- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Календарно-тематическое планирование по искусству 9 класс
Календарно-тематическое планирование по искусству 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козловская Л.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На педагогическом совете Зам.директора по УВР Директор МБОУ
Протокол № Сидельникова Л.Ю. Новогородская СОШ №3Мясоедова Е.А
От «…..» ___________20___ «…..» ___________20__ . Приказ №
От «…..»_____________20___
Рабочая программа учебного предмета
Искусство (музыка и ИЗО)
9 класс
Составила:
Учитель МХК
Козловская
Лилия Владимировна
С.Новогородка
2015-2016уч.год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Искусство» составлена на основе программы образовательных учреждений «Искусство» 8-9 класс. Авторы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Издательство Москва «Просвещение» 2010 год.в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой школы,учебным планом МБОУ «Новогородская СОШ №3», годовым календарным учебным графиком школы на 2015-2016учебный год.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
-
Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
Воспитание художественного вкуса;
-
Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
Формирование умений и навыков художественного самообразования.
Структурные отличия.
По программе искусство 8-9 классы Е.Д.Критской на предмет Искусство в 9 классе отведено 35 ч, но согласно календарному графику общеобразовательного учреждения МБОУ « Новогородская СОШ №3» на изучение предмета Искусство в 9 классе отведено 34 часа, в связи с этим сокращено количество часов в разделе «Дар созидания. Практическая функция искусства» на 1 ч.
УМК
1.Программы образовательных учреждений Искусство» 8-9 класс. Авторы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Издательство Москва «Просвещение» 2010 год.
Количество часов, на которые рассчитана программа
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ « Новогородская СОШ№3» на изучение предмета
«Искусство» в 9 классе отведено 34 часов в год (1 час в неделю, 34 учебных недель)
Распределение учебного материала по полугодиям
Четверти
По плану
Фактически
Первая четверть
9
Вторая четверть
7
Третья четверть
10
Четвертая четверть
8
Учебно - тематический план по разделам
№
Тема
Кол-во часов
1
Воздействующая сила искусства
9
2
Искусство предвосхищает будущее
7
3
Дар созидания. Практическая функция искусства.
10
4
Искусство и открытие мира для себя
8
34 часа
Содержание
Воздействующая сила искусства (9 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусств. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказание в искустве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 века в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Дар созидания. Практическая функция искусства (10 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура - планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его развитие в жизни современного общества. Произведение ДПИ и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповность» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Искусство и открытие мира для себя (8 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
-
Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности , наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусство в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
Организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
-
Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
-
Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
-
Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
Участвовать в художественной жизни класса и школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Список дополнительной литературы
Музыкальное образование в школе / под.ред. Л.В.Школяр. - М., 1998
Шаляпин Ф.И. Душа и маска. - М., 1998
Хлопова В.Н. музыка как вид искусства : Учеб. Пособие. - СПб., 2000
Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. - Урал, Л. Т. Д., 2001
Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания : Учеб.пособие. - СПб., 2000
Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. Л., 1985.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М., 1998
О.В.Свиридова . Истоки архитектуры и монументальных видов искусства . М., 2008
Н.Б.Абудеева , Л.П.Карпушина . Художественно - образное развитие школьников . М.2010
Календарно - тематическое планирование
№
№
Тема
ЗУН
Дата проведения
Корректировка даты
Вид контроля
Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Цель: формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
1
1
Знакомство с произведениями разных видов искусства.
Высказывать свое отношение к различным художественным образам.
Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражение идеи этих государств.
Пользоваться справочной литературой.
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства.
Выявлять особенности построения (формы) музыки.
Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.
Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.
Инсценировать фрагменты оперы, мюзикла и др.
Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов рок-орпер.
текущий
2
2
Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны.
текущий
3
3
Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40 - 50 г. XX вв.
текущий
4
4
Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях.
наблюдение
5
5
Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
текущий
6
6
Храмовый синтез искусств.
текущий
7
7
Духовная музыка в храмовом синтезе искусства.
текущий
8
8
Синтез искусств в театре.
текущий
9
9
Создание художественного замысла и воплощение на сцене.
текущий
Искусство предвосхищает будущее - 7 часов
Цель: -- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
текущий
10
1
Постижение художественных образов различных видов искусства.
Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
Приводить примеры научного значения художественного значения.
Выявлять жизненные ассоциации музыки.
Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
текущий
11
2
Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего.
текущий
12
3
Предсказание в искусстве.
самостоятельная работа
13
4
Предсказание научных открытий.
Самостоятельная работа
14
5
Поиск новых выразительных возможностей языка искусства.
текущий
15
6
Образы фантастики в литературных произведений.
текущий
16
7
Образы фантастики в фильмах.
текущий
Дар созидания. Практическая функция - 10 часов
Цель: - освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
текущий
17
1
Особенности художественных образов различных искусств.
Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).
Изучать облик своего города (района, поселка, деревни) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.
Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству.
Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства.
Знать принципы работы фотоаппарата.
текущий
18
2
Архитектура исторического города.
Выполнение реферата
19
3
Архитектура современного города.
наблюдение
20
4
Специфика изображений в полиграфии.
текущий
21
5
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
текущий
22
6
Декоративно-прикладное искусство.
текущий
23
7
Музыка в быту.
текущий
24
8
Массовые, общедоступные искусства.
текущий
25
9
Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
текущий
26
10
Загадки музыкальных хитов.
текущий
Искусство и открытие мира для себя - 8 часов
Цель: - воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
текущий
27
1
Изображение различных представлений о системе мира.
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.
Участвовать в создании компьютерной презентации, видео - и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в произведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
28
2
Понимание красоты в искусстве и науке.
Самостоятельная работа
29
3
Известные поэты и писатели о предназначении творчества.
30
4
Творческое воображение режиссера.
31
5
Создание компьютерной презентации «Фотокомпозиция»
презентация
32
6
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
Выполнение проекта
33
7
Защита проектов.
Защита проекта
34
8
Подведение итогов года.
Нормы оценок
Оценка «5» ставится, когда учащийся:
а.) полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет форму предметов по их изображениям, твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;
б.) дает четкий и правильный овеет, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в.) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
а.) полностью овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, правила изображения и условные обозначения знает;
б.) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в.) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
а.) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б.) ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в.) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
а.) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;б.) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя.