Технологическая карта урока Цвет в натюрморте

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 15. Цвет в натюрморте

Цели деятельности учителя

Формировать умение выражать в натюрморте свое настроение и переживание с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать ассоциативное и образное мышление, эмоциональную сферу, умение чувствовать; актуализировать стремление учащихся к самовыражению;

Тип урока

Открытия нового знания

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: познакомятся с именами выдающихся живописцев, научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучат богатство выразительных возможностей цвета в живописи; смогут анализировать новый материал, анализировать работы великих художников в жанре натюрморта, приобретают творческие навыки, научатся передавать цветом настроение в натюрморте.

Метапредметные: научатся планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, экспресс-выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

 ru.wikipedia.org/wiki

 artsait.ru

Оборудование

Бумага А4, акварель, кисти

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины: М.Сарьян «Виноград», описание картины; Мультимедийный ряд: презентация «Цвет в натюрморте».

Основные понятия и термины

Натюрморт, цвет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Учебный предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тема урока: Натюрморт в цвете

Тип урока: открытия нового знания

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

Содержательная цель: понимание и использование в творческой работе выразительные возможности цвета

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

Прочитайте внимательно описание картины, что лежит на ваших столах.

-Определите ее жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.

Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенного увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а рядом персик - так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.

- К какому жанру относится эта картина?

- Давайте вспомним об этом жанре?

- Что обозначает слово натюрморт?

- Что обычно изображается на натюрмортах?

- Что такое натюрморт?

- Все ли картины на экране относятся к этому жанру. Почему?

- Чем отличается жанр пейзажа от жанра натюрморта?

Внимание на экран. Соотнеси картины и их авторов.

- Сейчас мы отправимся в Третьяковскую галерею. В каком городе находится Третьяковская галерея? Посетим выставочный зал, где хранятся натюрморты. Кто желает быть экскурсоводом (экскурсовод рассказывает о натюрморте).

В натюрморте Сарьяна «Виноград» ярко проявляется декоративная тенденция, свойственная всему творчеству этого самобытного мастера. Он считает цвет одним из сильнейших ощущений.

На этой картине в центре изображена синяя кисть винограда, между оранжевой кистью слева и вазой с оранжевой поливой справа. Зеленовато - желтого тона груша находит отзвук в зеленых листьях в вазе и в окраске фона позади нее. Несмотря на кажущую свободу, натюрморт строго продуман, построен и уравновешен в колорите. Сохраняя плоскостное решение, художник строит пространство цветовыми планами, переходя от теплого коричневатого внизу к серому, а затем к светло-серому наверху.

Натюрморт подобен декоративному ковру, радующему глаз своими красочными сочетаниями. Декоративная живопись Сарьяна - это не стилизация, своеобразное толкование реальной натуры. В его праздничных красках находит выражение светлое, оптимистическое восприятие мира.

Читают и определяют жанр. Творческий обмен мнениями, вспоминают определение натюрморта. Совершают заочную экскурсию в Третьяковскую галлерею, знакомяться с натюрмортом Сарьяна «Виноград»

Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: смыслоопределение,

проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.

Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют

II. Актуализация знаний, введение в тему урока.

В начале XX века, когда появилась фотография, а затем и кино, вдруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились многие художники. И не только потому, что писать цветы, фрукты и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира.

В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством в живописи стал цвет. Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло.

Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создать настроение - печальное или радостное, ясность или таинственность, вносить бурный драматизм или спокойствие.

- Что же помогает художнику передать настроение в картине?

- Цвет.

- А как вы думаете, какие цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное)?

- яркие и теплые цвета

- А какие цвета - грусть, покой, размышление?

- Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый

- А чтобы выразить настроение горя, несчастья.

- Цвета темные, холодные.

- Как же можно озвучить тему нашего урока?

- Правильно. Тема урока «Цвет в натюрморте».

- Эпиграфом нашего урока будет:

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Иоганн Вольфганг Гёте.

Учатся элементам анализа художественного произведения в жанре натюрморта

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников- в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки.

Коммуникативные:

соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.

Личностные:

осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства

III. Изучение нового материала







4.Творческая практическая

деятельность

- Перед вами натюрморт. Из каких предметов состоит натюрморт (из фруктов и вазы).

- С чего начнем рисовать?

- Прежде, чем приступить к рисованию, нужно определить расположение листа. В зависимости от расположения листа и его размера определить правильные размеры предметов.

- Давайте посмотрим поэтапное построение нашего натюрморта.

Рисовать будем по рядам: 1 ряд - радостный, торжественный натюрморт.

- Какие цвета будем использовать?

2 ряд - мрачный, грустный натюрморт.

- Какие цвета будем использовать?

-Соблюдайте порядок выполнения рисунка и правила, которые необходимы вам при рисовании (памятка на парте).

ПАМЯТКА

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

- Сейчас вы можете приступить к работе (звучит музыка). Музыка Чайковского из цикла « Времена года» (октябрь) поможет вам в работе над натюрмортом.

Работа в карандаше выполнена, вам осталось раскрасить натюрморты красками. Но ваши глаза устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть (гимнастика для глаз).

При раскрашивании рисунка, тоже необходимо соблюдать правила. Их мы тоже повторим.

ПАМЯТКА

- Раскрашивая рисунок, будь аккуратен.

- Сначала раскрась предмет основным светлым тоном. Затем добавляй дополнительные цвета.

- Для получения нужного цвета смешивай краски между собой.

- В теневых местах цвет сделай темнее.

- Перед тем как брать новую краску, кисть промой в воде.

- Не оставляй кисть в баночке с водой.

-Постарайтесь создать в натюрморте с помощью цвета настроение. Назвать свой натюрморт. Теперь вы можете приступить к раскрашиванию.









Выполняют задания. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы








Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации;

определяют способы передачи чувств и эмоций посредством цвета

Личностные:

осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

IV. Итоги урока.

Рефлексия






- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

- Попробуйте подтвердить слова эпиграфа нашего урока своими рисунками: как ваши рисунки, созданные сегодня, «действует на душу»? Покажите свои картины, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

Выставка работ учащихся (Ребята вешают на доску свои работы, кратко рассказывают о своей работе, что хотелось изобразить и что получилось, о цветовой гамме и технике исполнения, передающей настроение в натюрмортах)

-А теперь давайте заполним «Лист рефлексии».

Запишите в дневники домашнее задание: «Создать натюрморт в технике аппликации». Это задание выполните по желанию.

- Спасибо. Урок окончен.

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями.

Регулятивные:

планируют деятельность и работают по плану






© 2010-2022