Урок мировой художественной культуры Культура Латинской Америки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс

Тема урока: Художественная культура Латинской Америки

Цель урока: - охарактеризовать систему ценностей американской культуры XX века.

- рассказать о выдающихся деятелях латинско-американской культуры XX века.

- формировать умение обучающихся адекватно воспринимать и оценивать

произведения американской культуры XX века.


Ход урока

1. Проверка д/з.

Рассказ о мастерах искусства, которых «открыла» Америка (в том числе и эмигрантах из СССР).

2. Культура Латинской Америки XX века.

Меня волнует современность, а история - неотъемлемая часть ее.

Сикейрос

Он жил в Мексике. Ее высокое небо и обожженные солнцем плоскогорья далеки от нас. Но имя Сикейроса еще 20 лет назад было у всех на слуху.

Давид Альфаро Сикейрос - в этих 3 словах заключена эпоха. Какая? Это можно проследить как раз по работам.

Дед со стороны матери - поэт, деде - партизан.

В Таско он едет с женой, поэтессой Бланкой Лус Брум, и с ее сыном. Это была ссылка на неопре­деленный срок.

Вот здесь-то Сикейрос очень напряженно, по 13-14 часов в день, занялся живописью. Маленький тихий городок казался затерянным среди скалистых холмов, на которых то тут, то там рисовались на фоне синего, прокаленного неба гигантские, причудливые кактусы и агавы. В городе жили простые и уравновешенные люди. Казалось, близость к земле, к прошлому Мексики, которое це выветрилось из узких улочек и старых церквей, делает их мудрыми и знающими смысл жизни. По крайней мере смысл искусства - бесхитростного, но необходимого людям, как хлеб и вода,- они понимал и. Однажды в мастерскую к Сикейросу, устроенную в часовне XVIII века, пришла старая крестьянка. Она попросила художника нарисовать ее портрет, на который дети и внуки будут смотреть, когда ее уже не будет в живых. Сикейрос согласился.

-А сколько вы с меня возьмете? - поинтересовалась крестьянка.- Вот наш фотограф берет за портрет три песо. А вы?

-Я возьму столько же, сколько и фотограф. Тоже три песо,- отвечал Сикейрос. Крестьянка приходила каждый день, накинув на плечи шаль, которую она получила когда-то в подарок еще в день своей свадьбы, и сидела перед художником неподвижно по многу часов. Когда портрет был закончен, она долго рассматривала его, а потом сказала удовлетворенно: «Добротная вещь», и, достав далеко запрятанный кошелек, протянула художнику три песо. Через много лет ей предложили за портрет сумму в тысячу раз большую, но старая крестьянка не согласилась. Портрет, который мог бы украсить лучшие музеи мира или богатейшие коллекции миллионеров, остался висеть в маленькой комнатке в Таско на радость внукам и правнукам.

В другой раз за Сикейросом пришел мальчик и сказал, что сегодня умерла его сестра, и отец послал просить сеньора сделать ее портрет. Отказать людям, которых постигло тяжелое горе, Си­кейрос не мог Но когда он явился с мольбертом и красками в дом умершей, то выяснилось, что родственники были уверены, что он фотограф- Сикейросу пришлось признаться, что соревноваться с фотографом в точности передачи модели он не может.

- И не надо,- сказал свое слово отец.- Вы делаете портрет лучше, чем сделал бы фотограф. У вас есть сердце, и вы посочувствуете моему горю, а аппарат - бездушная машина. Умершую одели в ее лучшее платье, посадили на стул, а чтоб она не упала с него, старшая сестра обхватила ее своими ручонками. Сикейрос приступил к работе. Впоследствии он признавался, что никогда в жизни не чувствовал большей ответственности за свою живопись, чем тогда, когда в окружении скорбно молчавших родственников писал портрет двух девочек, одна из которых была жива, а другая мертва.

3.Знакомство с Эйзенштейном

4.Современный прогресс и человечество РИВЕРА ДИЕГО

После года пребывания в ссылке департамент полиции разрешил Сикейросу выехать за границу. Он отправился в эмиграцию в Соединенные Штаты и, оказавшись там без средств к существованию, стал зарабатывать на жизнь ремеслом живописца-1адам Шонар, владелица художественно-промышленного училища в Лос-Анджелесе, предложила Сикейросу расписать одну из наружных стен здания ее школы и одновременно прочесть курс лекций о монументальной живописи. Пригласив на роль преподавателя известного мексиканского художника, она рассчитывала создать широковещательную рекламу своему заведению. Сикейрос предложение принял и приступил к роспись небольшой (6 X 9 м) наружной стены. Сикейрос был не первые мексиканским монументалистом, работающим в США. Раньше всех здесь расписывал стены Ороско. В 1930 году он завершил своего «Прометея» в Помона-колледже в Калифорнии. В стрельчатом проеме над дверью центрального зала колледжа Ороско изобразил Прометея. Его мощная фигура стиснута дугами арки. Он застыл в высшей точке напряжения - героического, но тягостного. Горечь разочарования, гнев и боль, бессилие изменить несправедливый порядок мира воплотил Ороско образах Прометея и горящих в огне людей.

В другом цикле фресок, в библиотеке Дартмутского колледж в Ганновере, Ороско стремился воссоздать в череде образов свои представления об историческом процессе. Завоевание Кортесом Мексики, становление новой цивилизации - все в этом цикле проникнуто чувством трагического восприятия человеческой истории. Этот трагический аспект восприятия истории заставляет вспомнить слова современника Ороско ирландского писателя Джеймса Джойса; «История - это кошмар, от которого я хочу очнуться!» Росписи Ороско будоражили американского зрителя. В них с беспощадной горечью были истолкованы и история Америки и хваленый американский образ жизни. Еще большую реакцию вызвали в Америке фрески Риверы. Его первые росписи в Калифорнийской школе изящных искусств и в здании биржи в Сан-Франциско не предвещали конфликтов ни со зрителями, ни с заказчиками. Его следующая работа «Портрет Детройта», написанная на стене Института изящных искусств Детройта, утвердила мощь и слаженность современной индустрии, в частности машиностроительной индустрии, «столицей» которой был Детройт. Но над впечатляющей картиной современного «технологического» общества Ривера нарисовал сжатые в кулак рабочие руки. Это вызвало протесты и требование уничтожить фреску. Однако настоящий скандал был впереди.

Ривера получил от миллионера Рокфоллори заказ на роспись Рокфеллеровского центра- комплекса общественных зданий. Тема росписей - «Современный прогресс и человек».

В центре фрески Ривера изобразил рабочего, управляющего сложнейшей машиной, которая символизирует современное общество. Справа и слева художник нарисовал ряд противопоставленный друг другу сцен, олицетворяющих прогресс и реакцию. Справа изображен Ленин, соединяющий руки пролетариев разных стран, слева - пир богачей; справа - демонстрация трудящихся мм Красной площади в Москве, слева- марширующие фашистские солдаты; справа - наряд советских физкультурников, слева - американские полицейские, разгоняющие демонстрантов. Когда работа была закончена, полиция «арестовала» фреску. Ее забили досками.

3.Крестьянская мать

Картина лишена повествовательного элемента. В сущности, в ней ни о чем не рассказывается. Разглядывая ее, мы почти ничего не узнаем об этой матери, об этом ребенке и даже об этом, их окружающем, пейзаже. Степень индивидуализации образов очень невелика - Сикейрос резко рвет с принципами повествовательного и индивидуализированного искусства XIX века. Но зато обобщенность образа в этой картине поднята до символа. Перед нами не конкретная крестьянка с дочерью, перед нами образ типичной мексиканской матери и матери вообще. Перед нами символ материнства. Сотни художников со времен неолита воплощали этот символ в пластических образах; мать с ребенком - буквально вечный образ в истории изобразительного искусства. И Сикейрос продолжил эту многовековую традицию.

Максимальная обобщенность объемов, тяжесть и вещественная массивность фигур, фактурное единство фигуры и пейзажного фона и, наконец, спаянность фигур матери и дочери, завернутых в длинную шаль, спаянность, которая превращает их как бы в скульптурную группу, выдает увлечение Сикейроса фресками Джотто.

Но мы замечаем в ней и некоторые элементы, свойственные искусству художников Высокого Возрождения, и прежде всего покорившего Сикейроса еще в юности Рафаэля. В самом деле, композиция «Крестьянской матери» очень напоминает нам композицию «Сикстинской мадонны». Центричность, уравновешенность композиции, движение из глубины и сверху на зрителя говорят о

прекрасном усвоении Сикейросом композиционных приемов Рафаэля.

Безусловно, что, работая над этой картиной, Сикейрос испытывал влияние и более современных

художников, в частности Сезанна и кубистов. Влияние это проявилось и в множественности точек

зрения на объект изображения (зритель одновременно видит фигуру матери и сверху и снизу), и в

единообразии фактур разных предметов в ней, и в общей статичности композиции.

Но, пожалуй, больше всего бросается в глаза при созерцании этой картины увлеченность Сикейроса

традициями древнего мексиканского искусства. Кажется, что фигура матери и ребенка и даже

кактусы вырублены из камня,- величавый, предельно обобщенный язык древних мексиканских

скульптур и фресок обогатил художника, обусловил масштабность, глубину, многогранность его

произведений.

Но если все эти традиционные черты без труда прочитываются в картине Сикейроса, то, может быть,

она является робким ученическим произведением, в котором художник слил воедино все то, чему он

научился у великих предшественников? Ничуть не бывало! В ней Сикейрос сумел достичь

органической спаянности самых разных влияний и своих творческих устремлений. «Крестьянская

мать» свидетельствует, что Сикейрос сложился не только как человек, борец, мыслитель, но и

состоялся как крупный и самобытный художник.

У всех картин и листов, созданных в Таско, есть одна отличительная черта - они написаны не просто живописцем или графиком, а художником-монументалистом. По репродукции невозможно догадаться об истинном их размере, но они могут быть увеличены до размеров стены и от этого не проиграют. Лишенный стен, Сикейрос, в сущности, продолжил свою работу монументалиста. Сотни картин и рисунков, созданных в Таско,-- великолепная школа художника, вырабатывающего свой собственный почерк, свой индивидуальный стиль монументальной живописи. «Период в Таско,- вспоминал он,- был для меня периодом подведения творческих итогов и осмысления сути совре­менной мексиканской школы живописи».

5. Маркес « сто лет одиночества»

«... У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо -огромные деньги. По округе пошёл слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: "Не хватало только, чтобы роман оказался плохим"»

Д.З. подг. контрольной работе

© 2010-2022