Конкспект урока по теме Город будущего

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Мастер-класс

на тему: «Город будущего»

в технике «граттаж»




Преподаватель: Краснобаева

Екатерина

Михайловна




г. Череповец


Тема: «Город будущего», в технике «граттаж»

Цель: Знакомство с новой техникой - граттаж.

усвоить принцип последовательности в работе.

Оборудование: наглядное пособие

детские работы

Акварельная бумага формата А4 или картон

Масленная пастель

Восковая свеча

Черная гуашь или тушь

Широкая кисточка

Палочка с заточеным концом или зубочистка

План урока: 1. организационный момент

  1. сообщение нового материала

  2. самостоятельная работа

  3. подведение итогов



СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты, фантазию и воображение. Именно от этого зависит, какой - богатой или бедной будет его духовная жизнь. Поэтому на занятиях с детьми я использую не только традиционные, но и нетрадиционные методы рисования. Одним из таких методов мы и займемся. Сегодня я познакомлю вас с одним из самых простых видов графики - граттаж. Что такое техника граттаж? Буквальный перевод этого слова - «царапанье» (от французского глагола gratter - царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе.
Граттаж - техника занимательная и необычная. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности. Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать пластиковой вилкой: целой - волны на море, отломав «лишние» зубцы - дорогу, рельсы и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!
Затем начинается создание рисунка - на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Профессиональные художники, работающие в технике граттаж, используют наборы специальных резцов (резаков).
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В.Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».
Современные художники тоже используют эту технику. Кристина Пенеси - художник-самоучка. Кристина имеет опыт работы в различных техниках, однако предпочитает заниматься царапаньем или, как её ещё называют, техникой граттаж.
Художница работает в реалистической манере, потому что красота природы лежит в её крошечных деталях, которые часто упускают из виду многие художники.

Ход работы.

Техника граттаж обладает мощными графическими характеристиками. Можно проследить многообразие и непосредственность этого изобразительного средства - от выполнения беглого линейного рисунка до более сложного.

Все шаги подготовки листа к работе - интересны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе - вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев. Но не стоит забывать - что маленький ребенок не может долго усидеть на месте - поэтому занятие лучше разбить на два этапа - подготовку исходного материала и собственно, рисование.
Предварительная работа и сам процесс выполнения работы демонстрируется преподавателем.
Итак, нам понадобится плотный картон - попробуйте разные варианты, я использую глянцевый, но обычный белый картон для детского творчества тоже подойдёт, можно использовать плотную акварельную бумагу. Лист бумаги или картона необходимо покрасить масленной пастелью.
Конкспект урока по теме Город будущегоКонкспект урока по теме Город будущего

Покрашенный лист натераем тонким слоем воска. Грунтовка может быть различной: некоторые вместо воска используют мел, белую глину, яичный желток. Затем лист покрасим чёрной тушью или гуашью. Если вместо туши покрывать гуашью, то в краску нужно добавить жидкое моющее средство, чтобы краска покрывала воск и не скатывалась. Для данной работы гуашь не очень подходящий материал. Она смазывается и пачкает руки. Тушь приходится накладывать в несколько слоёв, просушивая каждый, так как она растекается на воске и вначале ложится неравномерно.

Затем на загрунтованный лист наносим контуры вашего рисунка карандашом (аккуратно, не процарапайте краску раньше времени) или перевести через копирку (не пугайтесь, на фоне чёрной гуаши вы получите вполне различимый серый цвет). Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя. Рисунок лучше выбирать с большим количеством мелких деталей, тогда будет красиво.
Обратите внимание на выразительные средства, такие как линия, штрих, пятно, контраст.
Используя технику граттаж, можно создавать необычные, интересные рисунки на разные темы.

Конкспект урока по теме Город будущегоКонкспект урока по теме Город будущего

В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.

Конкспект урока по теме Город будущегоКонкспект урока по теме Город будущего



© 2010-2022