- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока по художественной культуре
Разработка урока по художественной культуре
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Н.В. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Люди - удивительные создания…
Антуан де-Сент Экзюпери, «Маленький принц»
Пояснительная записка
В 2013 году удивительно мифологичной сказке "Маленький принц" исполнилось 70 лет. Отважный французский военный лётчик и талантливый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал эту мудрую и добрую историю во время второй Мировой войны, в 1942 году, более того - украсил ее авторскими иллюстрациями, без которых эту книгу вряд ли можно было назвать полноценной. Опубликована сказка была в 1943 году в США, а в нашей стране была опубликована только в 1959 году в журнале «Москва». Он была переведена на более чем 250 языков и диалектов, в том числе на язык Брайля для слепых.
Многогранная, глубокая по смыслу сказка «Маленький принц» поднимает множество проблем современного человечества.
Образ Маленького принца одновременно и автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио, которого в семье называли за его белокурые (в детстве) волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо.
Это умная философская история обращена не только к детям - образ Маленького принца предстает в сказке олицетворением наиболее гуманных сторон человеческой личности.
Помочь ребёнку не только познакомиться с трогательным персонажем Маленьким принцем, понять его правила жизни, но и помочь идентифицировать этот образ с самим собой, открыть в себе новые силы и возможности - вот основная задача на занятии художественной культуры в 3 классе начальной ступени.
План-конспект урока
Тема:
«Образ Маленького принца в одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери»
Место урока:
Второй урок темы: «Виды и жанры искусства. Жанр портрета» 3 класс
Материал подбирался в соответствии с уровнем подготовки учащихся, с учетом перспективы дальнейшей творческой работы учащихся.
Тип урока:
Урок - исследование.
Цель урока:
Практическое использование знаний о жанре портрета в раскрытии образа главного персонажа сказки, формирование личностной позиции при восприятии произведения искусства.
Учебно-образовательные:
-
Развивать умение анализировать художественное произведение;
-
Познакомить с понятием художественный образ;
-
Раскрыть символичность образа главного персонажа как образа мифологического.
Учебно-развивающие:
-
Создать условия для развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
-
Формировать универсальные интеллектуальные компетенции;
-
Развивать исследовательские компетенции при восприятии произведения искусства.
Учебно-воспитательные :
-
Создать условия для развития навыков толерантного поведения;
-
Развить личностные и коммуникативные навыки.
Основные этапы урока:
-
Введение в тему:
-
Выделение художественных возможностей жанра портрета при рассмотрении произведений классической живописи;
-
Обсуждение индивидуализации образов детей в портретах путём разнообразия средств выразительности;
-
Раскрытие особенностей портрета живописного и портрета психологического при знакомстве с образом Маленького принца.
-
Представление психологического портрета персонажа путём ознакомления с моделью его поведения, данной автором, дифференцированием предполагаемых качеств характера.
-
Поиск собственного образного решения портрета на основе услышанного авторского описания героя и увиденных авторских иллюстраций к произведению.
Материалы и оборудование:
-
Видео презентация - сопровождение этапов урока;
-
Карточки - задания для работы творческих групп учащихся;
-
Художественные материалы для выполнения творческих заданий(пастельная бумага, пастель)
Ход урока
слайды
Информация учителя
Работа учащихся
1 слайд-
Жанр портрета
Перевод слова портрет с различных языков:
-изображение человека
-извлекать наружу
-нести черты
Сформулировать понятие портрет. О чем может рассказать портрет?
2 слайд-
Анализ и сравнение художественных образов в произведениях живописи
В.Серов «Мика Морозов»
В.Тропинин «Портрет Арсения, сына художника»
Беседа по вопросам:
Какой возраст мальчиков? Что можно рассказать о внешности, настроении, характере?
Как об этом рассказали художники? Хотелось бы вам познакомиться с этими мальчиками? А подружиться? Почему?
3 слайд-
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
4 слайд-
Иллюстрации автора (барашки, ящик)
Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним мальчиком- Маленьким принцем. Но я не покажу его, а расскажу вам о нем. Написал эту удивительную сказку для детей и взрослых французский военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери еще в 1942 году. Почитайте её дома всей семьёй! А пока - только фрагмент…
Чтение фрагмента сказки : «Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья…Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то
тоненький голосок. Он сказал:
- Пожалуйста... нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка...
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал… Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
- Но... что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьезно:
- Пожалуйста... нарисуй барашка...
Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел
отказаться… сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:
- Все равно. Нарисуй барашка…
У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
И я нарисовал. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал. Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога...
Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:
- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение …- и нацарапал ящик. И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял: «Вот такого мне и надо! - сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. - Смотри-ка! Он уснул...»
… Так я познакомился с Маленьким принцем.
Слушание сказки,
рассматривание иллюстраций автора:
- барашков и ящика
5 слайд -
Правила жизни
Познакомились? Я хочу еще немного рассказать вам о герое. Вот несколько правил, ставших главными в его жизни… «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету», «Ты в ответе за тех, кого приручил», «Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце»
Вот такой он, Маленький принц. А какой же он? Попробуйте теперь вы рассказать мне о нем.
Работа индивидуальная (2-3 человека)
В помощь вам карточки-задания, на них перечислены разнообразные качества характера. Выберите те, которые, на ваш взгляд, относятся именно к Маленькому принцу.
Дифференциация качеств относительно образа Маленького принца с объяснением выбора.
(беседа с учащимися)
Качества характера:
Терпеливый, добрый, злой, вредный, чуткий, жадный, выдумщик, интересный, скучный, взрослый, глупый, мудрый, странный, искренний, общительный, трудолюбивый, ленивый, ехидный, надёжный и т.д.
6 слайд-
Иллюстрации автора
Вот таким увидел своего героя летчик и талантливый писатель Антуан де Сент-Экзюпери …Маленький принц оказался жителем другой планеты, совсем маленькой…
А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
Ответы в формате эвристической беседы
7 слайд-
Ключевые слова
Хочу предложить вашему вниманию строки другого художника слова - английского поэта
А ты веришь, что Земля - это тоже звезда?
Может быть, где-то там далеко-далеко кто-то глядит в небосвод, и видит, как сквозь флотилию звезд наша Земля плывет. И говорит -как прекрасна сегодня Земля - переливается вся, будто из хрусталя. Какое должно быть чудо - родиться там, на Земле, летящей в просторах неба, сияющей ярко во мгле… Веришь, ли ты, что рожден на Звезде - и что это - не сон? К.Райт
Может быть, Маленький принц остался здесь, на Земле? Может быть, он в одном из вас? В каждом из вас?...
8 слайд-
акростих
И в завершение урока задание - нарисовать образ Маленького принца таким, каким именно ты его себе представил. (на работу 5-7 минут, пастель по синей пастельной бумаге А5)
А от меня еще один сюрприз - я попыталась тоже составить портрет Маленького принца и вот что у меня получилось:
Этот мальчик с далёкой звезды
К нам всего на мгновенье спустился…
Звёздный образ его видел ты?
Юный принц жить по правде учился.
Пусть тревоги, преграды встают на пути,
Если рядом есть друг - вдвое легче идти!
Расскажи мне, в чём сказки волшебной секрет
И звони в колокольчик, когда друга нет…
Сборная выставка портретов на доске
Обсуждение, обоснование, формулирование своего авторского видения образа
Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по маленькому Тонио, которого в семье называли за его белокурые (в детстве) волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо.
Спасибо вам за искреннее внимание и талантливые рисунки!
Терпеливый
Добрый
Злой
Вредный
Чуткий
Жадный
Выдумщик
Интересный
Скучный
Взрослый
Глупый
Мудрый
Странный
Искренний
Общительный
Трудолюбивый
Ленивый
Ехидный
Надёжный
Наивный
Весёлый