Авторская общеразвивающая программа Палитра

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Голышмановский Центр детского творчества»






Программа рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете директор МАУ ДОД

МАУ ДОД «Голышмановский ЦДТ»

«Голышмановский ЦДТ ______________________

Селезнева Т.А.

«___» _____________ 2014 г. «___» _____________ 2014г.


Модифицированная образовательная программа

по изобразительному искусству «Палитра»

Срок освоения 3 года









Составитель:


Малышкина Галина Васильевна, ПДО








Голышманово 2014






Пояснительная записка

Концепция программы «Палитра» и особенности работы по программе.

Мы живём в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию. Чтобы знать, понимать и действовать, вступающая в жизнь человеческая личность призвана овладеть универсальными константами жизненного мира. Отмечена необходимость систематизации изучаемого материала в противовес облегченному, калейдоскопическому, что потребует не только новых знаний, но и новой творческой технологии. Носителем творческих начал в первую очередь должен выступать сам педагог.

Для того, чтобы следовать современным нормам и требованиям образования, я в своей педагогической практике ориентируюсь на постановку новой цели обучения, которая носит столь широкий характер -позволяет реально принять индивидуальные различия детей, не подавлять личность во имя подчинения социальным нормам, и, формируя общекультурные качества личности не только нивелировать облик школьника, а даже содействовать развитию его особенностей.

В образовательном процессе строю новое отношение, включающее в себя переакцентировку с восприятия ребёнка как объекта на восприятие его как субъекта, то есть, носителя воли, сознания, отношения, способного к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, саморегуляции и самостоятельному строительству собственной жизни.

Известный педагог-новатор Ш.А. Амоношвили отмечал, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу». Поэтому в учебно - воспитательной деятельности я стараюсь создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребёнка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни. На занятиях активно использую методику Н. Е. Щурковой, основанной на «Истине», «Добре» и «Красоте». Истинной целью образования детей является создание благоприятных условий для развития духовно - нравственного воспитания, повышения уровня эстетической культуры. Использование новых форм работы, различных инновационных педагогические технологий - это средства достижения цели.

В ходе реализации программы используется системно - деятельностный подход, направленный на деятельность ученика и его конечный результат.

Образовательный процесс на занятиях изобразительного искусства направлен на развитие самостоятельной познавательной деятельности

В ходе написания и реализации программы необходимо:

1. Определить уровень духовно-нравственной культуры, уровень развития познавательной активности учащихся на занятиях изобразительного искусства.

2. Разработать систему уроков изобразительного искусства с использованием системно - деятельностного подхода (использование исследовательской, проектной деятельности на уроках ИЗО).

3. Выявить эффективность использования новых технологий развивающего обучения.

Гипотеза: Если в процесс обучения искусству использовать деятельностно- практический метод, следовать определённым принципам, то можно повысить уровень духовно-нравственной культуры, уровень познавательной активности школьников, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, саморегуляции и самостоятельному строительству собственной жизни.

Ёмкое выражение А.Н. Леонтьева «прожить обучение» говорит о том, что обучение становится частью личной жизни учащихся, приобретает для него глубокий практический смысл. В этом я убедилась сама, когда начала использовать новые формы работы Н. Е. Щурковой, инновационные технологии в процессе обучения ИЗО. Особенно большую роль сыграли исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

В своей работе я использую исследовательский проект трёх видов: монопредметный, межпредметный, надпредметный.

Монопредметный исследовательский проект выполняется на материале конкретно по определенному направлению, жанру, например, с детьми мы выполняем исследовательский проект по теме «Портрет», «Пейзаж».

Межпредметный исследовательский проект строится на интеграции, то есть включается смежная тематика нескольких предметов, например, ИЗО, история, литература. С учащимися мы работаем над исследовательским проектом: «Живопись и поэзия - единство муз»; «Свет родных берёз».

Надпредметный исследовательский проект, например, проект «Дом, в котором я хочу жить» «Парк Дружбы для моего села» - проект, который выполняется в ходе ряда занятий и воплощается реально в жизни.

Практикую коллективные проекты. Каждый ребёнок выполняет задание по определённой теме самостоятельно, затем все материалы оформляются в общую папку. Так выполняются проекты на тему: «Милая моя», «Медведево - край берёз», «Моя сказка».

В работе используются итоговые проекты, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного материала. Итоговый проект может быть составлен по любой теме, например по декоративно - прикладному искусству - проект «Тюменский ковёр». Дети изучают самостоятельно материал по теме, посещают краеведческие музеи, берут интервью у деревенских мастериц, проводят экскурсии; на основе собранного материала оформляется исследовательская работа, например «Мастер живёт рядом».

При использовании проектной и исследовательской деятельности главной задачей является активизация взаимодействия детей в процессе освоения нового содержания. Основная роль преподавателя сводится к созданию психологических условий для успешной познавательной деятельности учащихся.

При изучении различных тем, например «Весенний пейзаж», основная деятельность школьников на уроке - самостоятельное «добывание» знаний по теме. Цель - совершенствование навыков саморегуляции, самоорганизации, самооценки и самоконтроля посредством применения исследовательской работы на занятия изобразительного искусства. Моя задача этого урока - создать благоприятные условия для обеспечения самостоятельной деятельности обучающихся, обеспечить мотивированное включение школьников в познавательную деятельность. В этом случае срабатывает механизм системно - деятельностного подхода, сущность которого в обучении изобразительного искусства состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Стержневой идеей проектной и исследовательской технологий развивающего обучения в процессе их применения является идея об опережающем развитии мышления, ведущим за собой умственное развитие ребенка в целом. При этом высший уровень развития человека характеризует творческое мышление и так называемое критическое мышление.

Особенности творческого мышления:

• получение результата, которого раньше никто не добивался;

• возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;

• многообразие способов, применяемых для достижения результата;

• отсутствие достаточного опыта решения подобных задач;

• необходимость действовать без подсказки.

Критическое мышление - поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учётом своей точки зрения, например, как бы вы назвали предложенную репродукцию, почему? Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Например, при изучении темы «Деревенский пейзаж», у учащихся появляется идея - написать исследовательскую работу на тему «Живописная деревня моя».

Опыт работы над проектной и исследовательской деятельностью позволил мне выявить признаки критического мышления учащихся, выявленных в ходе исследования:

1. Открытый ум.

2. Ученик формулирует свою точку зрения, основываясь на объектных данных.

3. Изучает проблему в её целостности.

4. Выясняет причины и условия возникшей проблемы.

5.Умеет выдвигать альтернативы.

6. Не выпускает проблему из виду в поиске решения.

7. Умеет собирать информацию из разных источников.

8. Умеет анализировать качество информации.

9. Умеет чётко определять проблему.

То есть, при работе над проектом, исследовательской работой у ученика появляется способность анализировать информацию с позиции логики через личностно- психологический подход, умение применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, принимать независимые, продуманные решения.

Содержательную основу системно - деятельностного подхода в обучении изобразительному искусству составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Для того чтобы мои ученики могли самостоятельно находить подходы к пониманию художественнных явлений, я использую следующие принципы:

Первый принцип - учет психолого-педагогических знаний о развитии личности и детского коллектива, в котором работаю.

Второй принцип - отбор содержания учебного материала и его структурирование.

третий принцип - принцип преемственности или цикличности.

четвертый принцип - комплексное усвоение знаний, то есть принцип вертикальной интеграции

пятый - обязательное оформление результатов учебной деятельности учеников в виде определенного информационного продукта;

шестой - принцип вовлечения в учебный процесс как можно большего числа субъектов;

седьмой - творческий подход к процессу обучения.

Все эти принципы способствуют реализации программного материала, которую я стараюсь культивировать в своих отношениях с учениками.

Существенное место в педагогической практике отводится созданию реальных продуктов совместной деятельности учащихся, которые каждый из них может увидеть. Продуктами совместной образовательной деятельности моих учеников становятся: проекты, исследовательские работы, учебный фильм, созданный активом детей вместе с родителями - «100 лет поселку Голышманово», «Голышмановский район - в сердце моем», «Приметы родного края в рисунках и фотографиях»; сборник статей учащихся, «Словарь терминов и понятий по ИЗО» с приложениями тестов для проверки своих знаний. Все эти материалы стали школьными учебными пособиями.

Таким образом, в ходе преподавания я стараюсь развивать у учащихся способности к самостоятельной творческой работе. Они основаны на мышлении «без образца», предполагают активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, а также самостоятельный поиск ее решения «здесь и сейчас» (по методике Н. Е. Щурковой.

Программа включает изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных декоративно-прикладных видов искусства, народное искусство - фольклорное и народные промыслы, а также изучает историю родного края.

Программа «Палитра» составлена по концентрическому типу. Темы рассматриваются с постепенным углублением знаний. Курс построен на основе интеграции: связь ИЗО с информатикой, духовно-нравственной культурой, краеведением, историей, МХК, технологией, литературой, математикой.

Новые формы работы Н. Е. Щурковой (Диалог искусств», «5 минут с искусством», «Разговор с портретом»…), системно - деятельностный подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; вы-движение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приема при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных видов. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.

Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.

Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.

Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.

Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован прием переноса знаний в новую ситуацию.

Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.

Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования. Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

1) определение темы исследования, ее формулировка;

2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;

3) составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;

4) изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);

5) сбор фактического материала.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, мини-реферата, альбома, мини-сценария и т. п.).

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием; стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, общественно-политической, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе.

Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, исследовательских проектов, мини-стендов и многое другое.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися. Например, выполнение коллективной работы: «Дерево желаний», «Пейзаж по мотивам гжели» и так далее.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Она может быть различной по характеру: воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. При этом изменение уровня познавательной самостоятельности всегда идет на фоне глубокого осмысления изучаемого явления или факта. Целесообразно в содержание самостоятельных и фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.

Доказано, что индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на занятиях ИЗО.

Описанная система работы предполагает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, из истории родного края, района, области, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом, происходит демонстрация технологического применения жизненных законов. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодежи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

Таким образом, я считаю, что в ходе реализации программы «Палитра» необходимо включать системно - деятельностный подход, новые формы работы, инновационные технологии, следовать определённым принципам, таким образом можно повысить уровень эстетической, духовно - нравственной культуры, уровень познавательной активности школьников, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, саморегуляции и самостоятельному строительству собственной жизни.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.

Данная программа предусматривает гармоничное развитие ребенка. Она направлена на развитие творческих способностей, формирование личных качеств, выявление и развитие творческого потенциала, по средствам изобразительного искусства.

Актуальность программы обусловлена ее возможностью решения ряда проблем развития дополнительного образования.

Решение этих проблем определяется необходимостью:

  • обеспечение методами и средствами реализации образовательных целей формирования основ детского творчества;

  • организация творческой деятельности направленной на саморазвитие - самоопределение - самореализацию личности ребенка.

  • популяризация изобразительного искусства как средство формирования основ гуманитарной культуры.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы работы - учебная группа, индивидуальная работа. В учебной группе занимаются 12 человек.

Целью программы является: создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственной культуры школьников, повышения уровня эстетической культуры.

Задачи программы:

Обучающие:


  1. Познакомить с основными законами композиции, цвета, перспективы.

  2. Познакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства.

  3. Научить понимать и применять профессиональные термины.

  4. Научить использовать технические приемы изображения

  5. Формировать художественные знания, умения и навыки.

Развивающие:


  1. Развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности личности обучающихся: художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение, мышление.

  2. Развивать в обучающем коммуникативные навыки, умение работать в команде со взрослыми и сверстниками, культуру общения.

Воспитательные:


  1. Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.

  2. Воспитывать нравственные качества личности ученика.

В своей работе я ориентируюсь на педагогическое кредо: «Постоянно искать новые решения для совершенствования образовательного процесса

посредством «Истины», «Добра» и «Красоты», посредством внедрения системно - деятельностного подхода, новых форм работы, инновационных технологий на занятиях изобразительного искусства»


Учебно-тематический план 1 года обучения


п/п


Тема



Всего часов


Теория


Практика


экскурсии

1.

Вводное занятие

2

0,5

1,5


2.

Рисунок и живопись

81

16

59

6

3.

Композиция

41

9

32


4.

Лепка

10

3

7


5.

Социально-воспитательная работа

10

3

7


Итого:

144

31,5

106,5

6

Содержание 1 года обучения


Название

Теория

Практика

Вводное занятие

Знакомство с Центром, кабинетом, оборудованием, режимом работы.

Техника безопасности.

Рисунок на свободную тему

Рисунок и живопись

  • Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп



  • Рисование и живопись с натуры животных, птиц, рыб


  • Декоративно-прикладное творчество


  • У истоков русской культуры


  • Рисование пейзажа с натуры и по представлению

Что такое натюрморт?



Анималистка. Изображение животных, птиц, рыб. Знакомство с художниками анималистами.

Знакомство с народными промыслами (глиняная игрушка, деревянная игрушка, росписи). Их особенности.

Русская изба. Национальная одежда. Предметы быта.

Пейзаж. Знакомство с художниками-пейзажистами (Айвазовский, Шишкин, Левитан).

Графические и живописные упражнения. Проведение горизонтальных, вертикальных, наклонных на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнения в мазках (акварель, гуашь). Рисование с натуры осенних листьев, деревьев, овощей, фруктов, предметов быта (карандаш, акварель).

Рисование с натуры игрушек-животных, открыток, иллюстрирование сказок о животных.

Изображение дымковской игрушки, матрешки (Семеновской, Загорской, Полхов-майданской), элементы Гжельской Городецкой, Хохломской росписей.

Экстерьер. Интерьер. женская и мужская одежда. Кокошник. Предметы быта (прялка, кувшин).

Зарисовка пейзажа, наблюдение и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день).карандаш, акварель.

Композиция

  • На заданную тему


  • На литературную тему

  • На историческую тему

Композиция. Расположение элементов рисунка на листе

Тема предлагается учителем «Подводный мир», «Детские забавы»…

Иллюстрирование сказок, стихотворений, рассказов.

«Мифы древнего мира», «Военные сражения», «Открытка к 9 Мая».

Лепка

Основные приемы лепки из соленого теста, глины, пластилина - скатывание, прищипывание, сплющивание, раскатывание.

Лепка сувениров к праздникам, посуды, животных птиц. Составление композиций.

Социально-воспитательная работа

Подведение итогов года. Диагностика. Развлечения, игры. Повторение пройденного.





Учебно-тематический план 2 года обучения


п/п


Тема



Всего часов


Теория


Практика


экскурсии

1.

Вводное занятие

2

1

1


2.

Рисунок и живопись

94

21

68

5

3.

Композиция

28

8

20


4.

Интерьер. Экстерьер.

12

3

8

1

5.

Социально-воспитательная работа

8

3

5


Итого:

144

36

102

6


Содержание 2 года обучения


Название

Теория

Практика

Вводное занятие

Техника безопасности. Диагностика творческих способностей.

Рисунок цветными карандашами.

Рисунок и живопись

  • Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп


  • Рисование и живопись с натуры животных, птиц, рыб


  • Декоративно-прикладное творчество



  • Рисование пейзажа с натуры и по представлению



  • Рисование и лепка с натуры фигуры человека

Натюрморт.Виды натюрморта. Элементы натюрморта


Анималистка. Изображение животных, птиц, рыб. Знакомство с художниками анималистами. Последовательность изображения животных с учетом пропорций.

Продолжить знакомство с народными промыслами (резьба по дереву, глиняная игрушка, деревянная игрушка, росписи). Особенности изображения их элементов.

Пейзаж. Знакомство с художниками-пейзажистами. Разметка в пейзаже с учетом перспективы, эскиз, набросок, крок.


Портрет. Пропорции фигуры человека. Художники-портретисты.

Графические и живописные упражнения (упражнения в проведении круговых линий, в насыщении цветового тона). Рисование с натуры осенних букетов листьев, овощей, фруктов, предметов быта, посуды (карандаш, акварель, гуашь).

Рисование с натуры и по представлению животных и птиц: медведя, зайца, лисы, уток, гусей. Открыток с изображением животных, птиц, рыб, иллюстрирование сказок о животных.

Лепка дымковской игрушки из соленого теста, изображение матрешки (Семеновской, Загорской, Полхов-майданской), элементы Гжельской Городецкой, Хохломской, Полхов-майданской росписей. Роспись посуды.

Зарисовка пейзажа, наблюдение и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день). Передача цветом пространства с учетом линейной и воздушной перспектив (карандаш, акварель, гуашь).

Рисование куклы с натуры. Человек в движении: «Детские забавы», «Лыжники». Лепка фигуры человека из соленого теста, пластилина.

Композиция

  • На заданную тему


  • На литературную тему


  • На свободную тему

Композиция. Расположение элементов рисунка, картины на листе

Тема предлагается учителем «Мы в цирке», «Сады расцветают», «Мои друзья

Иллюстрирование сказок, стихотворений, рассказов. «Моя любимая книга», «Любимый литературный герой».

Собственный выбор детей.

Интерьер. Экстерьер.

Знакомство с интерьером, его деталями

Передача в рисунке формы, объема всех предметов интерьера. «В моей комнате», «Мой стол».

Социально-воспитательная работа

Подведение итогов года. Диагностика. Развлечения, игры.


Учебно-тематический план 3 года обучения



п/п



Тема


Всего часов

Теория


Практика


Экскурсии

Индивидуальные занятия

1.

Вводное занятие

2

1

1



2.

Рисунок и живопись

118

18

68

4

28

3.

Учебно-оформительская графика

16

3

10


3

4.

Архитектура

24

4

12

2

6

5.

Композиция

32


28


4

6.

Скульптура

16

1

12

1

2

7.

Социально-воспитательная работа

8

3

5



Итого:

216

30

136

7

43




Содержание 3 года обучения


Название

Теория

Практика

Вводное занятие

Техника безопасности. Диагностика творческих способностей.

Рисунок цветными карандашами.

Рисунок и живопись

  • Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп



  • Рисование и живопись с натуры животных, птиц, рыб


  • Декоративно-прикладное творчество



  • Рисование пейзажа с натуры и по представлению



  • Рисование с натуры фигуры человека

Натюрморт. Натюрморт в карандаше и цвете.




Продолжить знакомство с народными промыслами (резьба по дереву, глиняная игрушка, деревянная игрушка, росписи). Особенности изображения их элементов.


Пейзаж. Знакомство с художниками-пейзажистами


Портрет, элементы портрета. Пропорции фигуры и лица человека. Художники-портретисты.

Упражнения в штриховке по форме в состоянии холодных и теплых цветов, основных и противоположных цветов цветового круга. Рисование с натуры букета цветов, двух различных по форме и цвету яблок, разрезанного помидора.

Рисование с натуры игрушек-животных, открыток, иллюстрирование сказок о животных.

Лепка дымковской игрушки из глины, изображение матрешки (Семеновской, Загорской, Полхов-майданской), элементы Гжельской Городецкой, Хохломской, Полхов-майданской росписей. Роспись посуды.

Зарисовка пейзажа, наблюдение и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день). Передача цветом пространства с учетом линейной и воздушной перспектив (карандаш, акварель, гуашь).

Выполнение быстрых набросков с фигуры человека. Рисование с натуры ученика в различных позах (сидит, стоит). (карандаш, акварель, перо)

Учебно-оформительская графика

Виды учебно-оформительской графики. Виды шрифта.

Оформление уголков, плакатов, вывесок, лозунгов (акварель, гуашь, тушь, пастель, цветные, восковые карандаши, )

Архитектура

Архитектура. Виды архитектуры.

Рисование в карандаше архитектурных сооружений, ансамблей.

Композиция

  • На заданную тему


  • На литературную тему

  • На свободную тему

Композиция. Композиционный центр. Элементы композиции. Последовательность расположения элементов композиции на листе.

«Осенний урожай в поле и огороде», «В космическом полете»…

Иллюстрирование сказок, стихотворений, рассказов.

По собственному выбору детей

Скульптура

Скульптура. Виды скульптуры (монументальная, станковая)

Лепка сувениров к праздникам, посуды, животных, птиц, человека предметов быта.

Социально-воспитательная работа

Подведение итогов года. Диагностика. Развлечения, игры.

Характеристика образовательного процесса


Программа обучения рассчитана на 3 года. Группа постоянного состава формируется в начале учебного года, набор ограничен только возрастом занимающихся (7-14). Дополнительный набор может происходить в течение года при наличии свободных мест в основной группе. Группы формируются по 10-12 человек (в соответствии с санитарно гигиеническими нормами).

Содержанием первого года обучения является знакомство с различными художественными материалами. Даются начальные знание по основам рисунка, живописи, перспективы, композиции. На втором году обучение проходит более профессиональное знакомство с различными техниками выполнения работ, вводятся новые темы (Интерьер, Экстерьер), термины. На третьем году обучение большое внимание уделяется самостоятельному творческому выполнению работы детьми.

Основные принципы обучения базируются на личностно-ориентированном подходе: каждому ребенку дается право выбора и уважается мнение ребенка, признается право на ошибку, приветствуется творчество и активность.

Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе и изобразительной, связано с овладением способами и приемами этой деятельности. Этому помогает знакомство с произведениями изобразительного искусства. Для того чтобы ребенок мог свободно передать в рисунке, лепке любые заинтересовавшие предметы и явления, необходимо обучить их разнообразным приемам рисования, использованию различных изобразительных средств.

В младшем школьном возрасте восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает написание букв и цифр, хотя он целенаправленно рассматривает предметы и рисунки, им выделяются наиболее яркие свойства - в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ребенок более тонко анализировал качество объектов, педагог должен проводить специальную работу по формированию одной из основных базовых способностей - способность наблюдать. Поэтому в процессе рассматривания иллюстраций, педагогу следует обращать внимание детей на то, как по-разному передают признаки объектов действительности художники: картины природы в одно и то же время года, оперение птиц. При рассмотрении скульптуры малых форм, педагог должен учить детей сравнивать способы передачи фактуры в лепных изображениях.

Важно развивать у детей восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды; обводить его форму рукой по контуру или обхватывать руками. Все это помогает познать форму предмета, почувствовать объем, передать их в изображении; это важно при создании рисунка, в лепке.

Успешное овладение ребенком изобразительной деятельностью невозможно без развития мелкой моторики. Детей нужно учить правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании: держать карандаш, кисть, осуществлять движения легко и свободно, набирать краску на кисть; при лепке: сжимать глину, пластилин, соленое тесто ладонями, пальцами.

Актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству - коллективная деятельность. Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат таких занятий всегда имеет практическое значение и позволяет связать изобразительную деятельность детей с решением проблем жизни детского коллектива.

На занятиях в объединении у детей необходимо развивать внимание, установлено, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние явления могут стать сильным отвлекающим фактором, им трудно сосредоточится на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом. Дети младшего школьного возраста могут сосредоточиться одним делом в течение 10 - 20 минут, подростки 40 - 45 минут, старшеклассники - до 50 минут, поэтому новый учебный материал следует излагать в начале занятия, а деятельность прерывать разнообразными разминками.

Каждое занятие должно быть валеологично: педагог постоянно следит за осанкой детей, проветриванием кабинета, освещением. Особое внимание уделяется знакомству с правилами техники безопасности. Большую роль в процессе занятия играют разминки.

В конце занятия обязательный этап - выставка рисунков, где происходит обсуждение и анализ выполненных работ, рефлексия.

В целях сплочения коллектива, создания единой воспитательной среды в течении года проводятся ролевые игры, тестирования.



Оценка эффективности программы


По окончании трехгодичного курса обучения по программе объединения «Палитра» обучающие расширяют свой кругозор, овладевая определенным комплексом знаний:


Направления

(задачи)


Результаты


Методы отслеживания и оценки результатов

Познакомить с основными законами композиции, цвета, перспективы

Знает свойства различных художественных материалов, основные законы композиции, цвета, перспективы и т.д.

Самостоятельные творческие работы

Беседы

Научить понимать и применять профессиональные термины

Может понимать и применять профессиональные термины, анализировать творческие работы

Самостоятельный анализ работы

Мини-экзамен

Научить использовать технические приемы изображения

Владеет техническими приемами изображения

Самостоятельные творческие работы

Развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности личности обучающихся: художественный вкус,

Наблюдательность,

творческое воображение,

мышление.

Формируется навык творческой деятельности

Педагогическое наблюдение

Самостоятельные работы

Развивать в обучающем коммуникативные навыки, умение работать в команде со взрослыми и сверстниками, культуру общения.

Приобретает навык работы в команде со взрослыми и сверстниками

Коллективная творческая деятельность

Педагогическое наблюдение

Воспитывать нравственные качества личности ученика.

Дружеское, доброжелательное общение в коллективе

Педагогическое наблюдение

Тесты. Анкеты.

Формы контроля:

Тематический контроль

Тематический контроль предполагается после прохождения каждой темы в форме познавательной тематической игры или викторины на любознательность и эрудицию, или мини-экзамена: групповая форма опроса - «вопрос-ответ»; индивидуальная форма опроса - работа по карточкам, эстафетный опрос, разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д. для проверки навыков и закрепления знаний.

Промежуточный контроль

На каждом занятии проводится анализ и обсуждение выполненных работ.


Материально-техническое обеспечение программы


п/п

Обеспечение программы

Количество

1

Материалы и оборудование:


1.

Клей ПВА;

2.

Краски: гуашь, тушь, акварель;

13 каждого вида

3.

Карандаши: простые, цветные, пастель, восковые;

13 каждого вида

4.

Рамки для оформления работ;

От количества выставочных работ

5.

Ластики;

13

6.

Плакатные перья и ручки;

13

7.

Пластилин;

10

8.

Глина;

4

9.

Ножницы;

13

10.

Линейки;

13

11.

Кисти: белка, щетинные, синтетические;

13 каждого вида

12.

Бумага: для черчения; для акварели, для ксерокса;

По мере потребления

13.

Соль;


14.

Мука.


11

Оснащение кабинета


1.

Мольберты

13

2.

Столы, стулья;


3.

Аудиоаппаратура;

1

4.

Стенд для учебных пособий;

1

5.

Стационарная выставка рисунков;

1

6.

Натюрмортный стол.

2

111

Дидактический материал:

По мере необходимости

1.

Книги, альбомы;

2.

Схемы, таблицы,

3.

Геометрические фигуры

4.

Цветовые примеры;

5.

Карточки с вопросами;

6.

Природный материал;

7.

Репродукции с картин.


Литература

  1. Антипова М. Соленое тесто: поделки и украшения. - М.: Эксмо, 2008.

  2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Эксмо, 1999.

  3. Вохринцева С.В. Россиночка. Учимся рисовать. - Екатеринбург: Страна фантазий, 2008.

  4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. - М.: 1998.

  5. Козлова В.Л. Традиционная одежда русского населения западной Сибири. - Тюмень: 2002.

  6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  8. Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. - М.: Эксмо, 2004.

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000.

  10. Теит В. Рисуем цветы акварелью: уроки живописи. - М.: 2008.

  11. Тюрг Х., Праделла Р. Веселая школа рисования. - М.: 2007.

  12. Рубцова Е. Фантазии из соленого теста. _ М.: Эксмо, 2008.

  13. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. - М.: 2007.

  14. Школа рисования для малышей. - М.: РОСМЕН, 2007.

  15. Шматова О. Самоучитель рисования акварелью. - М.: 2008.

  16. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.














Авторская общеразвивающая программа Палитра

© 2010-2022