Методическое пособие

Материалы, помещенные в сборнике, собирались составителем в течение нескольких лет из разных источников. В объединении декоративно-прикладного искусства «Серебряные пяльцы»  они апробировались и складывались в определённую методическую систему.   Выпуск № 2 методического сборника «Распространённые вышивальные швы» знакомит читателя с восемью наиболее распространёнными вышивальными швами. На основе данных методических рекомендаций педагог имеет возможность поэтапно, шаг за шагом вести детей к приобретению устойчивых навыков работы с основными вышивальными швами
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей»

Вилисова Т.Б.

Методическое пособие







Распространённые вышивальные швы

(методическое пособие к программе

«Секреты рукоделия»)

ВЫПУСК № 2


Златоуст


2008

Распространённые вышивальные швы: методическое пособие к программе «Секреты рукоделия» - выпуск № 2 / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Вилисова Татьяна Борисовна. - Златоуст, 2008.

Рецензент: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, искусствовед Чернова Е.К.

Выпуск № 2 методического сборника «Распространённые вышивальные швы» знакомит читателя с восемью наиболее распространёнными вышивальными швами. На основе данных методических рекомендаций педагог имеет возможность поэтапно, шаг за шагом вести детей к приобретению устойчивых навыков работы с основными вышивальными швами

Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей»








Введение

Все виды швов делятся на счётные и сводные. Счётные выполняются по счёту нитей на тканях с полотняным переплетением, свободные вышиваются по рисованному контуру на любых тканях.

Из огромного количества швов, относящихся к обоим видам, мы выбрали всего восемь. На наш взгляд, они составляют азбуку вышивальной грамоты. Это швы «вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, узелки, гладь и крест. Из них швы «вперёд иголку», «назад иголку» и крест принято относить к счётным швам, остальные - к свободным. Сразу оговоримся, что такое строгое разграничение не всегда уместно. Например, если вы решите выполнить швом «вперёд иголку» геометрический узор, то в этом случае удобнее и быстрее работать по счёту нитей. В то же время этим швом можно вышить изображения птиц и цветов по свободному контуру.


Закрепление нити

Любой шов начинают с закрепления нити, придерживаясь определённых правил. А правила такие: не делать на нитке узелка, тщательно прятать концы под стежками узора, не оставлять на изнанке ткани длинные концы. У опытной мастерицы изнаночная сторона вышитого узора такая же чистая, аккуратная, как лицевая.

Есть несколько способов закрепления нити. Какой из них применить - зависит от ниток и узора. Если вышивают, к примеру, одинарной нитью, то закрепляют её не так, как двойную; для вышивки плотно прилегающими стежками - своё правило закрепления нитей, не подходящее для других швов.

На учебном образце попробуйте закрепить нить тремя разными способами.

Образец № 1. Нить одинарная; узор из густых стежков, например, гладь. С лицевой стороны делают несколько стежков швом «вперёд иголку» и оставляют совсем крохотный «хвостик», затем вышивают узор - под густыми стежками глади начальные стежки становятся незаметными.

Методическое пособие

Образец № 2. Нить одинарная; рисунок из тонких линий, например, вышивка стебельчатым швом.

Методическое пособие С лицевой стороны по контурной линии рисунка прошивают ткань стежком размером 1 - 3 мм (а, б) и вытягивают нить, оставив небольшой «хвостик» (стежок образовался на изнанке ткани). Первый стежок закрепляют вторым стежком, положив его поперёк первого (в). Нить туго затягивают и отрезают «хвостик» (г).

Образец № 3. Нить двойная. Узор любой.

Нить складывают пополам и продевают петлёй в ушко иглы. На лицевой стороне делают один стежок размером 1-3 мм (а), протягивают нить, оставив небольшую петельку (двойной «хвостик»), иглой входят в «хвостик» (б) и туго затягивают нить (в).

Методическое пособие




Во всех трёх вариантах после того, как закончится нить, её остатки прячут под вышитое поле с лицевой или изнаночной стороны.

Основные вышивальные швы

Методическое пособие

Шов «вперёд иголку»

Шов «вперёд иголку» - это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево. Их длина 2 -10 мм. Более длинными их не делают, так как случайно зацепленный стежок может испортить вышивку. Промежутки между стежками должны быть тоже одинаковыми, как правило, они меньше, чем стежок, или равны ему. Работают без пялец. Шов хоть и прост, но его декоративные возможности неисчерпаемы.

Методическое пособие

Шов «шнурок». Стежки вышивают нитью средней толщины и обвивают толстой шерстяной нитью (сутажом, тонкой тесьмой) другого цвета или такого же, что и стежки.

Шов «цепочка». Прокладывают стежки толстой нитью и протягивают в них нить той же толщины - сначала одного цвета, а затем другого (трёхцветная «цепочка»). «Цепочку» можно вышить нитью одного цвета.

Методическое пособие





Шов «назад иголку», «россыпь», «строчка»

Шов «назад иголку» представляет собой ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга. С лицевой стороны он похож на шов «вперёд иголку», только стежки более выпуклые, изнаночная же сторона совсем иная, так как техника исполнения этих швов разная. Вышивают без пялец. Закрепив нить на изнанке, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперёд, возвращаются и прокладывают новый стежок на расстоянии одного стежка от первоначального и так продолжают по намеченному контуру узора.

Методическое пособие


«Россыпь» - разновидность шва «назад иголку» - отличается от него размером стежков: они очень мелкие (как пшённые зернышки).

Методическое пособие


Шов «строчка», вышитый опытной мастерицей, трудно отличить от машинной строчки - отсюда и его название. Шов выполняют точно так же, как шов «назад иголку», только без просветов между стежками.

Методическое пособие



Стебельчатый шов

Методическое пособие


Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Чаще всего им вышивают стебельки цветов, откуда он и получил своё название. Работу выполняют слева направо без пялец. Нить находится всегда с одной из сторон по отношению к стежкам (лучше снизу). Закрепив нить, протягивают иглу на лицевую сторону в точке 1 и вкалывают иглу в точку 2 - она определяет длину первого (1 -2) и всех последующих стежков. Затем иглу выводят через точку 3, которая находится посередине первого стежка - это начало второго стежка. Далее иглу вводят в точку 4, расположенную на полстежка вправо, и выводят чуть выше точки 2 - получился второй стежок (3 - 4). Все последующие вышивают как предыдущий, строго следя, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение нити - равномерное, тогда шов получается рельефным, особенно, если в работе слабо скрученные нити (мулине, ирис).

Иногда стебельчатым швом сплошь заполняют отдельные фрагменты узора, плотно укладывая ряды стежков один возле другого.

Методическое пособие










Тамбурный шов

Тамбурный шов или тамбур - один из древнейших швов. Им вышивали ковры и покрывала на специальных пяльцах, похожих на большой барабан - тамбур. Шов состоит из петель, выходящих одна из другой. Вышивают его и сверху вниз, и справа налево, как удобнее по контуру рисунка.

Для начала работы закрепляют нить на изнанке изделия и протягивают иглу на лицевую сторону в точке 1. Нить укладывают петлёй и, придерживая большим пальцем левой руки, вкалывают иглу в точку 2. Под тканью проходят в точку 4 и выводят её в точке 5 - образовалась ещё одна петля, выходящая из первой. Все последующие петли вышивают точно так же. Они могут быть одинаковой или разной величины, узкие или широкие, а также располагаться зигзагом (всё зависит от длины, направления стежка и натяжения нити).

Методическое пособие

Двойной тамбур - выпуклый рельефный широкий шов. Обычно его выполняют из толстой нити. Закрепляют нить, вышивают стежок «вперёд иголку» (точки 1 и 2), выводят иглу через точку 3, продевают её под стежком, вкалывают рядом с точкой 3 и проходят в точку 4 и вытягивают на себя в точке 5 - получилась первая двойная тамбурная петля. Для образования второй - иглу пропускают за «ножками» первой внутренней петли, вкалывают рядом с точкой 5 и выводят через точку 6. Все последующие петли вышивают так же, как вторую.

Методическое пособие

Методическое пособие Петля «вприкреп» - это отдельно закреплённая тамбурная петля. Выполняют её так: закрепляют нить, через точку 1 выводят иглу на лицевую сторону работы, нить укладывают петлёй и, придерживая её большим пальцем левой руки, вводят иглу в точку 2 и выводят на лицевую сторону через точку 3. Далее закрепляют петлю стежком «вперёд иголку» в точке 4 - петля готова.

Методическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособие Различные формы петли «вприкреп»: узкая; в виде острого или тупого угла с одинаковыми или разными сторонами; дугообразная; прямолинейная; узкая на длиной ножке.

Методическое пособиеМетодическое пособие Из петель «вприкреп» без особого труда можно вышить листья, цветы, фрукты, бабочек, птиц и т.д.

Двойная петля «впркреп». Она может быть тройной и более. Такую петлю закрепляют в нескольких местах.

Методическое пособиеМетодическое пособие Лепестки цветка прямоугольной и остроугольной формы. Для их выполнения петля должна быть слабо натянута. Прикрепляя петлю, можно нанизать бусину и вместе с нею закрепить петлю.

Петельный шов

Методическое пособие Петельный шов - это ряд вертикальных петлеобразных стежков, проложенных слева направо. Укладывают стежки по-разному: плотно или с промежутками, по одному или группами, с наклоном или под прямым углом к контурной линии узора. Ряды стежков можно накладывать друг на друга (нижний ряд на верхний), меняя цвет нити в каждом ряду на контрастный или тональный. Плотно прилегающие стежки могут быть выпуклыми, если их уложить на подготовленную «подушку» - настил, выполненный тамбуром или швом «назад иголку».

Петельные стежки вышивают без пялец: закрепляют нить и выводят иглу на лицевую сторону в точке 1 - начале первого стежка. Нить опускают вниз, прижимают большим пальцем, вторично делают прокол в точке 1, выводят иглу в точке 2 и туго затягивают первую петлю. Для второй петли иглу вводят в точку 3 и выводят в точке 4. Все следующие петли вышивают как вторую.

Методическое пособиеУзелки. Рококо

«Узелки». Чаще всего их используют, вышивая цветочные тычинки. «Узелки» можно сделать совсем крохотными или чуть больше - всё зависит от толщины нити и количества витков, накрученных на иглу. Удобнее их вышивать на пяльцах: закрепляют нить, выводят её с изнанки на лицевую сторону, зажимают между указательным и большим пальцами левой руки и натягивают. Под нить заводят иглу (справа налево) и, вращая ею по часовой стрелке, накручивают на иглу 1 - 2 витка. Затем, продолжая натягивать нить, прокалывают иглой ткань рядом с первым проколом и протаскивают нить наизнанку, придерживая «узелок».

Методическое пособие


«Рококо» или шов «навивка», «кучерявый», «витой», как называли его в старину, - это те же «узелки», только с большим количеством витков, в результате чего получается выпуклые спирали, которые легко уложить в форме хризантем, розочек, листиков, мелких цветков. Вышивают «рококо» в пяльцах длинной тонкой иглой (лучше, если она ровная по всей длине). Закрепляют нить и выводят с изнанки на лицевую сторону в точке 1. Опускают нить вниз и, отпустив от первого прокола, вводят иглу в точку 2, и, далее, повторно в точку 1. Придерживая иглу за ушко правой рукой, левой навивают на конец иглы 8 -10 витков движением против часовой стрелки, зажимают витки в левой руке, а правой протаскивают через них иглу, туго натягивают нить и вводят иглу опять в точку 2. Спираль должна получиться с одинаковыми витками. Следующую спираль укладывают по намеченному контуру.



Методическое пособие






Методическое пособие









Гладь

Гладь - вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому.

Методическое пособие

Методическое пособие Контурная гладь - наиболее простой вариант вышивки. Переводят узор на ткань и по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.


Теневая (художественная) гладь. Переведённый на ткань узор обшивают по контуру швом «вперёд иголку» и, начиная от краёв, вышивают стежками разной длины, меняя цвет нити каждого очередного ряда. Если узор крупный, то заранее намечают границы рядов. Незаметное вливание одного цвета в другой получается в том случае, если стежки каждого последующего ряда заполняют просветы между стежками предыдущего и имеют такое же направление.

Методическое пособие


Выпуклая гладь или гладь с настилом. Контур рисунка прошивают швом «вперёд иголку» и внутри заполняют швом «строчка» из хлопчатобумажной нити (настил). Направление стежков настила должно быть противоположным стежкам глади. Далее узор вышивают основной нитью гладьевыми стежками. Иногда настил делают в 2 - 3 слоя, строго соблюдая основное правило настила: стежки нижнего слоя должны иметь противоположное направление по отношению к верхнему.

Методическое пособие


Горошина с двумя настилами. Контур «горошины» прошивают стежками «вперёд иголку» и внутри заполняют сначала первым слоем настила, а затем вторым - с противоположным направлением стежков (нить хлопчатобумажная). Затем «горошину» вышивают основной нитью, вкалывая иглу за контур.

Методическое пособие

Крест

Крест или, как его любовно называют рукодельницы, крестик - один из самых популярных видов вышивки. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями «перерисовывают» полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картин, написанных кистью. Приёмы вышивки просты, ведь крестик - это два стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком в пяльцах по счёту нитей на ткани полотняного переплетения, но удобнее всего работать на канве. Существует немало разновидностей креста, один из них - крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с одной стороны ткани - лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики - по горизонтали или вертикали - определяют технику их выполнения.

Если ряд крестиков горизонтальный, то работу начинают слева направо, прокалывая ткань иглой сверху вниз и укладывая стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены вправо), затем возвращаются в обратном направлении (стежки наклонены влево). Второй горизонтальный ряд вышивают под первым и т.д. (А)

Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх: сначала прокладывают стежки с наклоном вправо, а на обратном пути «перекрещивают» их стежками с противоположным наклоном. На вышитом полотне все верхние стежки обязательно должны иметь один и тот же наклон. Но, к сожалению, бывает и по-другому: верхние стежки «пляшут» в разные стороны, работа выглядит неряшливо, и сразу видно, что выполнена она неумелыми руками (Б).

А БМетодическое пособиеМетодическое пособие
















© 2010-2022