Занятие на тему Женский народный костюм тульской губернии

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

План - конспект занятия на тему: «Женский крестьянский костюм Тульской губернии»

Разработан: педагогом дополнительного образования

Хазовой С.В.



Структура занятия

время

Содержание этапа

Цели на отдельных этапах занятия

1.

Организационный этап

3минуты

Организация начала

занятия, создание

психологического

настроя на

учебную деятельность и активизация внимания


Подготовка детей к работе на занятии

2

Проверочный этап

5минут

Проверка

усвоения

знаний

предыдущего занятия

Контроль за осознанностью восприятия нового материала

3

Подготовительный этап

5минут

Сообщение

темы и цели

занятия, мотивация учебной деятельности

Обеспечение

мотивации и

принятие обучающимися

цели учебно-познавательной деятельности

4.

Основной этап

20минут

35минут

1.Усвоение знаний

и новых способов действий.

2.Практическая

работа

обучающихся

Обеспечение восприятия, осмысления первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

5.

Контрольный этап

5 минут

Наблюдение за

Работой

обучающихся,

коррекция ошибок.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

6.

Итоговый этап

2минуты

Оценка работы ученического коллектива. Поощрение обучающихся за работу на занятии

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

7.

Рефлективный этап

5 минут

Самооценка работоспособности, психологического

состояния,

полезности

учебной работы

Мобилизация обучающихся на самооценку





Конспект занятия на тему:

«Женский крестьянский костюм Тульской губернии. Работа цветом»

Цель: изображение в цвете народного костюма Тульской губернии, составление коллажа.

Задачи:

  • познакомить учащихся с обычаями русского народа, связанными с ношением комплектов женской крестьянской одежды, особенностями цветовой гаммы и декора;

  • закрепить приёмы работы гуашью при рисовании народного костюма;

  • актуализировать интерес к истории родного края;

  • развивать творчество учащихся, интерес и любовь к изобразительному искусству;

  • воспитывать любовь к народным традициям Тульского края.

Оборудование: бумажные шаблоны женской фигурки в одежде, рисунки-декорации для коллажа, простые карандаши, гуашевые краски, кисти, стаканы с водой, палитра.

Наглядные пособия:

  • понёвный комплекс;

  • сарафанный комплекс;

-женские и девичьи головные уборы;

  • гайтан;

  • самовар;

  • тульский пряник;

  • филимоновская игрушка;

  • деревянная посуда;

  • посадские платки.

Технические средства: телевизор, DVD- проигрыватель, диски.

1.Организационный этап. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Звучат народные песни «Усенюшка»

3.Подготовительный этап.

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем изучать женский крестьянский костюм

Тульской губернии. Мы изобразим понёвный и сарафанный комплекс и составим коллаж из этих рисунков. Помогут в работе нам сегодня солисты фольклорного ансамбля «Усенюшка».

Девочка-ведущая: Вперёд выходит девочка, одетая в подлинный крестьянский костюм Тульской губернии конца XIX-начала XX века. Читает стихотворение.

Есть город в России...

Не очень велик, да известен.

Над ним как легенды,

Проплыли седые века.

О городе этом

Немало мы слышали песен.

Не очень велик он,

Да слава о нём велика.

Есть город в России...

С рабочими чудо - руками,

С чуть хитрой улыбкой,

С открытой душой.

Недаром отчизна Гордится его мастерами,

Всегда он в работе,

Всегда он - в заботе большой.

Педагог: Даша не случайно начала наше занятие со стихотворения тульского поэта Юрия Щёлокова, ведь мы будем говорить не только о традициях народного костюма, но и о красоте нашего края, красоте песен и души человека, которые отразились в этом костюме.

-Даша, тебе, как участнице ансамбля «Усенюшка» часто приходится выступать в народном костюме и ты, наверное, многое о нём знаешь, расскажи немного о своём сегодняшнем наряде (короткий рассказ-демонстрация девочки-ведущей).

3. Проверочный этап. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

Педагог: А теперь Даша задаст несколько вопросов о тульском народном костюме вам ребята, будьте внимательны и постарайтесь ответить правильно.

Девочка - ведущая:

1 .Общий предмет одежды крестьянского костюма женского и мужского. (Рубаха)

  1. Какая часть рубахи украшена больше всего? (Рукава)

  2. Где ещё наносились украшения на рубахе? (По горловине и подолу)

  3. А как назывались эти украшения? (Оберег)

  4. Почему они так назывались? (Наши предки хотели себя уберечь от злых духов при помощи этих вышивок)

  5. Как называлась юбка, которая одевалась на рубаху? (Понёва)

  6. Какую носили обувь? (Онучи с лаптями, тупоносые туфли)

  7. Из каких материалов изготавливалась ткань для одежды? (Пенька, лён, шерсть)

9.Чем ещё украшалась женская одежда? (Лентами, бисером, тесьмой, кружевом)

Итог по опросу.

4. Основной этап. Усвоение знаний и новых способов действий.

Педагог: Сегодня мы должны в цвете изобразить модель женского костюма Тульской губернии, основой послужит бумажный шаблон. Преобладающим цветом в нём был красный.

Красный цвет- цвет радости, торжественности.

Синий цвет - символ неба.

Жёлтый цвет - солнце.

Черный цвет - земля.

Вы можете изобразить один из вариантов костюма: сарафанный комплекс, понёвный комплекс.

Демонстрация последовательности выполнения творческой работы Педагог: прокладываем на шаблоне открытые части тела, т.е. цвет лица, рук;

  • берём большие цветовые отношения в костюме:

  • рубаха - голубые сиреневые тени в складках;

  • понёва - синяя, красная;

  • сарафан - на ваше усмотрение любого цвета;

-после высыхания гуаши приступаем к декоративному украшению костюма.

Педагог: Послушайте удивительно мелодичные и задушевные напевы Тульского края з исполнении участников ансамбля «Усенюшка», ещё раз рассмотрите их наряды, обратите внимание на жесты и пластику выступающих и приступайте к работе. Готовые фигурки закрепляем на коллективных панно.

Самостоятельная работа учащихся

5. Контрольный этап

Исправление ошибок, выбор и показ наиболее удачных работ.

6. Итоговый этап. Оценка работы ученического коллектива. Поощрение обучающихся за работу на занятии.

7 Рефлексивный этап: Самооценка работоспособности, психологического состояния, полезности учебной работы.



Литература

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа, кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1984

  2. Арбат Ю. Народное декоративное искусство. - М.,1991

  3. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1963

  4. Белова, О. Ю. История искусств. - М., 1994

  5. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. - СПб.: Лита, 2000

  6. Воронова, О.П. Искусство скульптуры. - М.: Знание, 1981

  7. Детская энциклопедия. - М.: Педагогика, 1977

  8. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.: Просвещение, 1984

  9. Ивенский, С. Г. Книжный знак: история, теория, практика художественного развития,- М.: Книга, 1980

  10. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., 1988

  11. Парамон Ф.М. Русский народный костюм. - М., 1995

  12. Прокопец О.И.Тульский традиционный костюм. - Тула., 1980

  13. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.,1988


© 2010-2022