Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика преподавания изобразительного искусства в школе.


Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

В 2014 году в документе "Стратегии модернизации содержания образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это "понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя следующее: не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую".1

Современная школа уже работает в условиях действия новых образовательных стандартов, которые помимо привычного обязательного минимума содержания включают в себя «общеучебные умения, навыки и способы деятельности», а также требования к уровню подготовки выпускников, заданные в деятельностной форме.

Одними из ключевых компетенций определены компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, способность жить с людьми других культур, языков и религий. Овладение знаковой системой изобразительного искусства, как универсальным "языком" позволяет человеку понимать другого и быть понятым. Кроме того, искусство, являясь носителем культурных норм, накопленных человечеством за весь период своего существования, позволяет ему, овладевая этими нормами, приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства, грамотно и творчески оперируя знаковыми системами, создавать миры, которых ранее не было.

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью формирования у учащихся художественных компетенций и доминирующей ролью педагога в проектировании и выполнении творческих заданий, ограничивающей их самостоятельность. Необходимость разрешения этого противоречия поставила перед автором проблему: увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий (учитель в роли консультанта).

Всё это определило цель: создание условий для формирования художественной компетенции на уроках изобразительного искусства.

Анализ учебно-методической литературы, научных исследований в области педагогики позволил сформулировать гипотезу исследования: увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий позволит сформировать художественную компетенцию учащихся

Объект исследования - процесс обучения изобразительному искусству.

Предмет: художественная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. выявить умения, входящие в художественную компетентность;

  2. определить возможности предмета изобразительное искусство в формировании художественной компетентности;

  3. скорректировать программу предмета изобразительное искусство с учетом требований компетентностного подхода в образовании;

  4. разработать систему заданий, направленных на формирование художественных компетенций на уроках изобразительного искусства;

  5. проанализировать уровень сформированности художественной компетенции на уроках изобразительного искусства.

Понятие «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает широкими познаниями и богатым опытом в какой - либо области знаний. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной, продуктивной деятельности к ним.

К ключевым образовательным компетенциям относятся ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, художественные и другие.

Художественная компетентность (обучающегося) - сформированность понимания и эстетической оценки произведений искусства и развитость практической художественно - творческой деятельности.

Художественная компетенция (обучающегося) - достижение ребёнком оптимального уровня креативности посредством включения его в изобразительную творческую деятельность и формирование у него творческого потенциала.

Что же касается словосочетания художественная компетенция, то здесь можно выделить сле­дующие подвиды которые рассматривал автор:

  • изобразительно-языковая компетенция - способность понимать и создавать самому художе­ственные произведения, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком изобразительного искусства (техничность и способность создавать образ);

  • вербально-образная компетенция - знание определенного минимума художественных терми­нов, их значений и умение грамотно использовать их в разговоре и обсуждении произведений искусства;

  • образно-стилевая компетенция - знание основных стилевых направлений в искусстве, сово­купности признаков дающих право утверждать о принадлежности исследуемого объекта к оп­ределенному стилю, умение при необходимости создавать объекты с заданными стилевыми характеристиками;

  • стратегическая компетенция - любознательность, свежесть взгляда, способность выбирать в хаосе повседневных впечатлений наиболее яркие, позволяющие и требующие своего воплоще­ния;

  • продуктивно-образная компетенция - способность не только репродуцировать образ, но и подходить к его созданию творчески, каждый раз решая задачу заново.

Основной формой формирования художественной компетенции (подкомпетенций) является урочная система.

Отличия урока в современной модели обучения и урока с учетом требований компетентностного подхода в образовании

Государственный стандарт

Компетентностный подход в образовании

1.Цели обучения

Формирование ЗУН (знаний, умений, навыков)

Выращивание функционально гра­мотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные жизненные задачи

2.Участники процесса обучения

Учитель - субъект с функцией транслятора знаний.

Ученик - объект с качествами хорошего исполнителя.

Родители - объекты воздействия учителя, классного руководителя, администрации школы

Учитель - организатор процесса познания.

Ученик - субъект поисково-исследо­вательской деятельности.

Родители - активные помощники учителя

3.Способы работы

Заучивание, запоминание. Традици­онные методы обучения

«Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно-диалоговая, проектная, информационно-коммуникативная технология формирования типа правильной читательской деятельности)

Из этого следует, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. В свою очередь, это отразилось на структуре школьного урока. На уроке целью учителя становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Таким образом, на первый план выходит формирование навыков самостоятельного обучения, т.е. увеличение степени самостоятельности ученика на уроке, учитель становится помощником, консультантом. Однако это требует изменения в преподавании предметов.

Для того, чтобы уроки изобразительного искусства были результативными, действенными, имеющими непосредственное отношение к интересам учащегося, его родителей, общества автор изменил отношение к деятельности учащихся на уроке. На первое место при этом выходит не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательные проверка домашнего за­дания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а ор­ганизация самостоятельной деятельности учащихся, в которой учитель высту­пает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации урока.

Виды деятельности

Традиционный подход

Компетентностный подход

1. Усиление коммуникативной направленности.

Общение

Учитель - Ученик

Создание ситуаций, провоцирующих диалог, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

2. Увеличение информационной составляющей урока.

Источник для поиска информации - учебник.

Увеличивается количество источников информации за счет ресурсов сети Интернет, дополнительной литературы по предмету, в том числе, периодических изданий, энциклопедической и справочной литературы.

3. Усиление значимости технологической составляющей урока.

Традиционная система оценивания.

Изменение системы оценивания учебных успехов (достаточный, выше достаточного) Оценку определяют учитель и ученик сообща.

Использование традиционных материалов и техник.

Расширение спектра технологий, используемых на уроках: технология работы с текстом (работа с дополнительным материалом), проектная технология, технология освоения нетрадиционных материалов и техник.

Формирование знаний, умений, навыков.

Формирование ключевых навыков, направленных на развитие практических художественных компетенций учащихся.

4. Увеличение доли самостоятельной работы школьников.

Незначительная доля самостоятельности ученика, ученик выполняет задания учителя, учитель контролирует.

Ученик активен при получении нового знания, используются проблемная технология обучения, проектная и исследовательская деятельность ученика на уроке. Ученик определяет область своего незнания и направление работы, учитель - направляет и консультирует.

Таким образом, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке учитель получает возможность развивать их художественную компетентность.

Для того чтобы создать условия для формирования художественной компетенции на уроках изобразительного искусства автором были применены:

  1. Различные виды деятельности учащихся на уроке с нетрадиционными материалами и техниками позволяющими формировать подвиды художественной компетенции через язык изобразительного искусства (форма, цвет и композиция).

Так, например, возможность использования сложных техник, таких как граттаж, монотипия, изонить, ставит ребенка в ситуацию выбора, заставляет его проявлять активность при освоении техник. Это позволяет с одной стороны, усилить интерес ребенка к предмету, с другой стороны - глубже раскрыть образ, композицию, делает работу интересней и ярче. При этом необходимо обеспечить постоянную поддержку со стороны учителя, чтобы сложность техники не стала препятствием для ребенка, причем помощь должна быть необходима и достаточна, ребенок должен постоянно чувствовать уверенность, что он может выполнить работу самостоятельно.

Определенная автором система взаимосвязи видов деятельности учащихся на уроке с нетрадиционными материалами и техниками через язык изобразительного искусства (форма, цвет и композиция) для формирования подвидов художественных компетенций.

  1. Условия для формирования художественных компетенций на уроках изобразительного искусства.

При внесении корректив в рабочую программу автор выделил в рамках каждого блока занятия, на которых дети работают самостоятельно, расширил спектр форм работы на уроке, определил время и форму проведения мониторинга.

Для эффективности достижения цели учащимися на уроке при выполнении творческой работы применялись различные формы организации их деятельности:

  • коллективная форма обучения, внутри которой, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Такое обучение приводит к более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его самостоятельность в учебном процессе;

  • работа в паре. Хорошим вариантом коллективной формы обучения является работа в так называемых гомогенных парах (т.е. в парах, не делимых на «учителя» и «ученика», а равноправных по отношению к выполняемой работе). При этом не нужно определять состав групп: каждая из них определяется сама собой - это пара детей, сидящих за одной партой;

  • индивидуальная деятельность.

При разработке творческих заданий автор учитывал, что задания должны быть направлены на концентрацию внимания школьников, развитие памяти и эмоционально чув­ственной сферы, на умение сопоставлять, соотносить знания из разных областей искусства, науки в решении конкретной творческой задачи. В отличие от привычных учебных заданий по предмету, такие задания ориентированы на развитие творческого потенциала ученика и связаны не столько с закреп­лением материала или действия, сколько с проявлением способности школьников индивидуально выражать себя в творческой деятельности; направлены на развитие способностей детей быстро пе­реключать внимание с одного вида деятельности на другой, на создание нового (в форме, слове, действии).

Так, например, при проведении урока «Линия и её выразительные возможности» в 6-ом классе, автор дает следующее задание: «На отдельном листе бумаги подобрать характерные линии для изображения перехода от спокойного состояния до яркого выражения порыва ветра (через образы трав, деревьев, птиц, ткани, листьев, облака)».

В ходе выполнения данного задания у учащихся развиваются изобразительно-языковая компетенция (способность грамотно пользоваться средствами художественной выразительности) и продуктивно-образная компетенция (способность подходить к созданию образа творчески).

На уроке «Натюрморт в графике» в 6-ом классе задание: скомпоновать предложенные предметы в композицию и выполнить её по трафарету с применением чёрной гуаши и пастели. Это упражнение развивает у учащихся любознательность, свежесть взгляда, способность выбирать в хаосе предметов необходимые и нужные, позволяющие воплотить замысел, т.е. способствует развитию стратегической компетенции.

  1. Система мониторинга уровня сформированности художественной компетенции.

Аналогичные задания используются автором для оценки уровня сформированности художественной компетенции.

Так, например, на уроке «Основы языка изображения» в 6-ом классе задание: создать скульптурный образ на основе каркаса по теме: «Мои одноклассники». Данная творческая самостоятельная тема используется для проведения мониторинга и позволяет оценить степень развития изобразительно-языковой (способность грамотно пользоваться средствами художественной выразительности) и продуктивно-образной компетенции (способность подходить к созданию образа творчески).

Кроме того, автором были разработаны контрольно-измерительные материалы в виде тестов, кроссвордов, викторин, позволяющие оценить уровень сформированности художественной компетенции. Примеры заданий приведены в Приложении 3.

На основе системы творческих заданий была скорректирована рабочая программа с включением в графу «мониторинг» обозначения проведения самостоятельных творческих работ для проведения анализа усвоенности определённых компетенций (изобразительно-языковая компетенция - способность понимать и создавать самому художе­ственные произведения, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком изобразительного искусства (техничность и способность создавать образ); продуктивно-образная компетенция - способность не только репродуцировать образ, но и подходить к его созданию творчески, каждый раз решая задачу заново; вербально-образная компетенция - знание определенного минимума художественных терми­нов, их значений и умение грамотно использовать их в разговоре и обсуждении произведений искусства.

  1. Критерии оценки и уровней успешности учащихся в формировании художественных компетенций.

Любая выполненная на уроке работа может быть оценена с точки зрения сформированности художественной компетенции. Однако фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение творческой задачи).

Художественная компетенция ученика не включает в себя (по причине объемности) весь багаж знаний, имеющийся в искусстве отображения мира. Однако она должна опираться на основы ключевых знаний, умений и навыков, а так же на умение ими импровизировать для получения собственного неповторимого результата (элементы творческой деятельности), строящегося на основе творческого восприятия действительности.

Ключевые художественные умения, которые должны быть отработаны у учащихся:

  • Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов, проводить анализ результатов сравнения.

  • Уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации.

  • Уметь мотивированно отказываться от образца.

  • Самостоятельно выбирать материалы и техники исполнения.

  • Находить ошибки в работе, исправлять их.

  • Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

  • Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидение трудностей.

  • Определять способы контроля и оценки деятельности.

  • Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • Участвовать в проектной деятельности.

Для проведения мониторинга успешности учащихся в формировании художественных компетенций автором разработаны критерии оценки художественных компетенций и соответствующие им уровни успешности. Рассмотрим их на примере критерии оценивания уровней успешности умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.

Таблица 4

Уровни

Критерии оценки творческой работы

Замысел

Рисунок

Уровень фрагментарной выразительности (достаточный - Д)

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности.

Может хорошо передавать пропорции пространство, светотень, но нет перспективы и схематичность отдельных элементов

Уровень художественной выразительности

(выше достаточного - ВД)

Замысел оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение.

Разнообразие графических средств выразительности, отображены пропорции, пространство, светотень

Анализ и оценка результатов деятельности за период 2013 - 2015 годы

Автором был проведён мониторинг обученности учащихся по формированию стратегической и продуктивно-образной компетенции, входящих в состав художественных компетенций.

Компетенция

изобразительно-языковая

продуктивно-образная

Д, %

ВД, %

Д, %

ВД, %

4 класс

2012 - 2013 г.г.

36,8%

63,2%

42,1%

57,9%

5 класс

2013-2014 г.г.

25,0%

75,0%

30,0%

70,0%

6 класс

2014- 2015 г.г.

10,0%

90,0%

10,0%

90,0%

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что проведенная автором работа по формированию художественной компетенции на уроках изобразительного искусства эффективна и способствует формированию у учащихся подвидов творческих компетенций, входящих в состав художественной компетенции.

Кроме того, показателем сформированности художественной компетенции учащихся являются:

  1. результаты обученности класса, поскольку художественная компетенция проявляется в любой деятельности учащегося на уроке изобразительного искусства.

Использование современных технологий обучения, а также наличие системы мониторинга индивидуальных учебных достижений позволило обеспечить стабильные результаты достижений обучающихся, причем значительно превышающие средний балл по школе.

Это можно проследить по таблице, показывающей позитивную динамику общей успеваемости и «качества знаний» учащихся за последние три года.

Учебные годы

Класс

ИЗО

«4 - 5», %

Успеваемость, %

2012-2013

5а, 5б, 6а,

7а,7б

от 92 до100

100

2013-2014

5а,5б,

6а,6б,7а

от 95 до100

100

2014-2015

5а,5б,6а,6б,

7а,7б

от 99,4 до100

100

Из таблиц видно, что учащиеся освоили определенные подвиды художественной компетенции, качество обучения по предмету на протяжении трёх лет оставалось стабильно высоким и наблюдался рост показателей.

  1. результаты участия в творческих конкурсах различного уровня, поскольку именно развитие художественной компетентности учащихся определяет успешность участия в конкурсах, выставках и т.д.

Данная деятельность реализуется в дополнительном образовании. Результаты были представлены раньше.

Опыт автора в организации художественной творческой деятельности показал, как важно помочь ребёнку, прикоснувшемуся к красоте, самому стать её творцом. В этом и заключается роль педагога, открывающего перед своими учениками дверь в удивительный мир искусства.

Таким образом, художественно - эстетическое воспитание учащихся имеет большие перспективы развития как эффективное средство при формировании художественной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства.


Литература

  1. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы. М.: Просвеще­ние, 1983.

  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте, 2-е изд. М., 1967.

  3. Горяева Н. А. и др. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для нач. шк. / под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2001 (серия «Школа России»),

  4. Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и до­кументов/ сост. Г.Г.Виноградова. М.: Просвещение, 1990 (серия «Библиотека учителя ИЗО»).

  1. Коликина В. И. Методика организации уроков коллективно­го творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искус­ства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  2. Корзинкова Г.Г., Коровин Р.А., Горева И.Ю., Залецкая А.В. Внедрение программы «Одаренный ребенок» в учебно-воспитательный процесс гимназии.- Екатеринбург, 2001.

  3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1987. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие иг­ры. М.: Просвещение, 1988.

  4. Неменский Б. М. Культура - Искусство - Образование (Цикл бесед), М., 1993, М., Московский центр художественной культуры.

  5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1991.

  6. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр. психологии. 1996. №3.

  7. Чиндяева О. В. «Начальная школа плюс До и После» №5 стр 3, Москва.: ОООБалас, 2006.

  8. Савенкова Л.Г. фрагмент статьи в электронном научном журнале «Педагогика и искусства», arteducation.ru/.

Методика преподавания изобразительного искусства в школеМетодика преподавания изобразительного искусства в школеПМетодика преподавания изобразительного искусства в школериложение



Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школеМетодика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школеМетодика преподавания изобразительного искусства в школе Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школеМетодика преподавания изобразительного искусства в школе





Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Методика преподавания изобразительного искусства в школе



Самостоятельные работы в 6 классе по изобразительному искусству

Цель: обогащение арсенала творческих заданий направленных на диагностику и актуализацию художественных компетенций.

Урок 3. Тема: «Линия и её выразительные возможности»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: На отдельном листе бумаги подобрать характерные линии для изображения перехода от спокойного состояния до яркого выражения порыва ветра (через образы трав, деревьев, птиц, ткани, листьев, облака).

Урок 8. Тема: «Основы языка изображения»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Создать скульптурный образ на основе каркаса по темам: «Моя будущая профессия», «Моё любимое занятие».

Урок15. Тема: «Натюрморт в графике»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Скомпоновать предложенные предметы в композицию, и выполнить её по трафарету с применением чёрной гуаши и пастели.

Урок 30. Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Изобразить портрет одноклассника, друга, любимого литературного героя.

Пояснительная записка по изобразительному искусству VI класс

Учащиеся в VI классе знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, балет, кино.

Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство.

Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Поэтому цель курса: обучать шестиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства формирование художественных компетенций.

Главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов, исключить схемы построения художественных образов.

Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

15



© 2010-2022