• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по беседам об искусстве на тему: «Картины о жизни людей. Иметь представление о том, что такое сюжет. »

Урок по беседам об искусстве на тему: «Картины о жизни людей. Иметь представление о том, что такое сюжет. »

Данный урок надеюсь поможет особенно молодым преподавателям. К нему еще позднее я приложу призентацию и вы сможете использовать данную разработку и на своих уроках. Мы часто думаем что урок беседы об искусстве не столь интересен чем, например, композиция, но ребята на моем уроке с удовольствием включились в описание картин. Урок разработан по дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательной  программе в области искусства "Живопись". Это 2 класс 2 четверть. Всем кто может поделится опытом п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Картины о жизни людей.

Иметь представление о том, что такое сюжет.»

Цель. Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

Материал и оборудование. Зрительный ряд: предметы росписи гжели, хохломы, городца и т. д. Произведения художников: Решетников «Опять двойка», Шишкин «В сосновом лесу»,.и др.

Фломастеры, гуашь, кисти, листы бумаги, простой карандаш, резинка, разноцветные карандаши.

Ход занятия.

1.Орг.момент (2-3 мин)

2.Повторение, закрепление пройденного материала (10-15 мин)

1. песня «Прекрасное далеко»

Учитель:

Здравствуйте ,ребята! Вот мы и на месте! Как здесь светло, ярко! Представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей).

Учитель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики - красный.
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно!

Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? Верно. Красный, синий, жёлтый. С помощью этих цветов можно получить другие цвета.

Учитель читает стихи, а дети показывают домашнее задание: на листах результат смешивания разных цветов.

Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой)
Получим мы цвет …(фиолетовый).
А синий мы с жёлтым смешаем.
Какой мы цвет получаем? (зелёный)
А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,
Дадут нам конечно…(оранжевый цвет)

Учитель:

На занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих художников, много узнали о народных промыслах.

1. Показывается презентация «Народные промыслы»

  1. Звучит песня ансамбля «Воронежские девчата»:«Кадриль»

Учитель:

Давайте повторим. Как называется эта роспись?

Ребенок:

Роспись хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

А сейчас исполним частушки о Хохломе


Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!


Хохлома, да Хохлома -
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.


Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать -
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!

Учитель:

Вот какие замечательные весёлые частушки мы услышали!

А теперь послушайте стихи, и скажите, о каком народном промысле говорится в них?

И. Кадухина

Гжель
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.

Почему Гжель называют нежно-голубым чудом? Какие элементы есть в гжельской росписи? (Ответы детей).

(Игра «Укрась посуду гжельским узором».

Дети украшают силуэты посуды элементами гжельской росписи. Играют, разделившись на небольшие группы. Побеждают те, у кого узор получится быстрее и лучше.)

За студёною водицей водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт.
На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша
Эта девица-краса!

Нравится вам эта игрушка? Откуда она? (из Дымково).


  1. Звучит песня ансамбля «Воронежские девчата» «Русские матрешки»

Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка -
Красавица - девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы. (Матрёшка)

Учитель:

Конечно же, это любимая всеми русская Матрёшка! Кто впервые изготовил Матрёшку? (Токарь Звёздочкин).

Кто придумал роспись для Матрёшек? (Художник Малютин).

Почему всех этих кукол зовут матрёшками?

3. Новая тема (10 мин)

Ребята я подготовила для вас небольшую выставку картин (показ). А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи: портреты, натюрморты, пейзажи. После этого прочесть стихи о своих картинах.

Чтение стихов М. Яснова «О картинах»


Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется….(пейзаж)
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…(натюрморт)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется …(портрет)


  1. Колыбельная фортепиано

А сейчас ещё одно задание. Знаете ли вы название этих картин на стене? Звучит тихая музыка, дети рассматривают картины.

2. Презентация «Сюжет»

Далее идет просмотр и обсуждение произведений художников:

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,

К. Айвазовский «Девятый вал»

Ф. Решетников «Достали языка», «Прибыл на каникулы», «Опять двойка»

Учитель:

Давайте подумаем, что есть во всех этих картинах?

Да, правильно - сюжет.

Что такое сюжет? Это определенный ряд событий, которые происходят в художественном произведении и выстроены для читателя по каким-либо правилам демонстрации. Сюжет - основа формы любого произведения.

Изобразительное искусство трактует понятие «сюжет» как некоторое событие, которое изображается в самом произведении. При этом нужно отличать термины «тема» и «сюжет» произведения, так как одна тема может иметь несколько разных сюжетов, детально раскрытых в самом произведении.

Сюжет (от фр. sujet, букв. - «предмет») - ряд событий, происходящих в художественном произведении по определённым правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

Согласно словарю Ожегова, сюжет - это последовательность и связь описания событий в произведении изобразительного искусства - предмет изображения.

Давайте запишем в тетрадь это понятие.

(А теперь я предлагаю вам самим подумать, и на листе бумаги изобразить событие, то есть составить сюжет. На заготовках фломастером проработать первый план.)

5. Песня «Солнечный круг»

4. Самостоятельная работа (10 мин)

И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует: цветы, рисунки, лес и сказки…
Всё нарисуют, были б краски.
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на Земле!

5. Закрепление материала. (2-5 мин)

Что такое сюжет?

А теперь давайте вместе отгадаем кроссворд.

  1. Песня «Когда мои друзья со мной»

Молодцы! Сегодня вы услышали песни Вокального ансамбля "Воронежские девчата", а так же песни из фильмов и мультфильмов, которые наверняка вам всем знакомы. Как их названия?

Домашнее задание - выполнить рисунок сюжета к любимой сказке.

Урок окончен. До свидания.

  1. Песня «В каждом маленьком ребенке»

  2. Песня кота Леопольда.



© 2010-2022