• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету Искусство в 9 классе на 2014-15 учебный год

Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету Искусство в 9 классе на 2014-15 учебный год

Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство»в 9  классе на 2014-2015 учебный год  Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовыйРеквизиты программы: Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю Предусмотрено проведение: практических работ - 23; контрольных уроков - 3.      УМК ученика:Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по предмету «Искусство»

в 9 классе


на 2014-2015 учебный год



Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: 2010.

Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 23; контрольных уроков - 3.

УМК ученика:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8-9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012

УМК учителя:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012

Пояснительная записка


Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 9 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011» - и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического воспитания действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра и кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.






РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9класс. Искусство (34часа)

9кл. 1 чет. Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)

Дата

п/п

(№

ур)

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

1

(1-)

Искусство и власть.(3ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа.

Выражение общественных идей в худо-жественных образах. Искусство как способ идеологического воздей­ствия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жиз­ни, изменять ценностные ориента­ции.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и созна-ние человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. В раз-витии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономер-ность. Искусство как проявление свобод-ных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиоз-ной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Сопоставлять художественные об­разы, симво-лизирующие власть. Выяв­лять сходство и раз-личия этих образов. Называть общие (типичес-кие) черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приво-дить примеры исторических эпох с авторитар-ным и демократичес­ким правлением.Подбирать произ­ведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литера­турой. Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связан-ную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Подбирать и анализировать раз­личные художественные произведе­ния, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Триумфальные ворота (Париж)

Триумфальные ворота(арка)(Москва)

Донателло «Статуя командора

Гатамелаты»

Успенский собор

Хор государевых певчих дьяков

Ново-Иерусалимский монастырь

г.Санкт-Петербург.

!!! Д/З Темы докладов. Подобрать различные произведения, раскрывающие тему:

1. Выражение общественных идей в художест-

венных образах.

2. Искусство как способ идеологического воз-

действия на людей.

3. Способность искусства внушать определен-

ный образ мыслей, стиль жизни, изменять

ценностные ориентации.

4. Знакомство с произведениями разных видов

искусства, их оценка с позиции позитивных

и/или негативных влияний на чувства и

сознание человека.

5. Ритуально-внушающая роль наскальной

живописи, языческих идолов, амулетов.

6. Языческая культура дохристианской эпохи,

способы и формы бытования, ее функции

(ритуальные действа и обряды, посвященные

основным вехам жизни человека).

7. Основные библейские сюжеты и их трактовка

в произведениях поэтов и писателей XIX-

XXI вв.

8. Внушающая сила рекламы и настенной живо-

писи. Рекламные видеоклипы.

9. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Музыка к

кинофильмам.

10.Использование музыки в государствах с

тоталитарным режимом: от высокой музы-

кальной классики до массовых жанров.

11.Протест против идеологии государственного

строя в авторской песне, рок-музыке.

12.Поднятие духа народа в искусстве Великой

Отечественной войны (живопись, плакаты,

песни и др.). Значение песен военных лет и

песен на военную тематику.

13.Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенни-

ков.

14. Компенсаторная функция джаза.

15. Многообразие направлений в современной

эстрадной отечественной и зарубежной

музыке.

16. Экранизация опер, балетов, мюзиклов

м/медия

Модуль ФЦОР

История, география

входной

устный опрос

Стр.98-105

т.з.стр.107

Подготовьте доклад на тему, связанную с внушением народу

определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выбрать эпоху и по произведениям различных видов искусства представить ее целостный образ.

2

(2-)

Комбинированный урок.

Внушающая сила рекламы и на­стенной жи-вописи. Ритуально-внушающая роль наскаль-ной живописи, языческих идо­лов, амулетов.

Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, на­родные обряды, посвященные основ­ным вехам жизни человека).

Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX-XXI вв.

Рекламные видеоклипы.

Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Музыка к кинофильмам.

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл

12-Д.Бортнянский «Да исправится молитва моя»

18 - С. Рахманинов Воскресение Христово видевше

02-Г.Свиридов, сл. В. Маяковского «Марш»

03- Г.Свиридов «Время, вперед!»

История, география, литература

Текущий фронтальный

Подоберите и про-анализируйте различ-ные художественные произведе­ния, исполь-зовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создайте эскиз для граффити, сценария клипа, раскадровки мульт­фильма рекламно-внушающего харак­тера.

3

-3

Урок- диспут

Использование музыки в государ­ствах с тоталитарным режимом: от вы­сокой музыкальной классики до мас­совых жанров.

Протест против идеологии социаль­ного строя в авторской песне, рок-му­зыке.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живо­пись, плакаты, песни и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Компенсаторная функция джаза.

Многообразие направлений в совре­менной эстрадной отечественной и за­рубежной музыке.

Эк­ранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Фономуз 9клРаздел1-

01 - А.Александров. «Государственный гимн

17 - Д.Шостакович «Родина слышит»

03 - Г.Свиридов «Время, вперед!»

12 - Д.Бортнянский «Да исправится молитва моя»

13 - Ан.Александров «Священная война»

«Марсельеза»(Франция, Россия)

«Интернационал»

И. Дунаевский, «Марш веселых ребят»

Anita O,Day «Sing, Sing, Sing»/джаз/




Тематический устный

Исполнить песни и известные хи­ты из авторской песни, рок-му­зыки, мюзиклов и рок-опер.

sovmusic.ru

iplayer.fm

4

2

(4-)

Какими средствами воздействует искусство?(2ч)

Проблемный урок.

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.




Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять це­лостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства. Передавать графически компози­ционное построение картины. Сопоставлять особен-ности компо­зиции произведений изобразитель-но­го и музыкального искусства.

Общие средства выразительности для всех видов искусств: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием

вертикальная - порыв (вверх)

горизонтальная - статичность(мимо зрителя)

диагональная - динамика(на/от зрителя)

Сандро Боттичелли «Весна»

Антонио Вивальди «Времена года»

Выявлять особенности построения (формы) му-зыки. Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкаль­ного и изобразительного искусства. Понимать и объяснять значение терминов. Выявлять ритмическую организа­цию орнамента, композиции карти­ны, музыки разных эпох. Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений. Объяс­нять ее значение в создании различ­ных образов.

Форма - сумма приемов для создания образа.

В изо. форма- контур предмета.

квадрат-устойчивость

треугольник-активность, агрессия.

круг-идеи природы, гармония.

амеба-неустойчивость, текучесть.

линия- формирует образ.

В муз. форма-организация целого(песня, романс)

двухчастная, трехчастная, рондо,

вариации, сюита, сонатная, куплетная

Ритм - «мерность», повторение одних и тех же элементов

Фактура - обработка, строение

В изо - характер обработки поверхности,

приемы художника

В муз - характер изложения, склад

гармоническая,

полифоническая,

гомофонно-гармоническая.

м/медия

Программа Соната

Фономуз8кл-Раздел 1-18 - А. Вивальди «Времена года»,

весна 1-я часть

19 - -//-2-я часть

20 - -//-3-я часть

входной устный

Стр.108-111

т.з.стр.115

Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

5

(5)

Комбинированный урок.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

м/медия

Текущий групповой Стр.112-115

т.з.стр.115

Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых

музыкальных произве-дений.Аргументируйте особенности реализа-ции своего замысла.

6

3

(6-)

Храмовый синтез искусств.(2ч)

Урок - путешествие

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художест-венного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-приклад-ных и монументальных искусств, скульпту-ры и живописи.

Находить жизненные и художест­венные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Храм - культовая постройка, которая

воплощает образ мироустройства в той

или иной религии (христианство, буддизм,

ислам), ее основные ценности.

Синтез - соединение разных видов искусства

в художественное целое.

православный храм,

католический собор,

мусульманский храм (мечеть),

буддийский храм


Соотносить характер звучания му­зыки, сопро-вождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

м/медия

Модуль

ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

18 - С. Рахманинов Воскресение Христово видевшее

19 - А.Скарлатти Miserere

20 - Чтение суры аль-Фатиха (Открывающая)

21 - Мусульманская молитва

22 - Буддистские тантры

23 - Буд.молитва «Благословение для жизни»

География

Текущий групповой

Стр.116-119

Записать фонограмму примеров духовной музыки в различных видах храмов

7

(7)


Урок-исследование

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Текущий фронтальный

Тест

8

4

(8)

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.(1ч)

Комбинированный урок..

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский ).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Различать совместные действия сценариста, режиссера, художника, композитора, актеров в создании художест-венного образа спектакля, шоу. Выполнять эскизы декораций или костюмов к музыкаль-ному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору). Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

Синтетические виды искусства: театр, кино, телевидение

Мюзикл

Рок-опера

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

24 - Слово о полку Игореве Перевод Н. Заболоцкого

25-33- Иисус Христос - суперзвезда

25-«Живущие лишь»

28-«Храм»

32 -«Раскаяние»

34-39-Юнона и Авось.

34- «Я тебя никогда не забуду»

38-«Ангел, стань человеком»

39-«Эпилог»

Тематический устный

Стр.120-121

т.з.стр.121

Работая в группе, выполните эскиз декораций или костю-мов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору).

Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).

9

5

(9)

Обобщение по теме: «Воздействующая сила искусства»(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.

Тест. Творческая работа.

Обобщение представлений о воздействую-щей силе искусства. Сообщения поисковых групп (по темам докладов 1урока) Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания произведения сценическими средствами (инсценировка отрывка из оперы, балета, мюзикла)

Обобщать и систематизировать знания. Объяснять и оценивать свои впе­чатления от произведений искусств. Узнавать и называть, предлагаемые (знакомые по урокам) произведе-ния искусств. Развивать интерес к произведе-ниям искусств. Активно использовать худо-жественные термины и понятия. Инсценировать отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору). Работать в группе, развивая коммуникативные навы­ки в процессе создания коллективной твор-чес­кой работы. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с по­зиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в диало­ге при обсуждении работ, аргументи­рованно доказы-вать свою позицию.

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

40-43-Ромео Джульетта

40-«Вступление»

42 - «Любовь»

43 - «Счастье»

44 - Земфира «Прости меня, моя любовь»

Итоговый фронтальный

групповой

9кл. 2чет. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

Дата

№п/п

№ ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

6

(10-)

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?(2ч)

Урок-беседа.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Порождающая энергия искусства - пробуж-дение чувств и сознания, спо­собного к про-рочеству. Миф о Касандре. Использова-ние иносказания, метафоры в различных видах искус­ства. Предупреждение средства-ми искус­ства о социальных опасностях. Ху-дожественное мышление в аван­гарде нау-ки. Научный прогресс и искусство. Предви-дение сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

Называть сказки, народные преда­ния, леген-ды, персонажи которых предвосхитили явле-ния и события бу­дущего. Выявлять иносказа-ния, метафоры, аллегории, олицетворения в извест­ных произведениях разных видов ис­кус-ства. Давать эстетическую оценку про­изведе-ниям различных видов искус­ства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождаю-щим жизнь человека. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо ви­да искусства. Пользоваться справочной литера­турой.


Приводить примеры научного зна­чения худо-жественного знания. Интерпретировать худо-жественные образы произведений разных искус-ств и выявлять их идеи с позиций сего­дняшнего дня. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с по­зиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в диало­ге при обсуждении работ, аргументи­рованно доказывать свою позицию.

Ж.-Э. Лиотар- картина «Шоколадница»

Ж. Верн - роман «20 тысяч лье под водой»

А. Толстой - роман «Гиперболоид инженера

Гарина»

В. Кандинский - теория влияния цвета на

эмоции

М. Ромма - фильм «Девять дней одного года»

Д. Гранин - роман «Иду на грозу»

В. ван Гог - картина «Звездная ночь»

И.-С. Бах - фуга (разновременно вступающее

многоголосие)

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

45 - М. Мусоргский Избушка на курьих ножках

Фономуз8кл-Раздел 3-

02 - О, мое солнце!

03 - Дж. Россини Agnus Dei

Входной

фронтальный

Стр.122-123

т.з.стр.121

Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб-

разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу-

дущего.

2

(11)

Комбинированный урок.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

46 - И.-С. Бах Фуга до мажор

47 - Д. Гранин Могила Баха

49 - Э. Артемьев «Солярис слушает Баха»

Текущий групповой

Стр.124-125

3

7

(12)

Предсказание в искусстве.(1ч)

Комбинированный урок.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения худож-никами своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к прови-дению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Выявлять жизненные ассоциации искусства.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Участвовать в разработке музыкально-литера-турного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Альбрехт Дюрер - серия гравюр «Апокалипсис»

Борис Кустодиев - картина «Большевик»

Чарльз Айвз - пьеса для оркестра «Космический

пейзаж»

Аристарх Лентулов - картины «Москва» ,

«Василий Блаженный»

«Звон. Колокольня Ивана Великого».

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

50 - Янис Лусенс Zodiac

55 - Н.Рубцов О Московском Кремле

56 - М. Цветаева Семь холмов - как семь колоколов

51 - Пасхальный трезвон

52 - Набат

53 - Будничный звон

Текущий устный

Стр.126-129

т.з.стр.127

Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

4

8

(13-)

Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.(3ч)

Урок-беседа.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий в искус-стве. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Размышлять о соотношении науки и искусства. Интерпретировать художественные образы современных гравюр, произве­дений абстрактного искусства, музы­кальных произведений разных жанров. Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Леонардо да Винчи - модель летательного

аппарата

Оноре де Бальзак - эпопея «Человеческая

комедия»,

Жюль Верн- «Путешествие на Луну»

Лев Термен - изобрел терменвокс -

электромузыкальный инструмент

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

54 - С. Рахманинов «Вокализ»

Текущий устный

Стр.130-131

т.з.стр.131

Создайте средства­ми искусства (по выбору учащихся) композицию, отражающую представле­ния о будущем России, мира.

5

(14-)

Комбинированный урок.

Постижение художественных образов раз-личных видов искусства, освоение их худо-жественного языка.Поиск новых выразите-льных возможностей языка искусства: цвето-музыка, музыкальные инструменты,компью-терная музыка, лазерные шоу.Авангард в му-зыке как отражение жизненных противоре-чий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее вырази-тельные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Выявлять жизненные ассо-циации музыки. Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звуко-сочетаний) на выбранную тему. Создавать цветовую партитуру му­зыкального фрагмента.

диссимметрия(не симметрия) -частичное

отсутствие симметрии.

антисимметрия, т. е. против (противопо-

ложно) симметрии.

Мауриц Эшер - художник и геометр- гравюра

«День и ночь»

Приводить примеры научного зна­чения худо-жественного знания. Представлять явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты.Подбирать музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

Михаил Ларионов - «Лучистый пейзаж»-

основал абстрактное течение - лучизм -

энергетические потоки, идущие от предметов

Робер Делоне - «С уважением к Блерио» -

оптического восприятие формы и цвета

Павел Филонов- «Формула Вселенной»-

движение субатомных частиц

м/медия

Текущий устный

Стр.132-133

т.з.стр.133

Послушайте на компьютере образцы классической, элект-ронной и популярной музыки, включив фун-кцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ.

6

(15)

Комбинированный урок.

Традиции и новаторство в искусстве. Пред-ставление о художественных направлениях в искусстве XX в. Выявление скрытого проро-чества будущего в произведениях современ-ного искусства ( литературы, кино, театра)

Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя).

Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя).

м/медия

Текущий устный

Стр.134-135, худ.м-л

т.з.стр.135

Представить какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков. Подобрать

музыку, ассоциирую-щуюся с этой композицией.

7

9

(16)

Обобщение по теме: «Искусство предвосхищает будущее»(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.

Тест. Творческая работа т.з.1, 3 стр.135

Обобщение представлений о роли искусства в предвосхищении будущего. Выявление скрытого пророчества будущего в произ-ведениях искусства. Создание художест-венного замысла и воплощение эмоцио-нально-образного содержания в творчес-кой работе, используя разные виды симметрии, антисимметрии.

Обобщать и систематизировать знания. Объяс-нять и оценивать свои впе­чатления от произве-дений искусств. Узнавать и называть, предлага-емые (знакомые по урокам) произведения искус-ств. Развивать интерес к произведениям искус-ств. Создавать эскиз герба, товарного знака или эмблемы используя разные виды симметрии. Выполнять декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изо-бражения(по типу гравюр М.Эшера). Органи-зовывать выставку лучших работ. Обсуж-дать и анализировать работы с точки зрения выражения содержания в работе.

Итоговый фронтальный

9кл.3чет. Дар созидания. Практическая функция (10 часов)

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

10

(17)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.(1ч)

Урок-лекция.

Эстетическое формирование архитекту-рой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Характеризовать значимость искусства в эсте-тическом формировании окружающей среды.

Изучать облик своего города и выя­влять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда. Пользоваться справочной литера­турой. Разби-раться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для пре-зентации проектов на школьной конференции. Сотрудничать в процессе создания общей творческой работы.

промышленное искусство- форма человеческой

деятельности, цель которой - эстетическая

организация окружающей человека

предметной среды

техническая эстетика- научная дисциплина,

изучающая закономерности формирования

гармоничной предметной среды жизни и

деятельности человека методами и

средствами дизайна.

дизайн- творческая деятельность, цель которой - формирование гармоничной предметной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

60-Ф.Лемарк«В Париже

61 - Гимн

Великобритании

59 - И.Дунаевский, слова М.Лисянского «Моя Москва»

Входной устный Стр.136-137

т.з.стр.137

Сделайте фотомон-таж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь

современного горо-да», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранст-во и интерьеры»,

«Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздни-ках», «Традиции и современность в облике моего города».

2

11

(18)









Архитектура исторического города.(1ч)

Урок- путешествие.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Соотносить исторические архитек­турные пост-ройки с их функциями в городском ландшафте, с климатичес­кими условиями; определять особен­ности материала и др. Объяснять значение терми-нов, свя­занных с градостроительством. Поль­зо-ваться словарями по искусству. Описывать осо-бенности изображе­ний городов на старинных гра-вюрах. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре.

Архитектура- искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формиро-вания среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Афинский Акрополь, средневековый город, кахедральный собор, детинец, медресе

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

58 - Р. Глиэр Гимн великому городу

Текущий устный

Стр.138-141

т.з.стр.141

Нарисуйте план-схему средневеково­го города, передавая характерные черты русского, европей-ского, восточно­го города (по выбору).

3

12

(19)



Архитектура современного города. (1ч)

Урок-экскурсия.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура

Соотносить современные архитек­турные построй-ки с их функциями в городском ландшафте, с кли-матичес­кими условиями; определять особен­ности материала и др. Приводить примеры использова­ния монументальной живописи и де­коративной скульптуры в современ­ных городах, областных центрах и в других местах. Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, му­зея, актового зала, спортив-ной или детской игровой площадки.

Шарль Ле Корбюзье - французский архитектор

- использовал сборные модули

монументальная живопись и декоративная скульптура.

Пьер Шеффер - французский композитор,

автор термина «конкретная музыка»

(коллажная техника)

Оливье Мессиан - французский композитор

«Каталог птиц» (музыка из записанного

нотами пения птиц)

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

62 - О. Мессиан Пробуждение птиц

Текущий устный

Стр.142-145

т.з.стр.145

Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; приду-майте дизайн интерь-ера школьной рекреа-ции, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

4

13

(20)






Специфика изображений в полиграфии.(1ч)

Урок-вернисаж.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к книгам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе - по выбору учителя).

Понимать особенности художест­венного оформ-ления, иллюстрирова­ния книги, журнала. Анали-зировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особен­ности музы-кальной иллюстрации.Разрабатывать идею фрагмента макета сборника стихов, учебника по любимому пред­мету, журнала и выполнять его.

полиграфическая промышленность

книжная графика

Гранвиль - французский график - иллюстрации

к роману «Робинзон Крузо» (Д. Дефо),

Г. Доре - французский график -иллюстрации к

роману «Дон Кихот» (М.Сервантес),

«Приключения барона Мюнхаузена» (Р.Распе)

М. Врубель - русский художник- иллюстрации к

поэме «Мцыри» М.Лермонтова

А. Бенуа - русский художник- иллюстрации к

«Пиковая дама», «Медный всадник»,

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

В. Фаворский - русский график- иллюстрации к

многим произведениям литературы

Г. Свиридов - русский композитор - «Музыкаль-

ные иллюстрации к повести «Метель»

(А. Пушкин)

К. Караев - русский композитор- «Симфони-

ческие гравюры к роману «Дон Кихот»

(М. Сервантеса)

журнальная графика

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

57- А.Пушкин«Медный

всадник»(фрагмент)

63-К.Караев«Дон Кихот

65- «Кавалькада»

71-М.Лермонтов

«Демон»(фрагмент)

72 - А.Рубинштейн

«Ария Демона»

Текущий групповая

Стр.146-151

т.з.стр.149, 151

(по выбору)

Найдите иллюстра-ции, выполненные разными художниками, к вашему любимому произведению с изобра-жением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его.

5

14

(21)

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.(1ч)

Урок - консультация

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало вни-мание людей.На рубеже ХIХ-ХХ вв. вмес-те с развитием промышленного производ-ства возник дизайн. Дизайнеры-это худож-ники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различ-ных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Пользоваться справочной литера­турой, опре-делять стили дизайна(классицизм, модерн, мини-мализм, хай-тек и др.). Анализировать элементы художест­венного языка дизайнерского искусства

Дизайн - проект, замысел - термин, обознача-

ющий различные виды проектировочной

деятельности

Модерн - стиль в искусстве (Англия)

Чарлза Макинтош- шотландский архитектор

и дизайнер

Сальвадор Дали - испанский художник -

«Женская шляпка в виде туфли»

м/медия

Модуль ФЦОР

тематический

презентация

Стр.152-155

т.з.стр.155

(по выбору)

Выполните проект какого-либо предмета быта - посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

6

15

(22)


Декоративно-прикладное искусство.(1ч)

Урок-беседа с опорой на знания учащихся.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Анализировать символику орна­ментов на раз-личных произведениях декоративно-прикладного искусства. Соотносить народные песни с про­изведениями декоративно-прикладно­го искусства. Подбирать информацию об истории одного из известных народных про­мыслов. Готовить аль-бом, компьютер­ную презентацию для учащихся класса. Готовить с одноклассниками вы­ставку изделий декоративно-приклад­ного искусства раз-ных жанров. Про­думывать музыкальное сопро-вожде­ние. Подбирать образцы устного на­родно-го творчества. Проводить экскурсии по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гос­тей школы.

народные промыслы

м/медия

текущий

индивидуальный

Стр.156-161

т.з.стр.161

(по выбору)

Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка» и др.

7

16

(23-)

Музыка в быту. Массовые, общедоступ-ные искусства.(2ч)

Урок-фестиваль.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.


Определять принадлежность музы­кального произ-ведения к области лег­кой или серьезной музыки. Аргумен­тировать свой ответ, анализируя со­дер-жание, эмоциональный строй, средства вырази-тельности.Подбирать музыкаль­ные записи. Со-ставлять перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам:«Классическая музыка»,«Народная музыка»,«Современная музы-ка».Сравнивать его с перечнем других учеников. Выявлять художественные пред­почтения. Разра-батывать содержание танце­вального конкурса или дискотеки(«От гавота до брейк-данса»). Приду­мывать элементы костюмов, отража­ющие эпоху.

Музыка серьезная, легкая музыка, песни, танцевальная музыка, марш

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

66 - Африканские барабаны

67 - Ритуальный танец американских индейцев

73 - Камаринская

75- Л.Боккерини Менуэт

76-М.Огинский Полонез

68- С.Джоплин Рэгтайм

77 - В. Монти Чардаш

78 - М. Равель Болеро

70 - Л. Армстронг Body

and Soul

80 - А. Дворжак Славянский танец № 2

82 - А. Хачатурян Вальс

83- Ж.Оффенбах Канкан

84- Ф.Мендельсон

Свадебный марш

Текущий устный

Стр.162-165

т.з.стр.165

(по выбору)

Составьте музыкаль-ную композицию для проведения праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Подумайте о художественном оформлении - плакаты, афиши, пригласительные билеты и пр.

8

(24)

Урок-презентация

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Знать принципы работы фотоаппарата. Созда-вать портретную галерею учителей и одноклас-сников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.Систематизировать теле-визионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

.

фотография - «светопись»,

художественная фотография,

документальная фотография,

братья Луи Жан и Огюст Люмьер - изобрели

кинематограф - искусство движущихся

фотографий (Франция)

телевидение - «далеко вижу»

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

87 - А.Кролл Рэгтайм

88 - А.Кролл, М. Минков Фокстрот

90 - В. Дашкевич Увертюра

Текущий устный

Стр.166-173

т.з.стр.173

(по выбору)

Придумайте неболь-шой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучитель-ный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскад-ровку. Подберите к нему музыкальное сопровождение.

9

17

(25)

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.(1ч)

Урок- собеседования.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении

Знать жанры киноискусства.При­водить примеры.

Знать лучшие фильмы отечествен­ного кинема-тографа.Анализировать язык киноискус­ства как средства раскрытия драма­тургии музыкальных,ли-тературных образов.На основе ана­лиза кинофиль-мов формулировать вопросы для дискуссий на темы:«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизнен­ного смысла

художественный фильм

М.Колотозов(режиссер),С.Урусевский(оператор)-

-фильм «Летят журавли»

В. Розов- драматург - пьеса «Вечно живые»,

Энио Морриконе -кинокомпозитор (Италия)

м/медия

Модуль ФЦОР


Фономуз9кл-Раздел 1-

85 - Э. Морриконе, мелодия из к/ф «Профессиионал»

86 - Э. Морриконе «Капли дождя падают на мою голову»

Стр.174-179

т.з.стр.179

(по выбору)

10

18

(26)

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.(1ч)

Урок - дискуссия.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Анализировать средства художественной выразитель­ности и делать свои выводы о функ­циях, значении, особенностях влия­ния искус-ства человека. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Томазо Альбинони - итальянский композитор и

скрипач XVIII в.- «Адажио»

(адажио для органа и струнных соль минор)

Г.Бардин - русский режиссер - мультфильм

«Адажио»

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

91- Т.Альбинони

«Адажио»

92- Т.Альбинони

«Адажио»(С.Брайтман)

93- Т.Альбинони

«Мгновения»(Н.Басков

94- Т.Альбинони

«Адажио»(Л.Фабиан)

Тематический устный

Стр.180-181

Провести исследования на тему «Влияние классической / популярной музыки на состояние комнатных рас­тений и домашних животных»

9кл 4чет. Искусство и открытие мира для себя ( 8 часов)

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

19

(27)



Вопрос себе как первый шаг к творчеству.(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - беседа.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями раз-личных видов искусства. Изображение раз-личных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Сим-метрия и асимметрия в искусстве и науке.

Современный человек живет в сложном и

загадочном мире, ставящем перед ним поч-ти каждый день множество вопросов, на ко-торые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Размышлять о произведениях раз­личных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познава­тельной, коммуникативной, эстетичес-кой, ценностно-ориентирующей). Иметь пред-ставление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пласти­ческие), музыка, литература, театр, кино и др.

Представлять значение разнообразных яв-лений культуры и искусства для формирова-ния духовно-нравственных ориентации совре-менного человека. Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

м/медия

презентация

входной устный

Стр.182-183

2

20

(28)



Литературные страницы.(1ч)

Урок - дискуссия.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназна-чении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Называть символы красоты в жиз­ни, человечес-ких взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся лю­дей. Понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практи-ческая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее др.) Ориентиро-ваться в окружающем культурном пространст-ве; понимать значимость народного, классичес-кого искусства в их соотношении с массовой культурой.Понимать особенности художест-венного языка разных видов искусства.

м/медия

Модуль Литературные образы

Фономуз9кл-Раздел 1-

95-К.Дебюсси«Сиринкс»

Тематический устный

Стр.184-185

3

21

(29-)

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все» (6ч)

Урок - практикум.

Защита проекта.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюже-ты его произведений.

• Мультипликация: образы сказок

А.С. Пушкина.

• Деятельность культурных, общест-венных организаций, связанных с именем

А. С. Пушкина.

• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Осуществлять самостоятельный поиск и об-работку информации в области искусства, ис-пользуя современные технологии. Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего. Реализовы-вать совместные творческие идеи в проектной деятельности. Анализировать и оценивать процесс и результат собственного художествен-ного творчества. Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при орга-низации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

м/медия

детские работы предидущих лет

Модуль:

«Литературные образы в музыке.

«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане"

Презентация на музыку П.Чайковского

«Октябрь» из цикла «Времена года»

Текущий групповой

Стр.186-190

Подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем.

4

(30-)

5

(31-)

6

(32-)


7

(33-)


8

-34

Итоговый фронтальный


Изучение предмета «Искусство» в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;

  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;

  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;

  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;

  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;

  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;

  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;

  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятель­ности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

  • многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

  • участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

© 2010-2022