Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л. А

В работе представлены методы и приемы нетрадиционных техник, интерактивные методы обучения, которые используются на уроках ИЗО и на внеурочных занятиях.Описан один из интерактивных методов обучения- метод проектов. Предлагаетс обучающимся создать собственную книжечку с собственными рассказами, стихами, сказками.Работа выполняется в группах.Итогом работы является презентация книг группами. Из нетрадиционных техник прелагается техника раздувания картин  или кляксография с трубочкой, работа с трафа...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обобщение опыта учителя изобразительного искусства МБОУ Шептуховской СОШ Земляной Людмилы Александровны.Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Малыш берёт в кулачок карандаш или ручку и рисует прямо на том, что ему подворачивается под руку, будь то мамин журнал или папины «важные бумаги», ну а если ничего такого не нашлось, то прямо на недавно поклеенных обоях появляются всевозможные каляки-маляки.

Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Дети рисуют то, что чувствуют , ведь не зря говорят, что по рисункам можно прочесть внутренний мир ребёнка . увидеть то, что ребёнок никогда в слух может не сказать.

Мне повезло, что обстоятельства позволили мне стать именно учителем рисования. Работаю на этой должности я 7 лет. Ни один предмет не может позволит так глубоко заглянуть в душу ребёнка как изобразительное искусство. Я очень люблю свой предмет и моих учеников, таких разных, не похожих друг на друга, их глаза, наполненные восторгом, удивлением.

Сейчас у меня есть возможность встречаться с моими маленькими волшебниками с 1 класса на занятиях по внеурочной деятельности. Именно волшебниками, потому что с самого первого занятия я помогаю им поверить в то, что они настоящие волшебники, ведь на листе альбома рождаются рисунки, которые без них никогда бы не появились. Помогаю любить свои работы, видеть в каждом рисунке самое лучшее и стремиться сделать следующие работы ещё лучше. Ранее, работая только с пятого класса на уроках рисования с первых уроков замечала, что пятиклассники с неохотой относятся к урокам рисования, рисуют без интереса. И поэтому ставила перед собой следующие задачи:

  • прививать интерес к уроку изобразительного искусства;

  • помочь ребятам поверить ,что они самые талантливые, способные;

  • развивать творческие способности;

  • учить видеть прекрасное вокруг себя, восторгаться им;

  • помочь представить свои работы на выставках, конкурсах.

Для того, чтобы решить задачи я использую в своей деятельности следующие методики и технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • интерактивные технологии и методики;

  • нетрадиционные способы рисования.

1.Информационые технологии.

В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ. Классы нашей школы обеспечены компьютерами , интерактивными досками, мультимедийными лампами, телевизорами. Так как у меня нет отдельного кабинета ИЗО, поэтому занимаясь в разных классах, могу использовать различную информационную технику, что даёт возможность использовать различные интерактивные технологии и методики.

ИКТ можно использовать в разных целях:

демонстрации и обучения, отдыха во время физминуток, музыкального и эмоционального сопровождения уроков, показа этапов работы над определённой темой и т.д.

Для этого использую не только свои презентации , но и опыт других преподавателей, , провожу тестирование, ученики и сами с большим интересом делают презентации на определённые темы, например представляют творчество художников, занимательный материал.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • повышение продуктивности подготовки учащихся;

  • индивидуализация работы самого учителя;

  • ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

  • усиление мотивации к обучению;

  • активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

  • обеспечение гибкости процесса обучения.

Очень важно знать для чего использовать ИКТ, сколько времени займёт ИКТ на уроке. Удобно использовать презентацию урока вместо, обычного плана урока на бумаге.

В настоящее время таблицы, репродукции картин, поэтапное рисование на бумажных носителях стоит очень дорого, возможности сетей интернета позволяют использовать самые разные ресурсы.

2. Интерактивные технологии и методики.

Современный урок - это урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Путём споров, обменом мнений, поиском решений, высказываний из личного опыта приходят дети к цели урока. Место учителя на таком уроке зачастую сводится к ненавязчивому направлению деятельности учащихся на достижение этих целей. Все: и учитель, и ученики участвуют в образовательном процессе. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует их дальнейшему саморазвитию, самообразованию. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе.

Развитие этих способностей во взаимодействии участников образовательного процесса и называется интерактивным обучением, целью которого является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации.

Для интерактивного обучения характерны: высокая мотивация, творчество и фантазия, свобода самовыражения, активная жизненная позиция, коммуникабельность, демократичность и взаимоуважение.

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в группах, это могут быть пары постоянного и переменного состава, сформированные на уроке группы: по рядам, по алфавиту, по цветовым карточкам и т.д.

Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе. Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: - с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, - а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.

Каждая группа должна обязательно защитить свой проект и одной из лучших оценок для детей является не оценка в прямом смысле , а одобрение одноклассников, например я использую аплодисменты.

В начальной школе проекты можно создавать на занятиях внеурочной деятельности. Я использую эту методику для работы в группах по следующим темам:

«Наша сказка», «Путешествие в сказочный лес», «Весенний букет»

В 5-7 классах:

5 класс «Мультипликационные герои.», «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».

6 класс: «Красота народного костюма», «Иллюстрирование литературного произведения.»

7 класс: «Народ - творец прекрасного», «Иллюстрация сказок народов России», «В мире литературных героев.»

Создание совместных проектов в разных группах помогает создавать очень интересные работы, в этой работе нет пассивных детей, каждый понимает, что от его участия и качества работы зависит результат. Очень важно ,чтобы соблюдались все этапы работы на уроке, где дети будут создавать проекты. Семиклассники с удовольствием создают свои книжки, куда пишут свои собственные произведения, иллюстрируют их, а потом защищают свой про-ект, представляя его классу.

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

3.Нетрадиционные способы рисования.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия на уроках вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем необычных картин.

Цели:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать техническими приемами работы с различными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,оригинальных замыслов.

1.Детям всегда нравится что- то необычное, выходящее за рамки обычной работы. А какой восторг можно увидеть при выполнении работ учениками в разных техниках, так практически всем классам понравилась техника раздувания картин или кляксография с трубочкой.

Дети выражали такой восторг, оттого, что у них получается , и хотя большинство ребят выпачкались сильно, но и на следующем занятии просили продолжить. Некоторые ребята дома выполняли работы.

Ревенко Алина ,6 класс

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.Аработа Малюта Олега,3кл.

2.Понравилась ребятам и работа с трафаретами в сочетании с набрызгом при выполнении работы «Одуванчики»

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

3.Очень интересна работа над зимним пейзажем ,которая включает несколько техник: граттаж, процарапывание, набрызг

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

1.Рисуем красками дом без снега.

2.Рисуем голубой краской сугробы.

3.Рисуем фон неба.

4.Рисуем ёлки.

5.Натираем работу парафином.

6.Процарапываем ветки ёлок с иголками.

7.Кистью наносим на ветки ,крышу, сугробы белую гуашь.

8.Делаем набрызг зубной щеткой- это снег.

Дети добавляют ещё снеговиков и др.героев. и хотя включает работа много этапов ученики с удовольствием её выполняют.

4.Интересны работы с использованим мыла- пейзаж «Фламинго»

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Перья фламинго, вода получаются очень красивыми




5.Ребятам очень интересно сочетание рисунков и аппликации

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Сначала рисуется весь рисунок, раскрашивается, а потом рисуются капельки плотно друг другу черной или гелевой ручкой . Приклеивается оперение лебедя из гусиного пуха, перьев.

6. Мы использовали для рисования горных пейзажей не альбомные листы, а солёную белую плотную ткань. Работа требует аккуратности, но ребятам нравится.

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

7. Работы в технике граттаж, начиная с 5 класса, постепенно усложняясь к 7классу.

. Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Интересны рисунки с использованием прокалённой соли разного размола. Рисунки становились ярче и приобретали интересный вид.

8.Всем преподавателям известна тема первого урока рисования в 5 классе «Цветовой круг» цель урока, чтобы дети запомнили и называли холодные и теплые цвета, я предлагаю вместо круга рисовать пейзаж по темам «Арктическая пустыня» или «Антарктида», «Жаркая пустыня» или «Пустыня Сахара» ,ставится условие- использовать при работе,над выбранной темой либо теплые, либо холодные цвета ,разрешается включать белый цвет. Предлагатся набросок и дети раскрашивают, могут включить фантазию.

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Каждый урок заканчивается выставкой работ учащихся .Для того,чтобы дети почуствовали и могли сравнить свои работы с работами одноклассников, а также увидеть работы ребят из других классов провожу выставки в коридоре школы.

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.АОбобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Внеурочная деятельность. Общекультурное направление «Изостудия»

Очень люблю занятия в начальной школе, до занятия дети встречают и спрашивают с надеждой на необычный урок: «А что мы сегодня будем делать?». Слыша этот вопрос просто прийти и без подготовки провести урок нельзя. Чтобы не обмануть ожидания детей нужно очень тщательно подготовиться к каждому занятию. Нравится ребятам и музыкальное сопровождение занятий, это может быть музыка в тему занятия или просто легкая музыка, композиции.

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А «Снегирь на ветке» ,Убийко Настя,2 класс

Одним из двигателей к совершенствованию своих творческих способностей является участие в различных конкурсах разных уровней. К счастью наших учеников не нужно заставлять участвовать в них, они с большим удовольствием выполняют работы, вдохновляют победы одержанные учениками в конкурсах рисунков:

  • 2006год-Международный экологический форум «Зеленая планета-2006»-Грушевенко Ольга-диплом III степени,

  • 2008год- районный конкурс рисунков по пожарной безопасности-1место,

  • 2009год- районный конкурс плакатов, стенгазет на экологическую тему в Чертковском ДДТ-1,2 места,

  • 2010год -конкурс рисунков РОО «Война глазами детей»-Жадан Саша- 2 место, Андросова Альбина- 1 место, XII Международный фестиваль «Детство без границ» региональный этап- конкурс рисунков «Родина источник вдохновения» «Никто не забыт ,ничто не забыто»,-Андросова Альбина - 1место, XII Международный фестиваль «Детство без границ» региональный этап- конкурс рисунков «Родина источник вдохновения»,«Моя малая Родина»- Яковлева Татьяна- 1 место,

  • 2012 год- открытый Ростовский фестиваль- конкурс профессионального направления «Предотвращение. Спасение. Помощь -2012», «Пожарные глазами детей»-Яковлева Татьяна- 1место- премия 10000р. от организаторов конкурса, Пинкина Наталья- лауреат открытого конкурса- фестиваля,3место в районном конкурсе плакатов ,стенгазет «Мы за здоровый образ жизни»-Малинкина Таня, Пинкина Наташа

Пинкина Н, Яковлева Т-победительницы конкурса в г.Ростове- на-Дону
Одним из главных условий успеха детей - это вера в то, что всё обязательно получится, если постараться. Главное замечать каждый удачный рисунок каждого ребёнка. Обязательно отметить ,что работа получилась лучше ,чем вчера и будет ещё лучше, если постараться.Обобщение опыта по ИЗО учителя Земляной Л.А

Использование компьютеров и Интернета на уроках помогает учащимся попасть в виртуальные музеи, узнать необходимую информацию и использовать её в различных видах работы : проекты, рефераты, доклады ,творческие работы и др. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Считаю опыт своей работы «Информационно-коммуникативные технологии на уроках изобразительного искусства как средство повышения творческой активности учащихся» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока. Я в начале пути и думаю, что мне удастся добиться лучших результатов в своей работе. Изучая опыт коллег, можно сделать процесс обучения более продуктивным, интересным. Необходимо любить свою работу, понимать и поддерживать учащихся, заниматься самообразованием.

Библиографический список и ресурсы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2002

  2. Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. - it-n.ru

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.

  4. Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника.Увлекательные уроки живописи ,графики, дизайна.-Донецк: ООО ПКФ «БАО»,2006г.

  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.

  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М., 1994.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  8. Соловьева О., Ю. Дорожин Ю. Необыкновенное рисование -М.:Изд «Мозаика -Синтез»

  9. Солодовникова О., Н. Виденеева, А.Авсеева «Большой самоучитель рисования»-М.:ЗАО «РОСМЭН- ПРЭСС»,2005г.

  10. Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. - М.,2003.

  11. Шматова О. Самоучитель по рисованию -М. «ЭКСМО», 2009г.

kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44

games-for-kids.ru/risovanie/netradicionnye-tekhniki-risovaniya.php

school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022



© 2010-2022