Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2015-2016 уч. год

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новолоктинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» на МО гуманитарного цикла

Руководитель МО

______________

ФИО

Протокол от «___» _____2015 г. №__1__

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________________

ФИО

«___» ____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

_________________________

ФИО

Приказ от «___ » ___________2015г. №_____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

7 класс по предмету «Изобразительное искусство»

2015-2016 уч. год

34 часа (1 час в неделю)


Составитель:,

учитель изобразительного искусства Боровкова Н.П.





Период реализации программы: 1 год



Пояснительная записка


Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года и примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Цель программы:

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В учебном плане МАОУ Новолоктинская СОШ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.

Перечень учебно - методического обеспечения:

(УМК - учебно-методический комплект).


Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

7

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2004 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

-

Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт. - сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2004. - 223 с.: ил.

Учебно-тематический план


№п/п

Наименование раздела

Всего часов

«Изображение фигуры человека и образа человека».

9

    «Поэзия повседневности»

    7

      «Великие темы жизни»

      10

        «Реальность жизни и художественный образ».

        8

        Итого:

        34


        Прохождение практической части программы -

        Практическая часть реализуется на каждом уроке через выполнение детьми творческих работ.


        Содержание курса


        «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 часов)

        Беседа об изображении фигуры человека в истории искусств. Учить пониманию красоты человека в европейском и русском искусстве.

        Познакомить обучающихся с наиболее значительным рядом великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Обучить учащихся пропорциям и строению фигуры человека, дать первичные навыки

        изображения пропорций и движения человека по представлению. Научить делать набросок фигуры человека с натуры, владеть материалом лепки на доступном возрасте уровне, уметь лепить фигуру человека.

        «Поэзия повседневности» (7 часов)

        Дать знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника; о роли и истории тематической картины в

        изобразительном искусстве и ее жанровых видах; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека.

        Прививать навыки наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни, формирующей активность восприятия

        реальности. Научить владеть техникой коллажа.

        Дать понятие о композиционном построении произведения, о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле.

        «Великие темы жизни» (10 часов)

        Дать учащимся знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах. Научить понимать особую

        культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий. Дать представление о роли эскизов и этюдов; о разнице сюжета и содержания. Познакомить с ролью истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в

        искусстве). Дать представление о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

        «Реальность жизни и художественный образ» (8 часов)

        Дать учащимся творческий опыт в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме. Рассказать о роли художественной иллюстрации. Дать представление о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

        Обучить навыкам соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры. Провести беседы о роли художественных образов изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни. Дать представление о личности художника и мира его времени в

        произведениях искусства; о музеях своего города, страны в целом и других западных стран.

        Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


        Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
        о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
        о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
        о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
        о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
        о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
        о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
        о роли художественной иллюстрации;
        о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине;
        о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
        наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
        об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
        В процессе практической работы учащиеся должны:
        иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
        владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
        развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
        иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
        иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

        Список литературы

        Методические пособия:

        Дополнительная литература.

        - а) дополнительная литература для учителя:

        Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

        Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

        Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

        Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

        Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

        Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

        2003 - 234 с.

        Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

        Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

        Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.

        Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

        Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. -

        Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

        Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов

        художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

        Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998.

        Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод.

        пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

        Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит.

        изд. центр ВЛАДОС, 2001.

        Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. Центр

        ВЛАДОС, 2001.

        Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. - М.: Просвещение, 2000.

        -б) дополнительная литература для учащихся:

        Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. - Киев: Радянська школа, 1983 - 72 с.

        Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

        Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. - М.: Педагогика, 1983.

        Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.

        Медиаресурсы:

        Класс

        Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

        Методические материалы

        ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы

        Интернет-ресурсы

        7



        Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс.


        №п/п

        Тема урока

        Содержание

        Общеобразовательный стандарт

        Повторение

        кодификатор ОГЭ и ЕГЭ

        Дата

        план

        факт

        «Изображение фигуры человека и образа человека». ( 9 ч.)

        1

        1

        Изображение фигуры человека в истории искусств.

        Изображение
        человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение
        человека в истории разных эпох, особенности образа человека в европейском, русском искусстве и современном мире. Пропорции, канон, модуль.

        Мультимедийная презентация

        Знать: особенности изображения человеческой фигуры в древнегреческой вазописи, разнообразие
        художественных
        материалов для аппликаций.

        Уметь: классифицировать по характерным особенностям изображения человека
        в искусстве стран Древнего мира; сравнивать

        объекты по заданным критериям;

        изображать зарисовки человека

        с характерными особенностями,
        присущими различным древним культурам; изображать фигуру человека

        Виды и жанры изобразительного искусства



        2

        2

        Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.

        Конструкция и основные пропорции человеческого тела.

        Особенности изображения человека художниками Древнего Египта. Художники Древней Греции. Древнегреческая краснофигурная и чернофигурная вазопись. Творчество Леонардо да Винчи. Силуэт, канон, идеал.

        Мультимедийная презентация

        -

        Знать: пропорции строения
        фигуры человека в разные исторические периоды; «золотое сечение» Леонардо да Винчи.

        Уметь: классифицировать по заданным основаниям (движение фигуры человека), самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальную изменчивость; различать условность и образность схем конструкции тела человека; изображать человека по схеме графическими материалами

        Изображение человека в Древней Греции, Древнем Риме.



        3

        3

        Пропорции и строение фигуры

        человека.

        Изображение человека в движении.

        Силуэт, конструкция фигуры человека, пропорции, идеал. Олимпийские игры в Древней Греции. Изображение человека в движении.

        Мультимедийная презентация

        Знать: пропорции строения
        фигуры человека
        в разные исторические периоды; «золотое сечение» Леонардо да Винчи.

        Уметь: классифицировать по заданным основаниям (движение фигуры человека), самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальную изменчивость; изображать фи-
        гуру человека
        в движении

        Пропорциональные соотношения частей тела мужчины, женщины, ребенка



        4

        4

        Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен)

        Скульптура Древней Греции. «Ожившая статуя»: легенда о Пигмалионе и Галатее.

        Художественное средство скульптора - пластика (моделировка, создание объемности фигуры или предмета, передача игры света и тени, подчеркивающих форму скульптурного произведения). Скульптура, каркас, пластика, моделировка, пространственное восприятие,

        статика, динамика.

        Мультимедийная презентация

        Знать: историю возникновения
        скульптуры как вида изобразительного искусства; особенности восприятия скульптурного образа, великие скульптурные произведения.

        Уметь: использовать выразительные свойства скульптурного
        материала; работать с проволокой и пластическими материалами, создавать
        фигуру человека в объеме в движении

        Изображение человека в движении



        5

        5

        Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен)

        Скульптура - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.
        Приемы работы с пластилином.

        Скульптура, каркас, пластика, моделировка,

        пространственное восприятие, статика,
        динамика. Мультимедийная презентация

        Знать: особенности восприятия скульптурного образа; имена великих скульпторов (Мирон, Донателло, Микеланджело и др.) и их произведения.

        Уметь: использовать выразительные свойства
        скульптурного
        материала; работать с пластическими материала ми, создавать
        фигуру человека в объеме с передачей характерного движения

        Пропорции фигуры человека.



        6

        6

        Набросок фигуры

        человека

        натуры, по памяти

        или по воображению художника.

        Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве. Набросок с натуры, по памяти

        или по воображению художника. Творчество художников Ван Гога, Рембрандта, Матисса, Энгра, В. Серова, А. Дейнеки и др. Художественные материалы для выполнения набросков и зарисовок (уголь, сангина, пастель, тушь, карандаш и др.). Набросок, замысел, зарисовки, модель.

        Мультимедийная презентация

        Знать: особенности и виды
        набросков (силуэтный абрис и др.); творчество художников Рембрандта, Энгра, Матисса, Ван Гога, В. Серова, Дейнеки и др.

        Уметь: выполнять зарисовки фигуры человека с натуры; делать отбор деталей, сравнивать и подчинять их целому, соотносить

        детали между собой (делая зарисовки); работать с различными художественными материалами



        7

        7

        Живописный, графический и скульптурный наброски фигуры человека с натуры.

        Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.

        Живописный набросок. Графический и скульптурный наброски. Графические материалы (тушь, сангина, уголь, соус, карандаш).

        Набросок, замысел, зарисовки, модель.

        Мультимедийная презентация

        Знать: особенности и виды
        набросков. Имена художников: Х. Р. Рембрандт,

        Ж. О. Д. Энгр,

        А. Матисс, Ван Гог, В. Серов,
        А. Дейнека.

        Уметь: выполнять зарисовки фигуры человека по памяти или по представлению; делать отбор деталей, сравнивать и подчинять детали целому, соотносить детали между собой (делая зарисовки)

        Пропорции фигуры человека (отличительные особенности изображения фигуры мужчины, женщины, взрослых, подростков, детей)



        8

        8

        Понимание кра-
        соты человека
        в европейском и русском искусстве.

        Проблемы выявления в изобразительном

        искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека. Красота человека в античном искусстве, искусстве Средних веков, в европейском и русском искусстве. Индивидуальный, драматический, духовно-нравственный образ, идеал.

        Мультимедийная презентация

        Знать: картины

        и имена художников, изображающих человека
        (М. Сарьян,
        Б. Григорьев,

        О. Ренуар и др.).

        Уметь: составлять анализ произведения; находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
        (художественные шедевры, демонстрирующие

        изменчивость образа человека в истории искусств)



        9

        9

        Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».

        Профессии сегодняшнего дня.

        Знать: профессии людей, отличительные особенности.

        Уметь: изображать человека в профессии.

        Пропорции фигуры человека



        «Поэзия повседневности» - 7 ч.

        10

        1

        Поэзия повседневной жизни
        в искусстве разных народов.

        Жизнь людей
        разных эпох, отображенная в изобразительном искусстве.

        Искусство Древней Греции, Японии Средних веков,
        современное искусство.

        Различия произведений древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства. Жанровая живопись, бытовой жанр, быт.

        Мультимедийная презентация

        Знать: определение бытовой жанр в изобразительном искусстве; картины художников русских и зарубежных, работавших в этом жанре.

        Уметь: критически оценивать произведения искусства, строить многофигурную композицию, работать художественными материалами для живописи (гуашь, акварель)

        Жанры изобразительного искусства.



        11

        2

        Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

        Понятие тематическая картина как вид живописи. Основные жанры сюжетно-тематической картины.

        Понятие станковая живопись.

        Лучшие произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни
        французских импрессионистов и русских
        передвижников. Тематическая картина, станковаяживопись.

        Мультимедийная презентация

        Знать: понятие

        тематическая

        картина как вид

        живописи; произведения изо-бразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских
        передвижников.

        Уметь: перечислять и характеризовать основные

        жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять худо жественный анализ произведения изобразительного искусства

        Жанры изобразительного искусства.



        12

        3

        Сюжет

        и содержание
        в картине.

        Формирование понятия темы,

        содержания

        и сюжета в произведениях изобразительного искусства.

        Закрепление представления о картине как об обобщении жизненных
        впечатлений художника. Тема, содержание,
        сюжет, композиция.

        Знать: разницу между сюжетом

        и содержанием.

        Уметь: создавать эскиз композиции; объяснять понятия тема,
        содержание, сюжет
        ; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства;

        работать художественными
        материалами

        Бытовой жанр.



        13

        4

        Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

        Импрессионизм (impressionnisme, от impression - впечатление) - направление
        в искусстве последней трети XIX - начала XX века. Художники-импрессионисты: К. Писсаро,
        О. Ренуар, К. Моне и др.Реальность и фантазии
        в творчестве художника, условности
        и правдоподобие в изобразительном искусстве. Композиционная доминанта, ритмическая целостность, сюжетные зарисовки.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения изобразительного искусства

        и имена художников-импрессионистов.

        Уметь: составлять речевое
        высказывание
        на основе восприятия произведений изобразительного искусства, о мировоззрении художника; устанавливать аналогии для понимания поэтического видения реальности в процессе работы над зарисовками сюжетов, выполнять изображения по памяти
        и представлению

        Родоначальники жанровой живописи в России



        14

        5

        Жизнь

        в моем
        городе
        в прошлых веках.

        Повседневная жизнь людей
        в историческом прошлом; образ
        прошлого, созданный художником, и его значение в представлении народа о самом себе. Произведения искусства, посвященные
        истории нашей страны. Памятники архитектуры Москвы и других городов России. Исторический жанр, композиция, статика, динамика.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения художника

        А. Дейнеки, памятники архитектуры Москвы
        и своего родного города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).

        Уметь: выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными
        материалами

        Роль художественных образов в понимании вечных тем жизни.



        15

        6

        Жизнь в моем
        городе в прошлых веках.

        Повседневная жизнь людей в историческом прошлом, образ прошлого, созданный художником, и его значение в представлении народа о самом себе. Произведения искусства, посвященные истории нашей страны. Памятники архитектуры Москвы и других городов России. Г. Ишим. Исторический жанр, композиция,
        статика, динамика.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения художника

        А. Дейнеки, памятники архитектуры Москвы
        и своего родного города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).

        Уметь: выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными
        материалами

        Художники-передвижники



        16

        7

        Праздник и карнавал в изобрази
        тельном искусстве (тема праздника в бытовом жанре), Новогодний карнавал в моей школе.

        Произведения
        изобразительного искусства, изображающие праздник и карнавал как яркое проявление народного духа, национального
        характера, образа счастья. Значение праздника в культуре народов разных эпох. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Картины Б. Кустодиева В. Сурикова
        на темы праздника. Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика,
        колорит.

        Мультимедийная презентация

        Знать: средства выразительности в изобразительном искусстве, приемы работы в технике коллажа, произведения изобразительного искусства и имена
        художников.

        Уметь: различать сюжет праздника в изобразительном искусстве; выбирать и работать различными
        художественными материалами,
        создавая композиции в технике коллажа на тему карнавала и праздника; анализировать произведения изобразительного искусства

        История создания Третьяковской галереи.



        «Великие темы жизни» (10 часов)

        17

        1

        Исторические и мифо­логические темы в ис­кусстве разных эпох.

        Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета.

        Исторический жанр как идейное и образное выражение событий в истории общества. Взаимосвязь исторического и мифологического жанров.
        Монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.

        Мультимедийная презентация

        Знать: классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической
        живописи.

        Уметь: сравнивать объекты
        по заданным критериям, решать учебные задачи, рассуждать о месте и значении исторической
        картины в развитии культуры. Анализировать
        и обобщать.

        Определять
        и характеризовать понятия
        монументальная живопись, фреска, темперная
        и масляная живопись, станковое искусство

        Жанры изобразительного искусства.



        18

        2

        Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

        Особенности развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической
        науки. Творчество великих русских художни

        ков, понимание значения живописной картины

        как события общественной жизни. Тематическая картина.

        Мультимедийная презентация

        Знать: картины

        В. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».

        Уметь: самостоятельно составлять устный рассказ-рассуждение и анализировать наиболее известные исторические картины великих русских художников.

        Характеризовать значение темати-

        ческой картины XIX в. в развитии русской
        культуры

        Роль тематической картины в русском искусстве Х1Х века



        19

        3

        Процесс работы над тематической картиной.

        Формирование представления о тематической картине как выражении идейных представлений художника, обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Поиск композиционного решения картины.

        Тематическая картина, композиция, замысел.

        Мультимедийная презентация

        Знать: этапы
        создания картины «Степан Разин» В. И. Сурикова.

        Уметь: понимать роль наблюдательности и воображения в творчестве художника, проблему
        правдоподобия
        и условности
        в изобразительном искусстве понимать смысловую и пластическую взаимосвязь всех ее частей
        и деталей в обобщенном образе

        картины. Принимать активное участие в обсуждении исторического материала



        20

        4

        Процесс работы над тематической картиной.

        Живописное исполнение произведения.

        Формирование представления о тематической картине как выражении идейных представлений художника, обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Поиск композиционного решения картины.

        Тематическая картина, композиция, замысел.

        Мультимедийная презентация

        Знать: этапы создания картины

        «Степан Разин»

        В. И. Сурикова.

        Уметь: понимать роль наблюдательности
        и воображения
        в творчестве художника, проблему правдоподобия и услов ности в изобразительном искусстве; понимать смысловую
        и пластическую

        взаимосвязь всех

        ее частей и деталей в обобщенном образе картины; работать
        художественными материалами-

        Этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание»



        21

        5

        Библейские темы в изобразительном искус­стве.

        Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

        Знать о библейской теме в изобразительном искусстве, ее ценности и нравственном выражении в произведениях искусства разных времен.

        Этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание»



        22

        6

        Библейские темы в изобразительном искус­стве.

        Формирование представления о великих, вечных темах
        в искусстве
        на основе сюжетов из Библии. Развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, эмоциональной сферы, умения чувствовать. Расширение знаний

        о языке изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозном и символическом смысле. Иконография. Канон. Образ.

        Мультимедийная презентация

        Знать: библейские сюжеты, их значение в истории культуры, имена выдающихся иконописцев и их работы,
        произведения изобразительного искусства
        на религиозные
        темы.

        Уметь: делать

        зарисовки икон со слайдов или репродукций;
        различать икону и картину, создавать композиции на основе библейского сюжета; использовать образный язык изобразительного искусства
        (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов

        Библейская тема в изобразительном искусстве



        23

        7

        Монументальная скульптура и образ истории народа. Памятники г. Ишима.

        Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы
        в скульптуре, художественные средства выразительности, наиболее значимые монументальные памятники. Биография и творчество Е. Вучетича.

        Монумент, скульптура, монументальный.

        Мультимедийная презентация

        Знать: наиболее значимые монументальные исторические памятники, их авторов
        и назначение.

        Уметь: работать над созданием круглой скульптуры с использованием проволочного каркаса, активно участвовать в обсуждении нового
        материала

        Виды изобразительного искусства. Скульптура.



        24

        8

        Монументальная скульптура и образ истории народа.

        Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном само
        сознании. Героические образы
        в скульптуре, художественные средства
        выразительности, наиболее
        значимые памятники. Художники-монументалисты. Монумент, скульптура, монументальный.

        Мультимедийная презентация

        Знать: называть

        и узнавать наиболее значимые монументальные исторические
        памятники, их авторов и назначение.

        Уметь: работать
        над созданием круглой скульптуры с использованием проволочного каркаса
        и пластического материала, активно участвовать
        в обсуждении
        нового материала; работать художественными
        материалами
        для лепки

        Монументальная скульптура.



        25

        9

        Место и роль картины в искусстве ХХ века.

        Искусство XX
        века. Направления и образный язык изображения в искусстве
        XX в., метафорическое претворение реальности в изобразительном искусстве. Монументальное искусство Мексики. Творчество В. Кандинского, К. Малевича. Авангард, абстракция, сюрреализм.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения абстрактного искусства, имена великих
        художников и их произведения

        (К. Малевич,
        В. Кандинский, С. Дали и др.).

        Понимать:
        беспредметное абстрактное искусство XX в.,

        язык изображения в искусстве XX в.

        Уметь: выполнять беспредметную композицию, работать
        художественными материалами

        Художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства



        26

        10

        Место и роль картины в искусстве ХХ века. Работа над композицией.

        Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

        Уметь передать в творческой работе любое событие ХХ века, коснувшееся нашей страны.

        Композиция.



        «Реальность жизни и художественный образ». (8 часов)

        27

        1

        Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

        Искусство иллюстрации как форма взаимодействия связи слова с изображением. Творчество известных иллюстраторов книг. Разница между реальностью и художественным образом, искусством временным
        и пространственным. Идея, замысел, эскиз, пространственное искусство, временное
        искусство.

        Мультимедийная презентация

        Знать и понимать: условность художественного образа,
        выражение самостоятельности иллюстрации; творчество известных иллюстраторов

        книг (В. А. Фаворский и др.).

        Уметь: выражать авторскую позицию по выбранной теме,
        работать графическими мате-
        риалами

        Иллюстрация - вид книжной графики. Особенности работы над иллюстрацией.



        28

        2

        Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

        Искусство иллюстрации как форма взаимодействия связи слова с изображением. Творчество известных иллюстраторов книг. Разница между реальностью и художественным образом, искусством временным

        и пространственным. Идея, замысел, эскиз. Пространственное искусство. Временное искусство.

        Знать и понимать: условность художественного образа, выражение самостоятельности иллюстрации; творчество известных иллюстраторов

        книг (В. А. Фаворский и др.).

        Уметь: выражать авторскую позицию по выбранной теме, работать графическими материалами, строить композицию иллюстрации, выделять главное

        Значение иллюстрации. Творчество художников - иллюстраторов.



        29

        4

        Зрительские умения и их значение для современного человека.

        Понятие художественный образ, конструирование художественной
        реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в.
        Развитие культуры зрительского восприятия, умения понимать конструктивное, изобразительное и декоративное

        начало в живописи, графике
        и скульптуре, анализировать творческую позицию художника и мир его времени. Абстракция. Беспредметное искусство.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения изобразительного искусства.

        Уметь: оценивать личность
        художника, его творческую позицию, пользоваться необходимой информацией; анализировать
        и строить логически обоснованные рассуждения о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, использовать композицию как конструирование реальности в пространстве картины, создавать творческую композицию
        по воображению



        30

        4

        Зрительские умения и их значение для современного человека.

        Понятие художественный образ, конструирование художественной

        реальности
        в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.

        Развитие культуры зрительского восприятия, умения
        понимать конструктивное, изобразительное

        и декоративное начало в живописи, графике
        и скульптуре, анализировать творческую позицию художника и мир его времени. Абстракция. Беспредметное искусство.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения изобразительного искусства.

        Уметь: оценивать личность
        художника, его творческую позицию, пользоваться необходимой информацией; анализировать

        и строить логически обоснованные рассуждения о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, использовать композицию как конструирование реальности в пространстве картины, создавать творческую композицию по воображению



        31

        5

        История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

        Историко-художественный

        процесс в искусстве.
        Стили как художественное выражение восприятия мира. Эпоха. Стиль.

        Готика. Барокко. Классицизм.
        Романтизм.
        Реализм.
        Модерн.

        Мультимедийная презентация

        Знать: произведения изобрази тельного искусства, выполненные в различных
        стилях.

        Уметь: дискутировать по поводу произведений

        изобразительного искусства
        с точки зрения принадлежности их к определенному стилю,
        направлению
        в искусстве




        32

        6

        История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

        Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени.

        Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм.

        Передвижники. «Мир искусства».

        Иметь представление о стиле и направлении в изобразительном искусстве. Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению.

        Стиль и направления в изобразительном искусстве



        33

        7

        Крупнейшие музеи изобрази-
        тельного искусства и их роль в культуре.

        Особенности художественных коллекций крупнейших музеев мира. Роль и значение художественного музея, влияние и особенность его коллекции на развитие художественной культуры и понимание искусства. Музейная коллекция. Культурное наследие.

        Мультимедийная презентация

        Знать: культуростроительную роль музеев, культурные ценности музейных коллекций крупнейших музеев мира; крупнейшие музеи изобразительного искусства
        и произведения изобразительного искусства.

        Уметь: характеризовать роль
        музеев в сохранении культурного наследия; выполнять художественный анализ произведений изобразительного
        искусства



        34

        8

        Художественно - творческие проекты.

        Виды изобразительного искусства. Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит.

        Коллаж. Проект.

        Мультимедийная презентация

        Знать: жанры изобразительного искусства, произведения и имена художников.

        Уметь: пользоваться методом создания творческого коллективного проекта; использовать
        полученный творческий опыт

        и навыки работы

        с художественным материалом в разработке коллективной идеи




        © 2010-2022