Методическая разработка открытого занятия

Данная разработка открытого занятия по теме : "Зубчатые передачи" используется при изучении нового материала по соответствующей теме.     В данной методической разработке представлен проект урока, который основан на изучении нового материала и последующей проверке  первичных знаний, в виде самостоятельной работы.Во время учебного занятия многократно повторяется материал, для наглядности использовалась  мультимедийная установка, плакаты и образцы механических передач, что способствовало хорошей наглядности,  лучшему усвоению, пониманию и закреплению изучаемого материала.                 Проектирование зубчатой передачи является...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Арзамасский коммерческо-технический техникум


Методическая разработка

открытого занятия

по дисциплине : Техническая механика


на тему: « Зубчатая передача »



Выполнил

преподаватель

технической механики:

Кузнецова О.Г.




г. Арзамас, 2013г.

План

Введение 3

1. Психолого-педагогическая характеристика группы 4

2. Диагностика ЗУНов. 5

3. Содержание занятия. 6

4. Самоанализ занятия. 8

Список использованной литературы 10

Приложения: 1) Раздаточный материал; 11

2) Лист домашнее задание;









Введение

Одним из главных разделов дисциплины «Техническая механика» является раздел «Детали машин».

Особенностью раздела «Детали машин» является изучение назначения деталей машиностроительного производства; методов, правил и норм расчета типовых деталей и сборочных единиц машин, а также особенности их проектирования.

Учебная дисциплина «Детали машин» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин ( устройство автомобилей, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).

Приобретенные в курсе «Детали машин» знания, находят отражение при проектировании коробок скоростей разнообразных типов. Поэтому успешное изучение спецдисциплин , основано на наличии хороших теоретических знаний по разделу «Детали машин».

Курс «Детали машин» тесно связан с рядом общетехнических и общеобразовательных предметов: математикой, которая даёт законы и правила действий над постоянными и переменными величинами, указывает количественные соотношения между элементами фигур и тел( длин, площадей и объёмов), воспитывает и прививает строгость и последовательность аналитического мышления; физикой, освещающей основные законы природы и знакомящей с общими правилами и методами эксперимента; теоретической механикой и теорией механизмов и машин, правила и законы которых позволяют определять действующие на деталь силы и законы движения деталей; сопротивлением материалов, позволяющим рассчитывать детали на прочность, жёсткость, устойчивость; материаловедением; инженерной графикой, дающей знание правил и законов оформления чертежей конструкций машин, отдельных деталей и сборочных единиц машин на соответствующих форматах.

В целом, совершенствование подготовки будущих специалистов по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» связано с умением анализировать узел машиностроительной конструкции, делать выводы и производить расчеты деталей машин, а так же их конструирование. Поэтому проведенное занятие на тему «Зубчатая передача» способствовало пополнению профессиональных компетенций, расширило кругозор студентов и позволило приобрести навык конструирования.


1.Психолого-педагогическая характеристика группы

В группе 11- 16ТОА 24 человека. Студенты группы поступили в техникум, имея следующие базовые знания по физике и математике - оценку «5» не имел ни один студент, оценку «4» имели четыре студента.

Исследования показали, что только 62 % студентов выбрали специальность

сознательно. Познавательная потребность у 30% студентов умеренная, сильная у 30 %, низкая у 40 %.

Группа характеризуется достаточно хорошей успеваемостью. Для большинства учащихся учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. А для остальной части стимулом к хорошей учебе является получение стипендии. И все-таки, хорошее образование, работа и карьера являются одними из приоритетных пунктов в их жизни сейчас.

Дисциплина в группе строится в основном на требованиях преподавателей, сознательная же дисциплинированность присутствует не у всех учащихся. Посещаемость занятий хорошая.

В результате средней потребности в обучении студенты группы способны отвлекаться от происходящего на занятии, их внимание изменчиво и зависит от настроения. Многие студенты отличаются слабо развитой речью (ее скудным словарным запасом), а так же врожденным стеснением, что сильно затрудняет работу во время занятия. Группа отличается достаточной сплоченностью, присутствует взаимоуважение и взаимовыручка.

Новый материал усваивается легче поэтапно. У 70 % студентов группы средняя и низкая творческая активность, но они исполнительны. Чтобы пробудить активность студентов, развить речь, память, студентам можно предлагать опережающие домашние задания. Для поддержания внимания и формирования навыков работы в коллективе, а так же воспитания ответственности за свою работу студентам показана работа в микрогруппах.

В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат, учащихся характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности и хорошей успеваемости. Преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. В большинстве случаев группа с уважением относится к требованиям преподавателя. У них всегда появляется чувство гордости за себя, если их отмечают другие.


2. Диагностика ЗУН ов

Успешность проведенного занятия зависит от опорных знаний студентов:

должны знать:

- общие сведения о зубчатых передачах: принцип работы, устройство, достоинства и недостатки, область применения;

- классификация зубчатых передач;

- образование эвольвентного зацепле­ния;

- основные элементы и характеристики зацепления;

- методы изготовление зубчатых колес;

должны уметь:

- аргументировано объяснять достоинства и недостатки зубчатой передачи;

- уметь практически определять тип передач, и основные элементы зубчатого зацеплени осуществлять подбор подшипников качения по диаметру валов;

должны иметь навык:

- проектирования зубчатых колес;

- работы со справочной литературой;

- работы с чертежами деталей.






3. Содержание занятия

N

Ход урока

Теоретическое обоснование

деятельности преподавателя

( дидактические комментарии)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Время

мин

1

Организацион

ный момент

Настроить студентов на активную, кропотливую и ответственную

работу

Приветствует студентов

проверяет готовность к

занятию

Приветствуют

преподавателя,

готовятся к занятию

2-3

2

Актуализация опорных знаний

студентов

Выявить интерес к изучаемой теме, актуализировать приобретенные ранее знания,

расширить кругозор

Фронтальный опрос (задаёт вопросы о типах передач)

Отвечают на

поставленные вопросы

5

3

Мотивация

учебной

деятельности

Научить различать типы передач.

Расширить кругозор студентов

и их профессиональные знания

Сообщение преподавателя о межпредметных связях, о ПК по специальности.

Создание эмоционального настроя , рабочей обстановки

Слушают преподавателя,

добавляют,

делают выводы

5

4

Сообщение

темы, целей

занятия

Привлечь внимание студентов,

активизировать

мыслительную

деятельность

Излагает материал

Ознакомление с целями, этапами урока, формами организации деятельности на уроке. Слушают, задают вопросы, записывают

5

5

Изложение

нового материала

Обеспечение

восприятия, осмысления, запоминания студентами

изучаемого материала

Излагает материал по плану урока:

1. Характеристика зубчатых передач



1.1 Обьясняет оформление конспекта (заранее выданные преподавателем заготовки необходимо приклеить в тетрадь);

2.Эвольвентное

зацепление Демонстрация через мультимедийный проектор


3. Методы изготовления зубчатых колёс

1. Слушают преподавателя.

2. Слушают доклад студентов по вопросам:

-Достоинства зубчатых передач;

-Недостатки зубчатых передач;

-Применение зубчатых передач.

3.Оценивают ситуацию, делают

выводы, заполняют конспект

4. Слушают преподавателя, отвечают на вопросы,

выявляют причинно - следственные связи, оформляют конспект

Слушают пре-подавателя, высказывают предположения о методах получения зубчатых колёс, оформляют конспект



20




















10











20





6

Обобщение и систематизация полученных

знаний

Обеспечить закрепление

приобретенных знаний, навыков работы

Тестирование по направлениям:

- основные преимущества зубчатой передачи;

- классификация;

- методы изготовления

Отвечают на поставленные вопросы

10

7

Подведение

итогов

занятия,

сообщение

домашнего

задания.

Обеспечить

психологическую разгрузку студентов.

Констатировать достижение

поставленных целей.

1.Подводит итог.

2.Обьясняет домашнее

задание:

- заполнить таблицу;

- выполнить задания

кроссворда;

- ответить на вопросы

теста

1.Слушают

инструктаж

2.Знакомятся с

критериями

оценивания

10




4.Самоанализ занятия

Для группы 11-16 ТОА я провела занятие по теме: «Зубчатая передача», тип которого «изучение нового материала ».

В данной методической разработке представлен проект урока, который основан на изучении нового материала и последующей проверке первичных знаний, в виде самостоятельной работы.

Во время учебного занятия многократно повторяется материал, для наглядности использовалась мультимедийная установка, плакаты и образцы механических передач, что способствовало хорошей наглядности, лучшему усвоению, пониманию и закреплению изучаемого материала.

Проектирование зубчатой передачи является важным этапом в обучающем процессе, позволяет формировать профессиональные знания и компетенции.

Данное занятие проведено в группе со средней базовой подготовкой студентов по инженерной графике, материаловедению и устройству автомобилей. Большая половина студентов легко отвлекается, внимание меняется в зависимости от настроения и от интереса к предлага-

емой работе. У большинства студентов слабо развита речь, память. Новый материал усваивается легче поэтапно, показана индивидуальная работа со студентами.

Воспитательная цель предусматривала формирование у студентов навыков работы в коллективе, чувство самоуважения и гордость за проделанную работу, поэтому во время урока при достижении поставленных задач были заслушаны выступления трёх студентов, с индивидуальной тематикой .

Основное время на занятии отводится изложению нового материала; оно было разбито на определенные вопросы. Каждый вопрос плана наглядно демонстрировался на экране, что позволило студентам визуально представить и увидеть работу, методы изготовления зубчатой передачи,

Прогнозируя деятельность студентов, во время мотивации , я учитывала, что у 70% студентов группы визуальное восприятие, поэтому данную структурную часть, разнообразила наглядными макетами механических передач. Считаю, данный элемент способствовал созданию хорошей рабочей атмосферы, росту интереса к изучаемой теме и нацелила студентов на результативность работы в течении всего занятия.

Проверка первичных приобретённых знаний проведена в конце занятия в форме тестового опроса. Опрос проведён по двум вариантам. Вопросы теста охватывали все рассматриваемые на занятии теоретические вопросы.

Чтобы успеть рассмотреть на занятии весь запланированный материал, записи студентов в тетради были уменьшены. Студенты получили заготовку ментальную карту с наименованием достоинств, недостатков и классификацией зубчатой передачи.

Урок получится, если есть сотрудничество «учитель- ученик- ученик - учитель». Стараясь предусмотреть педагогику сотрудничества, считаю, что между нами есть взаимопонимание, чему способствует и тон общения со студентами, и учет их психологических особенностей.

В конце занятия я провела рефлексию, оценив результативность занятия в целом и отдельных структурных частей.

Итог:

  • Место данного урока определено в соответствии с планированием, верно оценена его роль, определен его тип и поставлены цели;

  • Содержание и объем материала определены с учетом особенностей группы. Работа на уроке показала, что материал доступен студентам, они могут рационально организовать свою деятельность, поэтому можно сделать вывод - темп работы выбран правильно;

  • В связи с психологическими особенностями студентов я старалась сочетать различные формы, методы, средства обучения;

  • Все этапы урока мною были продуманы в соответствии с типом занятия, а так же с точки зрения рационального расхода учебного времени;

  • Поставленные цели достигнуты!

Вывод:

Я думаю, что на данном занятии:

а) реализованны основные принципы обучения;

б) удалась педагогика сотрудничества;

в) урок был результативен.





Литература


  1. Вереина Л.И., КрасновМ.М. Техническая механика М. :Изд.центр «Академия», 2011-352с.

  2. Олофинская В. П. Детали машин. Краткий курс лекций и тестовые задания . - М.:Форум - инфа М.:2007 - 132с

  3. Олофинская В. П. Техническая механика : Сборник тестовых заданий. - М.:Форум - инфа М. ,2007 - 349с

  4. Щербакова Ю.В.Теоретическая механика. Конспект лекций. - М.: ЭКСМО,2008 - 160с


Методическая разработка открытого занятия

11


© 2010-2022