• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка по организации работы и изучению национальной культуры региона с учащимися общеобразовательной школы на уроках ИЗО и технологии

Методическая разработка по организации работы и изучению национальной культуры региона с учащимися общеобразовательной школы на уроках ИЗО и технологии

Методическая разработка по организации работы и изучению национальной культуры региона с учащимися общеобразовательной школы на уроках ИЗО и технологии.                               Изучение раздела декоративного искусства на уроках ИЗО  и технологии в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками. Народное искусство - один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции. Навыки технического мастерства, найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.      Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педаго...                     Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэ...                             Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как: его использование оптимизирует деятельность учителя; применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся; он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка с элементами национального регионального компонента

Организация работы по изучению национальной культуры региона с учащимися общеобразовательной школы на уроках ИЗО и технологии.

Изучение раздела декоративного искусства на уроках ИЗО и технологии в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.

Народное искусство - один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции. Навыки технического мастерства, найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству, учитываются не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэтому уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока - спектакля, урока - викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

его использование оптимизирует деятельность учителя;

применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Национальное искусство Забайкалья. . Культура народов Забайкалья является частью культуры нашей страны. Так исторически сложилось, что множество этносов, проживавших на территории нашей страны, сформировали русский народ и его культуру. Благодаря синтезу культур разных этносов и народов, появилась своеобраз ная русская культура. Культура народов Забайкалья как часть доминирую щей русской культуры сформировалась на основе культур нескольких этносов: культуры эвенков, культуры бурят, которые являются коренными народами Забайкалья и культуры русскоязычного населения, которое было пришлым. Русскоязычное население в Забайкалье в итоге образовало три своеобразные культуры: культуру семейских, культуру казаков и культуру так называемых сибиряков - старожилов. Главная особенность культуры народов Забайкалья в том, что живя рядом, и взаимодействуя друг с другом, эти народы взаимно обогащали свои культуры, заимствуя те или иные элементы, притом сохраняя свои этнические особенности (7 стр 5).

Народное искусство русских Забайкалья уходит своими корня­ми в художественную традицию русского народа, представители ко­торого были расселены в различных районах европейской части Рос­сии. В то же время местное крестьянское искусство испытало вли­яние традиционного искусства коренного населения Забайкалья, в первую очередь бурятского. Вот почему, вопреки утвердившемуся мнению о скудности народной художественной традиции в Забайкалье народное искусство русских этого края разнообраз­но и колоритно. Наиболее полно народное искусство изучено у семейских Забайкалъя-потомков старообрядцев, поселившихся в Забайкалье в середине 18 века. Достаточная изученность их искусств (особенно семейских территории Буряти) объясняется тем, что всилу сложившихся исторических условий семейские до настоящего времени в значительной мере сохранили традиции русской строительной техники, архитектуры, резьбы и росписи жилищ и предметов быта, а также способы украшения одежды.

Общая характеристика промыслов ремесел народов Забайкалья.

Нехватка ремесла привозного инвентаря и предметов обихода - развитие сельских домашних промыслов. Сельские кузнецы, бондари, ювелиры. Столярное, плотницкое, токарное ремесло. Обработка конопли, льна, шерсти. Прядение. Вальбища. Выделка овчины и кожи. Мастера-кожемяки. Производство дегтя, смолы. Имеются ранние сведения о крестьянском искусстве Забай­калья. Уже в конце 18- первой половине 19 века путешествен­ники сообщали о богатых семейских селениях с высокими добротными домами, ярко и нарядно одетыми жителями, восхищались красотой домов и одеждой семйских. "В зажиточных домах двери и окна выкрашены масляными красками, часто в синий цвет с красными или белыми каймами. Иногда стены, печи и потолок точно также, как и столы и скамей­ки крашены разными узорами. Вышивка - один из самых распространенных видов декоративного искусства, имеющий давние и прочные традиции. Искусство вышивки возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. Места расселения русских стали важнейшими земледельческими районами Забайкалья. Большое значение в хозяйстве имело и животноводство. Поэтому шерсть, мех, кожа домашних животных, а при большом развитии охотничьего промысла и шкуры диких животных играли существенную роль в хозяйстве и шли на одежду и обувь. Другие занятия давали дополнительные заработки крестьянам. На Байкале большое значение имело рыболовство. Многие из крестьян, в частности семейские, занимались перевозкой товаров к монгольской границе. Продукты крестьянского хозяйства возили в Верхнеудинск, Петровский Завод, Читу. Овощами снабжали город семейские - прекрасные огородники В конце XIX - начале XX в. все более развивается отходничество на золотые прииски, железную дорогу, рыбные промыслы Дальнего Востока. Большое значение имело для населения восточной части Забайкалья развитие горнозаводской промышленности (Нерчинские рудники и др.) ( 1С. 46)


© 2010-2022