Урок. «Образ театрального героя. Силуэт - загадка. »

Данный урок позволяет  познакомить детей с принципами работы театра теней;учит выделять главные, характерные признаки персонажа при выполнении силуэта;воспитываетинтерес к театральному искусству.  В этом уроке испоьзуется следующий зрительный ряд: силуэтные образы: колобок, заяц, лиса, кошка, петушок, мышь, карандаши для силуэтов-образов; скотч; видеоролик «Театр теней», презентация «Театр теней».Музыкальный ряд: аудиозапись Моцарт «Ближе к мечте«Оборудование для учащихся: картон черного цвета, ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд»

3 класс, III четверть, урок 3

Раздел: "Художник и зрелище"

Тема урока: "Образ театрального героя. Силуэт - загадка"

Задачи урока:

  1. познакомить с принципами работы театра теней;

  2. учить выделять главные, характерные признаки персонажа при выполнении силуэта;

  3. воспитывать интерес к театральному искусству.

Литературный ряд: загадки.

Зрительный ряд: силуэтные образы: колобок, заяц, лиса, кошка, петушок, мышь, карандаши для силуэтов-образов; скотч; видеоролик «Театр теней», презентация «Театр теней».

Музыкальный ряд: аудиозапись Моцарт «Ближе к мечте»

Оборудование для учащихся: картон черного цвета, ножницы, скотч, простой карандаш, ластик, трубочки для коктейля

Оборудование для учителя: картонная коробка, белая ткань, настольная лампа

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

(Медитационная техника выполняется для мотивации перед интенсивной работой под музыку Моцарта)

- Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох - руки в плавном полете к себе, на выдох - от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.

Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.

Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.

Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.


(следуют указаниям учителя, выполняют упражнения)

II. Вводная беседа (эмоционально-художественное вхождение в тему)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. И прежде, чем мы его начнем, я бы хотела задать вам вопрос - вы когда-нибудь бывали в театре?

- А какие театры вы знаете?

- Верно - на свете существует очень много театров и сегодня на уроке мы создадим свой собственный. А каким он будет, вы узнаете, посмотрев видеоролик на экране.

(просмотр видеоролика «Театр теней»)

- Ребята, какой же театр мы с вами сегодня создадим?

- (Слайд 1) Верно. Я предлагаю вам познакомиться с историей возникновения театра теней.

(слайд 2, учитель читает историю возникновения театра теней)

Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад. Местом рождения театра теней считается Китай, так как именно там театр достиг самого высокого уровня по своим силуэтам и технике.

Ко второму тысячелетию, театр теней имел широкую популярность в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в другие регионы Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году теневой театр стал известен в Великобритании. В настоящее время театр теней наиболее распространен в Индонезии.

Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня наш урок будет связан с графическим понятием «силуэт». (слайд 3) Силуэт - простой вид тонового рисунка, проще говоря, контурный рисунок, заполненный одним цветом. Тема нашего урока «Образ театрального героя. Силуэт - загадка». Каждый из вас создаст персонаж для теневого театра - силуэтный образ.

В конце урока мы посмотрим небольшие мини-сценки с участием вас и ваших персонажей, и будем угадывать героя и сказку.

Подготовка к восприятию нового материала

-Предлагаю отгадать для начала загадки. В загадках самые характерные признаки, по которым мы узнаем героя-отгадку. (Дети отгадывают загадки. Учитель показывает силуэт-образ отгадки и вывешивает на доску).

1. Сдобный, пышный, круглощекий,

У него румяный бок.

Убегает по дорожке

И зовется ….

2. Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт,

Белого найдёт.

3 Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

4. Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

5. Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

- Молодцы! Все справились с этим заданием.

- А теперь посмотрим на экран и познакомимся с принципами работы теневого театра. (Слайды 4-9)

- Техника театра теней. Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет (рама) для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!

Следующий шаг - освещение. Подойдет обычный торшер с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.

И, наконец, самое главное - куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета - значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!

Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана - можем начинать представление!!!


- Да.

- Кукольный, театр юного зрителя, драматический театр и т.д.


- Театр теней.


(смотрят на экран, слушают)











- Колобок

- Заяц, лиса

- Петушок

- Кошка


- Мышка


(смотрят)






III. Практическая часть

Задание на практическую часть

(на слайде 10)

- Вам необходимо создать персонаж для теневого театра.

Последовательность работы:

1) Придумать героя, выделить характерные признаки, можно их даже усилить.

2) Наметить фигуру, достаточно крупно на темном картоне, расположенном вертикально. Расположение листа зависит от особенностей силуэта: высокий, стройный (вертикально) или низкий, широкий, длинный (горизонтально).

3) Прорисовать изображение простым карандашом, усиливая линию контура, силуэта.

4) Вырезать силуэт - образ

5) Прикрепить к трубочке с помощью скотча

6) По желанию показать в паре мини - сценку за ширмой со своими персонажами.

- Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение.

изготовление силуэтов-образов

- Можете приступать к выполнению задания.

Учитель помогает, советует, подсказывает ученикам.







Дети выполняют самостоятельную работу

IV. VII. Итог урока

а). Демонстрация работ

б). Рефлексия.

- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

- Что вы сегодня для себя нового узнали?

- Чему новому вы научились на уроке?

Ученики в парах по очереди и по желанию показывают мини-сценки со своими силуэтами - персонажами, которые изготовили самостоятельно на уроке.

V. Домашнее задание

- Дома я предлагаю вам написать сценарий собственной сказки с использованием персонажей, которые были представлены на уроке.

- Мне хочется вам пожелать:

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам.

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повторится.

Урок окончен. Всего доброго!

(записывают домашнее задание в дневник)


© 2010-2022