Морской бой царя Салтана и пиратов

Учитель чётко и последовательно формулирует  деятельностные, образовательные, воспитательные, развивающие цели, соответствующие теме урока. Стремится  на каждом этапе урока решать задачи, позволяющие  в результате достигнуть  поставленных целей. Для этого использует проблемно поисковый, исследовательский методы, эвристическую беседу, творческую и групповую работу, современные информационно-коммуникативные технологии.             В течение всего урока  ведётся работа по формированию у детей униве...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОТКРЫТЫЙ УРОК

учителя начальных классов


Абрамян Ирины Николаевны



по теме: «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Выражение намерений через украшение.


Тема урока: «Морской бой царя Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Вид занятий: индивидуально - коллективная работа - украшение кораблей флота красками или цветной бумагой (аппликация) символами с выражением намерений добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, зна­комство с произведениями изобразительного искусства.

Метапредметные цели:

1) Познавательные универсальных учебных действий:

• учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

• учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

• учить понимать градацию цвета;

• учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели, используя технику «разбеливания»;

• учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.

2) Регулятивные универсальные учебные действия:

• учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;

• учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

• учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;

• учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);

• учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

3)Коммуникативные универсальные учебные действия:

• учить выполнять творческую работу , используя информацию, полученную на уроке;

• учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.

Личностные цели:

• формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

• учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);

• формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование урока:

Для учащихся -акварель, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Для учителя - зрительный ряд иллюстраций, подмалёвок для коллективной работы, шаблоны кораблей и парусов.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников - Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина, Б. Зворыкина к «Сказке о царе Салтане», рисунки пиратских «злых» кораблей, кораблей «добрых».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

Организация класса. (1слайд)

-Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

-Сегодня работаем группах. Повторяем то, что знаем и закрепляем, и стремимся учиться чему -то новому.


НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

1. Самоопределение к деятельности

- На протяжении нескольких уроков мы работали по какой теме? (тема «Как говорит искусство?») Как, какими приёмами художник может выразить чувства, настроение, намерение, характер того, что он изображает?( цветом) (Если это человек, или животное, то мимикой, движением. Если это пейзаж, природа, то главное в картине художника цвет. (на доску вывешиваются таблички с этими словами))

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения(2слайд)

-Вспомните какие в изобразительном искусстве различают жанры? ( пейзаж, портрет, натюрморт.)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется . . .

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это . . .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька - твой сосед,

Обязательно картина

Называется . . .

-Определите названия представленных здесь произведений? (3слайд)

(4слайд)

-Молодцы. А теперь вспомните и перечислите какие вы знаете виды изобразительного искусства?(живопись, декоративно-прикладное искусство, графика). Правильно.

- Но остановимся мы лишь на одном из жанров. Это - графика. Что такое графика? (рисунок). (5слайд)

Вывод: Графика бывает чёрно - белой и цветной. Произведения графики - это рисунки, наброски, зарисовки, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры , плакаты, афиши, шрифты для книг.

-А сейчас, положите головы на парты. Сосредоточьтесь. Попробуйте представить услышанное. (запись шума и плеска воды)

- Какие звуки вы услышали? Что вам представилось? Опишите.

(звучит аудиозапись плеска воды, на фоне которой звучит голос учителя)

- Морская стихия. Море. Оно всегда волновало человека. Влекло к себе своей таинственностью, силой и красотой. Вот мы и отправимся к берегам моря.

просмотр картин морских побережий. (6-7слайд)

- Можно ли, глядя на цвет, определить настроение автора? (8слайд)

  • Оказывается, что через цвет, можно передать не только настроение, но и намерения. Слово «намерения» понятно?

  • Пример:

  • БМорской бой царя Салтана и пиратовабушка упала. Это увидел мальчик и бросился к ней на помощь. Какие у него намерения?


  • ММорской бой царя Салтана и пиратовальчик наблюдает, как из школы идет девочка. «Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю ее грязной водой» - думает он. А в этом случае какие у него намерения?

  • - Как поступить, какой цвет использовать, чтобы изобразить пример с первым мальчиком?

  • А со вторым?

-Почему?

-Сегодня мы с вами должны узнать ещё один приём художников.

-Ребята , я утверждаю, что мы сможем узнать этот о каком приёме пойдет речь . Но для этого надо подумать над следующим заданием.

3. Проектирование нового способа действий.

Локализация затруднений. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.

-«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…» - Какое произведение обычно начинается этими словами? (сказка)

(На доске - полоса ватмана, на которой нарисовано море и прикреплены корабли белого цвета).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

-Из какого произведения строки? (9слайд)

- Вы помните «Сказку о царе Салтане…»А.С.Пушкина? Давайте мысленно перенесёмся в сказку о царе Салтане. - Как люди в сказке переправлялись по морю? (на кораблях) (10слайд) - Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? А раз он плыл в гости , он украсил свой флот .А как он мог украсить?

- Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота. (11слайд)

- Как, ребята,

вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?

-Для этого давайте рассмотрим рисунок . (12слайд)

-Что здесь изображено? (корабли, флот, два разных флота…)

-Почему вы решили, что это два разных флота? (это видно по парусам, это видно по украшению носа корабля, по пушкам на палубах…)

-Совершенно верно, значит, есть ещё один приём художника для выражения намерений, Как вы думаете, что это?

-Это украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представле­ния о красоте и даже может выражать его характер.

(на доску вывешивается таблички с этим словом)

-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Давайте вернёмся в класс и отдохнем.

Физкультминутка. (Выполняют вместе с учителем.)

- Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

Раз, два.

(Встать из-за парт.)

- Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(Шаги назад.)

- А потом поплыл вперед.

Раз, два.

(Шаги вперед.)

- И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками.)

- Набирая полный ход.

(Ходьба на месте.)

4. «Открытие» нового знания.»

-Итак, как же можно на рисунке показать намерение? Цветом, украшением, движением.

-Если в море встретились два разных флота, то, что произойдёт? (бой)

(13слайд)

Тема нашего урока (вывешиваю на доске) «Морской бой царя Салтана и пиратов»

Как это показать в движении? (корабли должны плыть навстречу друг другу)

- Как вы, ребята, думаете, какая сегодня у вас будет задача?

Задача нашего урока - создать флот царя Салтана и флот пиратов, которые встретились в море и готовы к бою. Для этого мы поделимся на пиратов и на моряков царя Салтана. . (Делю класс на две половины.)

-У нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.

-А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

-Как могли быть украшены их корабли?

- Что может быть изображено на парусах?

- Какие цвета мы будем использовать для флота царя Салтана? (Теплые ) (14слайд)

_Какими символами можно показать добро?

-Какие цвета мы будем использовать для флота пиратов? (холодные) (15слайд)

_Какими символами можно показать зло? (коршун, пираты, череп и кости, морда дракона, хищные птицы, чудовища, змеи, солнце, лебедь, сердце, цветы, бабочки…)

Чтение наизусть 2 ученика

Ну-ка, представь себе, как в старину,

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах-то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела…

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, -

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

5.Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

-_Итак , что же мы будем делать?

- Вопросы по заданию есть? Приступаем к работе.

Во время работы тихо звучит музыка .

Учащимся раздаются готовые эскизы кораблей и парусов, которые нужно вырезать. Вспоминаем правила работы с ножницами.

Игра «Похлопаем, потопаем .

- Условия игры вы помните. Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если ошибаюсь - топаете ножками. И так начали.

1.Подавай ножницы другому «острым» (тупым) концом.

2.Во время работы с ножницами нельзя ходить по классу.

3. «Держи» (не держи) ножницы близко к глазам.

4.Вырезая, наблюдай за пальцами «правой» (левой) руки.

5.После работы с ножницами не оставляй их открытыми.

6.У каждого инструмента должно быть свое место на парте.

(Правила вывешиваются на доску). (16слайд)

Исходя из этого начинается работа по украшению кораблей в цвете в технике аппликации. Перед украшением силуэта корабля цветом детям предла­гается поднять вверх кораблики так, чтобы два флота плыли навстречу друг другу. Другими словами, у одной группы школьников нос кораблей обращен вправо, у других - влево.

Подобрав правильно цвет для корабля и для паруса, украшаем в соответствии с намерением корабля. Корабль может быть «добрый» или «злой».

Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при приклеивании кораблей, (флоты плывут друг против друга).

6.Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Какую задачу мы поставили на нашем уроке? Мы справились с ней?
В конце урока происходит чудо! Бывшие совершенно одинаковыми корабли и паруса (у всех были одинаковые заготовки из белой бумаги) вдруг преобразились в два контрастных флота, две группы людей, у кото­рых разные намерения.

-Смогли ли выразить намерения человека через цвет и украшения?

-И это мы сделали с помощью украшений и цвета.

-Подведём итог нашей работе на уроке. (17слайд)

Закончите предложения:

1. Я на уроке узнал…

2. Я на этом уроке понял…

3. Я хочу похвалить…

4. Я захотел узнать…

7. Оценка работ учащихся.

- Все вы сегодня молодцы! Работали вы очень аккуратно, чисто, красиво. (18слайд)

Корабли получились замечательные. Все группы постарались, правильно раскрасить и украсить корабли. Всем сегодня за работу я ставлю «5».

Домашнее задание.

- Найти в книгах примеры декоративных форм, которые по силуэту, цвету, характеру элементов можно было бы отнести к образу флота царя Салтана и к образу пиратских кораблей. Можно нарисовать украшения для разных сказочных героев.

- Урок окончен. Спасибо всем. Отдыхайте.








ПРИЛОЖЕНИЕ

Морской бой царя Салтана и пиратов


Флот царя Салтана, «добрый» флот.


Морской бой царя Салтана и пиратов


Флот пиратов, «злой» флот.






Морской бой царя Салтана и пиратов





© 2010-2022