- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка открытого занятия
Методическая разработка открытого занятия
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | КУЗНЕЦОВА О.Г. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Арзамасский коммерческо-технический техникум
Методическая разработка
открытого занятия
по дисциплине : Техническая механика
на тему: « Зубчатая передача »
Выполнил
преподаватель
технической механики:
Кузнецова О.Г.
г. Арзамас, 2013г.
План
Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика группы 4
2. Диагностика ЗУНов. 5
3. Содержание занятия. 6
4. Самоанализ занятия. 8
Список использованной литературы 10
Приложения: 1) Раздаточный материал; 11
2) Лист домашнее задание;
Введение
Одним из главных разделов дисциплины «Техническая механика» является раздел «Детали машин».
Особенностью раздела «Детали машин» является изучение назначения деталей машиностроительного производства; методов, правил и норм расчета типовых деталей и сборочных единиц машин, а также особенности их проектирования.
Учебная дисциплина «Детали машин» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин ( устройство автомобилей, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).
Приобретенные в курсе «Детали машин» знания, находят отражение при проектировании коробок скоростей разнообразных типов. Поэтому успешное изучение спецдисциплин , основано на наличии хороших теоретических знаний по разделу «Детали машин».
Курс «Детали машин» тесно связан с рядом общетехнических и общеобразовательных предметов: математикой, которая даёт законы и правила действий над постоянными и переменными величинами, указывает количественные соотношения между элементами фигур и тел( длин, площадей и объёмов), воспитывает и прививает строгость и последовательность аналитического мышления; физикой, освещающей основные законы природы и знакомящей с общими правилами и методами эксперимента; теоретической механикой и теорией механизмов и машин, правила и законы которых позволяют определять действующие на деталь силы и законы движения деталей; сопротивлением материалов, позволяющим рассчитывать детали на прочность, жёсткость, устойчивость; материаловедением; инженерной графикой, дающей знание правил и законов оформления чертежей конструкций машин, отдельных деталей и сборочных единиц машин на соответствующих форматах.
В целом, совершенствование подготовки будущих специалистов по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» связано с умением анализировать узел машиностроительной конструкции, делать выводы и производить расчеты деталей машин, а так же их конструирование. Поэтому проведенное занятие на тему «Зубчатая передача» способствовало пополнению профессиональных компетенций, расширило кругозор студентов и позволило приобрести навык конструирования.
1.Психолого-педагогическая характеристика группы
В группе 11- 16ТОА 24 человека. Студенты группы поступили в техникум, имея следующие базовые знания по физике и математике - оценку «5» не имел ни один студент, оценку «4» имели четыре студента.
Исследования показали, что только 62 % студентов выбрали специальность
сознательно. Познавательная потребность у 30% студентов умеренная, сильная у 30 %, низкая у 40 %.
Группа характеризуется достаточно хорошей успеваемостью. Для большинства учащихся учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. А для остальной части стимулом к хорошей учебе является получение стипендии. И все-таки, хорошее образование, работа и карьера являются одними из приоритетных пунктов в их жизни сейчас.
Дисциплина в группе строится в основном на требованиях преподавателей, сознательная же дисциплинированность присутствует не у всех учащихся. Посещаемость занятий хорошая.
В результате средней потребности в обучении студенты группы способны отвлекаться от происходящего на занятии, их внимание изменчиво и зависит от настроения. Многие студенты отличаются слабо развитой речью (ее скудным словарным запасом), а так же врожденным стеснением, что сильно затрудняет работу во время занятия. Группа отличается достаточной сплоченностью, присутствует взаимоуважение и взаимовыручка.
Новый материал усваивается легче поэтапно. У 70 % студентов группы средняя и низкая творческая активность, но они исполнительны. Чтобы пробудить активность студентов, развить речь, память, студентам можно предлагать опережающие домашние задания. Для поддержания внимания и формирования навыков работы в коллективе, а так же воспитания ответственности за свою работу студентам показана работа в микрогруппах.
В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат, учащихся характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности и хорошей успеваемости. Преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. В большинстве случаев группа с уважением относится к требованиям преподавателя. У них всегда появляется чувство гордости за себя, если их отмечают другие.
2. Диагностика ЗУН ов
Успешность проведенного занятия зависит от опорных знаний студентов:
должны знать:
- общие сведения о зубчатых передачах: принцип работы, устройство, достоинства и недостатки, область применения;
- классификация зубчатых передач;
- образование эвольвентного зацепления;
- основные элементы и характеристики зацепления;
- методы изготовление зубчатых колес;
должны уметь:
- аргументировано объяснять достоинства и недостатки зубчатой передачи;
- уметь практически определять тип передач, и основные элементы зубчатого зацеплени осуществлять подбор подшипников качения по диаметру валов;
должны иметь навык:
- проектирования зубчатых колес;
- работы со справочной литературой;
- работы с чертежами деталей.
3. Содержание занятия
N
Ход урока
Теоретическое обоснование
деятельности преподавателя
( дидактические комментарии)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Время
мин
1
Организацион
ный момент
Настроить студентов на активную, кропотливую и ответственную
работу
Приветствует студентов
проверяет готовность к
занятию
Приветствуют
преподавателя,
готовятся к занятию
2-3
2
Актуализация опорных знаний
студентов
Выявить интерес к изучаемой теме, актуализировать приобретенные ранее знания,
расширить кругозор
Фронтальный опрос (задаёт вопросы о типах передач)
Отвечают на
поставленные вопросы
5
3
Мотивация
учебной
деятельности
Научить различать типы передач.
Расширить кругозор студентов
и их профессиональные знания
Сообщение преподавателя о межпредметных связях, о ПК по специальности.
Создание эмоционального настроя , рабочей обстановки
Слушают преподавателя,
добавляют,
делают выводы
5
4
Сообщение
темы, целей
занятия
Привлечь внимание студентов,
активизировать
мыслительную
деятельность
Излагает материал
Ознакомление с целями, этапами урока, формами организации деятельности на уроке. Слушают, задают вопросы, записывают
5
5
Изложение
нового материала
Обеспечение
восприятия, осмысления, запоминания студентами
изучаемого материала
Излагает материал по плану урока:
1. Характеристика зубчатых передач
1.1 Обьясняет оформление конспекта (заранее выданные преподавателем заготовки необходимо приклеить в тетрадь);
2.Эвольвентное
зацепление Демонстрация через мультимедийный проектор
3. Методы изготовления зубчатых колёс
1. Слушают преподавателя.
2. Слушают доклад студентов по вопросам:
-Достоинства зубчатых передач;
-Недостатки зубчатых передач;
-Применение зубчатых передач.
3.Оценивают ситуацию, делают
выводы, заполняют конспект
4. Слушают преподавателя, отвечают на вопросы,
выявляют причинно - следственные связи, оформляют конспект
Слушают пре-подавателя, высказывают предположения о методах получения зубчатых колёс, оформляют конспект
20
10
20
6
Обобщение и систематизация полученных
знаний
Обеспечить закрепление
приобретенных знаний, навыков работы
Тестирование по направлениям:
- основные преимущества зубчатой передачи;
- классификация;
- методы изготовления
Отвечают на поставленные вопросы
10
7
Подведение
итогов
занятия,
сообщение
домашнего
задания.
Обеспечить
психологическую разгрузку студентов.
Констатировать достижение
поставленных целей.
1.Подводит итог.
2.Обьясняет домашнее
задание:
- заполнить таблицу;
- выполнить задания
кроссворда;
- ответить на вопросы
теста
1.Слушают
инструктаж
2.Знакомятся с
критериями
оценивания
10
4.Самоанализ занятия
Для группы 11-16 ТОА я провела занятие по теме: «Зубчатая передача», тип которого «изучение нового материала ».
В данной методической разработке представлен проект урока, который основан на изучении нового материала и последующей проверке первичных знаний, в виде самостоятельной работы.
Во время учебного занятия многократно повторяется материал, для наглядности использовалась мультимедийная установка, плакаты и образцы механических передач, что способствовало хорошей наглядности, лучшему усвоению, пониманию и закреплению изучаемого материала.
Проектирование зубчатой передачи является важным этапом в обучающем процессе, позволяет формировать профессиональные знания и компетенции.
Данное занятие проведено в группе со средней базовой подготовкой студентов по инженерной графике, материаловедению и устройству автомобилей. Большая половина студентов легко отвлекается, внимание меняется в зависимости от настроения и от интереса к предлага-
емой работе. У большинства студентов слабо развита речь, память. Новый материал усваивается легче поэтапно, показана индивидуальная работа со студентами.
Воспитательная цель предусматривала формирование у студентов навыков работы в коллективе, чувство самоуважения и гордость за проделанную работу, поэтому во время урока при достижении поставленных задач были заслушаны выступления трёх студентов, с индивидуальной тематикой .
Основное время на занятии отводится изложению нового материала; оно было разбито на определенные вопросы. Каждый вопрос плана наглядно демонстрировался на экране, что позволило студентам визуально представить и увидеть работу, методы изготовления зубчатой передачи,
Прогнозируя деятельность студентов, во время мотивации , я учитывала, что у 70% студентов группы визуальное восприятие, поэтому данную структурную часть, разнообразила наглядными макетами механических передач. Считаю, данный элемент способствовал созданию хорошей рабочей атмосферы, росту интереса к изучаемой теме и нацелила студентов на результативность работы в течении всего занятия.
Проверка первичных приобретённых знаний проведена в конце занятия в форме тестового опроса. Опрос проведён по двум вариантам. Вопросы теста охватывали все рассматриваемые на занятии теоретические вопросы.
Чтобы успеть рассмотреть на занятии весь запланированный материал, записи студентов в тетради были уменьшены. Студенты получили заготовку ментальную карту с наименованием достоинств, недостатков и классификацией зубчатой передачи.
Урок получится, если есть сотрудничество «учитель- ученик- ученик - учитель». Стараясь предусмотреть педагогику сотрудничества, считаю, что между нами есть взаимопонимание, чему способствует и тон общения со студентами, и учет их психологических особенностей.
В конце занятия я провела рефлексию, оценив результативность занятия в целом и отдельных структурных частей.
Итог:
-
Место данного урока определено в соответствии с планированием, верно оценена его роль, определен его тип и поставлены цели;
-
Содержание и объем материала определены с учетом особенностей группы. Работа на уроке показала, что материал доступен студентам, они могут рационально организовать свою деятельность, поэтому можно сделать вывод - темп работы выбран правильно;
-
В связи с психологическими особенностями студентов я старалась сочетать различные формы, методы, средства обучения;
-
Все этапы урока мною были продуманы в соответствии с типом занятия, а так же с точки зрения рационального расхода учебного времени;
-
Поставленные цели достигнуты!
Вывод:
Я думаю, что на данном занятии:
а) реализованны основные принципы обучения;
б) удалась педагогика сотрудничества;
в) урок был результативен.
Литература
-
Вереина Л.И., КрасновМ.М. Техническая механика М. :Изд.центр «Академия», 2011-352с.
-
Олофинская В. П. Детали машин. Краткий курс лекций и тестовые задания . - М.:Форум - инфа М.:2007 - 132с
-
Олофинская В. П. Техническая механика : Сборник тестовых заданий. - М.:Форум - инфа М. ,2007 - 349с
-
Щербакова Ю.В.Теоретическая механика. Конспект лекций. - М.: ЭКСМО,2008 - 160с
11