Технологическая карта урока рисования на тему Китайский рисунок кистью

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства


Составлен учителем начальных классов

МБОУ СОШ №118 г.о.Самара

Белянской Верой Евгеньевной.

Тема

Китайский рисунок кистью.

Цель

Научиться рисовать бамбук.

Задачи

Обучающие:
- научить рисовать бамбук акварельными красками;

- познакомить с техническими приемами китайской живописи;

- формировать навыки последовательного ведения работы;

- научить сравнивать произведения китайских художников с произведениями европейских и русских художников;

- учить эмоционально воспринимать произведения китайского искусства рисования кистью, выражать своё отношение к ним на примере произведений китайских художников.

Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности учащихся;
- развивать культуру общения;
- развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки;

- содействовать развитию эмоциональной сферы детей, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья.

Воспитывающие:
- воспитывать уверенность в своих возможностях;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

- содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.

Планируемые результаты

Предметные:
- формировать умение самостоятельно получать информацию из текста;

- рисовать красками без предварительного прорисовывания карандашом;
- сопоставлять китайские и русские пословицы;
- оценивать свои работы в соответствии с критериями.
Универсальные учебные действия:
Личностные:

- действие смыслообразования;
- установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом;
Регулятивные:
- целеполагание;
- формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
- формирование самоконтроля и самооценки;
- волевая саморегуляция;

- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.

Познавательные:

- формирование логических действий анализа, сравнения;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

Коммуникативные

- формировать умение сотрудничать;
- учить говорить, рассуждать;
- учить взаимодействовать в парах.

Ресурсы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с текстом, словарь китайских слов, лист формата А1, художественные материалы (краски, кисти и т. д.).

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Методы обучения

наглядный, словесный, практический, контроля.

Форма обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогические технологии

- технология диалога, обучения в сотрудничестве, формирующего оценивания, ИКТ.

Аннотация

Данное занятие проводится в 4 классе по ФГОС. Тип занятия - урок усвоения знаний. форма урока традиционная. Занятие с презентацией «Китайский рисунок». В соответствии с календарно-тематическим планированием урок проводится в марте. Время проведения - 40 минут.




Этап урока

Педагогические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оформление результатов

I этап.

Организационный момент

Проверить готовность учащихся, настрой на работу.

- Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию

- создает эмоциональный настрой на занятие.

- Приветствуют учителя

- проверяют готовность к занятию

Личностные (смыслообразование)

Мотивация учебной деятельности


II этап. Формулирование проблемы

Обеспечить принятие и осознание цели и задач учениками

- Побуждает учащихся ставить цель урока.

- Ставят цель урока, отвечают на вопросы, формулируют проблему.

Коммуникативные УУД:

учатся формулировать поблему;

Регулятивные:

- целеполагание,

- прогнозирование

«Дерево предсказаний»

III этап. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Обобщение знаний о Китае.

1.Работа с текстом.

2.Работа с произведениями мастеров, анализ и сравнение полотен европейских и китайских художников.

3. Знакомство с некоторыми мастерами китайской живописи.

4. Знакомство с жанрами китайской живописи.

- Организует показ презентации, - задаёт проблемные вопросы, - знакомит с мастерами китайской живописи и жанрами.

- Читают текст, - отвечают на вопросы учителя, - смотрят презентацию.

Познавательные: находят информацию в тексте; отделяют известное от неизвестного; сопоставляют, анализируют, обобщают, делают выводы.

Личностные:

-мотивация учебной деятельности; стремление к ответу на вопросы.

Коммуникативные:

- учатся рассуждать.

IV. Выражение решения проблемы.

Анализ проблемного вопроса урока.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос.

Отвечают на вопрос.

Предметные: анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

V. Применение знаний (продуктивные задания).

1. Сопоставление китайских и русских пословиц.

Знакомит с пословицами Китая.

Сопоставляют пословицы.

Предметные: сравнение и сопоставление. Коммуникативные:

- учатся работать в парах.

Таблицы пословиц.

Физминутка

Разогреть кисти рук.

Показывает движения.

Выполняют движения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

2.Просмотр видеоурока «Бамбук от стебля до листьев»

3.Выработка критериев оценивания работы.

4. Выполнение своей композиции.

- Организует просмотр видеоурока.

- побуждает учащихся к выработке критериев композиции

Смотрят видеоурок, запоминают последовательность выполнения рисунка, проговаривают этапы выполнения рисунка, разрабатывают критерии, выполняют свою композицию.

Регулятивные:
- формирование умения планировать, анализировать, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий. Коммуникативные: - проговаривать этапы выполнения работы. Предметные: рисование бамбука.

Рисунок бамбука.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Систематизировать полученные знания, подвести итог проделанной работы, организовать рефлексию и самооценку.

Организует оценивание полученных результатов.

Оценивают свою работу в соответствии с критериями. Анализируют свои ожидания от урока с полученными результатами.

Регулятивные:

установление соответствия полученного результата поставленной цели,

анализ. Коммуникативные: - учатся говорить, рассуждать.

«Дерево предсказаний»




Список использованных источников и литературы:

1. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1972.

2. Лэй Лэй: Китайский рисунок. Техники и жанры. Ниола-пресс, 2010 г.

3. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. - М.: Наука, 1976.

4. sayings.ru/world/china/china.html

5. wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/nar/34_1.html

6. kak-narisovat.narod.ru/kak-narisovat-bambuk-pobegi-v-kitajskom-stile-poetapnyj-primer.html














Приложение 1

Словарь.

Ни хао - здравствуйте.

Хань - Китайская живопись и каллиграфия.

Живопись (от рус.сл. живо писать) - вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании картин, наиболее полно и жизнеподобное отражающих действительность.

Каллиграфия (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого и чёткого письма.

Гохуа - портрет и пейзаж.

Хуа няо - цветы и птицы.

Шаньшуй - гора и вода.

Цзай циэнь - до встречи.


Приложение 2.

Китайские пословицы

Русские пословицы

В умной беседе быть - ума прикупить.

Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Отступившие на 50 шагов смеются над отступившими на 100 шагов.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Вода всё глубже, огонь всё жарче.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Вытягивать ростки, чтобы ускорить их рост.

Что посеешь, то и пожнешь.

Лягушка на дне колодца.

Ложка дегтя в бочке с медом.

Утром 3, а вечером - 4.

Цыплят по осени считают.

Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути.

Тише едешь - дальше будешь.

Старая лошадь знает дорогу.

Старый конь борозды не портит.

Приложение 3

Китайская цивилизация - одна из древнейших в мире. Одни только письменные источники охватывают период в три с половиной тысячи лет. Китайские учёные же называют цифру в пять тысяч. На протяжении веков в Китае сложилась уникальная, неповторимая культура.

Наверняка, вам стало интересно узнать: почему Китай принято называть Поднебесной империей? Поднебесная - это прямой перевод с китайского языка (тянь - небо, ся - внизу). Китайцы всегда обожали свою родину и считали её центром вселенной. А в древние времена вообще думали, что они единственная цивилизация на Земле. Поэтому они напрямую связывали себя с Небом. Небесный культ был самым распространенным верованием в Китае. Основой мировоззрения жителей загадочной восточной страны долгое время выступало представление о Великом небе. Считалось, что Китай является серединой Поднебесной. Отсюда взялось современное официальное название страны - Китай (в переводе «Серединное государство»). Небо для китайцев - разумное начало всего в мире. Поэтому то, что они называют свою страну Поднебесной, не случайно. Ведь название так точно передает мировоззрение и веру народа Китая.

Благодаря своему культурному богатству, эта страна обросла неисчислимым множеством символов, среди которых есть архитектурные сооружения, философские течения, представители животного мира и даже цвета.

Вот некоторые из них: всем известный символ Китая дракон; китайская стена, которую, как считалось очень долго, можно увидеть даже из космоса; панды, обитающие только в центральном Китае и давно уже ассоциирующиеся с этой страной.

Китай - царство бамбука. Он располагает богатыми бамбуковыми ресурсами. По площади бамбуковых рощ, запасам и годовому сбору бамбука Китай занимает первое место в мире. В Китае насчитывается более 400 видов бамбука, что составляет одну треть известных в мире разновидностей этого растения. Исстари бамбук и жизнь китайцев переплетаются. В эпоху Хань (206 до н.э.- 220 н.э.) китайцы делали бумагу из бамбука. Из трех тонн бамбука получали тонну бумажной массы. И сегодня ещё бамбук используется для производства бумаги. Многие предметы обихода и поныне делают из бамбука. Очень удобна и прочна бамбуковая мебель, веера, палочки для еды, ложки. Немало традиционных духовых музыкальных инструментов изготовлено из бамбука. Бамбуковые побеги - любимая пища китайцев. Они вкусны и питательны, содержат немало сахара, жиров, белков и различных витаминов. Бамбук - целебное растение китайской медицины. Бамбук является прочным строительным материалом. На юге страны немало домов построено из бамбука. Бамбук - грациозное декоративное растение. Поэтому в классическом садово-парковом искусстве Китая бамбуку исстари отводится достойное место. Летом бамбук не боится жары, а зимой - мороза. И скудной земли, и многократной вырубки он тоже не боится. Эти славные качества бамбука часто вдохновляют китайцев. Испокон веков многие китайские литераторы и художники воспевают бамбук.



Приложение 4

Критерии оценивания рисунка

  • ритмичность, чёткость линий

  • аккуратность выполнения рисунка

  • листья выполнены мазками

  • рисунок завершён, не требует доработок


© 2010-2022