Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: "Античная расписная керамика". 7 класс

Цель урока: знакомство учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизация и обобщение знаний учащихся об искусстве древней Греции.

Задачи урока:

Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента. Развивать чувство прекрасного, творческое и пространственное мышление, воображение, внимание, навыки работы с художественным материалом.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование:

Материалы: карандаш; ластик, шаблоны , повторяющие форму греческого сосуда.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, карта Древнего Мира. Весь зрительный ряд можно скопировать в Презентацию для осуществления мультимедийного показа.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец "Сиртаки".

План урока:

Организационный момент - 1 мин.

Актуализация знаний, «мозговой штурм в парах» - 2 минуты.

Сообщение темы и целей урока - 4 мин.

Беседа - 10 мин.

Инструктаж - 3 мин.

Самостоятельная работа учащихся - 18 мин.

Подведение итогов урока , домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! ( Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!)

II. Актуализация знаний учащихся:

- тема четверти звучит так «Декоративно-прикладное искусство в жизни».

«Мозговой штурм» в парах:

- напишите, все слова и понятия, которые, по-вашему мнению, относятся к данной теме.

- Зачитайте ваши слова и объясните их значение.

- Что такое декоративно-прикладное искусство?

- Что такое орнамент?

- Что такое раппорт?

- Какие правила составления орнамента знаете?

III. Сообщение темы и целей урока:

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова "Античные вазы".

Звучит национальная греческая мелодия - танец "Сиртаки".

Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно - неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо - нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все - живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира - немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг

О чем будет идти речь на уроке

Об античной расписной керамике

- Тема нашего урока "Античная расписная керамика".

- Поставьте цели на этот урок, чему вы должны научиться. (ответы детей).

- Моя цель: я сегодня хочу познакомить вас с античным искусством керамики.

Работать мы сегодня будем со следующими новыми словами

Словарная работа

Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.

Антропоморфный - человекоподобный

Калогатия - гармония тела и духа

Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах - Керамик

Орнамент - (от латинского - украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо

Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья

Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий

IV. Беседа, теоретический материал:

- Говоря "античное искусство" - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

- Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (показ по карте)

- Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Древнейшие памятники - это глиняные сосуды.

Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись - это роспись керамических сосудов.

- Предместье Афин, где жили гончары называлось "Керамик", от греческого слова "керамос", т. е. "глина", а отсюда уже и слово "керамика" - изделие из обожженной глины.

- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Посмотрите на памятки и скажите, какую особенность можно отметить?

- Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждой формы.

- Амфора - вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.

Килик - это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.

Пксиктер - сосуд для охлаждения вина.

Гидрия - сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья - вертикальная.

Лекиф - высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)

.





Групповая работа собери разбившийся сосуд и дай ему название

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.

- Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы.

Самым древним был геометрический стиль. О нём гончар мог сказать так:


Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)


«Наши сосуды строги - роспись полна геометрии славной.

Всё заполняет меандр - непрерывный орнамент.

Амфоры наши для вечности предназначались».

- Итак, как назывался элемент геометрического орнамента? /меандр/

- Какие ассоциации возникают, при взгляде на меандр? /движение волны/

- Меандр - символ вечности. Амфоры расписанные меандром оставляли на могилах.

… В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа! (В. Брюсов)

Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома - большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что было в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.

- Давайте вспомним, каким представлялся мир древнему греку? (Мир в понимании древнего человека представлялся в виде яйца, приплюснутого по краям).

Работа со схемой мира = космоса (Рисунок №1)


Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп - жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар - царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

- Позже появился растительный и зооморфный орнамент. Главный элемент растительного орнамента был лотос. Посмотрите, как его стилизовали гончары в росписи.

Зооморфный орнаментКонспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)

Растительный орнамент


- Далее появился мифологический орнамент. Как вы думаете, что на нём изображали? (ответы детей)

«Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись… и может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы - гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза - с рисунком рассказом.

Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)



Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)

Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)



- Существовало два стиля вазописи.

Работа в парах: - Возьмите зашифрованные тексты: среди букв выделите слова и сложите из них предложения. (работа в парах с зашифрованными текстами)

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческимфигурам.

  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальнымчёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.

  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.

  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.

  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.

  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрнымлаком.



- Проверяем. Зачитываем предложения.

- Какой стиль, на ваш взгляд, более совершенный и трудоёмкий?

Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)- В чём секрет чёрнофигурной росписи? /рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины/.

- Этот стиль появился в 6 в.до н.э.. Великим мастером того времени был Эксекий. Вот его рабОТА

- Как мастер добивался краснофигурной росписи?

- К V веку до н.э. появилась новая техника вазописи - краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Работа у доски :

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

- Выберите из нашего зрительного ряда чёрнофигурный стиль. Назовите этот сосуд.

- Выберите из зрительного ряда краснофигурный стиль. Назовите этот сосуд.

ФИЗМИНУТКА: (звучит «Сиртаки») - Представим себя в роли древних греков - гончаров. Мнём кусок глины. Имитируем движения работы на гончарном круге: работают нога и руки. Создаём вазу. Любуемся её (наклоны головы вправо-влево).

- Пожалуйста, садитесь.

V. Инструктаж выполнения задания:

- Ваша задача: выбрать шаблон сосуда.(Нарисовать самостоятельно сосуд) Разделите сосуд на полосы для ленточного орнамента - отделите горлышко сосуда, ножку - дно сосуда. Центральную часть сосуда оставляем чистой, мы с ней будем работать на следующем уроке. Здесь мы разместим мифологический сюжет, который вы подберёте дома.

- Сегодня мы должны проработать орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи. Используем геометрический или растительный орнамент.

VI Самостоятельная работа учащихся на местах.

тихо оказываю учащимся помощь и поддержку в воплощении идей.

VII. Подведение итога урока:

- Показ работ, обсуждение.

- Кому работа понравилась - похлопайте в ладоши.

- Кто добился поставленной цели на урок - встаньте. Поаплодируем им.

VIII. Домашнее задание:

- Подобрать мифологический сюжет Древней Греции, продумать изображение на вазе, принести маркеры красный и чёрный, цветные карандаши или краски.


© 2010-2022