- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по риторике
Программа по риторике
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федосеева Л.В. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по курсу «Риторика» рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5-7 кл. и «Риторика» для 8-9 кл., под ред. Т.А. Ладыженской.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристику учебного предмета, курса;
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
-
Содержание учебного предмета, курса;
-
Тематическое планирование;
-
Календарно - тематическое планирование;
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет.
Задачи риторики - обучить умелой, искусной, а точнее - эффективной речи, формировать такую личность, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Поэтому в центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Цели изучения курса:
- общеучебные: постижение обучающимися системы знаний о речевой культуре, речевом этикете, особенностях чтения и усвоения информации; обеспечение эстетического развития обучающихся, воспитание художественного вкуса;
- предметно-ориентированные: подготовка подготовленного читателя, слушателя и оратора, готового к конструктивному диалогу как с людьми культуры, так и с представителями разных слоев населения; постижение обучающимися основ эффективного общения, анализа ситуации и умению применять нужные языковые единицы в зависимости от ситуации общения.
Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
В программе можно выделить два смысловых блока:
1. «Общение», соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой.
2. « Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХVШ-ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок - «Речевые жанры» - дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеется в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т. к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
-
первый - «Общение», - соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
-
второй - «Речевые жанры», - соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII-XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок - «Речевые жанры» - дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это - дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему. Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству. Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно- смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики - обучать эффективному общению, то школьная риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
-
большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
-
понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
-
первые (У-1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
-
вторые (У-2) - с умением общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
МЕСТО РИТОРИКИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану (2014-2015 учебный год) на изучение риторики отводится 1 час из федерального компонента. (1 часа в неделю, всего 34 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные:
-
Объяснять принципы продуктивного диалога
-
Вербально выражать в процессе диалога собственные чувства к собеседнику.
-
Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
4.Получать и анализировать опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых.
5.Получать и анализировать опыт участия в школьных и внешкольных мероприятиях.
Предметные:
1.Обнаруживать и формировать учебную проблему.
2.Планировать пути достижения целей, отбирать методы.
3. Самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности.
4.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
5.Определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.
6.Адекватно использовать выразительные средства языка.
7.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их.
8.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные:
1.Знать основы ознакомительного и поискового чтения.
2.Уметь структурировать тексты.
3.Понимать переносный смысл выражений.
4.Употреблять различные обороты речи.
5.Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
6.Оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.
7. Самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общение. Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты.
Коммуникативная задача.
Виды общения. Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
Несловесное общение. Твой голос. Мимика, жесты.
Учимся слушать. Слышать - слушать - понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Учимся читать. Чтение - вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори - пиши точно.
Учимся редактировать. Зачеркни ненужное. Замени - надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Будь вежлив. Просить - умолять - клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть - льстивые слова.
Тексты и речевые жанры. Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Объявление. Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Рассказы. Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Спор. Что такое спор. Правила спора.
Сказки и притчи. Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы разделов
Кол-во часов
Тема и содержание
урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1
Общение.
3
Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты.
Коммуникативная задача.
Знать: значение речи, общения в жизни людей; средства несловесного общения; уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.
Уметь:
умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником; видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение; использовать несловесные (невербальные) средства общения - жесты, мимику в устных высказываниях.
2
Виды общения.
2
Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
3
Несловесное общение.
2
Твой голос. Мимика, жесты.
4
Учимся слушать.
3
Слышать - слушать - понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Знать: правила для слушающего; виды речевой деятельности
Уметь: правильно читать, слышать и слушать собеседника
5
Учимся читать.
3
Чтение - вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
6
Речь правильная и хорошая.
3
Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори - пиши точно.
Знать: произносительные, лексические, грамматические нормы
Уметь: отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты; уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические
7
Учимся редактировать.
2
Зачеркни ненужное. Замени - надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Знать: главное и второстепенное в тексте
Уметь: редактировать чужой и свой тексты ( убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)
8
Будь вежлив.
3
Просить - умолять - клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть - льстивые слова.
Знать: правила для собеседников уместность использования словесных и несловесных форм отказа в разных ситуация
Уметь: соблюдать речевой этикет; говорить комплименты
9
Тексты и речевые жанры.
2
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Знать: понятия темы текста, основной мысли текста
Уметь: определять тему текста, основную мысль ; выделять в теме микротемы; редактировать чужой текст
10
Вторичные тексты.
3
Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
11
Объявление.
2
Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные объявления.
Знать: правила составления устных и письменных объявлений
Уметь: составлять объявления, афиши, визитные карточки
12
Рассказы.
2
Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Знать: определение жанра- рассказ; композиционные части рассказа
Уметь: пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения
13
Спор.
1
Что такое спор. Правила спора.
Знать: правила ведения спора
Уметь: анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться; вести спор
14
Сказки и притчи.
3
Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.
Знать: определение и особенности жанра - сказка; ее композиционные части
Уметь: создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык
№ п/п
Темы разделов и уроков
Кол-во часов
Тип урока
Вид
контроля
Планируемые результаты
Дата
по плану
Дата
факт.
предметные
метапредметные
личностные
1
Общение. Что значит общаться?
1
Урок - беседа
предварительный
Знать, что такое общение, его основные задачи.
уметь общаться, выполняя коммуникативную задачу.
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации
2
Общение.
Собеседники
партнеры.
1
Урок - беседа
текущий
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
3
Общение.
Коммуникативная
Задача.
1
Урок - исследование
тематический
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
4
Виды общения. Групповое, массовое общение.
1
Смешанный урок
групповой
Знать основные виды общения.
Общение «один-один, один-немного , один- много»
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формирование познавательного интереса
5
Виды общения. Словесное и несловесное общение
1
Письменная проверка
тематический
Формирование навыков анализа
6
Твой голос
1
Урок - лекция
текущий
Знать, что такое несловесное общение. Уметь пользоваться несловесными средствами общения
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
7
Мимика, жесты
1
Урок инсценировки
итоговый
Умение объяснять свою точку зрения по определенному вопросу
Формирование познавательного интереса
8
Слышать - слушать - понимать
1
Урок - лекция
тематический
Знать основные способы и правила слушания, уметь их соблюдать
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование навыков анализа
9
Кто и как слушает
1
Урок - исследование
групповой
Умение объяснять свою точку зрения по определенному вопросу
Формирование познавательного интереса
10
Два основных правила слушания
1
Смешанный урок
текущий
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
11
Чтение вот лучшее учение
1
Урок - беседа
текущий
Знать задачи читающего, чему учится человек ,читая книги. Уметь понимать основную мысль
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
12
Умеем ли мы читать?
1
Урок - беседа
текущий
Умение искать ответы в тексте, цитирование, отбор материала.
Формирование познавательного интереса
13
«Чтоб вершки не хватать»
1
Устная форма проверки
итоговый
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
14
Речь без ошибок
1
Урок - беседа
текущий
Знать понятия нормы литературного языка, уметь говорить правильно соблюдая все нормы языка
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формирование навыков анализа
15
Чья речь богаче?
1
Практическая работа
тематический
Формирование познавательного интереса
16
Говори - пиши точно
1
Письменная работа
текущий
Формирование навыков анализа
17
Зачеркни ненужное.
1
Письменная работа
текущий
Знать основные правила
литературной правки.
Уметь
применять
редактирование на
практике.
Умение выделять главное в тексте
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции
18
Замени-надпиши ненужное
1
Самостоятельная работа
тематический
Умение искать ответы в тексте, цитирование, отбор материала
Формирование навыков анализа
19
Включи недостающее
1
Урок - обобщение
итоговый
Знать что такое вежливое и невежливое поведение. Разыгрывать речевые ситуации.
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
20
Будь вежлив. Просить-умолять- клянчить. Вежливый отказ
1
Урок - беседа
тематический
Умение объяснять свою точку зрения по определенному вопросу
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
21
Что такое комплимент?
1
Практическая работа
тематический
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
22
Тема, основная мысль, части текста
1
Вводный урок
тематический
Уметь анализировать текст. Определять тему, основную мысль
Умение выделять главное в тексте
Формирование познавательного интереса
23
Вторичные тексты
1
Урок закрепления
групповой
Умение искать ответы в тексте, цитирование, отбор материала.
Формирование навыков анализа
24
Понятие о пересказе
1
Вводный урок
тематический
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формирование познавательного интереса
25
Краткий пересказ
1
Урок - беседа
текущий
Уметь передавать содержание текста разными способами
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции
26
Подробный пересказ
1
Закрепление знаний
групповой
Формирование навыков анализа
27
Что? Где? Когда?
1
Урок - путешествие
тематический
Знать, что такое объявление, его особенности
Умение грамотно и логично излагать свои мысли в письменном виде.
Формирование мотивации к обучению
28
Письменные объявления
1
Урок - обобщение
текущий
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование навыков анализа
29
Что такое рассказ? Рассказы.
1
Урок - лекция
тематический
Уметь составлять рассказ, анализировать, структурные части рассказа
Умение выделять главное в тексте
Формирование познавательного интереса
30
Невыдуманный рассказ
1
Письменная работа
групповой
Умение грамотно и логично излагать свои мысли в письменном виде.
Формирование навыков анализа
31
Что такое спор?
1
Проблемный урок
тематический
Знать, что такое спор. Правила ведения спора
Умение объяснять свою точку зрения по определенному вопросу
Формирование познавательного интереса
32
Сказочная страна
1
Введение новых знаний
тематический
Знать, что такое сказка, уметь сочинять и пересказывать сказку
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся
Формирование мотивации к обучению
33
Сказочные действия, герои, язык
1
Устная форма проверки
итоговый
Умение искать ответы в тексте, цитирование, отбор материала.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции
34
Сочини свою сказку
1
Письменная форма проверки
итоговый
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература:
Ладыженская Т. А. Школьная риторика. 5 класс. В 2 частях. - М., Баласс, 2012
Издания, предназначенные для учителя:
1.Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса, 1864// «Знание-сила». 1991. №5.
2.Васильева Т.В. Упражнения по дикции: согласные звуки: Уч. Пособие. - М., 1988.
3.Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе// Русский язык в школе. 1991. №8.
4.Юнина Е.А., Сагач Т.М. Общая риторика (современная интерпритация). Пермь, 1992.
5.Ладыженская Г.А., Сорокина Г.К., Никольская Р.К., Ладыженская Я.В. Детская риторика в рисунках и рассказах. - М., 1993.
6.Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1997 - 2-е издание.
7.Развитие речи: Школьная риторика . 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Т.А. Ладыженская и др. - М., 1997.
Издания, предназначенные для учащихся:
1.Грудицина Н.Г. Азбука общения: книга для учащихся. - Самара, 1994.
2.Русская риторика: Хрестоматия/ Сост. Л.К.Граудина. - М., 1996.
3.Развитие речи: Школьная риторика . 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Т.А. Ладыженская и др. - М., 1997.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС V КЛАССА
Уметь:
-
анализировать и оценивать общение, его эффективность, уровень владения языком, корректность поведения в общении;
-
общаться, ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата, определять свои коммуникативные удачи - неудачи - промахи;
-
различать виды общения;
-
понимать, в чем заключается вежливое поведение,
-
слушать и слышать;
-
различных видов чтения;
-
править неграмотно составленный текст;
-
пользоваться правильной, хорошей речью;
Знать и понимать:
-
Что такое текст;
-
сильные позиции текста;
-
вторичные тексты;
-
деловая речь;
-
речь художественная;
-
речь разговорная.