Программа элективного курса Мир дизайна (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

1. Пояснительная записка………………………………………………...

2. Цели и задачи курса……………………………………………………

3. Методы и средства обучения…………………………………………

4. Программное содержание……………………………………………..

5. Учебный план. Учебно-тематический план………………………….

6. Литература………………………………………………………………

7. Приложения……………………………………………………………..

Программа элективного курса "Мир дизайна"

(специальное художественное направление)

Пояснительная записка

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками 9-х классов встает проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда после 9-го класса ученики поступали в колледжи и лицеи на специальность "дизайн", а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т.д. Кроме того, многие учащиеся еще не понимают, что нет "дизайнера вообще", что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике.

Цель данного элективного курса - познакомить девятиклассников с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление. После этого ученик сможет более осознанно выбрать дальнейший профиль: кто-то после 9-го класса пойдет в технологический колледж, кто-то в строительное училище, кто-то в 10-й физико-математический класс для подготовки к поступлению на машиностроительные специальности в вузы, кто-то выберет информатику, кто-то - гуманитарный профиль, позволяющий более глубоко изучить изобразительное искусство или технологию.

В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей

Занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля, показывать видеофильмы, слайды и т.д.

Одной из главных целевых установок курса является развитие и воспитание широкообразованой, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.


Цели:


  • познакомить с различными направлениями дизайна с целью дальнейшего определения профиля;

  • закрепить знания по многим вопросам школьного курса ИЗО;

  • обучить учащихся приемам работы инструментами и материалами художника-графика;

  • научить составлять проекты (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели).

Задачи:

Образовательные.


  • систематизировать и закрепить имеющиеся знания по ИЗО и черчению;

  • познакомить с разнообразием направлений и видов дизайна;

  • продолжить формирование определенных умений и навыков в разработке изделий, закрепить их на практике;

  • развивать навыки в….

Развивающие.


  • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;

  • развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою учебную деятельность, работать со справочной литературой, эскизами иллюстрациями;

  • развивать воображение, творческие способности, волевые качества, (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)

Воспитательные.


  • формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

  • формировать духовную культуру и нравственность;

  • приобщать к мировым и отечественным ценностям;

  • формировать гражданственность и патриотизм учащихся.

Формы:


  • экскурсия;

  • практическая работа;

  • творческие задания;

  • лекционные занятия;

  • творческих работ;

Основные методы обучения:

Монологический, диалогический, алгоритмический, показания, преподавания:


  • объяснительный;

  • информационно-сообщающийся;

  • иллюстративный;

учения:


  • репродуктивный;

  • исполнительский;

  • частично-поисковый;

воспитания:


  • убеждения;

  • упражнения;

  • личный пример.

Средства обучения:

наглядные:


  • видеоаппаратура, видеокассеты;

  • материальные:

  • ТСО, инструменты, оборудование;

материализованные:


  • Графики, таблицы, чертежи, эскизы, схемы.

  • Оценка результативности учебных занятий.

Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений.

Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.

Текущий контроль - применяется для оценки качества усвоения материала.

Формы оценки: творческие занятия, диагностическое анкетирование, собеседование.

Итоговый контроль - выставка творческих работ учащихся, оформление данного учебного заведения.

Психологическое обеспечение программы:


  • создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

  • применения индивидуальных и групповых форм обучения;

  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях

По окончание обучения, обучающиеся

должны знать:


  • основные направления (виды) дизайна;

  • выдающихся представителей дизайна в России и за рубежом;

  • историю развития дизайна;

  • особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.

должны уметь:


  • применять художественные (гуашь, акварель, тушь), природные и подручные материалы;

  • разрабатывать эскизы, проекты;

  • изготавливать макеты, модели;

  • работать с дополнительной литературой;

  • применять правила безопасности труда;

  • формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Учебный план


Наименование разделов

Кол-во часов

Форма контроля

Критерии оценки (в баллах)

I

Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

1

Тестирование


II

Графический дизайн

5

Защита творческой работы

5-15

III

Промышленный дизайн

5

Защита творческой работы

5-15

IV

Дизайн среды

6

Защита творческой работы

5-15

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Название тем

Кол-во часов

I

Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. 2. Из истории развития дизайна. 3. Направления (виды) дизайна

1

II

Графический дизайн

1. Графический дизайн и его направления. Графический знак. 2. Инструменты и материалы художника-графика

2

3. Шрифт

1

4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ)

1

III

Промышленный дизайн

1. Промышленный дизайн и его направления

2

2. Основы проектирования

2

3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия)

1

IV

Дизайн среды

1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн

1

2. Архитектура

1

3. Дизайн интерьера

2

4. Творческая работа (коллективный мини-проект)

2

ИТОГО:

17

Программное содержание

Раздел I. Дизайн и его место в духовной материальной культуре

Тема 1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. Тема 2. Из истории развития дизайна (1 час)

Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).

Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века - появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века - "Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П. Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века - определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.

Тема 3. Направления (виды) дизайна (1 час)

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.

Возможность выделения крупных сфер дизайна: промышленный дизайн; графический дизайн; дизайн среды, дизайн имиджа.

Раздел II. Графический дизайн

Тема 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак. Тема 2. Инструменты и материалы художника-графика (3 часа)

Два подхода к понятию "Графический дизайн".

1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).

2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.

Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.

Тема 3. Шрифт (1 час)

Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).

Тема 4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ) (1 час)

Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.

Раздел III. Промышленный дизайн

Тема 1. Промышленный дизайн и его направления (2 часа)

Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.

Тема 2. Основы проектирования (2 часа)

Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).

Тема 3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия) (1 час)

Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.

Возможные темы мини-проекта:

  • набор посуды или разделочных досок,

  • набор светильников,

  • школьная парта,

  • современный стул,

  • мольберт.

Раздел IV. Дизайн среды

Тема I. Дизайн среды и его направления.

Ландшафтный дизайн (1 час)

Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.

Тема 2. Архитектура (1 час)

Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры (школьного этажа).

Тема 3. Дизайн интерьера (2 часа)

Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.

Тема 4. Творческая работа (коллективный мини-проект) (2 часа)

Разработка и представление проектов интерьера (эскизы).

Темы мини-проектов:

  • Интерьер кухни в русском народном стиле,

  • Современная гостиная,

  • Интерьер классной комнаты,

  • Комната школьника,

  • Интерьер детской комнаты.

Раздел V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.

Тема I. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок (1 час)

Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.

Тема 2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров (1 час)

Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.

Тема З. Обобщающее занятие (1час)

Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.







Литература

1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. - М.: Фан, 1990.

2. Глазычев В.И. О дизайне. - М.: Искусство, 1970.

3. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - М.: МЗ - Пресс, 2001.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - VI.: Академия, 2002.

5. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.

6. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2000.







Цель программы:

Дать представление обучающимся о великом мире дизайна на основе развития творческих способностей.

Задачи:

1. Развивать умение применять художественные материалы и выразительные средства пластических искусств в творческой деятельности.

2. Способствовать развитию ориентации в основных направлениях дизайна.

3. Приобщать к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.



© 2010-2022