Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БИЧУРСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МБОУ «БИЧУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»


671360 Республика Бурятия,

Бичурский район,

с.Бичура, ул.Ленина, 155

Тел/факс: 8(30133)41075

e-mail: [email protected]

bichura.burinfo.ru/














Эссе

«Моя педагогическая философия»













Учитель Изобразительного искусства

Г.Г. Агафонова












с. Бичура

2013

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский


Наша жизнь богата на сюрпризы… Ступив после окончания школы на «экономическую» стезю, я была твердо убеждена, что выбрала верный путь, что иду в правильном направлении. Но то ли «лихие девяностые» распорядились, то ли судьба, а оказалась я нежданно-негаданно для себя и окружающих в школе. Мне казалось, что «это ненадолго, вот поработаю немного, вот окончу институт, получу высшее образование, найду работу по своей специальности и брошу педагогику». Закончила институт и … осталась в школе.

До сих пор мне часто задают вопрос, почему я в школе, ведь с моим образованием «давно можно было найти более высокооплачиваемую, более престижную работу». Понять меня способен не каждый. Это сложно объяснить словами, это нужно почувствовать. Это - что-то особенное. Но это особенное хочется ощущать снова и снова.

Дело, которым я занимаюсь, я считаю самым важным в человеческом обществе. Работа учителя… Это - подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Это - полная самоотдача. Это - самопожертвование. Не измеримая ничем душевная щедрость. Любовь. Нет, ЛЮБОВЬ. Именно так, величественно, если ты, конечно, настоящий учитель.

И еще. Для себя я сформулировала основные профессиональные заповеди - «пойми ребенка» и «помоги ему научиться», ведь на современном этапе развития образования ученику нужен не учитель-информатор, а учитель-помощник, внимательно и уважительно относящийся к каждому из своих учеников. Моя цель - сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи учителя.

Современный учитель не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, готовая к открытому диалогу, адекватная к критике, обладающая чувством юмора. На учителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка.

Поверьте, соответствовать этим требованиям непросто… Поэтому учитель - это непрерывная работа над собой. Это профессия, представитель которой никогда гордо не скажет, что он сделал себя. Настоящий учитель, как герой известной сказки, скромно произнесет: «Я еще только учусь…»

И я учусь! Получаю педагогическое образование, сдавая зачеты и экзамены преподавателям института. Учусь, готовясь к урокам, штудируя методические журналы, знакомясь с новыми технологиями, проверяя тетради. Учусь, учусь, учусь… Непосвященный возмутится: ради чего?

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь живой блеск в глазах своих учеников. Глаза, глазенки, глазищи… Смотрят, изучают, оценивают. Глаза моих учеников. Они многого ждут от меня. И я дарю им счастье открытий и общения:

Мне бы им придумать что-то такое,

Такое, чтоб было понятно для всех.

Быть может, наверно, счастье построю большое,

Либо сваяю для всех грандиозный успех.

Или еще нарисую удачу в вычурном свете,

Или мелодию радости всем напишу,

В поэзии я расскажу о солнечном лете,

А в прозе совета у них попрошу.


Я глубоко убеждена, что все дети талантливы. Талант - это генетически обусловленные способности. Они у всех разные. Помочь раскрыться способностям, максимально развить их и, в конечном итоге, помочь найти свой путь в жизни - в этом мое учительское предназначение.

Чтобы ребенок начал проявлять свои способности и таланты, мыслить и творить, необходимо найти подход к каждому. Вот тут речь заходит о таланте учителя. Талант учителя как мастера раскрывается, если в процессе обучения ему удается увлечь ребенка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы учитель признал за ребенком право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. В этом случае создаются благоприятные психологические условия для определения собственной образовательной траектории, а в дальнейшем - верного жизненного пути. Именно поэтому я применяю на своих уроках современные образовательные технологии, благодаря которым все дети не только вовлечены в познавательную деятельность, мыслят, анализируют, обобщают, делают самостоятельные выводы, но и приобретают коммуникативные навыки и умения адаптироваться в социуме.

Раскрытие творческой личности, индивидуальности через создание организованной нестандартным образом творческой среды - в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Для меня важно найти такие методы и технологии, которые позволили бы дойти до каждого ребенка, сделать трудный учебный материал доступным и увлекательным, создать ситуацию успеха, помочь школьникам ощутить радость познания и открытия нового. Учитель должен не просто учить методам познания и преобразования окружающего мира, но и - это главное! - помочь ученику раскрыться, найти свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира. Ведь сегодня учитель искусства в школе - это не просто грамотный специалист, преподающий академический рисунок, а человек, несущий детям прекрасное, открывающий им мир красоты вокруг, это человек, пробуждающий желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг.

Я часто задаю себе вопрос: «Можно ли учить искусству всех детей одинаково?» Реалии современного мира показывают, что каждый ребенок имеет право на выбор с учетом индивидуальных склонностей, интересов и дальнейших жизненных планов. Одна из важнейших функций учителя искусства - суметь выявить и поддержать задатки, зарождающиеся качества многогранной творческой личности. Кто-то из великих справедливо заметил: «Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом, и не синтезом невзгод, а синтезом радости совершенствования и творчества». Атмосфера искусства, царящая на уроке, в значительной степени является условием воспитания творческой личности, творца, созидателя.

Анализируя творчество известных художников, я пришла к пониманию и убеждению, что в искусстве нет жестких правил и законов в изображении конкретного рисунка. Есть различные художественные приемы, техники, освоив которые ребенок погружается в мир фантазии и созидания собственного образа. Ребенком движет желание сделать это красиво. Этот процесс созидания красоты и есть для меня самый сокровенный в зарождении творчески мыслящей личности.

Хочется верить, что путь, выбранный мною, - путь открытия индивидуальных способностей и неповторимых возможностей каждой личности, поселит в детских душах радость от осознания того, что они не простые исполнители, они созидатели, способные жить в гармонии с миром и собой.

Прошло больше десяти лет… Нет, не прошло, пролетело! Как много было за эти годы! Авралы, радости, проблемы, улыбки, слезы - много всего! А завтра снова напряженный день. И так всегда. Если раньше я и не думала о такой жизни, то сейчас мечтаю об этом. И будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир искусства, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, мое счастье…


© 2010-2022