• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по МХК - Архитектурный облик Древней Руси основанный на применении не только традиционных технологий и методов, но и новых - ИКТ

Урок по МХК - Архитектурный облик Древней Руси основанный на применении не только традиционных технологий и методов, но и новых - ИКТ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ответы на задания №2

Урок по МХК - Архитектурный облик Древней Руси основанный на применении не только традиционных технологий и методов, но и новых - ИКТ.

Урок МХК в 10 классе

Тема. Архитектурный облик Древней Руси

Тип урока: изучения нового, с элементами виртуальной экскурсии

Цель урока: формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи урока:

  • образовательнаые:

-познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами;

-познакомить с древнерусским крестово-купольным типам храма, с архитектурным обликом Киева - «матери городов русских», внешним обликом и внутренним убранством собора Святой Софии в Киеве;

  • развивающие:

- на примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;

- учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы;

  • воспитательные:

-воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны;

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, документы, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви; Дмитриевского собора и храма Покрова Богородицы, презентации с результатами исследовательских работ учащихся «История православного храма», «Софийский собор в Киеве», рефераты по темам «Роспись Софийского собора», «Фрески Софийского собора»

1. Организационный момент

а) проверка готовности учащихся к уроку;

б) постановка цели и задач урока.

Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей).
Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

2. Формирование новых знаний

Ребята, давайте сформулируем тему нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату _________ и тему урока. Сегодня мы рассмотрим исторические события, связанные с принятием христианства и обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.

Сегодня наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем нашу необычную экскурсию с того, что вспомним основные исторические события того времени, повлиявшие на развитие архитектуры Руси. По ходу урока, делайте, пожалуйста, записи о характерных особенностях византийской и русской архитектурах.

- История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их.

- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Под влиянием какого исторического события это произошло?

В каком году произошло крещение Руси?

При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?

Каково значение христианизации для Древнерусского государства?

- Но сегодня наша основная задача - рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. В этом вам помогут документы, которые вы видите у себя на партах. Также вы услышите выступления докладчиков по теме урока.

Учитель (объясняет и демонстрирует мультимедийную презентацию). Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? (многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества), несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. Рассмотрим архитектурные особенности одного из памятников деревянного зодчества - Десятинной церкви. 3 февраля 1005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривалось около 90 миллионов гривен (18 млн долларов). В настоящий момент место, где ранее стояла церковь, огорожено и превращено в строительную площадку. На ней проводятся археологические раскопки, деньги на которые государство так и не выделило. Проводятся раскопки с помощью энтузиастов и студентов-историков киевских вузов. Строительство нового храма откладывается на неопределённый срок.

С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего?

(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).

Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?

На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма - собора святой Софии в Киеве. (София - премудрость Божья). Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? (Построен при Ярославе Мудром)

Учитель: Киевский собор - образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем - плинфой, чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм?

(Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа.)

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? (Новгороде и Полоцке) Хотя они и возводились по образцу "старшей сестры" местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской.

- Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства?

- Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ?

- Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? (место защиты)

Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве.

- Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

(По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее.)

- Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов?

Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

Учитель: А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? (Феодальная раздробленность)

Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? (войны)

Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? (развиваются местные школы каменного зодчества)

Учитель: Наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа. Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его.

Какое впечатление оказывает на вас этот собор?

По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Что изображено на фасадах? На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

(Храм Покрова Богородицы на Нерли.)

Учитель: А этот храм, какое впечатление производит? Это церковь Покрова Богородицы на Нерли.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки.

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая.
Так подобрана складно ты.
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты -
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени - белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал - и зарделась ты,
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
Н.Коржавин

Перед нами - самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси. Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне великого князя.

Учитель: У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте присмотримся. Если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии - где они? (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна). Иллюзию его легкой устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами - лопатками - на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс.

(Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения.)

Учитель: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский. (Показать одновременно оба храма.)

Итак, что общего у них?

  • Белый камень.

  • Куб.

  • Лопатки.

  • Аркатурный пояс.

  • Крестово-купольные.

  • 1-купольный, 4-хстолпный.

  • Декор на внешних стенах.

В чем различия?

  • Один олицетворяет мужскую красоту, а второй - женственность.

  • Более красив.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему храм Покрова на Нерли признан шедевром древнерусской архитектуры?

Учитель: На таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси прервано татаро-монгольским нашествием.

Учитель: В завершении урока предоставляется слово ребятам, которые подготовили выступления в рамках нашего учебного проекта «Мировая художественная культура от истоков до 17 века»

Выступления: Донцов Н. «История православного храма», Семенов А. «Софийский собор в Киеве», Степанова Е. реферат по теме «Роспись Софийского собора», Анашкина О. реферат по теме «Фрески Софийского собора»

Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков? Вывод запишите в тетрадь. Сейчас вы работаете индивидуально. Сравните с выводом своего соседа по парте. А сейчас давайте проверим, что же у нас получилось?

Чем были вызваны изменения архитектурного облика Древней Руси?

Рефлексия

Учитель:

  • Какие у вас впечатления от нашего путешествия?

  • Какое открытие сделал каждый из вас?

  • Что особенно вас впечатлило?

Один из рассмотренных нами соборов внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и Римским Колизеем, индийским Тадж-махалом. Как вы думаете, какой и почему?

Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит - остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

3. Закрепление

а) подведение итога урока.

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?

А вот как выразил своё отношение к зодчим Древней Руси поэт В.А.Рождественский в стихотворении «Зодчество». Ученик читает наизусть стихотворение.

б) проверочная работа (проверка знаний - заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ).

«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Общее

Различное

Византия

Древняя Русь

4. Оценивание работы учащихся на уроке.

5. Домашнее задание: читать главу 16, вопросы к главе 16. Сбор материала и подготовка презентации по теме.

акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

систематизация материала;

использование и создание иллюстрированного материала;

постепенно складывается личная «медиатека».

необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы учащимся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения.

дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.

распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект - материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. При подготовке электронных приложений к урокам, у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по

МХК.

В качестве зачетной работы предлагаю ребятам выполнить индивидуальные или групповые творческие пр



© 2010-2022