- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока рисования на тему Китайский рисунок кистью
Технологическая карта урока рисования на тему Китайский рисунок кистью
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белянская В.Е. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изобразительного искусства
Составлен учителем начальных классов
МБОУ СОШ №118 г.о.Самара
Белянской Верой Евгеньевной.
Тема
Китайский рисунок кистью.
Цель
Научиться рисовать бамбук.
Задачи
Обучающие:
- научить рисовать бамбук акварельными красками;
- познакомить с техническими приемами китайской живописи;
- формировать навыки последовательного ведения работы;
- научить сравнивать произведения китайских художников с произведениями европейских и русских художников;
- учить эмоционально воспринимать произведения китайского искусства рисования кистью, выражать своё отношение к ним на примере произведений китайских художников.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности учащихся;
- развивать культуру общения;
- развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки;
- содействовать развитию эмоциональной сферы детей, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья.
Воспитывающие:
- воспитывать уверенность в своих возможностях;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
- содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.
Планируемые результаты
Предметные:
- формировать умение самостоятельно получать информацию из текста;
- рисовать красками без предварительного прорисовывания карандашом;
- сопоставлять китайские и русские пословицы;
- оценивать свои работы в соответствии с критериями.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- действие смыслообразования;
- установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом;
Регулятивные:
- целеполагание;
- формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
- формирование самоконтроля и самооценки;
- волевая саморегуляция;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.
Познавательные:
- формирование логических действий анализа, сравнения;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
Коммуникативные
- формировать умение сотрудничать;
- учить говорить, рассуждать;
- учить взаимодействовать в парах.
Ресурсы
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с текстом, словарь китайских слов, лист формата А1, художественные материалы (краски, кисти и т. д.).
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение.
Методы обучения
наглядный, словесный, практический, контроля.
Форма обучения
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Педагогические технологии
- технология диалога, обучения в сотрудничестве, формирующего оценивания, ИКТ.
Аннотация
Данное занятие проводится в 4 классе по ФГОС. Тип занятия - урок усвоения знаний. форма урока традиционная. Занятие с презентацией «Китайский рисунок». В соответствии с календарно-тематическим планированием урок проводится в марте. Время проведения - 40 минут.
Этап урока
Педагогические задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оформление результатов
I этап.
Организационный момент
Проверить готовность учащихся, настрой на работу.
- Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию
- создает эмоциональный настрой на занятие.
- Приветствуют учителя
- проверяют готовность к занятию
Личностные (смыслообразование)
Мотивация учебной деятельности
II этап. Формулирование проблемы
Обеспечить принятие и осознание цели и задач учениками
- Побуждает учащихся ставить цель урока.
- Ставят цель урока, отвечают на вопросы, формулируют проблему.
Коммуникативные УУД:
учатся формулировать поблему;
Регулятивные:
- целеполагание,
- прогнозирование
«Дерево предсказаний»
III этап. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Обобщение знаний о Китае.
1.Работа с текстом.
2.Работа с произведениями мастеров, анализ и сравнение полотен европейских и китайских художников.
3. Знакомство с некоторыми мастерами китайской живописи.
4. Знакомство с жанрами китайской живописи.
- Организует показ презентации, - задаёт проблемные вопросы, - знакомит с мастерами китайской живописи и жанрами.
- Читают текст, - отвечают на вопросы учителя, - смотрят презентацию.
Познавательные: находят информацию в тексте; отделяют известное от неизвестного; сопоставляют, анализируют, обобщают, делают выводы.
Личностные:
-мотивация учебной деятельности; стремление к ответу на вопросы.
Коммуникативные:
- учатся рассуждать.
IV. Выражение решения проблемы.
Анализ проблемного вопроса урока.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос.
Отвечают на вопрос.
Предметные: анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
V. Применение знаний (продуктивные задания).
1. Сопоставление китайских и русских пословиц.
Знакомит с пословицами Китая.
Сопоставляют пословицы.
Предметные: сравнение и сопоставление. Коммуникативные:
- учатся работать в парах.
Таблицы пословиц.
Физминутка
Разогреть кисти рук.
Показывает движения.
Выполняют движения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
2.Просмотр видеоурока «Бамбук от стебля до листьев»
3.Выработка критериев оценивания работы.
4. Выполнение своей композиции.
- Организует просмотр видеоурока.
- побуждает учащихся к выработке критериев композиции
Смотрят видеоурок, запоминают последовательность выполнения рисунка, проговаривают этапы выполнения рисунка, разрабатывают критерии, выполняют свою композицию.
Регулятивные:
- формирование умения планировать, анализировать, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий. Коммуникативные: - проговаривать этапы выполнения работы. Предметные: рисование бамбука.
Рисунок бамбука.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Систематизировать полученные знания, подвести итог проделанной работы, организовать рефлексию и самооценку.
Организует оценивание полученных результатов.
Оценивают свою работу в соответствии с критериями. Анализируют свои ожидания от урока с полученными результатами.
Регулятивные:
установление соответствия полученного результата поставленной цели,
анализ. Коммуникативные: - учатся говорить, рассуждать.
«Дерево предсказаний»
Список использованных источников и литературы:
1. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1972.
2. Лэй Лэй: Китайский рисунок. Техники и жанры. Ниола-пресс, 2010 г.
3. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. - М.: Наука, 1976.
4. sayings.ru/world/china/china.html
5. wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/nar/34_1.html
6. kak-narisovat.narod.ru/kak-narisovat-bambuk-pobegi-v-kitajskom-stile-poetapnyj-primer.html
Приложение 1
Словарь.
Ни хао - здравствуйте.
Хань - Китайская живопись и каллиграфия.
Живопись (от рус.сл. живо писать) - вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании картин, наиболее полно и жизнеподобное отражающих действительность.
Каллиграфия (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого и чёткого письма.
Гохуа - портрет и пейзаж.
Хуа няо - цветы и птицы.
Шаньшуй - гора и вода.
Цзай циэнь - до встречи.
Приложение 2.
Китайские пословицы
Русские пословицы
В умной беседе быть - ума прикупить.
Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Отступившие на 50 шагов смеются над отступившими на 100 шагов.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Вода всё глубже, огонь всё жарче.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Вытягивать ростки, чтобы ускорить их рост.
Что посеешь, то и пожнешь.
Лягушка на дне колодца.
Ложка дегтя в бочке с медом.
Утром 3, а вечером - 4.
Цыплят по осени считают.
Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути.
Тише едешь - дальше будешь.
Старая лошадь знает дорогу.
Старый конь борозды не портит.
Приложение 3
Китайская цивилизация - одна из древнейших в мире. Одни только письменные источники охватывают период в три с половиной тысячи лет. Китайские учёные же называют цифру в пять тысяч. На протяжении веков в Китае сложилась уникальная, неповторимая культура.
Наверняка, вам стало интересно узнать: почему Китай принято называть Поднебесной империей? Поднебесная - это прямой перевод с китайского языка (тянь - небо, ся - внизу). Китайцы всегда обожали свою родину и считали её центром вселенной. А в древние времена вообще думали, что они единственная цивилизация на Земле. Поэтому они напрямую связывали себя с Небом. Небесный культ был самым распространенным верованием в Китае. Основой мировоззрения жителей загадочной восточной страны долгое время выступало представление о Великом небе. Считалось, что Китай является серединой Поднебесной. Отсюда взялось современное официальное название страны - Китай (в переводе «Серединное государство»). Небо для китайцев - разумное начало всего в мире. Поэтому то, что они называют свою страну Поднебесной, не случайно. Ведь название так точно передает мировоззрение и веру народа Китая.
Благодаря своему культурному богатству, эта страна обросла неисчислимым множеством символов, среди которых есть архитектурные сооружения, философские течения, представители животного мира и даже цвета.
Вот некоторые из них: всем известный символ Китая дракон; китайская стена, которую, как считалось очень долго, можно увидеть даже из космоса; панды, обитающие только в центральном Китае и давно уже ассоциирующиеся с этой страной.
Китай - царство бамбука. Он располагает богатыми бамбуковыми ресурсами. По площади бамбуковых рощ, запасам и годовому сбору бамбука Китай занимает первое место в мире. В Китае насчитывается более 400 видов бамбука, что составляет одну треть известных в мире разновидностей этого растения. Исстари бамбук и жизнь китайцев переплетаются. В эпоху Хань (206 до н.э.- 220 н.э.) китайцы делали бумагу из бамбука. Из трех тонн бамбука получали тонну бумажной массы. И сегодня ещё бамбук используется для производства бумаги. Многие предметы обихода и поныне делают из бамбука. Очень удобна и прочна бамбуковая мебель, веера, палочки для еды, ложки. Немало традиционных духовых музыкальных инструментов изготовлено из бамбука. Бамбуковые побеги - любимая пища китайцев. Они вкусны и питательны, содержат немало сахара, жиров, белков и различных витаминов. Бамбук - целебное растение китайской медицины. Бамбук является прочным строительным материалом. На юге страны немало домов построено из бамбука. Бамбук - грациозное декоративное растение. Поэтому в классическом садово-парковом искусстве Китая бамбуку исстари отводится достойное место. Летом бамбук не боится жары, а зимой - мороза. И скудной земли, и многократной вырубки он тоже не боится. Эти славные качества бамбука часто вдохновляют китайцев. Испокон веков многие китайские литераторы и художники воспевают бамбук.
Приложение 4
Критерии оценивания рисунка
-
ритмичность, чёткость линий
-
аккуратность выполнения рисунка
-
листья выполнены мазками
-
рисунок завершён, не требует доработок