РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Реализация краеведческого принципа является одним из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству, важным педагогическим средством нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания школьников. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности.   Краеведческий принцип необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье. К своему жилищу, к своей школе»

Д.С. Лихачев

Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству это использование краеведческого принципа.

Краеведческий принцип является важным педагогическим средством нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания школьников. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности.

Краеведческий принцип необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства на конкретном жизненном материале.

В программе общеобразовательной школы по изобразительному искусству определены учебно-воспитательные задачи и основные виды занятий, в соответствии с которыми учитель реализует краеведческий принцип:


  • Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

  • Формирование художественно-образного мышления;

  • Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков;

  • Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

  • Воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

Использование краеведческого принципа возможно на уроках любого типа.

Типы уроков:


  1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций я использую уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Промыслы народов Кавказа», «Творчество ставропольских художников-пейзажистов», «Скульпторы Ставрополья», «Художники на Кавказе»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, слушать друг друга.


  1. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу.

Уроки: «Декор казачьей избы», «Внутренний мир казачьей избы», где учащиеся после ознакомительной беседы-показа, воспроизводят обстановку старинной избы.

б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.

Например, на уроке «Казачий праздничный костюм» учащиеся знакомятся с особенностями костюмов казака и казачки, значением колорита в одежде, а затем придумывают свой костюм, с использованием полученных знаний.


  1. Обобщающие уроки:

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, я включаю в учебный процесс элементы театрализации и стараюсь создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.


  1. Урок-путешествие

Позволяет обобщить большое количество материала. Я использую эту форму при изучении объемных тем. Например: «Древние корни народного искусства».

Учащимся нравятся заочные путешествия: «Экскурсия по Кавказским Минеральным Водам», «Экскурсия в Кисловодский мемориальный музей-усадьбу художника Н.А.Ярошенко», которые я провожу с демонстрацией наглядных пособий в виде фоторепродукций, с использованием компьютерных технологий.


  1. Урок-экскурсия.

Творческая активность учащихся значительно возрастает, если в учебный процесс включена система экскурсионных занятий. Экскурсии - необходимый элемент гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Я выделяю два вида экскурсий: на природу и к художественному объекту.

Природа превращается в активно и постоянно воздействующий фактор на физическое и эмоционально-психическое развитие детей. Это в свою очередь помогает увидеть, понять и полюбить свой родной край, свою малую родину. На природе ребенок самостоятельно осваивает предметы и явления в их подлинном, натуральном виде, а не опосредовано через рассказ учителя, хотя и сопровождаемый демонстрацией иллюстраций и наглядного материала.

Экскурсии к памятникам способствуют изучению истории своей малой Родины, вызывают у детей глубокие эстетические переживания, содействуют развитию художественного восприятия.


Интегрированные уроки.

На интегрированных уроках лучше достигаются дидактические цели:

  1. Познавательная цель (формирование определенных знаний и умений). Совокупность знаний из разных областей помогает лучше понять предмет или сюжет и отобразить его на бумаге.

  2. Развивающая цель (развитие речи, мышления). Повторение пройденного материала ребятами, описание репродукции того или иного художника становятся более красочными и яркими (за счет разнообразного материала из различных областей знаний: литературы, истории и т.д.)

  3. Воспитательная цель (формирование мировоззрения, трудовых и эстетических качеств).

Я интегрирую предмет «Изобразительное искусство» с гуманитарной областью (литература, история), с биологией и географией и, конечно же, с музыкой.

- интеграция с предметом литература:

Картины русских пейзажистов лучше воспринимаются ребятами, когда звучат стихи поэтов, побывавших на Кавказе, а так же ставропольских поэтов.

- интеграция с предметами биологии и географии:

На уроках я не только показываю виды деревьев, их схематические наброски, но и говорю о деревьях Ставропольского края. Рассказывая о животных, перед тем, как дать задание ребятам сделать их наброски, обязательно говорю о животных края, занесённых в Красную книгу. Мы часто рисуем природу, вспоминаем особенности ландшафта Ставропольского края.

- интеграция с предметом музыка:

ИЗО и музыка дополняют друг друга. Лирические картины лучше воспринимаются под музыку Чайковского, лучше понимается Русь, ее раздолье и мощь, спокойствие и величавость.

Организация интегрированных уроков часто меняется, нередко они проходят в форме экскурсий, бесед, лекций. Такое разнообразие форм уроков делает их интересными и доступными для усвоения.

Интегрированный урок позволяет не просто затронуть сознание ребенка, но и завладеть им, включая все его стороны, в том числе и эмоциональные. Важно, чтобы в течение всего времени, отведенного на урок, ребенок не утрачивал удивления перед миром и интереса к нему.




© 2010-2022