Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городская научно-практическая конференция учащихся

«В науку шаг за шагом»









Проблемно-реферативная работа

«Икона-ядро древнерусской живописи»



Работа выполнена учащейся

9 класса МБОУ «СОШ №13»

Наумовой Яной Романовной


Руководитель:

Учитель истории и обществознания

Маныч

Виолетта Валериевна


г.Донской

2014г.


Цель:

Изучить корни природы иконописных традиций, их существования и особенностей. Показать роль иконы в жизни православного христианина.

Задачи:

  1. Получить теоретические знания по истории исследуемой проблемы.

  2. Показать злободневность данного вопроса.

  3. Поделиться знаниями с одноклассниками, познакомить современных подростков с иконописными источниками, показать их значение в духовном развитии человека.


Методы изучения:

  1. Проанализировать источники литературы, интернет ресурсы по данной теме.

  2. Подбор фото материала и иллюстраций































Содержание.

  1. Введение.

1.1.Постановка и актуальность проблемы.

1.2.Зарождение русской иконописи.

2.Историческая часть.

2.1. Иверская икона Божьей Матери.

2.2. Икона «Божья Матерь Скоропослушница»

2.3. Икона новой святой - Матрона Московская.

3.Мироточение, слезоточение и кровоточение.

3.1.Мироточение.

  • Мироточение иконы в кафедральном соборе в Сыктывкаре.

  • Мироточение керамической плиты на полу в селе Дубовый Овраг, храм Никиты Великомученика.

  • Капли на иконе в Печорском храме.

  • Мироточение иконы в Сретенском женском монастыре.

3.2.Слезоточение.

  • Слезоточение иконы преподобного Алексия II

3.3.Кровоточение.

  • Кровоточение иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя»

  • Мироточение на плаще Христа.

  • Знамение от икон «Иверской» и «Скоропослушницы»

4. Заключение.

5.Выводы.

6.Приложение.

7.Список литературы.


















1.Введение.

1.1.Постановка и актуальность проблемы.

В жизни православного христианина икона занимает важное место. Она стала неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело - его жизнь сопровождает священный образ - икона.

Судьба иконописной традиции в XX веке была не простой - три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была открыта. Это предшествовал серьезный подготовительный процесс, начавшийся еще в XIX веке. Успехи исторической науки, археологии и источниковедения, иконографические исследования, зарождение научной реставрации подготовили почву для открытия иконы. Икона- как выражение света неба - сейчас выходит из забвения. Что это? Возрождение культуры? Возможно. Нужно только помнить, что главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не извне.


























Икона есть не изображение видимого, а откровение сокровенного.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Икона-это видимый знак славы невидимого Бога. Прп. Иоанн Дамаскин



Русская иконопись - развивалась в недрах православной церкви. Это изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века, с принятием христианства. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

«Икона» -(гр.-e i k o n)- «образ», «портрет». Задача религиозной живописи-воплотить слово в образы христианского вероучения. Все виды живописных техник: мозаика, миниатюра, фреска, иконопись в религиозной живописи подчинены единой цели-раскрытию христианских истин. Икона-священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и Богом.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи


1.2.Зарождение русской иконописи.

Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия), инока Киево-Печерского монастыря (умер в 1114 г). Сведений о других русских иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи





Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами не только личными, но и всего монастыря, где создавалась икона.

Существует правило: для начинающего иконописца первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный». Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней изображается только лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Тaк появилась первая икона.

На Руси со временем сложились очень строгие каноны иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы. В иконописной практике применялись образцы - рисунки, а позднее - прориси (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций .Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Пишут иконы на деревянных досках, в Византии для этого использовали кипарис, у нас - сосну, липу. Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета. Но вместо лака использовали олифу, которая через 70-80 лет темнела, а из-за этого становилось тёмным само изображение. Такие потемневшие иконы отпускали по реке вверх ликом или «записывали», то есть на них писали ещё раз. А иногда и несколько раз. Поэтому при реставрации икон под верхним слоем часто находили более древнее письмо.

Нередко, когда приходит беда или складываются беспросветные ситуации, мы начинаем искать ту или иную чудотворную икону или просто чудо иконы. «Действующие» чудотворные иконы, чудеса от которых - без всяких преувеличений - происходят ежедневно, имеются едва ли не в каждом городе России. И особенно много таких икон в нашей столице - Москве. В истории Церкви известно около тысячи чудотворных икон, которые прославились прежде всего своей помощью по молитвам людей. От некоторых из них источались кровь, слезы, миро. Надо сказать, что сам по себе факт источения мира еще не был достаточным основанием, чтобы образ признавался чудотворным. Эти явления всегда должны были сопровождаться какой-то помощью, даваемой людям.




2.Историческая часть.

2.1. Иверская икона Божьей Матери.

26 октября у православных христиан - празднование в четь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

«Иверская икона в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и попросила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустили ее в море.

Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою - Вратарницею.

Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13/26 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы.

Перед Иверской иконой Божей Матери молятся об исцелении от болезней души и тела, о защите дома, от стихийных бедствий и нападения врагов, о нерушимости границ Отчизны. К ней прибегают раскаявшиеся грешники с просьбой о прощении прегрешений, за нераскаявшихся молятся близкие.

2.2. Икона «Божья Матерь Скоропослушница»

Этот древний чудотворный образ находится в афонском монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной стены, перед одним из входов в монастырскую трапезную. Мимо иконы часто по служебной надобности ходил монах по имени Нил, несущий послушание в трапезной. Проходя вечером, он обычно нёс зажжённую лучину с извивающимися клубами дыма. И вот однажды, проходя мимо иконы, Нил услышал голос, исходящий от неё, повелевающий ему впредь не ходить здесь с лучиной и не коптить образ. Инок, решив, что это шутка кого-нибудь из братии, скоро забыл об этом случае и продолжал ходить перед иконой с зажжённой лучиной. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, от неё вновь раздался голос, осуждающий его, и Нил тут же потерял зрение.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем, то в страхе припали к чудотворной иконе, затеплили перед ней неугасимую лампаду и каждый вечер возжигали перед иконой фимиам. Нил же, в надежде на великое милосердие Божией Матери, остался возле иконы и решил не уходить от неё, пока не получит исцеление. И его усердная молитва скоро была услышана.

Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил тотчас прозрел, а Пресвятая Богородица и теперь исполняет Своё обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Перед иконой Божей Матери молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает как поступить, а так же во всех случаях, когда нужда особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже анкологических. Перед Её святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах- о рождении здорового ребенка.



2.3. Икона новой святой - Матрона Московская.

Матрона родилась в 1881 году в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Слепая от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Когда её крестили, над купелью поднялся столб лёгкого благовонного дыма как знамение богоизбранности. Кроме этого, на груди Матроны был символ богоизбранности в виде выпуклости в форме креста.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Ещё в детстве Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю. Помощь, которую подавала Матрона Московская болящим, не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Помощь Матроны Московской была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Свою кончину святая Матрона предвидела заранее. Но самое загадочное - чудодейственная сила Матронушки особенно явственно стала проявляться именно после ее ухода. Да это и понятно, поскольку до 1952 года, при жизни Сталина, Матрона Московская подвергалась гонениям со стороны властей, и о ее чудесных свершениях мало кто знал, о них рассказывали только шепотом. Зато о посмертных чудотворениях старицы Матроны ведутся записи, и молва о них распространяется уже далеко за пределы Москвы.

Блаженную Матрону канонизировали в 1999 году, а икона Блаженной Матроны Московской была написана местным иконописцем Михаилом из Фрязина в 2000 году. На протяжении всего 2000 года икона Матрона Московской мироточила. Особенность этой иконы в том, что вверху, над ней, нарисован образ Спаса Нерукотворного. Это значит, что она находится под покровительством Спаса, в честь которого освящён храм. Блаженная Матрона Московская является одной из наиболее почитаемых святых в Москве.

Перед иконой святой праведной блаженной Матроны Московской помогает во всем о чем ее просят: в сердечных делах, исцелении болезний, при финансовых расстройствах или в избежание готовящегося обмана, при ущербе от стихии в сохранении семьи, при заботе о детях и их благополучии…

Но святая старица Матрона с нами всегда, и молитвенное упование на ее заступничества перед иконой помогает всем, кто приходит к ней в скорбях и недугах.


3. Мироточение и слезоточение.

3.1.Мироточение.

Церковь рассматривает икону, как особую форму откровения Божественной реальности. Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет благоухание, миро - это вещественные знаки явления мира горнего Царствия Божиего.

Мироточе́ние - явление, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»)

В наши дни местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей.

Мироточение - феномен, который подчиняется своим неустановленным пока до конца закономерностям. Замечая очередные сообщения, мы, как правило, не задумываемся над своеобразной цикличностью этого процесса. Между тем, накануне 1025 годовщины крещения Руси, количество сообщений о появлении на иконах некой маслоподобной субстанции в странах СНГ значительно увеличилось.

По данным сайта Сыктывкарской и Воркутинской Епархии, Свято-Стефановском кафедральном соборе Сыктывкара дежурный священник отец Лаврентий обнаружил на поверхности трех икон капли маслянистой жидкости. Иконы принадлежат новомученикам и исповедникам, убитым или замученным в годы советской власти.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи


Чудесное явление, которого до сих пор не наблюдали в других российских храмах, произошло в церкви Никиты Великомученика Волгоградской области. В церкви замироточила керамическая плитка на полу. В советские времена из церкви сделали клуб, затем колхозный склад, где помимо прочего рубили скот. На месте забоя скота плитка побилась и выпала. При восстановлении храма пол выложили современной керамической плиткой. Эта плитка через несколько лет испортилась: верхний слой потрескался, выцвел, кое-где сполз. А старая даже цвета не потеряла.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




Подобное чудо наблюдали в одном из храмов Печоры. Прямо во время литургии замироточила икона святого Иоанна Крестителя. Мироточение иконы началось во время проповеди настоятеля храма иеромонаха Климента (Лямина). Сообщил об этом тот же сайт Сыктывкарской и Воркутинской Епархии.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




В Сретенском женском монастыре замироточила икона Святителя Иннокентия Иркутского. Насельница монастыря обратила внимание, что по иконе святителя Иннокентия под стеклом киота стекает маслянистая капля влаги. Незадолго до этого икона участвовала в крестном ходе.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи









Мироточат не только иконы, но и останки святых, и их гробницы.. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно становится после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы - нам же дано видеть только результат свершаемого чуда - капли мира.

На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей.

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании во время молебна. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи



Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




Священник Михаил Дудко, до недавнего времени работавший в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, сказал, что феномен мироточения икон не бессмысленные действия Господа, а сигналы свыше.

Они к чему-то призывают, приводят, предупреждают.

Он напомнил, как несколько лет назад неожиданно замироточила Монреальская икона Иверской Божией Матери, очень почитаемая прихожанами русского зарубежья.

Вскоре после явления погиб ее хранитель, и в тот же день икона пропала.

Так вот на иконе с изображением Тихона Задонского миро появилось за день до того, как в августе прошлого года над территорией Ростовской области взорвался самолет Ту-154 с пассажирами на борту.

29 августа, за несколько дней до захвата террористами школьников в Беслане, замироточила икона Иисуса Христа. А 2 сентября, когда в Осетии приближалась развязка кровавой драмы, в храме появилось эхо. Всякий раз оно зарождалось в определенном месте - в центре храма.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи






3.2.Слезоточение.

Мироточение и слезоточение - разные вещи.

Миро - это драгоценность.

Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа.

Слезоточение же, напротив, грозное знамение, оно свидетельствует о предстоящих испытаниях.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи



Вот одно из последних предостережений.

Икона преподобного Алексия, человека Божия, который считался покровителем Алексия II, заплакала во время утренней службы накануне смерти Патриарха, словно предвещая невосполнимую утрату. Мироточение иконы преподобного Алексия до сих пор продолжается.

По словам отца Алексия, настоятеля Свято-Троицкого храма Свердловской области, плачущая икона всегда является предвестником несчастий. Так Бог предостерегает от беды, желая укрепить нас в вере.

Плачущая икона считается более редким чудом и более серьезным знамением.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




3.3.КровоточениеУрок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Кровоточение же иконы в православной традиции - еще более грозный знак.

В храме Гроба Господня в Иерусалиме есть чудотворная икона "Возложение тернового венца на голову Спасителя". Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила всего 3 раза, и третий раз - весной 2001 года, накануне Пасхи(11 сентября)- терорестический акт в Америке падения башни Близнецы.


Или вот еще наблюдения. Знамения от икон на Северном Кавказе отмечены началом первой кровопролитной чеченской войны. Так, в станице Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах - «Иверской» и «Скоропослушницы». Это произошло 9 июня 1992 года в праздник Вознесения Господня.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописиУрок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи








4. Заключение.

Вообще раньше мироточения от икон были очень редким явлением. В книге Поселянина «Сказание о чудотворных иконах Богоматери» описано всего шесть случаев мироточения и двенадцать случаев плача икон. Это за всю почти 2000-летнюю историю Церкви! Массовые же знамения наблюдаются в России только в ХХ веке.Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Это явный глас Божий, обращенный ко всему нашему народу.

Часто приходится слышать, что знамение от иконы - это предвестие беды. Действительно, так бывало прежде в истории. Но заметим, что в нашей истории случаи именно массовых знамений не предшествовали катастрофам, а происходили после них. Ведь именно после катастрофы 17-го года, в 20-е годы, начали умножаться эти чудеса, а не накануне революции. Они как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же знамения 90-х происходят уже после грандиозного перелома в жизни России - одновременно с нелегкими испытаниями последнего десятилетия. У нас в стране произошел не просто перелом. Ведь в голове с трудом укладывается, что случилось в 91-м году - распалась великая держава, собиравшаяся веками. Три братских православных народа - русские, белорусы, малороссы - оказались в разных государствах. Этот год отмечен и другими знамениями, в том числе неожиданным обретением мощей великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с будущим России - преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Примечательно, что большинство знамений от икон в этом году приходится на август, когда распалась страна.
В этом же году замироточила икона Божией Матери «Державная» из Никольской обители в Москве. Мироточили иконы в Вологде, Грузии... И вот что интересно: всемирно известная Монреальская икона Божией Матери именно в августе впервые восплакала. Ее хранитель Иосиф Муньос заметил слезу, которая, как он описывал, просто держалась и долго не падала. Тогда он еще ничего не знал о случившемся в России.
Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Широко известно, что многие чудеса связаны с царственными мучениками, и, я думаю, нет необходимости подробно о них рассказывать. Второй год мироточит образ Царя - порфироносного Помазанника Божия, - написанный в Калифорнии. Или, например, мироточит бумажная иконка, на которой изображены Государь Николай Александрович и равноапостольный князь Владимир. Однако задолго до этого множество чудотворений происходило и от списков Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Дома Романовых. Когда в Царском Селе, у нас под Петербургом, возрождался Феодоровский Государев собор, построенный по желанию Николая II на выбранном им месте, тоже случилось невероятное.

В храм, еще невосстановленный, принесли небольшую икону, найденную каким-то мальчиком в канавке в соседнем парке. И вот когда ее внесли в храм, то с трудом разобрали на порушенном окладе одно слово: «Феодоровския...» То есть икона пришла и освятила свой храм. А в 94-м году в Царском же Селе замироточил другой Феодоровский образ, он сейчас также помещен в Государевом соборе. Таких свидетельств сейчас накопилось множество. Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

Знамения подаются не только в России, но и по всему миру. Еще в 60-е годы был случай, когда плакала маленькая икона Божьей Матери «Страстная» в Нью-Йорке, в одной греческой православной семье. На этой иконе образовались даже бороздки от слез. Удивительный случай был в небольшом храме австралийского городка Малт-Причард. В 1994 году на Успение там покрылось обильным слоем мира полутораметровое распятие Спасителя. Миро выступало в течение нескольких месяцев. Все это было зафиксировано. Западные люди очень дотошные - сразу же провели научный анализ. Как появляется органическая жидкость на распятии, они объяснить так и не смогли.




5. Вывод.

Я думаю, может быть, эти знамения нам даны потому, что сейчас наступает новая иконоборческая эпоха. Совершаются такие чудовищные ритуальные деяния, как прилюдная рубка иконы, что была в Москве в Манеже в 1998 году. В 2012 году в Московском храме Христа Спасителя три феминистки устроили панк-малебен. Перед алтарем они полуголые танцевали и выкрикивали ругательные слова. И в целом происходит поругание образа Божия - повсеместно он печатается на календарях, на разной печатной продукции, которая часто просто валяется под ногами людей в переходах метро. На страницах журналов святые иконы соседствуют с какими-то содомскими картинками. Или вот еще факт: некий профессор Дулуман в Интернете на сайте «Атеизм» делится рецептом, как нужно изготавливать мироточивые иконы. Оказывается, «нужно» взять святой образ и несколько раз, процарапать его наждаком, а затем опрыскать подсолнечным маслом из пульверизатора. Святотатец признается, что сам проделал это с иконами несколько раз - и это кощунство едва ли не большее, чем откровенное уничтожение икон. Таинственное, загадочное красота икон всегда восхищала и увлекала. Ее художественный язык является предметом изучения и исследования специалистов до сих пор. Человек - существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает вера. В наше время вопрос веры становится все более актуальными, поскольку цивилизация (механизированное, неодушевленная культура), кажется поглащяет человека, подчиняет его себе, а человек, сопротивляясь этим тенденциям, возвращяется к своим духовным первоосновам, идет в Храм, ведомый стремлением к более чистым, духовной жизни, то есть жизни, в которой есть высший смысл.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




Нас окружает общество, построенное на принципах экономической выгоды, политического соперничества, и теперь гораздо труднее сохранять представления о истинной вере, стремление не преступать заповедей Библии, принципы человеческой морали. Но, мне кажется, главное для человека - не преступать моральные законы внутри себя, заботится о своей внутренней частоте, внимательно относиться к ближним. Именно это позволит ему не погрязнуть в материальном, утратив основы духовности и веры. Я думаю, недаром в литературе XX и XXI веков проблема духовной культуры, веры не утрачивает своей актуальности. Поднимали ее в своих произведениях такие русские писатели, как А.П.Платонов, А.И.Солженицын, В.М.Шукшин, В.С.Высоцкий, поднимают ее и многие современные авторы. Их произведения помогают нам обрести духовную опору в жизни, почувствовать важность сохранения собственной личности, достойной уважения.


Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи


Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

6.Приложения.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописиУрок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи







Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи

7.Список литературы.

  1. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. Изобразительное искусство, 1970.

  2. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский "О почитании икон" (1995)

  3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Просвещение, 1993.

  4. Интернет ресурсы.

Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи




Урок по МХК на темуИкона-ядро древне-русской живописи


25


© 2010-2022