Урок изобразительного искусства в 5 классе Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Что такое эмблемы, зачем они нужны людям»

Цели:

  • Продолжить формировать понятие о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем, познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.

  • Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, уважительное отношение к товарищам, их мнению и позициям.

  • Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

Задачи:

закрепить понятия «герб», «девиз», «щит»;

сформировать понятие «эмблема»;

познакомить с понятием «пиктограмма» через литературное произведение американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайовате»;

побудить детей к самостоятельному поиску вариантов изображения эмблем;

через групповую форму работы обучить умению сотрудничать и коллективно создавать тематическую композицию

Тип урока: комбинированный с использованием коллективной деятельности в форме совместно-взаимодействующей работы ( в группах по 3-4 человека).

Оборудование урока.

Для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для обучающихся: краски, альбом, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Зрительный ряд: слайдовая презентация в PowerPoint;

изображение на доске города и героя «Веселых картинок» Карандаша ;

примеры работ учащихся.

План урока

1.Организационный момент. (0,5 мин)

2.Актуализация опорных знаний. (2 мин)

3.Формулировка темы урока, постановка учебных задач. (0,5 мин)

4. «Открытие» новых знаний.(7 мин)

5.Мотивация к самостоятельному применению знаний.(2 мин)

6.Физкультминутка. (2 мин)

7.Применение знаний на практике. (20 мин)

8.Подведение итогов урока, оценка, рефлексия.(6мин)

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

-Ребята! Сейчас с помощью кроссворда мы повторим материал, который изучали на прошлом уроке.

(Приложение 1) Вопросы к кроссворду:

1.Отличительный знак, передаваемый по наследству (герб).

2.Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы (Георгий).

3.Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах (фигуры).

4.Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (металлы)

5.Царственное животное, эмблема королей (лев).

6.Отважный, доблестный…(рыцарь).

7.Часть герба, на которой написаны крылатые слова (девиз)

Основа герба (щит).

8.Что венчает герб? (корона).

9.Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит (щитодержатели).

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач.

-С понятием герб очень тесно связано понятие эмблема. Сформулировать тему урока нам помогут вопросы «что?» и «зачем?». Попробуйте это сделать.

+ Что такое эмблема, зачем она нужна.

-Верно, сегодня вы узнаете, что такое эмблема, каково ее назначение, а так же, работая в группах, выполните эскиз своей эмблемы.

4. «Открытие» новых знаний.

(Беседа с показом презентации) (Приложение 2)

-Ребята! Как бы вы объяснили, что такое эмблема?

+Это какой-нибудь символ.

-Верно. Эмблема - это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. (Слайд №2)

Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Рисунки - пиктограммы, рисунки - символы служили для передачи сообщения, информации.(Слайд №3)

В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате». (Слайд №4)

Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать потомкам, Гайавата придумал письменность. (Слайд №5)

Вот как это было:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа.

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре - время ночи,

А волнистые полоски -

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху,-

Знаком гнева и угрозы.

-Встречаются ли в нашей современной жизни такие знаки-символы, которые заменяют слова и целые предложения?

+ Да, встречаются. Дорожные знаки, символы фирмы, торговой марки и др.

-Вот такие значки-пиктограммы придумали люди в современном мире:

эмблемы различных родов войск; (Слайд №6)

эмблемы молодежных организаций; (Слайд №7)

эмблемы футбольных клубов; (Слайд №8)

эмблемы автомобилей; (Слайд№9)

эмблемы олимпиад разных лет; (Слайд № 10)

эмблемы года в России; (Слайд№11)

эмблемы международных организаций. (Слайд№12)

- Скажите, для чего же людям нужны все эти символы?

+ Содержат важную информацию, заменяют слова и целые предложения, используются как указатели, делают жизнь людей проще, создают удобства.

5. Мотивация к самостоятельному применению знаний в новой ситуации.

Представьте себе, что наш хороший знакомый Карандаш попал в незнакомый город, где отсутствуют все вывески, знаки и эмблемы. (Приложение3). Поначалу он очень растерялся, а потом захотел, не теряя времени, помочь людям этого города. Ведь его инструменты всегда с ним. Карандаш решил нарисовать эмблемы и вывески на самых важных домах города, чтобы люди легко могли здесь ориентироваться. Одному ему точно не справиться.

Нужна ваша помощь. Работая в группах по 3-4 человека вам нужно придумать, нарисовать и защитить эмблему одного из зданий: школы, цирка, магазина игрушек, детского кафе, зоопарка, магазина книг. (Найти стихи и загадки о городе предлагалось дома). (Приложение4)

6. Физкультминутка.

Чтобы начать работу дружно и весело, надо прогнать усталость и плохое настроение веселой зарядкой, песенку для нее нам прислали жители местного зоопарка. (Приложение 5).

7. Применение знаний на практике.

Распределите работу в группе. Выберите понравившийся шаблон эмблемы, обведите его на бумаге. (Приложение 6)

Обсудите в группе, что будет изображено на вашей эмблеме.

Работу можно выполнить красками или в технике аппликации, но помните в эмблеме не должно быть много цветов, (2-4) и лишних деталей.

Ребята, не задействованные в рисовании, готовят защиту эмблемы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

8.Подведение итогов, рефлексия.

Представители от команд выходят к доске, прикрепляют магнитами эмблемы на подходящие здания, изображенные на доске, загадывают загадку, читают стихотворение или просто комментируют свой рисунок.

- Как видите, работа художника над эмблемой не так проста, как кажется на первый взгляд. Приходится решать множество задач, чтобы эмблема могла помогать человеку в жизни. Но вы все сегодня справились с этими задачами. Молодцы! Карандаш всем очень благодарен за помощь. Посмотрите, какой красивый город у нас получился, и как теперь в нем удобно жить.


© 2010-2022