- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Декорирование валенка (открытый урок)
Декорирование валенка (открытый урок)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Решетникова О.Ю. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Объёмное валяние. Декорирование валенка.
Класс: третий год обучения
Возраст: 12-13лет
Цель: задекорировать валенок при помощи декоративных украшений.
Задачи:
-
Обучить приему декорирования валенка. Сформировать и закрепить новые знания.
-
Продолжить развитие навыков в валянии. Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику рук исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, и пробудить интерес к процессу декорирования. Развивать умение логически рассуждать и формулировать свои мысли.
-
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь, отношение к друг к другу, адекватное отношение к миру прекрасного.
-
Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; средства двигательной направленности: применение физкультминутки.
Тип урока:комбинированный.
Преобладающий метод:проблемно-поисковый, творческий.
Форма урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум.
Форма организации обучения: индивидуальная, в парах.
Материалы и оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение в течении всего урока (русская народная музыка в современной обработке), фрагмент песни «Валенки, валенки» (для физкультминутки).
Для обучающихся: шаблоны валенок, валяные маленькие валенки из овечьей шерсти, ножницы, клей, салфетки, тесьма, ленты, нитки, фурнитура (бусины, бисер разных видов).
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
Проверка готовности к уроку.
Приветствие учащихся:
Педагог: - Здравствуйте. Я рада увидеться с вами сегодня вновь. Какое у вас настроение?
Обучающиеся: - хорошее (предполагаемый ответ)
Психологический момент:
Педагог: - давайте подмигнём друг другу и улыбнёмся, поднимем настроение на целый день.
Мотивация:Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и качественными.
(1 слайд) 2. Актуализация опорных знаний. (3 мин)
Педагог: -Сегодня мы продолжаем работать по теме: «Объёмное валяние. Декорирование валенка»
- На предыдущих уроках мы работали над их изготовлением валенок, вспомним этапы работы?
(2 слайд) Ответы обучающиеся:
- Накладываем на шаблон овечью шерсть с двух сторон, накрываем сеткой;
- Намачиваем через сетку шерсть и намыливаем её;
- Вращающими движениями трём шерсть о сетку и пупырчатую клеёнку, до тех пор, пока шерсть не усядется плотно на шаблон;
- Затем разрезаем голяшку и вытаскиваем шаблон. Придаём валенку форму.
Педагог: - Какие затруднения возникли на этапах работы?
Обучающиеся: - С выкладыванием шерсти, извлечением шаблона из валенка, при предании формы валенку (предполагаемые ответы).
3. Постановка цели урока. (2 мин)
Педагог: - Молодцы! Если у нас готов валенок, какой завершающий этап работы мы должны выполнить?
Обучающиеся: - Украсить, обшивать, оформить. (предполагаемые ответы)
Педагог: - Правильно. Иначе, этот завершающий этап называется - декорирование.
- Какую цель урока мы поставим на завершающем этапе работы с валенками?
(3 слайд) Обучающиеся: - Задекорировать валенок с использованием декоративных украшений (предполагаемый ответ).
(4 слайд) 4.Формирование новых понятий. (6 мин)
Декорировать - (от французского слова Decorer),означает, придавать чему-либо нарядный, красивый вид; художественно оформлять (запись определения в тетрадях).
Рассуждение обучающихся: Где применяются приёмы декорирования? Приходилось ли вам применять декорирование в повседневной жизни?
- В интерьере, в одежде, в дизайне ногтей (предполагаемые ответы).
(5 слайд) Немного из истории:
Валенки традиционно носили и носят в холодных регионах нашей страны. В зависимости от национальности их по-разному декорировали. Например, сибиряки предпочитали обшивать кожаной тесьмой, а татары украшали валенки тесьмой и бисером.
Педагог: - 1) Давайте вспомним, кто те первые люди, которые изобрели валенки? 2) Знаете ли вы легенду о первом ковре? (Ответы детей).
(6 слайд) В дореволюционной России у зажиточных, состоятельных людей валенки были белые, из тончайшего и белейшего войлока, дивно украшенные, расшитые и расписные. Такие валенки стоили приличных денег.
(7 слайд) Кто был победнее, довольствовался простыми серыми валенками.
(8 слайд) Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. (9 слайд) Художник: Нортен Адольф. Название картины: «Бегство Наполеона из России зимой». Наполеона и Гитлера мы победили благодаря достаточному количеству теплой обуви.
Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация (повышение роста городского населения), открытие в крупнейших городах страны метрополитена. Слякоть метро - злейший враг валенок. Впрочем, утепление салонов трамваев, троллейбусов и автобусов также стало ударом по популярности валенок. Не менее злыми оказались и химреагенты, используемые в борьбе с гололедом, снегом и льдом. Однако пока деревня и глубинка зимует в валенках. Валенки стали периферийной обувью.
(10 слайд) Но в 2009 году валенки приобретают статус модной обуви - выпускаются модели с вышивками, отделками, используется натуральные и искусственный мех, аппликации. Они появились в коллекции «осень-зима 2009» известного российского модельера Вячеслава Зайцева.
5. Практическая работа. (5 мин)
1 этап. Работа на шаблонах.
Педагог: - Сегодня я предлагаю вам стать мастерами, попробовать себя в новом амплуа и стать декоратором ваших валенок.
Предлагаю попрактиковаться на шаблонах. Опираясь на вашу фантазию, разработайте идею эскиза и передайте ее с помощью художественных средств на шаблон валенка.
(11 слайд) В ходе практической работы перед нами стоят следующие задачи:
- Обучиться приему декорирования на шаблоне и валенке;
- Развить творческие способности, художественно-эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику рук и пробудить интерес к процессу декорирования;
- Воспитывать в себе аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь.
(12 слайд) Анализ работы обучающихся.
Педагог:
- Сложно ли было вам материализоваться и отразить в рисунке задуманную вами идею?
- Отразилось ли ваше настроение и психологическое состояние на выбранной вами цветовой палитре?
- Посмотрите на работу рядом сидящего и оцените его эскиз.
Ответы обучающихся.
(13 слайд) 6. Физкультминутка. (1 мин)
Музыкальное сопровождение: «Валенки, валенки не подшиты стареньки».
Игра: Дети встают, повторяя двигательные упражнения за педагогом под музыку.
С окончанием музыки дети приступают к практике.
(14 слайд) Педагог: - Теперь предлагаю идею, воплощенную в шаблоне валенка перенести на ваше изделие. Так как в паре два валенка, то и мы будем работать как?
Обучающиеся: - В парах (предполагаемый ответ).
Педагог: - Подумайте, как вы соедините в одно целое две идеи отраженные в эскизах.
(15 слайд) 7. Техника безопасности при работе в парах. (2 мин)
Педагог: - Перед тем как приступить к основному этапу работы давайте вспомним какие правила мы должны соблюдать.
При работе с иглой:
- Хранить иглу в игольнице.
- Запрещается брать иглу в рот и вкалывать в одежду.
При работе с ножницами:
- Не оставлять ножницы раскрытыми.
- Передавайте ножницы кольцами вперёд.
- Не играйте ножницами, не подноси к лицу.
Не забывайте про взаимопомощь!
2 этап. Декорирование валенка.
Объяснения педагога по ходу выполнения работы:
- Выбор тесьмы зависит от высоты голени валенка. Если голень высокая, то тесьму выбираем широкую, а если укороченная - узкую.
Педагог: - Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности в работе: облегченный вариант - наклеить предложенные украшения, усложненный вариант - выбрать цвет ниток под цвет валенка, нужного размера иглу и пришить выбранные украшения.
(16 слайд) Этапы работы (на примере тесьмы):
- Обмеряем голенищу, тесьмой, отрезаем нужный размер.
- Берем клей "Момент" и приклеиваем декоративную тесьму.
- Берем декоративный шнур, делаем узелок на кончике шнура.
- Вдеваем шнурок в иглу.
- Продеваем шнур во внутреннюю сторону валенка.
- Сгибаем шнурок посередине и завязываем в узел, оставляя петлю на конце.
- Всё, наши валенки готовы!
На практическую работу дается 12 минут. Не забываем о хорошем настроении!
8. Итог урока. Демонстрация изделий.
По завершению каждая пара представляет свою творческую работу.
Педагог:- Оцените работы друг друга по уровню сложности, аккуратности, быстроты, красоты.
(17 слайд) - С каким методом работы вы познакомились, украшая валенки?
Обучающиеся: - Декорирование (предполагаемый ответ).
Педагог: - Правильно.
- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока? Какой она была?
Обучающиеся: - Да! Мы задекорировали валенок (предполагаемый ответ).
Педагог: - Это изделие в качестве чего можно рассматривать?
Ответы обучающихся.
Педагог: - Спасибо вам за работу, творческие идеи, которые я возьму себе за основу и в своих работах.
- Буду рада услышать отзывы о сегодняшнем уроке. Полезным ли был он для вас?
- Все ли справились с поставленными задачами?
- Испытывали ли вы затруднения в работе?
- Что не представляло сложности?
Сегодняшним уроком мы не заканчиваем тему декорирования, а продолжим отрабатывать приобретённые навыки в дальнейшем на различных изделиях.
(18 слайд) 9.Рефлексия.
Рисунок русской печи. Выполненные, на первом этапе практической работы, декорированные шаблоны валенок используются в качестве критерия оценивания урока.
Педагог: - Если вам понравился урок и вызвал положительные эмоции, поставьте валенок сушить на печку (прикрепить валенок при помощи прищепки на нить), если нет, то поставьте внизу у печки.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Народные ремёсла»
Открытый урок по предмету «художественная обработка материала»
«Объёмное валяние. Декорирование Валенка»
Выполнил педагог МОБУДОД ЦРТДиЮ
«Народные ремёсла»: Решетникова О.Ю.
р.п. Чунский
2013г.