Конспект урока по МХК Барокко и классицизм в русском искусстве (9 класс)

Мировая художественная культура и уроки творчества.    На специально отведенных уроках (проводимых не чаще одного раза в четверть), названных «уроками творчества», ученики имеют возможность проявить свои художественно – творческие умения и способности. Это могут быть неожиданные для учеников уроки импровизации на заданную тему (она может быть связана или не связана с художественной культурой). Это могут быть также уроки с домашней подготовкой или без нее, на которых ученики постараются «создать»...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по МХК в 9-м классе.

Тема: «Барокко и классицизм в русском искусстве».

Тип урока: «урок творчества»

Цель: познакомить учащихся с особенностями стилей - барокко и классицизма в России;

Задачи:

-сформировать понимание единства конструкции декора архитектурных сооружений в барокко и классицизме;

- познакомить учащихся со знаменитыми мастерами стиля барокко и классицизм;

-развивать умения анализировать произведения архитектуры, применять эти умения на практике в другой области (дизайн костюма);

- воспитывать интерес к русской культуре

Оформление доски: тема урока, фамилии архитекторов барокко: Д. Трезини,

В. В. Растрелли

Архитекторы классицизма: В. И.

Баженов, М. Ф Казаков,П Кваренги

А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров

Термины: анфилада- длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях , дворцах.

Пилястра- четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.

Портик - крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

Бельведер - башенка на здании как архитектурное украшение или отдельная постройка на возвышенном месте.

Зрительный ряд: Интерьеры и экстерьер Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Е. Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905г.», Большой дворец в Петергофе, Собор Смольного монастыря В. В. Растрелли; Д. Трезини «Петропавловская крепость; Ю. Фельтен.Ограда Летнего сада; А. Н. Воронихин Казанский собор в Петербурге; А . Захаров «Адмиралтейство». 1806-1823; К Росси .Здание Главного штаба. 1819-1823г., Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александрийский театр) 1816-1827г., Елагинский дворец 1818-1822, Государственный Русский музей(Михайловский дворец) 1819-1825; А. Кокоринов, Ж.-Б, Вален-Деламот. Академия художеств, Малый Эрмитаж. Ж.- Б. Вален- Деламот.

Организационный момент.

Повторение и сообщение новых знаний.

Настройка на урок.

В начале урока распределим обязанности:

1 ряд сегодня - «искусствоведы», в конце урока от вас мы ждем «Записки искусствоведа», в которых постарайтесь отобразить все стилевые особенности русского барокко и классицизма.

2 ряд - «модельеры», ваша задача предоставить в конце урока модели платьев в изучаемых стилях.

3 ряд - архитекторы, и как вы уже догадались, проекты барочных или классических зданий - ваша творческая задача.

Сегодня у нас будут выступать гости - «специалисты по данным вопросам (с домашним заданием)»

Итак, начинаем работать.

Проблемные вопросы:

В какое время, и в каких странах существовал стили барокко и классицизм?

Чем отличаются эти стили?

Прослушаем ребят, подготовивших сообщение по теме.

Выступление учащегося: Возникновение искусства барокко.

После искусства Возрождения искусство 17-18 веков сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

Целостное восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художников, этот человек сознает свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия.17-18 вв. характеризуют два стиля - барокко и классицизм. Часто эти стили переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного художника.

Мы уже знакомились с барокко итальянским. (Л.Бернини Ф. Борромини).Барокко- «причудливый, странный».

Характерные особенности стиля барокко:

  • Усложненность композиции и пространственных построений.

  • Динамичность пространства.

  • Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

  • Использование эффектов светотени

Барокко - это монументальность, изысканная роскошь, парадность. Вместо соразмерных масс и гармоничных композиций ренессанса - нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм , насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура Барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой. Живопись-красочностью, декоративностью, эффектами светотени.

Излюбленная форма барокко- овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема, часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями или вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смешанные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В барокко пространство динамично и бесконечно, и это подчеркивается эффектами светотени.

Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать удивление - задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом». Вся эстетика барокко основана на пафосе, стремление поразить.

Барокко в архитектуре России.

Выступление ученика с домашним заданием «Творчество В. В. Растрелли».

Стиль барокко очень ясно проявляется в архитектуре России. Творчество В. В. Растрелли полностью протекало в рамках этого стиля. В его Зимнем дворце структурно-тектоническая основа здания подчинена декоративному началу. Стремление создать архитектурно-пластическими средствами впечатление пышности и богатства отвечает назначению постройки .

Великолепен собор Смольного монастыря, оставляющий впечатление праздничности, нарядности, в котором Растрелли использовал наиболее гармоничные пропорции. Впечатление декоративной нарядности усиливает цветовая раскраска построек, в основном бирюзово - белая или красно - белая.

Для барокко характерно создание дворцовых и церковных сооружений. Этот тип построек давал возможность воплотить богатство пластики в интерьерах и экстерьерах, пышность и нарядность.

Великолепные комплексы интерьеров - одно из замечательных достижений барокко. В Большом Царскосельском дворце Растрелли феерическая анфилада зал развертывается как эпизоды блестящего действия. Залы поражают драгоценной отделкой: тончайшая позолоченная резьба и лепнина, янтарь и бронза, сверкающие узоры паркета и многоцветная живопись. Интерьеры барокко переполнены светом, который льется в огромные окна, отражается в зеркалах простенков, в зеркальных пилястрах. Все это как бы уничтожает материальную оболочку стен, создавая иллюзию бесконечности пространства. Архитектурный стиль барокко - это стиль жизни аристократии. Эстетика этого стиля отразилась в многослойных нарядах: бантах, кружевах, украшениях, причудливых прическах, изяществе декоративной отделки мебели инкрустированной бронзой, серебром и перламутром.

Просмотр зрительного ряда

Архитектура классицизма.

Выступление учащегося.

В середине 17-го века во Франции возник новый стиль-классицизм. В основе искусства классицизма лежит иное начало. Прекрасно лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично.

Писателей и художников вдохновлял идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. Отсюда и обращение в архитектуре к строгости и спокойствию античной ордерной системы. В архитектуру возвращаются простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций.

Примерно с 70-х годов 18в. классицизм стал господствующим архитектурным стилем в России. В пригороде Петербурга возник великолепный дворцово-парковый ансамбль (в Петродворце). В оформлении парков большую роль играли статуи, скульптурные группы, территория парка включала множество бассейнов, фонтанов, каналов.

Стремление к пышности сочеталось с чувством меры. На смену стихийному средневековому городу приходит регулярный, централизованный город.

Античность проступает из глубины веков. Но художники классицизма берут у нее самое ценное для современной эпохи: стройность и строгость композиции, благородство пропорций, ясность основных объемов и планов, ордерную систему.

Архитектура продолжала развиваться в русле к., углубляя все лучшее, что было найдено 18в. Первую треть 19-го века в зодчестве России именуют периодом зрелого («высокого») классицизма, или русским ампиром.

Просмотр репродукций зрительного ряда.

Выполнение задания учащимися по группам.

Выступления групп и анализ выполненных работ.

Домашнее задание выучить стилевые особенности барокко и классицизмаКонспект урока по МХК Барокко и классицизм в русском искусстве (9 класс)

© 2010-2022