- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Внеклассное мероприятие по МХК
Внеклассное мероприятие по МХК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самойлова Н.Л. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие «Мифы и легенды» 6 класс
Учитель: Самойлова Нина Леонидовна
Цель: Содействовать развитию у учащихся познавательной деятельности, их творческого потенциала. Способствовать формированию у учащихся интереса к культурным ценностям и традициям.
-
Вступительное слово
Истории оглядывая рифы,
Стремясь узреть грядущее в судьбе,
Великие певцы слагали мифы
О мире, о богах и о себе.
Немало в них и правды, и печали,
Встречается порой и милый вздор.
А кой о чем поэты умолчали,
Оставив для фантазии простор.
Наши далекие предки оставили богатое наследие: величественные здания, прекрасные произведения изобразительного искусства, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на незнакомом нам языке.
-
Сообщение задач
Сегодня мы приведем в систему свои знания о мифах и легендах, знакомство с которыми проходило на уроках МХК и литературы. Нам хорошо известны славянские мифы и мифы Древней Греции, знакомы мы с кельтской и скандинавской мифологией, сейчас изучаем библейские легенды.
Мифология… Как много образов и сюжетов подарила она человечеству! Скольких художников, поэтов и композиторов вдохновила в разные времена на создание бессмертных творений искусства! В драматических, оперных и балетных спектаклях до сих пор живут мифологические и библейские персонажи, которые и сегодня пленяют нас своими образами.
Мы проведем сегодня интеллектуальную игру «Счастливый случай», в которой принимают участие 2 команды. Они поведут борьбу за право называться «знатоками».
-
Знакомство с правилами игры.
-
Представление жюри.
-
Представление команд.
-
Игра.
Тур 1. «Гонка за лидером». Какая команда за одну минуту ответит на большее количество вопросов? (по 1 баллу за вопрос)
Вопросы 1 команде
-
Четырехликий бог славянской мифологии (Свентовид)
-
Олимпийские игры устраивались в честь бога (Зевса)
-
Сила библейского персонажа Самсона заключалась ( В волосах)
-
Аполлон был покровителем (Искусства)
-
В греческой мифологии так называется бездна, полная тьмы (Тартар)
-
Повелитель магии, посмертный судья в славянской мифологии (Велес)
-
И грустно царю, и позвать он велит
В чертог песнопевца…. (Давида)
-
Место жительства древнегреческих богов (Олимп)
-
Конюшни Авгия за один день очистил (Геракл)
-
Великая мать, богиня плодородия, мать урожаев в славянской мифологии (Макошь)
-
Что означает слово «комедия» (Песнь толпы)
-
О ком из библейских персонажей сказано: «Сковали его двумя медными цепями, выкололи глаза и заставили вращать мельничные жернова? (Самсон)
-
Четверг - это день славянского бога (Перуна)
-
Хозяин дикой природы, покровитель путешественников, податель богатств у славян (Велес)
-
Афина - это богиня (Мудрости и справедливой войны)
-
Атрибутами богини Фемиды были (Повязка на глазах и весы)
-
Владыка морей у греков (Посейдон)
-
Атрибутами этой славянской богини были рог изобилия, веретено, клубок шерсти и сумка с землей (Макошь)
-
За что Зевс наказывает Прометея? (Подарил людям огонь)
-
Этому богу посвящены праздники Святки? (Световид)
-
Миф об Арахне связан с именем (Афина)
-
Выражение «сизифов труд» означает (Бесплодный труд)
-
Судьбу людей и богов в славянской мифологии сплетали (Среча и Несреча - дочери Макошь)
-
Гром, Град, Молния, Дождь находились в свите славянского бога (Перуна)
-
Священной птицей Лады является (Белый лебедь)
-
Театр зародился на основе празднеств в честь бога (Диониса)
-
Лель и Полель - это дети (Лады)
-
Парфенон - храм, посвященный богине (Афине)
-
Родителями бога огненной стихии в греческой мифологии были (Зевс и Гера)
Вопросы 2 команде
-
Мир, по мнению греков, произошел (Хаоса)
-
Истмийские игры связаны с именем (Посейдона)
-
Победу в поединке с великаном Голиафом одержал (Давид)
-
Источником всего живого в славянской мифологии являются (Сварог и Макошь)
-
Герой греческих мифов, совершивший 12 подвигов (Геракл)
-
Атрибутами этого греческого бога были орел, щит, жезл (Зевс)
-
Про этого славянского бога поэт К.Бальмонт сказал: Сыплет искры, мечет искры из зрачков сверкнувших глаз» (Перун)
-
Величайшим мудрецом всех времен был израильский царь (Соломон)
-
Величественные дворцы из золота богам Олимпа построил (Гефест)
-
Богиня любви, брака и очарования в славянской мифологии (Лада)
-
В райском саду Ева была обольщена (Змеем)
-
Вакханалии - это празднества в честь бога (Диониса)
-
Что означает слово «трагедия»? (Песнь козлов)
-
Жертвоприношения этому славянскому богу устраивали в глухих непроходимых лесах, среди мхов и лишайников (Велесу)
-
Выражение «олимпийское спокойствие» означает (Невозмутимое)
-
Про кого из греческих богов говорили: «Бог, покрытый потом»? ( О Гефесте)
-
Кому из библейских персонажей принадлежат эти слова: «Если остричь волосы, то отступит от меня сила»? (Самсону)
-
Пятница - это день славянской богини (Макошь)
-
Священной птицей Даждьбога является (Петух)
-
Какая греческая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)
-
Этот славянский бог ночью выезжал сражаться с демонами тьмы (Световид)
-
Миф о похищении Европы связан с именем (Зевса)
-
За что Нарцисс был наказан Афродитой? (За самовлюбленность)
-
В чем подвиг Прометея? (Помощь людям)
-
Судьбу людей и богов в греческой мифологии определяли (Мойры)
-
Афродита - богиня (Любви)
-
Бог Нави, бог оборотень (Велес)
-
Священный цветок Перуна (Ирис, папоротник)
-
Постоянными спутницами Аполлона были (Музы)
-
«Тучегонителем» греки называли (Посейдона)
Тур 2. «Заморочки из бочки» Представители команд вытягивают бочонок с номером вопроса и отвечают на вопрос. Если у команды нет ответа, то вопрос переходит противникам. (3 балла за ответ на вопрос)
-
О ком из библейских персонажей В.А. Жуковский писал:
Бродит он, бездомный странник,
Бродит много, много лет:
Но прощения посланник
Им не встречен: чуда нет.
Что знаете вы об этом герое? Почему он обречен на вечные странствия?
Интересную литературную интерпретацию этой легенды дает английский поэт Джордж Гордон Байрон в поэме «Каин». Давайте посмотрим отрывок из этой поэмы в исполнении наших ребят. Инсценирование отрывка.
Каин: Нaстaвь меня.
Люцифер: С условием.
Кaин: Кaким?
Люцифер: Пaди и поклонись мне, кaк влaдыке.
Кaин: Ты рaзве бог?
Люцифер: Не бог.
Кaин: Тaк рaвный богу?
Люцифер: О нет, я не имею ничего
С ним общего - и не скорблю об этом.
Я соглaшусь быть чем угодно - выше
Иль дaже ниже - только не слугою
Могуществa Иеговы. Я не бог,
Но я велик: немaло тех, что сердцем
Чтут влaсть мою, - их будут сонмы; будь же
Из первых - ты.
Кaин: Я никогдa еще
Пред божеством отцa не преклонялся,
Хотя нередко Авель умоляет,
Чтоб мы свершaли жертвы богу вместе.
Зaчем же мне склоняться пред тобой?
Люцифер: Ты никогдa пред ним не преклонялся?
Кaин: Ты рaзве не слыхaл меня? И рaзве
Ты сaм не знaл об этом? Ты всеведущ.
Люцифер: Но не поклонник богa - мой поклонник.
Кaин: Я не хочу сгибaться ни пред кем.
Люцифер: Ты все же мой: непоклоненье богу
Есть поклоненье мне.
Кaин: Скaжи яснее.
Люцифер: Ты сaм поймешь - со временем.
Кaин: Открой
Мне тaйну моего существовaнья.
Люцифер: Иди зa мной.
Кaин: Мне нужно нa рaботу.
Я обещaл...
Люцифер: Что обещaл?
Кaин: Для жертвы
Нaбрaть плодов.
Люцифер: Не ты ли говорил,
Что пред творцом ни рaзу не склонялся?
Кaин: Но Авель упросил меня. Ведь жертву
Свершу не я - скорее он. И Адa...
Люцифер: Чем ты смущен?
Кaин: Онa моя сестрa,
Мы рождены одним и тем же чревом
В один и тот же день: онa слезaми
Исторглa обещaнье у меня.
Я все готов перенести для Ады,
Я преклонюсь пред чем угодно, лишь бы
В слезaх ее не видеть.
Люцифер: Тaк иди
Вослед зa мной.
Кaин: Дух, я иду.
Адa (входя) Брaт Кaин!
Я зa тобой: уж полдень, - нaступaет
Чaс отдыхa и рaдости, и нaм
Недостaет тебя. Ты не рaботaл,
Но я твой труд исполнилa; созрели
Твои плоды и блещут точно солнце.
Идем.
Кaин: Иль ты не видишь?
Адa: Вижу - aнгел.
Мы видим их нередко. Он рaзделит
Чaс нaшего полдневного досугa?
Кaин: Он не похож нa aнгелов, которых
Мы видели.
Адa: Есть рaзве и другие?
Но и ему мы будем рaды - тaк же,
Кaк и другим: те не гнушaлись нaми.
Кaин (Люциферу) Идешь ли ты?
Люцифер: Иди зa мной.
Кaин: Я должен
Идти зa ним.
Адa: И нaс покинуть?
Кaин: Дa.
Адa: И дaже Аду?
Кaин: Адa!
Адa: Тaк позволь мне
Идти с тобой!
Люцифер: Нет, он пойдет один.
Адa: Кто ты, рaзъединяющий тaк влaстно
Сердцa людей?
Кaин: Он бог.
Адa: А кто об этом
Тебе скaзaл?
Кaин: Он говорит, кaк бог.
Адa: Тaк говорил и лживый змий.
Люцифер: Нет, Адa,
Змий вaм не лгaл: дaло же древо знaнья
Познaние.
Адa: Нa горе нaм!
Люцифер: О дa.
Но это горе - знaние, и, знaчит,
Змий вaм не лгaл; он истиной прельстил вaс,
А истинa, по существу, есть блaго.
Адa: Но истинa несет нaм только беды:
Изгнaние из нaшего приютa,
Тяжелый труд, душевный гнет и стрaх,
Томление о прошлом и нaдежды
Нa то, что не вернется. Не ходи
Зa этим духом, Кaин! Примирись
С своей судьбой, кaк мы с ней примирились,
Кaин: Не бойся: он не демон.
Адa: Но и не бог, не aнгел божий: я
Видaлa херувимов, серaфимов;
Он не похож нa них.
-
Известно, что Орфей, играя на лире, очаровывал своей игрой даже злых духов подземного мира. Почему же он так и не смог спасти свою возлюбленную Эвридику?
Музыкальная пауза
Миф об Орфее и Эвридике вдохновил композитора Александра Журбина и поэта Юрия Димитрина на создание рок - оперы «Орфей и Эвридика». Послушаем «Первый дуэт Орфея и Эвридики» в исполнении Ирины Понаровской и Альберта Асадулина.
-
Как вы могли бы объяснить смысл и происхождение фразеологического оборота «Вавилонское столпотворение»?
-
От имени какого божества возникло слово «паника» и выражение «панический страх»? (Пан)
-
Кто из героев греческих мифов мог сказать о себе: «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?» (Прометей)
-
Афродита - олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Она дарит счастье тому, кто верно служит ей, помогает всем, чья любовь сильна и постоянна. Способна ли сама Афродита любить горячо, страстно и сильно? (Миф об Адонисе)
-
Назовите автора этой картины. Какой библейский сюжет здесь воспроизведен? (Дюрер «Самсон убивает льва»)
-
Постоянными спутницами Аполлона были музы. Сколько их? Каковы их функции? (9)
-
Кто является автором следующих афоризмов: « Кто роет яму, тот упадет в нее», «Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота»? ( Соломон)
-
Перед вами картина известного итальянского художника Сандро Боттичелли. Как называется эта картина? Какая библейская легенда лежит в ее основе? (Поклонение волхвов)
Тур 3. «Ты мне - я тебе». Команды обмениваются вопросами ( по 3 балла за вопрос).
Тур 4. «Темная лошадка» Угадать, о ком идет речь. Если учащиеся узнают мифического героя с первой фразы, то команда получает 20 баллов, со второй подсказки - 15, с третьей - 10, с четвертой - 5, с пятой - 3.
Задание 1 команде:
-
Отцом этого веселого бога, покровителя 12 знаков зодиака, является Сварог.
-
Утром он похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. Затем он старится, а утром следующего дня снова омолаживается.
-
Он соотносится с Аполлоном. Его атрибутами были меч, секира, копье, алый стяг.
-
Он летает по небу в золотой колеснице, которую тянут десять огнедышащих лошадей с золотыми гривами.
-
Он бог плодородия и солнечного света, повелитель и распорядитель земных благ. (Даждьбог)
Задание 2 команде:
-
Появление на свет этого бога ознаменовалось мощным землетрясением.
-
Славяне представляли его немолодым, разгневанным мужчиной с рыжей бородой и черно-серебристыми волосами.
-
Перед гневом этого бога разбегалась вся нечистая сила и долго пряталась, не высовываясь.
-
Символ этого бога - «громовой знак», похожий на колесо с 6-ю спицами, в форме снежинки.
-
Главная его функция: управлять погодой, влиять на урожай. Это бог грозовых туч, грома и молнии. (Перун)
Тур 5. «Черный ящик» ( 10 баллов)
-
В ящике предмет, который является атрибутом славянской богини Макошь. Этот же предмет указал путь дорожку одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок)
-
В нем находится предмет, который дважды сыграл роковую роль в судьбе мира. Об этом нам поведали библейская легенда и греческий миф. (Яблоко)
Тур 6. «Вопрос на засыпку» ( 5 баллов) - отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
-
-На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ли равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
- Стрелы твои не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.
Каким героям греческой мифологии принадлежит этот диалог? Сбылось ли предсказание? (Аполлон и Эрот)
Тур 7. Итоговый. Обе команды получают одинаковые задания, выполняют их и передают жюри. ( По 1 баллу за каждый правильный ответ).
-
Распредели предметы и атрибуты между богами:
Колесница, трезубец; (Посейдон)
Виноградная лоза, тирс, украшенный плющем; (Дионис)
Рог изобилия, веретено, клубок шерсти, сумка с землей; (Макошь)
Весы в руках, повязка на глазах; (Фемида)
-
Кого из богов характеризуют эти эпитеты?
Греческие:
-
Некрасивый, хромой, трудолюбивый; (Гефест)
-
Величественная, коварная, гордая, ревнивая, мстительная; (Гера)
-
Вечно юная, прекрасная, изнеженная, ветреная. (Афродита)
Славянские:
-
Юная, божественно красивая, с золотистыми волосами (Лада)
-
Разгневанный, рыжебородый, немолодой. (Перун)
Учитель: Вот и подошла к концу наша очередная интеллектуальная игра, которая сегодня была посвящена мифам и легендам. Создавая мифы, предания, легенды, человек пытался проникнуть в тайны мировой гармони и мирового разлада, жизни и смерти. Несмотря на наивность, фантастичность мифов, в них в то же время ощущалась глубина постижения важнейших сторон бытия и нравственности. В них отразились идеалы человеческой личности тогдашнего времени. Но и сегодня этот идеал мало чем отличается, ведь Высшие человеческие ценности: любовь, дружба, свобода, доброта, милосердие - вечны. Именно поэтому мы с удовольствием постигаем глубину мифов и легенд. Нельзя не согласиться со словами гуманиста эпохи Возрождения Микеланджело:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
-
Подведение итогов. Награждение.