Конспект урока Древние образы в современных народных игрушках

Урок "Древние образы в современных игрушках" знакомит обучающихся с видами русской народной глиняной игрушки, традициями формы и росписи. В области коммуникативной компетентности он развивает творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус школьников. А также позволяет видеть красоту в мире и искусстве, формирует умение выражать своё отношение к ним. Урок формирует образное мышление, мотивирует к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.   Межпредметные связ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Технологическая карта урока

изобразительного искусства


Древние образы в современных народных игрушках



Автор: учитель изобразительного искусства

МБОУ «Цнинская СОШ№1» п.Строитель

Тамбовского района Тамбовской области

Сластен Т.П.












Тема, число отведённых на тему часов

Древние образы в современных народных игрушках
2 урока

Цель темы

1.В области предметной компетентности:

Познакомить с видами русской народной глиняной игрушки, традициями формы и росписи.

2. В области коммуникативной компетентности:

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

3. В области языковой компетентности:

Видеть красоту в мире и в искусстве уметь выражать своё отношение к ним.

Основные понятия темы

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской)

Планируемые результаты


Личностные:

  • Получать наслаждение от прекрасного, переживать и создавать красоту в своем окружении;

Метапредметные:

  • Уметь планировать свою деятельность на основе поставленной задачи;

  • Умение находить необходимую информацию в различных источниках(справочниках, интернет-ресурсах и т.д.)

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Строить простые рассуждения в форме связи простых суждений о строении объектов;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Передметные:

  • Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства;

  • Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа;

  • Различать виды глиняной игрушки;

  • Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • Формирование образного мышления;

  • Развитие фантазии;

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

  • высказывать своё предположение на основе работы на уроке;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • работать по плану;

  • осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  • Добывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
    известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

  • Уметь слушать и понимать других;

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Межпредметные связи

история, музыка, литература, технология, информатика и ИКТ

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы

festival.1september.ru

filimonovo-museum.…

kargopol-style.ru

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство в жизни человека: методическое пособие/Н .А . Горяева. - М.; Просвещение, 2007.

Технология изучения темы

I этап. Самоопределение в деятельности

Цель

Последовательность изучения

Диагностические задания

Знакомство с пластическими
искусствами в искусствоведческом аспекте.
Расширение художественно-эстетического кругозора

Игра "Ярмарка"

Создание группы учащихся для работы над проектом, распределение заданий.

Проблемные вопросы:

Почему возникли народные промыслы?

Где находится кладовая народных промыслов?

В чём ценность народных традиций и обрядов?

Почему промысел создаётся народом?

Откуда возникли традиции?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель

Последовательность изучения

Диагностические задания

Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства.

Беседа "Народная глиняная игрушка".

Презентация:

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Каргопольская игрушка»

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

Репродуктивное задание

Зарисовать в альбоме по образцу элементы росписи филимоновской игрушки (полосы, елочки, снежинки - цветы)

Импровизационное задание

Выбор цветовой композиции для росписи филимоновской игрушки из предложенных учителем цветов (желтый, красный, зеленый).

Эвристическое задание

Сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, рекламу.

Самоорганизация в деятельности:

Самостоятельная работа учащихся по теме выбрав метод лепки (вытяжка, лепка из пласта), или используя комбинированный метод.

Использование приобретенных знаний и навыков работы с пластилином, художественной росписью.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля;

Ответить на вопрос: что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам?

Что между ними общего?

Загадки о народных промыслах

Оценка результатов деятельности (в т. ч. самооценка)

Составить синквейн;

«Творческая шкатулка» (Выпуск тематических брошюр и электронных вариантов презентации).

Выставка детских работ, сгруппировать их по промыслам «Вы откуда, мастера?»

Представить свой товар на ярмарке, расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А покупатели будут задавать вопросы об игрушках.

2. Игра "Ярмарка".

- Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда - народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

- Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

3. Беседа "Филимоновская игрушка".

- Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему - "Филимоновские игрушки".

- Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

- Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики - войска цвет.

- В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную - удлиненную.

Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают", выравнивая её поверхность, пока она не "замрет". Так вот с каждым таким "подтягиванием" игрушка удлиняется в пропорциях.

И раскрашивают в основном тремя красками:

- Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

- И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки - цветы.)

- По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась - пишут быстро и легко, как будто в шутку.

Конспект урока Древние образы в современных народных игрушках

  1. Желтый фон.

  2. Тонкие и толстые прямые линии - полосы.

  3. Узор из полос.

  4. "Елочки".

Конспект урока Древние образы в современных народных игрушках

Синквейн

1. Дымковская

2.Яркая, веселая

3.Радует, веселит, умиляет.

4. Развивает творческие способности учащихся.

5. Игрушка

Загадки

- Я - барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
*Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(дымковская игрушка)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!


© 2010-2022