План урока ИЗО по теме Натюрморт в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель ИЗО и МХК МБОУ «СОШ № 17» им. Кугультинова Д.Н., г.Элиста, Республика Калмыкия, Шарапова Ольга Петровна.

Урок ИЗО.

Класс: 5

Тема урока: "Натюрморт в живописи. Кувшин с апельсином на холодном фоне (2 часа)".

Цель: дальнейшее развитие навыков рисования с натуры, построение натюрморта в объеме, усвоение правил и законов перспективы и цветоведения.

Обучающие задачи: расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей, закрепить навыки анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображение их на плоскости.

Развивающие: развивать пространственное мышление и образное воображение

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.

Оборудование:

  • альбом у учащегося, акварельные краски, кисти, карандаши, резинка-ластик, баночки с водой

  • для учителя - натурная постановка, наглядные пособия в виде таблиц-рисунков, репродукции, цветовой круг, компьютер, проектор, презентация, экран.

Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения информации на уроке, создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

План урока:

  • организационный момент - 2 мин

  • сообщение учебного материала - 13 мин

  • физминутка

  • самостоятельная работа учащихся - 23 мин

  • завершение урока - 2-3 мин

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Посмотрите на репродукции картин. Что вы видите?

А знаете ли вы, как называется этот жанр?

Натюрморт в переводе с французского - «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. (Слайд 1)

Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. (Слайд 2) Голландские мастера выработали строгие схемы и композиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок. Они видели в вещах "тихую жизнь" и назвали натюрморт "стиллевен". Традиции русской школы натюрморта развиваются и в наше время. (Слайд 3) К этому жанру обращались и калмыцкие художники - К. Ольдаев, Г. Рокчинский, М. Мошулдаев, (Слайд 4).

Натюрморт - очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, длительное время сохраняет свой внешний облик, предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, фактур, величин и окрасок.

Наша натурная постановка включает кувшин, а перед ним на первом плане - апельсин. Нарисуем этот натюрморт.

Приступая к работе над рисунком, подумайте, в какую общую форму вписывается силуэт всего натюрморта, как лучше расположить лист - по горизонтали или по вертикали, какой величины сделать рисунок, в какую сторону его сместить на листе и на сколько, чтобы сохранить общее равновесие композиции листа. Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Композиционный центр не обязательно совпадает с центром геометрическим.

Существенную роль в натюрморте играет фон, относительно свободный, лёгкий должен быть передний план. Плоскость стола - горизонтальная. Форма вазы включает в себе ряд простейших форм - геометрических тел: 2 усечённых конуса; апельсина - шар.

Объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам и на классной доске мелом. Как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение.

Намечаем общий характер формы предметов и основные пропорции - отношение высоты к ширине; пользуемся вспомогательными линиями. Вначале - осевая вертикальная линия для изображения правой и левой стороны вазы и апельсина, затем 2 вспомогательные прямые линии - от горлышка вазы вниз к основанию.

Плоскость дна вазы более округлая - овальная в перспективе, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как узкий овал - эллипс.

Начало построения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги, все вспомогательные линии в дальнейшем удаляются.

Когда рисунок завершён, надо наметить границы светотени, падающую тень, блик.

Учащиеся приступают к работе над рисунком, к работе цветом. "Цвет - душа живописи" (Чистяков). Цвет в единстве с рисунком и светотенью.

Физминутка:

Учитель: Давайте отдохнем.

(Выполнение упражнения для профилактики нарушения осанки.)

1. Исходное положения - сидя на стуле, ноги вместе.

2.На счет раз - выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два - вернуться в исходное положение; на счет три - захват ножек стула снаружи; на счет четыре- вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8-10 раз.

3.Исходное положение - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.

4.Исходное положение- стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую- за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

5.Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8-9 раз.

Самостоятельная работа учащихся: пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если есть типичные ошибки у большинства учащихся, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

(Продолжение работы по теме.)

Учитель: Приступаем к живописи. Работаем акварелью.

На палитре создаем нужный цвет и работаем лессировками над фоном. Все время смотрим на натюрморт, цвет должен быть максимально близким к натуре.

Завершение урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, мы заканчиваем. У вас получились прекрасные натюрморты.

Мы использовали правила построения рисунка, правильно подобрали цвета, учитывая освещение, правила перспективы и цветоведения.

(Работы учащихся вывешиваются на доску.) Закрепление. Оценки.

Домашнее задание: потренируйтесь в составлении натюрморта.








В своей работе опираюсь на четыре вида способностей детей:

  • самостоятельное видение проблемы (развитие аналитического мышления учащихся);

  • умение видеть новое в знакомом предмете (формирование альтернативного мышления);

  • умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новых способах (аналитическое мышление);

  • умение переносить ЗУН и способы умственных действий в новую ситуацию (синтетическое мышление).

В своей практической деятельности применяю методики и технологии развивающего обучения Б.Н.Неменского и Т.Я.Шпикаловой; В.И.Коляминой - коллективные способы обучения; личностно-ориентированное обучение И.С.Якиманской.


© 2010-2022