- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа элективного курса Мир дизайна (9 класс)
Программа элективного курса Мир дизайна (9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шлокина О.Б. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………...
2. Цели и задачи курса……………………………………………………
3. Методы и средства обучения…………………………………………
4. Программное содержание……………………………………………..
5. Учебный план. Учебно-тематический план………………………….
6. Литература………………………………………………………………
7. Приложения……………………………………………………………..
Программа элективного курса "Мир дизайна"
(специальное художественное направление)
Пояснительная записка
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками 9-х классов встает проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда после 9-го класса ученики поступали в колледжи и лицеи на специальность "дизайн", а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т.д. Кроме того, многие учащиеся еще не понимают, что нет "дизайнера вообще", что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике.
Цель данного элективного курса - познакомить девятиклассников с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление. После этого ученик сможет более осознанно выбрать дальнейший профиль: кто-то после 9-го класса пойдет в технологический колледж, кто-то в строительное училище, кто-то в 10-й физико-математический класс для подготовки к поступлению на машиностроительные специальности в вузы, кто-то выберет информатику, кто-то - гуманитарный профиль, позволяющий более глубоко изучить изобразительное искусство или технологию.
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.
Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей
Занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля, показывать видеофильмы, слайды и т.д.
Одной из главных целевых установок курса является развитие и воспитание широкообразованой, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Цели:
-
познакомить с различными направлениями дизайна с целью дальнейшего определения профиля;
-
закрепить знания по многим вопросам школьного курса ИЗО;
-
обучить учащихся приемам работы инструментами и материалами художника-графика;
-
научить составлять проекты (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели).
Задачи:
Образовательные.
-
систематизировать и закрепить имеющиеся знания по ИЗО и черчению;
-
познакомить с разнообразием направлений и видов дизайна;
-
продолжить формирование определенных умений и навыков в разработке изделий, закрепить их на практике;
-
развивать навыки в….
Развивающие.
-
способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;
-
развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою учебную деятельность, работать со справочной литературой, эскизами иллюстрациями;
-
развивать воображение, творческие способности, волевые качества, (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)
Воспитательные.
-
формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
-
формировать духовную культуру и нравственность;
-
приобщать к мировым и отечественным ценностям;
-
формировать гражданственность и патриотизм учащихся.
Формы:
-
экскурсия;
-
практическая работа;
-
творческие задания;
-
лекционные занятия;
-
творческих работ;
Основные методы обучения:
Монологический, диалогический, алгоритмический, показания, преподавания:
-
объяснительный;
-
информационно-сообщающийся;
-
иллюстративный;
учения:
-
репродуктивный;
-
исполнительский;
-
частично-поисковый;
воспитания:
-
убеждения;
-
упражнения;
-
личный пример.
Средства обучения:
наглядные:
-
видеоаппаратура, видеокассеты;
-
материальные:
-
ТСО, инструменты, оборудование;
материализованные:
-
Графики, таблицы, чертежи, эскизы, схемы.
-
Оценка результативности учебных занятий.
Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений.
Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль - применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: творческие занятия, диагностическое анкетирование, собеседование.
Итоговый контроль - выставка творческих работ учащихся, оформление данного учебного заведения.
Психологическое обеспечение программы:
-
создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-
обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
-
применения индивидуальных и групповых форм обучения;
-
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях
По окончание обучения, обучающиеся
должны знать:
-
основные направления (виды) дизайна;
-
выдающихся представителей дизайна в России и за рубежом;
-
историю развития дизайна;
-
особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.
должны уметь:
-
применять художественные (гуашь, акварель, тушь), природные и подручные материалы;
-
разрабатывать эскизы, проекты;
-
изготавливать макеты, модели;
-
работать с дополнительной литературой;
-
применять правила безопасности труда;
-
формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом;
-
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебный план
Наименование разделов
Кол-во часов
Форма контроля
Критерии оценки (в баллах)
I
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
1
Тестирование
II
Графический дизайн
5
Защита творческой работы
5-15
III
Промышленный дизайн
5
Защита творческой работы
5-15
IV
Дизайн среды
6
Защита творческой работы
5-15
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Название тем
Кол-во часов
I
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. 2. Из истории развития дизайна. 3. Направления (виды) дизайна
1
II
Графический дизайн
1. Графический дизайн и его направления. Графический знак. 2. Инструменты и материалы художника-графика
2
3. Шрифт
1
4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ)
1
III
Промышленный дизайн
1. Промышленный дизайн и его направления
2
2. Основы проектирования
2
3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия)
1
IV
Дизайн среды
1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн
1
2. Архитектура
1
3. Дизайн интерьера
2
4. Творческая работа (коллективный мини-проект)
2
ИТОГО:
17
Программное содержание
Раздел I. Дизайн и его место в духовной материальной культуре
Тема 1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. Тема 2. Из истории развития дизайна (1 час)
Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).
Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века - появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века - "Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П. Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века - определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.
Тема 3. Направления (виды) дизайна (1 час)
Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна: промышленный дизайн; графический дизайн; дизайн среды, дизайн имиджа.
Раздел II. Графический дизайн
Тема 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак. Тема 2. Инструменты и материалы художника-графика (3 часа)
Два подхода к понятию "Графический дизайн".
1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
Тема 3. Шрифт (1 час)
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).
Тема 4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ) (1 час)
Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.
Раздел III. Промышленный дизайн
Тема 1. Промышленный дизайн и его направления (2 часа)
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Тема 2. Основы проектирования (2 часа)
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).
Тема 3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия) (1 час)
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.
Возможные темы мини-проекта:
-
набор посуды или разделочных досок,
-
набор светильников,
-
школьная парта,
-
современный стул,
-
мольберт.
Раздел IV. Дизайн среды
Тема I. Дизайн среды и его направления.
Ландшафтный дизайн (1 час)
Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.
Тема 2. Архитектура (1 час)
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры (школьного этажа).
Тема 3. Дизайн интерьера (2 часа)
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.
Тема 4. Творческая работа (коллективный мини-проект) (2 часа)
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы).
Темы мини-проектов:
-
Интерьер кухни в русском народном стиле,
-
Современная гостиная,
-
Интерьер классной комнаты,
-
Комната школьника,
-
Интерьер детской комнаты.
Раздел V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.
Тема I. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок (1 час)
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.
Тема 2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров (1 час)
Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.
Тема З. Обобщающее занятие (1час)
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.
Литература
1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. - М.: Фан, 1990.
2. Глазычев В.И. О дизайне. - М.: Искусство, 1970.
3. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - М.: МЗ - Пресс, 2001.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - VI.: Академия, 2002.
5. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
6. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2000.
Цель программы:
Дать представление обучающимся о великом мире дизайна на основе развития творческих способностей.
Задачи:
1. Развивать умение применять художественные материалы и выразительные средства пластических искусств в творческой деятельности.
2. Способствовать развитию ориентации в основных направлениях дизайна.
3. Приобщать к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.