Реферат «Как любить ребенка» Я. Корчак

Каждый значительный человек оставляет нам свои идеи и свой образ. Идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей.          Образ Януша Корчака, старого человека с добрыми проницательными глазами, сливается с его идеей. Он прожил красивую жизнь: был известным врачом, лечил раненых в русско-японской войне начала XX века и в 29 лет сделал окончательный выбор – отказался от семьи, от личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям и детству. В большом доме, отданным детям, он поместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги для воспитания для взрослых. Преданность ...          От выбора, однажды сделанного, Януш Корчак ни разу не отступил. Когда 200 его воспитанников фашисты  отправили в лагерь смерти, в Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошёл со своими детьми. Всех ждёт смерть: но нас заставляет безмерно страдать смерть близких, чья то преждевременная и мучительная смерть. Сознательный же выбор мученической смерти обычно становиться легендой и принимается как подвиг. Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти. Но он не оставил их ...         Это, по сути, и есть любовь к детям, да и вообще любовь. Любить – значит не оставлять перед лицом жизни.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»








«Как любить ребенка»

Я. Корчак









Выполнила: педагог ДО 2 кв.к.

Карманова О.Р.








Киренск 2014 г.

Содержание





  1. Введение………………………………………….……….3

  2. Основная часть ……………………………………...……4

  3. Заключение ……………………………………….………8

  4. Список литературы ………………………………………9






Введение

Каждый значительный человек оставляет нам свои идеи и свой образ. Идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей.

Образ Януша Корчака, старого человека с добрыми проницательными глазами, сливается с его идеей. Он прожил красивую жизнь: был известным врачом, лечил раненых в русско-японской войне начала XX века и в 29 лет сделал окончательный выбор - отказался от семьи, от личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям и детству. В большом доме, отданным детям, он поместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги для воспитания для взрослых. Преданность отца - детям, преданность ученого - науке и преданность писателя - литературе были для него одно и то же: счастье, которое знают только педагоги.

От выбора, однажды сделанного, Януш Корчак ни разу не отступил. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошёл со своими детьми. Всех ждёт смерть: но нас заставляет безмерно страдать смерть близких, чья то преждевременная и мучительная смерть. Сознательный же выбор мученической смерти обычно становиться легендой и принимается как подвиг. Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти. Но он не оставил их перед лицом смерти, точно также как не оставлял их перед лицом жизни.

Это, по сути, и есть любовь к детям, да и вообще любовь. Любить - значит не оставлять перед лицом жизни.


Основная часть.

Мало кто из педагогов говорил о детях так строго. «Среди детей, - писал Корчак, - столько же плохих людей, сколько и среди взрослых… Всё что твориться в грязном мире взрослых, существует и в мире детей». «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он выступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется».

Драматичный час в сложной истории нашей любви к детям… Терпение кончается, умиление сменяется негодованием. И чем больше бы хвастались ребенком в начале, тем больше его теперь стыдимся его. С глаз долой! И из сердца вон. Горчайшее из чувств - разочарование в детях. Приходит час, и мы начинаем видеть одни только недостатки их и прегрешения. Мы с унылой завистью смотрим на чужих благополучных детей и отворачиваемся душой от своих - как раз в ту минуту, когда им больше всего нужны наша любовь и нравственная помощь.

У самых порядочных людей, бывает, вырастают дурные дети лишь потому, что отец в какой-то момент разочаровался в сыне, то есть оставил его одного перед лицом жизни, душой оставил. Поскольку разочарование в любви острее, чем просто нелюбовь, то появляется мстительное желание «сломать» «подавить» «заставить» «потребовать». Януш Корчак - певец любви, у которого нет прошедшего времени, - верной и вечной любви к детям. Он их не идеализирует, но для него ребёнок - король, и не десятый и не пятнадцатый, а всегда первый.

Да, дети бывают настольно неблагодарны порой, что вырастают совсем не такими, как нам хотелось бы. «Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей», - пишет Януш Корчак. И есть лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство, признать абсолютную, а не относительную ценность детства. Перестать судить о ребёнке толь с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он - никто: «Я ничто… Чем- то могут быть только взрослые. А вот я уже ничто чуть постарше…» Нельзя мерить детей на взрослый аршин! Ребёнок, в отличии от взрослого, может» солгать, выманить, украсть», пишет Януш Корчак, хотя ему вовсе не нравятся дети, которые лгут, выманивают, вынуждают, крадут.

Но он знает, что проступок ребёнка не то, что преступление взрослого, что проступок ребёнка по - своему ценен, потому что «в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость .

Образ Януша Корчака сложился в нашем сознании так, что мы представляем себе, прежде всего доброго человека. Но он писал: «Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность - воспитать людей, а не овечек, работников, а не проповедников: в здоровом теле здоровый дух. А здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой».

И вот такой - воинственный, готовый к спору, вспыльчивый, насмешливый, гордый, призирающий грубую силу, но и бессильную слабость презирающий, - он сначала унижался, шёл на всё, чтобы достать хлеба для своих детей, а потом без колебании, сам, по доброй воле, выбирая между детьми и жизнью, от жизни отказался.

Педагогика Януша Корчака соединяет в себе бестрепетный реализм мужчины и мечтательную поэтичность ребенка. Но в первую очередь Януш Корчак учит нас мужеству - мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше, чем есть. Да, именно так надо смотреть на педагогику: науку об искусстве любви к детям.

«Жизнь Якуша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать своё сердце.

В. А. Сухомлинский.

Якуш Корчак обращается именно к чувству воспитателя: он сам перенес все болезни, какими болеет педагог, сам познал бездны педагогического отчаяния. Он понимает воспитание так же , как понимает ребёнка: «Наверно предписание педагогических самоучек воспитывать детей последовательно чтобы отец не критиковал поступков матери, взрослые не говорили при детях о делах…» В конечном счёте во всех мелких и важных делах воспитатель вынужден поступать так, как знает и умеет, а главное - как может». С подозрением смотрит Корчак на человека, который будто бы настолько терпелив, что отвечает на все вопросы детей. « Коли не врёт, он, возможно, настолько чужд детям, что они действительно редко и лишь в виду исключения обращаются к нему с вопросами». Дети надоедливы, а воспитатель нетерпелив - что же! Нельзя представлять себе педагога « в белых перчатках, с бутоньеркой в петлице».

Дети говорили Янушу Корчаку:

- Вы такой странный! Иногда я вас люблю, а иногда так просто убил бы со злости! Да, он может и разозлиться, разозлить, а в молодости мог и отшлёпать - а потом стать на колени перед кроватью плачущего ребёнка.

«Бывало, говоришь, а голос у тебя дрожит и на глазах беспомощные слёзы. Эти тяжёлые минуты должен пережить каждый молодой воспитатель - педагог.

Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить их самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать - и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую ничто не поколеблет. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребёнком - мука. « Нет ничего унизительнее, - пишет Януш Корчак, - чем зарабатывает на хлеб с отвращением.»

Одно из детских учреждений Януш Корчака называлось «Наш Дом» - с большой буквы.

Когда дети вырастали и уходили из нашего Дома, Януш Корчак говорил им: «Мы даём им одно - тоску по лучшей жизни, которой пока нет, но которая будет».

Святая тоска! С неё испокон веков начинались гуманисты, революционеры, поэты, учёные и просто честные люди.

Это напутствие, это благословение выросшим детям. Быть может, не всем они придутся по душе, но в нескольких абзацах - вся педагогическая философия Корчака и ответ на главный вопрос воспитателя: чему учить? Что дать ребёнку? Какие ценности - драгоценности? Януш Корчак отвечает: дайте ему одно - стремление к лучшей жизни. Тоска, стремление - это разные переводы одного и того же слова.

Заметили, что речь идёт не о личной жизни, а общей - о жизни народа, о жизни человечества, о жизни вообще. Человек, который стремится к лучшей жизни народа, - это человек.

Вот как дерзко говорил Януш Корчак: « Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.

Не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даём любви человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даём вам одно, даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости.

И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви.



Заключение.

В этих словах: найти, обрести трудом, тяжкий труд, стремление к лучшей жизни - признание: лучшей жизни нет, она далеко.

Корчак был педагог - реалист.

В детском доме были сироты, и Корчак, делая всё, чтобы дать им безмятежное детство. « Те, у кого не было безмятежного настоящего детства, страдают от этого всю жизнь - считал он.

Американская писательница, автор личных книг по воспитанию Мария Уинн пишет, что в середине десятого века произошла перемена в отношении к детям и к детству.

Прежде считалось, что родители должны охранять детство; теперь преобладает другая точка зрения: родители должны готовить детей к трудному будущему. Во всём мире целое поколение вырастают, не знал безмятежного детства; быть ребёнком теперь очень трудно - и это сказывается на нравственном облике людей. Те, у кого не было безмятежного детства, страдают всю жизнь.

Переменить взгляд на воспитание, поверить в то, что только безмятежное, доброе детство соединяет ребёнка с взрослыми, ведёт к сотрудничеству поколений, рождает в ребёнке желание любить и действовать, заботиться о людях, о стране, - поверить в это всей душой многим людям трудно. Но книги Корчака помогают нам совершить трудный путь переход к новому взгляду на воспитание. В основу своей педагогики он положил чудесный сплав любви и уважения к ребёнку и светлую мечту о мире, где дети будут избавлены от всего, что их унижает, где их счастье будет обусловлено счастьем и свободой всего народа.

Обратимся к живому Корчаку, к главной его мысли. Вот она: «Главная мысль: ребёнок равный нам - ценный - человек.

Так просто. Но признание этого равенства переворачивает душу взрослого человека и делает счастливыми детей.

Литература.

  1. Я Корчак. Право ребёнка на уважение.

М, Педагогика, 1979 г.

2. Я Корчак. Как любить ребёнка: Книга о воспитании

М: Политиздат, 1990 г.

  1. С. Соловейчик. О Януше Корчаке и его педагогике.

М: Политиздат, 1990 г.



© 2010-2022