сражался батыр Салават». Здесь впервые он узнал имя национального героя. Беседовал со стариками о прошлом, слушал легенды о Салавате.

Впоследствии стал глубоко интересоваться историей, литературой башкирского народа. Так постепенно зародились творческий образ героя и мысль создания памятника.

Открытие памятника состоялось 17 марта 1967 года. Он возносится почти на двадцать метров на утесе скалы. Все в нем - изображенный в сильном движении конь, Салават Юлаев, лицо и фигура которого полны страстного напряжения и динамики, мощная и цельная пластина скульптуры - выражает идею свободолюбия, мужества, волевой собранности. Этот самый большой в стране монумент стал символом Башкортостана, его изображение - неотъемлемая часть государственной символики республики.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Память о Салавате Юлаеве хранит не только башкирская земля. В 1989 году в Эстонском городе Палдиски (бывший город Балтийский порт) на той земле, где он томился в заточении двадцать пять лет и где находится его безымянная могила, был открыт памятник башкирскому народному герою. Автор Нечаева Т.П.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Тамара Павловна Нечаева (17 октября 1922, станция Народная, Воронежская область - 16 августа 2003, Уфа, Россия) - советский и российский скульптор, народный художник Башкирской АССР (1968), заслуженный художник РСФСР, почётный гражданин города Уфы.В 1994 году памятник был похищен, но по решению руководства Башкортостана и города Палдиски вновь восстановлена в1997 году. В Эстонии бытует легенда, что Салават не умер, он ушел в море, потому и стоит он сейчас не сломанный, величественный, глядя в его бездонные просторы с гордой думой о родине. Это произведение стало апофеозом темы мужества, стойкости и красоты народного духа в творчестве Нечаевой, посвятившей образу Салавата Юлаева ряд произведений в различных видах искусства. В 1946 году она создала его первый скульптурный портрет в гипсе, а в 1952 году стала автором первого в республике бронзового памятника герою, открывшегося на родине батыра - в Салаватском районе. В каждом произведении Тамара Павловна стремилась показать не только физическую силу, воинскую отвагу героя, но и его духовную красоту, поэтическую натуру. В том же году аналогичный памятник был открыт в Уфе в парке носящим имя «Салават Юлаев».

В настоящее время он обрел новую жизнь на территории башкирского курорта «Янган - Тау». Место выбрано самое красивое - памятник установили на вершине лестницы, ведущей к главному корпусу. Как горный орел, Салават взлетел над горами и домами, освещая их величием и красотой своего духа.

Замечательные композиции «Стрелок», «Салават» созданы Нечаевой в 1955 году в фарфоре, где в единую образную структуру спаяны форма, линия, цвет. В цикле ее керамических панно также отражены темп крестьянской войны 1773-1775 годов. Ее работам «Салават и Пугачев», «Пугачевы», «Лучники» свойственна особая романтика чувств. Свой изобразительный язык, построенный на условности формы, подчеркнутой роли цвета, решенными мощными аккордами красных, синих, бирюзовых, золотистых тонов. Произведения Ничаевой остаются неповторимыми по многогранности, эмоциональности и глубине воплощения образа народного героя. В 1963 году она создает скульптуру из бронзы для молодого города Салавата.

Скульптур З.Р. Басыров планировал установить в Салаватском районе на вершине горы памятник национальному герою.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)


Скульптор Х.М. Хабибрахманов

Ансамбль музея Салавата Юлаева в поселке Малояз Салаватского района дополняют шесть скульптурных композиций, расположенных в проемах арочных колонн по обеим сторонам здания, автор которых скульптор Х.М. Хабибрахманов. Он создал монументальное произведение - памятник Салавата Юлаева, установленный к 10 - летию суверенитета Башкортостана в Уфе у здания Курултая - Госсобрания.

Автор предлагает в нем свое видение образа в пластике фигуры, лица, спокойной уверенности позы которого - ощущение волевой и физической собранности. Скульптор одновременно привносит в его трактовку романтические ноты, подзывая Салавата как вдумчивого поэта. Памятник выполнен из кованой меди, постамент - горный габбро.

Своей образной выразительностью и реалистическим мастерством, неизменно ассоциируется с именем Салавата Юлаева, отражают произведения Ф.С. Нуриахметова «Колыбель всадника»-2002 год, «Лук Шагали-Шакмана» - 1999-2003 годов.

Оба произведения выполнены из мрамора. В основе последней лежит народное предание о том, что отец отцов башкирских батыров Шагали-Шакман владел самым тугим луком, сделанным из рогов дикого буйвола. Умирая, он отдал старшему сыну со словами: «Кто сможет, как я, владеть луком, тот приведет башкирский народ к славе». Четырнадцатилетний Салават из этого лука сразил орла в полете. Автор показывает сидящего обнаженного юношу, с предельным напряжением сил натягивающего тетиву лука. Реалистическая, тонкая манера исполнения в сочетании с метафоричностью образа придает скульптуре подчеркнуто-поэтическую тональность.

Своей образной выразительностью и реалистическим мастерством замечательны работы молодых авторов И.П. Павлова и В.А. Дворника.


4. Национальный герой в живописных полотнах.


Богаты достойными примерами и те живописные страницы сказания о Салавате, которые сломаны мастерами башкирского мужества разных поколений.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Основоположником этой темы стал старейший живописец республики А.П. Лежнев, посвятивший свои лучшие произведения легендарному герою башкирского народа. Одно из них - «Поимка Салавата», 1930 год.

Автор не иллюстрирует сюжет, а показывает самую драматическую коллизию, предшествующую этому событию. Салават на лыжах убегает от преследующих его вооруженных всадников, которые окружают его с тыла. Он оглядывается вполоборота, чтобы понять, насколько близко подошли они к нему. В его взгляде нет страха, есть реальность и ненависть к карателям. В невысокой крепкой фигуре героя, в месте его рук, сжимающих лук, - во всем этом считается натура бесстрашного, волевого человека. Следующим значительным произведением этого цикла стала картина «Встреча Салавата с отрядом Пугачева» 1940 год. Лежнев находил для своих работ точные бытовые, этнографические, исторические детали, решая композиции работ убедительно, с большим эмоциональным накалом. Последнее качество особенно ярко характеризует его батальное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона» 1941 год, показывающее отряд башкирских конников во главе с Салаватом Юлаевом, стремительной лавиной обрушивается на неприятеля.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

По глубине поэтического, психологического раскрытия темы, по уровню профессионального мастерства в первом ряду произведений башкирских мастеров, посвященных Салавату Юлаеву, стоит картина Кузнецова А.А. 1955 года «Допрос Салавата».

1934 годом датирована работа «Истязание Салавата», несколько раз он обращался к теме «Допрос Салавата». Много творческих сил и вдохновения отдал Лежнев работе над образом любимым героя, заложив эту традицию в башкирском искусстве. Это образец подлинного реалистического мастерства художника - режиссера, живописца, рисовальщика. Строящего произведения на глубоко продуманной драматургии сюжетного, образного решения. Другая работа художника «Легенда о курае» 1961 года. Она показывает иную грань образа Салавата, который был не только мужественном воином, но и поэтом. В ней автор обращается к истокам, формировавшего душу юного батыра, - это красота безгрешных просторов уральских степей, гор, ставших колыбелью его поэзии. Холст написан виной манере, нежели первый. Художник ищет и находит в нем новые художественные средства для самовыражения. Они в условности изобразительного языка. Отводящего большую роль метафорическому звучанию деталей, своеобразию манеры письма и колористического решения. Картина написана как драгоценная мозаика, так слажено и красиво сливаются в ней обобщенные формы, мазки, звучные чистые краски.

В картине «Допрос Салавата» Кузнецову позировал, будучи студентом, талантливейший художник-живописец Амир Арсланов. Когда он позировал, ему было 26 - 27 лет. Вернувшись с фронта Великой Отечественной войны и послевоенной долгосрочной службы в армии, в 1950 -1955 годах учился в Уфимском училище искусств на художественном отделении, где приглянулся Алексею Кузнецову. Молодой, темпераментный, стремительный, динамичный, волевой, натура страстная артистическая - что и помогло великолепно воплотить образ Салавата.

На выставке в Москве в 1955 году во время декады башкирского имущества и литературы картина получила признание, а художник был награжден орденом «Знак почета». Причастный к этому Амир Арсланов не остался равнодушным к теме Крестьянской войны 1773 - 1775 годов. Еще студентом училища искусств, на пленэре в Салаватском районе, он написал этюд-картину «Пещера Салавата». С юношеской мечтой не расставался до последних дней своей жизни. После училища, начав с лирической картины «Прощание Салавата с Аминой» (1956год), он создал рад монументально - эпических произведений на эту историческую тему. Это великолепные картины: «Салават Юлаев», «Салават Юлаев с Пугачевым», «Салават Юлаев и Пугачев с воинами-башкирами». Каждое из этих полотен было написано им в двух - трех вариантах.

Создавая образ национального героя в одноименной картине «Салават Юлаев» 1959 год, он показывает сильный, убедительный образ полководца, в котором воплощен непокорный, гордый дух народа.

Основной фигурой выступает легендарный батыр и в картине «Салават Юлаев с Пугачевым». Фигура Емельяна Пугачева здесь отодвинута как бы на второй план. Он это нисколько не умоляет роли предводителя крестьянского восстания.

Целостности и монументальности композиции, построенной на остром эффекте внешней неподвижности и внутренней динамики образов, как нельзя лучше раскрывает их психологическую емкость. Внутренняя значимость героев подчеркнута не только монументальным решением полотна, она великолепно передана и его живописным, тональным колоритом, контрастным сопоставлением белого и черного цветов шерсти коней, а также четкими контурами силуэтов всадников. Рельефно выделяющихся на фоне голубого неба и сизых облаков.

Дополнительный материал по истории и культуре Башкортостана (6-7 класс)

Мысль о близости Салавата Юлаева к народу, его жизни и устремлениям в метафорической форме раскрыта в работе старейшего живописца А.Э. Тюлькина «Изба Салавата» 1961 года. На этой картине нарисован интерьер башкирской избы с висящими на стене луком со стрелами. Здесь же развешаны полотенца и узорчатые ткани, на полу - расписной сундук, на нем сложены горкой паласы, подушки.

Художник поразительно использует в произведении язык примитивного искусства с плоскостным решением формы, пространства, лапидарным звучанием цвета. Это позволяет ему передать атмосферу той первозданной, естественной красоты и чистоты, которая окружает батыра в детстве.

В 1966 году Р.У. Ишбулатов написал картину «Непокоренная воля», единственную в нашем искусстве, отображающую образ Салавата Юлаева в момент его пребывания в далекой суровой ссылке. В тщательно написанном полотне автор выразил свое представление о человеческом мужестве, стойкости, душевной красоте народного героя.


5. Салават - батыр на значках и медалях


О Салавате написаны литературные произведения «История пугачевского бунта» А.С. Пушкина, роман С.Злобина «Салават Юлаев», В.Бирюкова «О башкире-певце и бесстрашном бойце». Немалый интерес вызывает фильм Я. Протазана «Салават Юлаев», где заглавную роль блестящи, сыграл артист Башкирского театра драмы, позже народный артист СССР, Арслан Мубаряков.

В 30-е годы бывший кинотеатр «Горн» был переименован в «Салават».

В 1952 году Министерство связи СССР выпустило марку карминного цвета с изображением известного бюста и надписью: «200 лет национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву».

200 - летие крестьянской войны было отмечено выпуском почтовой марки с портретом Е.Пугачева, которая интересна своей художественной композицией. На фоне крестьянского войска верхом на коне Пугачев вместе с Салаватом.

Впечатляющим экспонатом является почтовая открытка с репродукцией картины А.Кузнецова «Допрос Салавата». Зловещей полумрак пыточного застенка, тусклый свет свечи озаряет лицо Салавата и фигуры чиновников тайной экспедиции. На заднем плане у горящего горна в ожидании жертвы стоит палач.

Так же имеются конверты с изображением памятника Салавату. Первый конверт, выпущенный в 1969 году, иллюстрирован гравюрой коричневого цвета. Справа надпись: «50 лет Советской Башкирии». На втором конверте (1974 года) - рисунок, выполненный в красно-коричневых тонах на фоне облачного неба. Слева от рисунка по вертикали - национальный орнамент, сверху надпись: «400 лет городу Уфе». Рисунок на третьем конверте (1979) аналогичен предыдущему, но несколько иной ракурс и цвет. Небо безоблачно. Под рисунком - надпись: «Уфа, памятник Салавату Юлаеву». Описанные выше конверты вошли в почтовое обращение в 1985, 87, 89 годах.

В 1999 году Министерство связи России выпустило 2-рублевую марку с пейзажем горной Башкирии: крутые утесы, обрывающиеся к извилистой речушке, горы, поросшие лесом. Сверху надпись: «Республика Башкортостан». Слева от надписи маленький памятник Салавата. Существуют более десятка вариантов значков, но наиболее памятными выглядят памятные медали.

В журнале «Бельские просторы» (№5, 2004г.) Борис Попов описывает свою коллекцию медалей разных лет выпуска, их у нег трое. Он пишет, что на самом большом из них, напоминающую по цвету красную бронзу, из-за памятника виден край Южного косогора и пролет автодорожного моста через реку Белую. На обороте помещена сложная художественная композиция. Надпись, идущая по окружности двумя дугами гласит: «Город Уфа - столица Советской Башкирии». Дата 1987 год.


6. Заключение


Салават Юлаев Является национальным героем башкирского народа. В нашей исследовательской работе мы попытались затронуть не только искусство связанное с этим именем, но и некоторые этапы его жизни. После ознакомления с его биографическими сведениями перед нами встает молодой башкир, который будучи еще юным, перенес много физических страданий, и конечно же, страданий душевных. У него душа болела за свою землю, за свой народ и именно эти мотивы заставили его оставить незабываемый след в истории родного края. И опираясь на исторические факты, многие башкирские художники пытались олицетворить образ батыра, джигита, воина в разном материале, но при этом этот образ наделяли долей поэта, мудреца и простого человека.

Анализируя произведения, творения этих мастеров мы видим, что в своих работах они показали не только героя воина, а дух башкирского народа, смело идущего вперед за освобождение своих земель, с суровым взглядом на врага.

Наш национальный герой живет в произведениях искусства не только башкирских мастеров. Своим подвигом, вкладом в историю Башкирии он вдохновляет на творчество художников всей Родины.

Салават Юлаев не остался без внимания и в нашем городе. Его именем названа одна из улиц города, она так и называется «Улица Салавата Юлаева», есть кинотеатр «Салават», где перед главным входом в кинотеатр красуется бюст головы Салавата Юлаева.

7. Список использованной литературы


  1. Бельские просторы, №5, 2004г. Ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал.

  2. Ватандаш, 36, 2004г.

  3. Истоки, №3, 20004г.

  4. Йашлек, №46, 2004г. (стр. 6)

  5. Республика Башкортостан, №238, 2003г. (стр. 3)

  6. Уфа, №3, 2004г. (стр. 30-31)

  7. Уфа, №6, 2004г. (стр. 32-33)

  8. Прилагаются слайды с иллюстрациями 11 шт.

  9. Виктор Сидоров "О башкире-певце и бесстрашном бойце" Книга о Салавате Юлаеве. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1986 г.

14

© 2010-2022