• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План урока по рисованию на тему Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника 5класс

План урока по рисованию на тему Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника 5класс

·                     Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа. ·                     Возрождение утерянных традиций русской культуры. ·                     Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений. ·                     Развитие художественных склонностей и задатков. Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шил...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 5-м классе:

"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Цели:

  • Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

  • Возрождение утерянных традиций русской культуры.

  • Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.

  • Развитие художественных склонностей и задатков.

Эпиграф к уроку:

"В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли".

(А.П.Чехов)

Ход урока

I. Организационный момент:

Преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.

ІІ. Новый материал:

Учитель: - Ребята, тема нашего урока: "Русское народное творчество" и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора - кокошник.

Лекция:

Учитель: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери - рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.

Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.

Беседа:

Учитель: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?

Дети: Да.

Учитель: - Правильно ребята.

Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь.

Лекция:

Учитель: Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы.

Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду.

Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.

Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.

В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр

Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.

В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. (Презентация головных уборов)

Беседа:

Учитель: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.

Учитель:

Их называли:

Обруч

Перевязка

Венок

Кичка

Сорока

Позатыльник

Кокошник

Лекция:

Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.

Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)

К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.

Богатый большой платок - убрус - замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.

Детали сороки называются "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: "кокош" - петух.

III. Практическая работа.

  • Учитель раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).

  • Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.).

- Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).

  • Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников.

  • Кокошники имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.

При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить "равновесие" между элементами кокошника.

При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.

Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент, т.к. цветы - это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать - весну встречать.

  • Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая

Выполнение работ.

Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.

IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются.

V. Подводится итог урока:

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?

  • Какие формы головных уборов вы знаете?

  • Как украшали головные уборы?

  • Какой орнамент используется при изображении кокошника?


© 2010-2022