Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству: Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2004;

  • Примерной программой основного общего образования «Изобразительное искусство» 1-9 классы (базовый уровень);

  • Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;

  • Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, / под редакцией Б. М. Неменского, М. «Просвещение», 2008.

Цели учебного курса:

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.




Корректировка программы

(изменения, внесенные в программу и их обоснование)

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека».

Программный материал автор распределяет по четвертям, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Это дает учителю возможность творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем в зависимости от конкретных условий, выделять на изучение каждой темы целесообразное количество часов, исходя из количества уроков в четверти, особенностей класса.

Я согласна с мнением автора о нецелесообразности обобщения изученного материала после длительного промежутка времени (каникулы) или начала изучения нового раздела до каникул. В 2015 -2016 учебном году в 1 четверти - 9 уроков, во 2-й - 7 уроков, в 3-й - 10 уроков, в 4-й - 8 уроков (34 часа в год). Поэтому программный материал распределяется следующим образом: чтобы не начинать изучение нового раздела программы до каникул, добавлен 1 час в 1-й четверти на изучение темы «Рисунок - основа изобразительного творчества». Во 2-й четверти - 7 уроков, поэтому на обобщение материала: тема «Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)», мною выделен только 1час. Программа выполняется за счет уплотнения программного материала. В 3-й четверти -10 уроков, поэтому на изучение каждой темы отведен только 1 час. Программа выполняется за счет уплотнения программного материала. В 4-й четверти - 8 уроков, поэтому добавлен 1 час на изучение темы «Правила линейной и воздушной перспективы».

п/п


Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол- во

часов по рабочей программе

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

8

9

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

12

10

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7

8

Итого:

35

34



Учебно - методический комплект:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 3- изд. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс / Неменский Б.М., Полякова И.Б., Мухина Т.А. / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010

  3. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд . 1 - 9 классы - М.: Просвещение, 2008 г.

Программа рассчитана на 34 часа в год - 1 час в неделю.


Формы контроля

Для установления уровня освоения определенного раздела (отдельной темы) программы (качества знаний обучающихся):

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

  • зачет, в т. ч. дифференцированный, по заданной теме;

  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, составление тематических словариков, кроссвордов, подготовка реферата);

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.


Программа предусматривает проведение уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать ее украшением.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция1.

Художественные материалы и возможности их использования.

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств2. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.




Учебно - тематический план



п/п



Тема (раздел)

Кол-во

часов



Знания, умения, формируемые в данной теме

Виды изобразительного искусства и основы образного языка- 9 ч.


1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Знать: виды изобразительного искусства.

Уметь: разбираться в видах изобразительного искусства.

2

3

Рисунок - основа изобразительного творчества.

2

Знать: виды рисунка.

Уметь: выполнять зарисовки.

4

Линия и ее выразительные возможности.

1

Знать: свойства линии, виды и характер линии.

Уметь: выполнять линейные рисунки.

5

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Знать: силуэт, тон, композицию, ритм, доминирующее пятно.

Уметь: изображать различные осенние состояния.

6

Цвет. Основы цветоведения.

1

Знать: основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота.

Уметь: выполнять фантазийные изображения.

7

Цвет в произведениях живописи.

1

Знать: «Локальный цвет», «Тон», «Колорит», «Гармония цвета».

Уметь: выполнять изображения осеннего букета с разным настроением.

8

Объемные изображения в скульптуре.

1

Знать: выразительные возможности объёмного изображения.

Уметь: выполнять объёмные изображения животных в разных состояниях.

9

Основы языка изображения.

1

Знать: темы четверти.

Уметь: различать примеры графики, живописи, скульптуры.

Мир наших вещей. Натюрморт - 7 ч.


10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Знать: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь: различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

11

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Знать: основное о натюрморте

Уметь: выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов.

12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Знать: многообразие форм в мире, понятие формы.

Уметь: конструировать из бумаги простых геометрических тел.

13

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Знать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел.

Уметь: выполнение зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.

14

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1

Знать: понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «Рефлекс», «падающая тень».

Уметь: изображать геометрические тела из бумаги или гипса с боковым освещением.

15

Цвет в натюрморте.

1

Знать: графические изображения натюрмортов.

Уметь: выполнять натюрморт в заданном эмоциональном состоянии.

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

Знать: собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный).

Уметь: работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.

Вглядываясь в человека. Портрет - 10 ч.

17

Образ человека - главная тема искусства.

1

Знать: о изображении человека в искусстве разных эпох.

Уметь: разбираться в изученных портретах.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Знать: закономерности и конструкцию головы человека.

Уметь: выполнять рисунок или аппликацию головы человека.

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

Знать: особенности изображения головы человека в пространстве.

Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека.

20


Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

Знать: особенности графического портрета.

Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника.

21

Портрет человека в скульптуре.

1

Знать: особенности портрета в скульптуре.

Уметь: выполнять портрет литературного героя.

22

Сатирические образы человека.

1

Знать: что такое карикатура, дружеский шарж.

Уметь: выполнять сатирические образы литературных героев или дружеские шаржи.

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

Знать: влияние освещения на натуру.

Уметь: выполнять наброски(пятном) с изображением головы в различных состояниях.

24

Портрет в живописи.

1

Знать: обобщённый образ человека в живописи.

Уметь: выполнять зарисовки композиций портретов известных художников.

25

Роль цвета в портрете.

1

Знать: влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа.

Уметь: аналитические зарисовки портретов известных художников.

26

Великие портретисты (обобщение темы).

1

Знать: об индивидуальности образного языка в портретах известных художников.

Уметь: создавать портрет друга или автопортрет, портрет члена семьи.

Человек и пространство в изобразительном искусстве

- 8 ч.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Знать: жанры изобразительного искусства.

Уметь: приводить примеры по каждому жанру.

28

Изображение пространства.

1

Знать: виды перспективы.

Уметь: выбирать примеры перспективы из произведений художников изученных на уроке.

29

30

Правила линейной и воздушной перспективы.

2

Знать: правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь: выполнять задания с соблюдением этих правил.

31

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Знать: о пейзаже, как самостоятельном жанре искусства.

Уметь: выполнять большие эпические пейзажи индивидуально или коллективно.

32

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

Знать: роль колорита в пейзаже- настроении.

Уметь: выполнять пейзаж - настроение.

33

34

Городской пейзаж.

1

Знать: понятие «городской пейзаж».

Уметь: выполнять задание по теме «Наш (мой) город».

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Знать: основные понятия изученные за год.

Уметь: использовать знания на практике.







Календарно - тематическое планирование

Тема года - изобразительное искусство в жизни человека




Название раздела (количество часов)



урока



Тема урока



Кол-во

часов

Дата

проведения

урока

план

факт

Виды изобразитель-ного искусства и основы образного языка

- 9 ч.

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1



2

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1



3

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1



4

Линия и ее выразительные возможности.

1



5

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1



6

Цвет. Основы цветоведения.

1



7

Цвет в произведениях живописи.

1



8

Объемные изображения в скульптуре.

1



9

Основы языка изображения.

1



Мир наших вещей. Натюрморт - 7 ч.

10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1



11

Изображение предметного мира - натюрморт.

1



12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1



13

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1



14

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1



15

Цвет в натюрморте.

1



16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1



Вглядываясь в человека. Портрет

- 10 ч.

17

Образ человека - главная тема искусства.

1



18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1



19

Изображение головы человека в пространстве.

1



20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1



21

Портрет человека в скульптуре.

1



22

Сатирические образы человека.

1



23

Образные возможности освещения в портрете.

1



24

Портрет в живописи.

1



25

Роль цвета в портрете.

1



26

Великие портретисты (обобщение темы).

1



Человек и пространство в изобразитель

ном

искусстве - 8 ч.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1



28

Изображение пространства.

1



29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1



30

Правила линейной и воздушной перспективы.

1



31

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1



32

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1



33

Городской пейзаж.

1



34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1



Итого:


34 ч.












Критерии оценки:


Критерии оценки устных ответов

Пятибальная система оценки основывается на общедидактических критериях.

Отметка"5" ставится, если учащийся:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма изученного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с графиками, схемами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

1. показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в опредленной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка "1" ставится, если учащийся:

1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. полностью не усвоил материал.

Оценка за тест


«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

«1» - нет ответа ни на одно из заданий.



Критерии и система оценки творческой работы

Творческая изобразительная работа определяется по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:

  1. Содержание: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.

  2. Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.

  3. Композиционное решение: хорошая заполняемость пространства, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров изображенных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.

  4. Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.

  5. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.

  6. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

- Если в работе присутствуют все перечисленные признаки - это нестандартная творческая работа - оценка «5».

- Если работа имеет небольшие отклонения (владение техникой, аккуратность работы) - оценка «4».

- При отсутствии одного или более признаков работа теряет свою творческую ценность - оценка «3».

- Более низкая оценка не выставляется. Работа подлежит переделке или доработке.









Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).





Контрольно - измерительные и дидактические материалы


Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. - М.: Просвещение. 1991.

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. - Искусство. - 2002. - № 20 (260).

1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2 Настоящий раздел, совместно с разделом «Музыка в формировании духовной культуры личности» учебного предмета «Музыка», по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».

© 2010-2022