- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Михайлова Е. С. Статья Предпосылки разработки методики развития творческого мышления школьников
Михайлова Е. С. Статья Предпосылки разработки методики развития творческого мышления школьников
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Е.С. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Михайлова Елизавета Сергеевна
Mihailova Elizaveta Sergeenva
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 КЛАССОВ, КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ РАЗНОСТОРОННЕ-РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА
THE PRECONDITIONS OF ELABORATION OF THE METHODS OF CREATIVE INTELLECTION OF STUDENTS IN 6-8 GRADES AS ONE OF THE MAIN TYPES OF INTELLECTION MANY-FACETED HUMAN
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» г. Москва
Аннотация.
В статье показаны предпосылки разработки методики формирования творческого мышления школьников 6-8 классов, как одного из основных видов разносторонне-развитого человека, описывается курс уроков, посвященных разностороннему развитию человека в эпоху Возрождения, о целях и планируемых результатах курса.
Ключевые слова: предпосылки, творческое мышление, школьники 6-8 классов, цели и планируемые результаты
Abstract
The article describes the preconditions of elaboration of the methods of creative intellection of pupils in 6-8 grades, as one of the main types of intellection many-faced human, described the course of lessons devoted to the comprehensive development of man during the Renaissance, on the objectives and expected results of the course.
Keywords: preconditions, creative intellection, students in 6-8 grades, goals and expected results
Я не учу детей рисовать. Точнее эта цель для меня вторична. У меня есть цель научить детей думать, анализировать и решать проблемы, которые возникают в жизни любого человека. Многих учителей, и меня в том числе, беспокоит нынешняя система образования. Современное образование дает весьма поверхностные знания о предметах, хотя и в большом объеме. Дети не учатся систематизировать факты, анализировать увиденное, прочитанное или делают это крайне плохо. Часто на уроках дети не могут верно истолковать задание и выполнить его, либо читают только часть задания и выполняют его сразу же, не разобравшись со всем целиком. Мозг ребенка поступает много несвязанной между собой информации. Его не учат анализировать ее и раскладывать по полочкам. Дети прочитали сказку «Пиноккио», знают сюжет, главных персонажей, но зачем Пиноккио понадобилось стать настоящим мальчиком, какой образ несет в себе Джеппетто? Или рисуем сказку Пушкина «Золотая рыбка». Дети знают персонажей, сюжет, но не могут ответить на вопрос, почему Рыбка не выполнила последнее желание Старухи?
Масла в огонь подливает Интернет и его шаблонные сообщения и тексты. Ребенок быстро печатает короткие фразы, ставит принятые символы - он научен применять шаблоны.
Но школа закончится, начнется взрослая жизнь, нужны будут новые шаблоны, но взрослый человек не сможет научиться принимать решения и искать выходы из ситуаций самостоятельно, он будет продолжать жить по шаблону, тем самым он очень удобен в управлении, так как он не анализирует, что и для чего он делает!
Я учу детей творчеству. Для многих это означает, что я учу рисовать их разные картинки и делать поделки. Для родителей это означает занятость их детей и ограждение от болтания по улицам (алкоголя, наркотиков, плохих компаний). Для ребенка это возможность почувствовать, что бывает что-то нестандартное, не поддающееся шаблону, возможность выразить себя разными способами и достичь результата.
Чтобы ребенок смог нарисовать живую веточку, он должен понаблюдать, изучить, как она растет, изучить ее устройство внутри и снаружи, как меняется визуальное восприятие веточки от точки зрения на нее, от точки освещения, освоить как карандаш, уголь, сангина оставляет на бумаге толстые и тонкие линии, задуматься для чего Бог создал такую красоту, решить для себя, какое значение имеет растения для человека, и зачем нам понадобилось его нарисовать… и увидеть в итоге, что у всех веточки получились разные, хоть и рисовали все один предмет. Решив маленькую задачу технически, ребенок приобретает навык нахождения нешаблонных путей решения задачи. Я считаю, что это самый важный навык, который он получает на уроке.
На моих уроках часто встречаются нешаблонные задачи и всегда приветствуется нестандартное их решение. Для ребенка это возможность в дальнейшей жизни находить выход для любых сложных жизненных ситуаций. На моих уроках часто случаются «лирические отступления», я отвечаю на любые вопросы детей: зачем понадобилось расписывать сикстинскую капеллу, почему Микеланджело делала это один, почему идет война в разных странах, как работают деньги, почему люди верят в разных богов. И я всегда надеюсь, что ребенок поищет самостоятельно подтверждения или дополнения моего ответа в интернете или литературе.
Я люблю наблюдать настроение ребенка на уроке, радуюсь, когда дети увлекаются идеей, целью, задачей и находятся в поиске ее решения и огорчаюсь, если не удается увлечь.
Шаблонные действия хороши на уровне базовых усвоений навыков. Грубо говоря это оценка «3». А если мы хотим, чтобы ребенок знал и понимал предмет не на уровне простых понятий и элементарных навыков, нужно поднимать его на более высокий уровень знания, учить анализировать, сопоставлять, чувствовать, спорить, искать решения.
Сформулируем цели, которые мы ставим перед собой:
Цели курса уроков1:
- знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства в эпоху Возрождения и влияние искусства на наше время;
- формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
- овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре.
Последовательность уроков построена так, чтобы дать ученикам представление о возможности разностороннего развития человека и различных путях самовыражения, дать возможность проживания художественного образа в форме художественных действий. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности и поиска помощи и опоры в образцах творчества Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками материала уроков. «Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала»
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру. На уроках дети погрузятся в атмосферу работы художника-скульптора, архитектора, инженера, живописца, рисовальщика, попробуют себя в разных сферах творчества. На протяжении 10 уроков школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, инженерного искусства, изучают классическое искусство Италии эпохи Возрождения.
В этой серии уроков учащиеся формируют условия для достижения следующих результатов2 освоения предмета «Изобразительное искусство»:
Планируемые результаты
-
иметь начальные представление о развитии искусства и особенностях видения мира в эпоху Возрождения;
-
иметь понятие о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
-
иметь представление о творчестве Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти и их влиянии на историю искусства;
-
называть имена выдающихся художников и произведения искусства эпохи Возрождения;
-
узнавать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
-
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, уголь, сангина), обладать первичными навыками лепки и ваяния из гипса.
-
учиться видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета; знать общие правила построения головы человека;
-
учиться видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства
-
создавать межпредметные связи: литература-музыка-изобразительное искусство
Содержание курса
Курс состоит из 10 уроков:
№
Тема урока
Изучаемые понятия и художник
Вид творческой деятельности
Цель урока
Вводный урок. Человек эпохи Возрождения
Гуманизм, антропоцентризм, повторение термина «античная культура», пропорции
Рисование Витрувианского человека
Иметь понятие о эпохе Возрождения и основных терминах
Рафаэль Санти. Афинская школа
Линейная перспектива, фронтальная перспектива, Афинская школа, философ
Построение фронтальной перспективы. Рисование комнаты с окном
Знакомство с перспективной, иметь понятие о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ
Микеланджело - великий рисовальщик
Скульптура Давида, Пьета, пропорции головы человека,
Рисование головы в профиль на фоне предыдущей работы комнаты с окном
Расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения. Знать основные правила построение головы человека
Леонардо да Винчи - великий живописец
Сфумато, воздушная перспектива
Рисование горного пейзажа на дальнем плане предыдущей работы с окном и портретом
Учиться анализировать картину, замечать детали, невидные на первый взгляд
Знаменитые фрески эпохи Возрождения
Тайная вечеря, Сикстинская капелла
Рисование углем копии фрагмента фрески «Сотворение Адама» в положении лежа под партой на обратной стороне доски, с прикрепленным скотчем листом.
Погружение в атмосферу работы художника-фресочника. Узнавать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, форма)
Микеланджело Буонарроти - скульптор
(часть 1)
Скульптура малых и больших форм, ваяние, пластика, конструктивная форма, скульптурные материалы и инструменты
Лепка фигурки животного из пластилина/воска/ глины
Знать скульптурные материалы и инструменты. Называть основные скульптурные произведения Микеланджело, претворение идеи в скульптурный образ
Микеланджело -скульптор
(часть 2)
Метод дедукции и индукции, метод Микеланджело.
Гипс, долото, резец
Ваяние на основе пластилиновой/восковой фигурки скульптуры из гипсового блока
Влияние мастера на историю искусства. Учиться анализировать предмет, видеть конструктивную форму предмета, овладевать первичными навыками объёмного изображений предмета
Леонардо да Винчи - великий инженер
Инженерная конструкция, самоподдерживающийся мост, военное дело
Конструирование самоподдерживающегося моста
Сплочение коллектива класса, формирование умения применять коммуникативные навыки общения , умения договариваться и разделять сферы деятельности и роли.
9.
Поэзия эпохи Возрождения. Петрарка, Данте, Микеланджело
Божественная комедия, сонет, стихотворение
Сочинение стихотворения-миниатюры об эпохе Возрождения
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,
создавать межпредметные связи: литература-музыка-изобразительное искусство
10.
Музыка эпохи Возрождения
Музыкальные инструменты, виола, лютня, ритм
Создание простого ритмического произведения
Иметь начальные представление о развитии искусства и особенностях видения мира в эпоху Возрождения
Любой урок из этого цикла можно назвать уроком-погружением, но самые неформатные уроки - это урок (№5) посвященный фреске, где нужно рисовать в позе лежа под партой. Урок №7 тоже очень яркий - о скульптуре, где нужно, как и Микеланджело, высекать из целого куска фигурку, используя метод мастера с откачиванием воды из контейнера с фигуркой из пластилина/воска и сниманием соответствующих освобожденным от воды поверхностям модели части гипсового блока.
В заключении хочется сказать, что данные уроки будут отличным подспорьем в учебной и творческой деятельности учителей изобразительного искусства в общеобразовательных и художественных школах, а также могут быть использованы на занятиях в изостудиях и кружках.
Список литературы
-
А.Л. Королев Учебный рисунок. Методика преподавания - Спб: Российская академия художеств им. И.Е. Репина, 2012
-
Б.М. Неменский Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» - М: Просвещение, 2015
-
Б.Р. Виппер Введение в историческое изучение искусства - М.: «Изобразительное искусство», 1985
-
Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры - М: Эксмо, 2006
-
Г. Баммес Пластическая анатомия и визуальное выражение - М.: Diton
-
Г. Баммес Образ человека - М.: Diton
-
Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч
-
С.П. Ломов С.Е. Игнатьев И.В. Карамзина Н.С. Иванова, Н.Е. Долгоаршинных Искусство. Изобразительно искусство 5-9 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
-
Школа изобразительного искусства. 3, 5, 7 выпуск, М.: Искусство, 1966
-
Ю.Я. Герчук Основы художественной грамоты - М.: Рип-Холдинг, 2013
Электронные источники
-
drofa.ru/books/vertical/progr_IZO_5-9_Lomov.pdf
-
Социальная сеть pinterest.com
Заявка на участие в конференции
ФИО
Михайлова Елизавета Сергеева
Место работы
НОУ «Православная классическая гимназия «София»
Должность
Учитель изобразительного искусства и технологии
Адрес рабочий
М.О. г. Клин ул. Мира д.7а
Адрес домашний
М.О. г. Клин ул. Мира д.28, кв.42
Телефон мобильный
+7(903)586-13-55
Тема
Предпосылки разработки методики формирования творческого мышления школьников 6-8 классов, как одного из основных видов разносторонне-развитого человека
Секция
Художественно-педагогическое и профессиональное образование в условиях глобализации
1 Искусство. Изобразительно искусство 5-9 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Ломов С.П. Игнатьев С.Е. И.В. Карамзина Н.С. Иванова, Н.Е. Долгоаршинных
2 Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» Б.М. Неменский