- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 - 4 кл
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 - 4 кл
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толмачева Е.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 - 4 классы
Учитель: Толмачёва Елена Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс». Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
-
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
-
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
-
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
-
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
-
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
-
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
-
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
-
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
-
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
-
формирование основ гражданственности;
-
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
-
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
-
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
-
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
-
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
-
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
-
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
-
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
1 класс (33 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Нетрадиционная форма (8 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование на темы, по памяти и представлению(12 ч)
Декоративная работа (6 ч)
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения
Предметные результаты
-
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
-
Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.).
-
Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.
-
Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
-
Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
-
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
-
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
-
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
-
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
-
Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
-
Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
-
Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
-
Выполнять простые по композиции аппликации.
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю
№ урока
Тема урока
Вид урока
Нетрадиционная форма -8 часов.
1
Волшебный мир красок. Экскурсия. Беседа по ПДД.
2
Форма, цвет предметов. Игра с осенними листочками.
3
Форма, цвет предметов. «Ковёр из листьев»
4
Мир фантазий. Рисунок на асфальте. Беседа по ПДД.
5
«В подводном царстве»- коллективная игра. Беседа о безопасном поведении во время игры.
6
«Цветные загадки»- викторина о дарах осени.
7
«Осенний букет»- выставка творческих работ учащихся.
8
Экскурсия в осенний парк. Азбука дорожной безопасности.
Рисуем осень -5 часов
9
Волшебный мир красок. Рисуем радугу.
Рисование по представлению
10
Рисование с натуры. Осенние листья.
Рисование с натуры.
11
Рисование с натуры фруктов.
Рисование с натуры.
12
Рисование с натуры овощей.
Рисование с натуры.
13
Рисование на тему «Осенний пейзаж».
Рисование по представлению.
Иллюстрирование - 6 часов
14
Рисование с натуры. Ёлочная игрушка.
Рисование по представлению.
15
Рисование на тему «Новогодний праздник».
Рисование по представлению.
16
Рисование с натуры или по памяти рыб.
Рисование с натуры или по памяти.
17
Рисование с натуры или по памяти птиц.
Рисование с натуры или по памяти.
18-19
Иллюстрирование «Моя любимая сказка».
Рисование по представлению.
Декоративное рисование - 7 часов.
20
Аппликация «Геометрический орнамент в полосе».
Декоративное рисование.
21
Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца».
Декоративное рисование.
22
Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе».
Декоративное рисование.
23
Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге».
Декоративное рисование.
24
Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей.
Рисование с натуры или по представлению
25
Декоративное рисование «Дымковкая игрушка»
Декоративное рисование.
26
Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате».
Декоративное рисование.
Рисуем весну - 7 часов.
27-28
Рисование на тему «Весна пришла».
Рисование по представлению.
29
Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок.
Рисование с натуры или по памяти.
30
Рисование на тему «День Победы».
Рисование
по представлению.
31-32
Рисование на тему «Лето».
Рисование
по представлению.
33
Урок-обобщение. Этот удивительный и неповторимый мир живописи.
Рисование по замыслу и представлению.
2 класс (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)
Декоративная работа (7 ч)
Лепка (5 ч)
Беседы (1 ч)
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения
Предметные результаты
-
называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
-
называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
-
называть ведущие художественные музеи России;
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
-
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
-
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю
№ урока
Тема урока
Вид урока
I четверть
«Мы рисуем осень» ( 8 ч )
1
«Красота осенних листьев»
Рисование с натуры
2
«Дары осени - рисование овощей и фруктов
Рисование с натуры
3
«Веселые узоры» . Ознакомление с произведениями народного декоративно - прикладного искусства
Декоративное рисование
4
«Осенний узор» - рисование узора в полосе из декоративных ягод и листьев. Знакомство с полхов - майданскими изделиями
Декоративное рисование
5-6
«В гостях у осени» .
И. Левитан «Золотая осень»
Рисование на тему
7-8
«Богатый урожай» .
Ю.Подлясский «С колхозных полей»
Рисование по памяти и представлению
II четверть
«Мы рисуем сказку» ( 8 ч )
9-10
«Мы рисуем сказочную птицу» .
Декоративное рисование
11-12
«Мы готовимся к рисованию сказки» - выполнение набросков гуся .
Рисование по памяти и представлению
13-14
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси - лебеди». Беседа о красоте мира сказок
Рисование на тему
15-16
«Мы рисуем сказочную ветку» . Знакомство с Городецкой росписью
Декоративное рисование
III четверть
«Мои друзья» ( 14 ч )
17-18
«Наши зимние забавы» . Беседа о красоте зимней природы
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства И.Шишкина «Лес зимой»
Рисование на тему
19-20
«Друзья детства» - рисование игрушечных животных. Беседа о воспитании любви к животным
Рисование с натуры
21-22
«Мои любимые игрушечные животные» - выполнение орнаментальной полосы. Беседа на тему «Любимые детские герои в изображении народных мастеров
Декоративное рисование
23-24
«Мои друзья на границе».
Рисование по памяти и представлению
25-26
«Мы любим родную природу» - выполнение коллективного узора из декоративных цветов, листьев, птиц. Беседа о красоте цветочного орнамента в народной вышивке
Декоративное рисование
27-28
«Мои друзья» .
Рисование на тему
IV четверть
«С чего начинается Родина» ( 7 ч )
29
«С чего начинается Родина». Беседа о красоте русской природы.
Рисование на тему
30
«Школа»
Рисование с натуры
31
«Цветы нашей Родины» - рисование простых по форме цветов. А.А.Пластов «Колокольчики и ромашки»
Рисование с натуры
32
«Красота вокруг нас» . И.Шишкин «Лесные дали». Беседа о красоте вокруг нас
Рисование по памяти и представлению
33-34
«Мы рисуем праздник»
Рисование на тему
3 класс (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч)
Декоративная работа (7 ч)
Лепка (3 ч)
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения
Предметные результаты
-
получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира ;
Учащиеся научатся
-
различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
-
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
-
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
-
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
-
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
-
узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
-
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
-
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
-
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
-
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю
№ урока
Тема урока
Вид урока
I четверть
«И снова осень к нам пришла» (8 часов)
1.
Прощаемся с теплым летом
Рисование по памяти и представлению
2-3
Осенние листья сложной формы
Рисование с натуры
4-5
Русская матрешка в осеннем уборе
Декоративное рисование
6.
Дары осеннего сада и огорода
Рисование с натуры
7.
Мы осенью готовимся к зиме
Декоративное рисование
8.
Сказка в произведениях русских художников
Беседа
II четверть
«В мире сказок» (8 часов)
9-10
Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
Рисование сказочных сюжетов
11.
Игрушка «Золотая рыбка»
Рисование с натуры
12-13
В сказочном подводном царстве
Тематическое рисование
14.
Сказочный букет
Декоративное рисование
15.
Готовим наряд для сказочной елки
Декоративное рисование
16.
Мы готовимся к встрече Нового года- праздника радости и сказок
Декоративное рисование
III четверть
«Труд и отдых людей зимой и весной» (11 часов)
17.
Труд людей зимой
Тематическое рисование
18.
Городские и сельские стройки
Тематическое рисование
19.
Орудия труда человека
Рисование с натуры
20-21
Веселые игрушки
Декоративное рисование
22.
Красота в умелых руках
Декоративное рисование
23.
Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке
Декоративное рисование
24-25
Домашние животные
Рисование по памяти и представлению
26-27
Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Рисование выбранного сюжета
IV четверть
«В каждом рисунке - солнце» (7 часов)
28-29
Полет на другую планету
Тематическое рисование
30.
Ветка вербы
Рисование с натуры
31-32.
Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод»
Рисование выбранного сюжета
33.
Весна в произведениях русских художников
Беседа
34.
Пусть всегда будет солнце
Тематическое рисование
4 класс (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Перспектива (5 ч
Светотень (1 ч)
Цвет в живописи (2 ч)
Рисование с натуры и по памяти (11 ч)
Рисование на темы и иллюстрирование (7 ч )
Декоративная работа (8 ч)
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
-
получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова; об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя).
Обучающиеся научатся:
-
научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
-
научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый - зелёный, жёлтый и красный - оранжевый и. д.)
Обучающиеся получат возможность научится:
-
выражать отношение к произведению;
-
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
-
изображать форму, строение, цвет предметов;
-
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
-
определять холодные и тёплые цвета;
-
выполнять эскизы декоративных узоров;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
применять приёмы народной росписи;
-
расписывать готовые изделия по эскизу;
-
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю
№ урока
ТЕМА УРОКА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Вид урока
I четверть
ПЕРСПЕКТИВА 5 ЧАСОВ
1
Азбука изобразительного искусства. Перспектива.
-перспектива
- точка схода
- фронтальная перспектива
- угловая перспектива
Рисование по памяти и представлению
2
Азбука изобразительного искусства. Плоскости горизонта.
- линия горизонта
- точка зрения
- точка схода
Рисование по памяти и представлению
3
Оси и точки симметрии. Объёмные геометрические фигуры.
- Ось, точки симметрии
- Симметричная фигура
- линия горизонта
Рисование с натуры
4
Оси и точки симметрии. Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе.
- Ось, точки симметрии
- фронтальная перспектива
- угловая перспектива
Рисование с натуры
5
Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе. Точки зрения.
- фронтальная перспектива
- угловая перспектива
- точки зрения
Рисование с натуры
СВЕТОТЕНЬ 1 ЧАС.
6
Штриховка объёмного геометрического тела. Светотень.
- полутень, тень, свет
- рефлекс, блик
- источник освещения
- тень собственная, - тень падающая
Рисование с натуры
ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ 2 ЧАСА.
7-8
Контрастные цвета.
- цветовой контраст
- колорит
- тёплый колорит
Рисование по памяти и представлению
II четверть
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ 11 ЧАСОВ.
9
Клубок ниток. Штриховка (карандаш).
- объём, пропорции
10
Букет георгин (акварель).
- тёплые, холодные цвета
Рисование по памяти и представлению
11
Светотень. Настурции, ветка яблони (цветные карандаши)
- тёплые, холодные цвета
- светотень
Рисование по памяти и представлению
12
Последовательность рисования ветки огородного горошка. Оттенки цвета.
- тёплые цвета
- оттенки цвета
Рисование по памяти и представлению
13
Искусство натюрморта. Грибы. Овощи (цветные карандаши).
-Пропорция предмета
- натюрморт
- пространственное расположение предметов
Рисование с натуры
14
Натюрморт: арбуз на фоне доски. Светотень
- светотень
- первый и второй план
Рисование с натуры
15
Натюрморт: кувшин, миска, чашка (цветные карандаши)
-пространственные планы
- тень
Рисование с натуры
16
Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко, ваза с яблоками.
-цвет, форма, пропорции
- пространственное расположение
Рисование с натуры
III четверть
17
Рисование с натуры: чайник и лимоны.
- композиция
-цвет, форма, пропорции
- пространственное расположение
Рисование с натуры
18
Рисование с натуры: ворона и аист (цветные карандаши).
- первый, второй план
- композиция
- пропорции
Рисование с натуры
19
Рисование по представлению: вечерняя природа, утренняя природа.
- пропорции
- краски природы
- линия горизонта
Рисование по памяти и представлению
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ. 7 ЧАСОВ.
20
Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» (фломастеры).
- иллюстрация
- композиционный центр
Тематическое рисование
21
Иллюстрация к сказке «Буратино».
Сюжет композиции
Тематическое рисование
22
Изображение сказочной лягушки (цветные карандаши).
Составление композиции
Тематическое рисование
23
Рисование сюжета «На уборке урожая».
Главное в композиции
Рисование по памяти и представлению
24
Рисование сюжета «Корабль купца Садко» (цветные карандаши).
цветовой тон
Тематическое рисование
25
Тематическое рисование «Осень» (фломастеры).
оттенки цвета
холодные цвета
Тематическое рисование
26
Тематическое рисование «Кондор» (фломастеры).
-вечерний пейзаж
-оттенки цвета
Тематическое рисование
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА. 8Ч.
27
Городецкая роспись: доска (цветные карандаши).
- основные цвета росписи
- основные элементы росписи
Декоративное рисование
IV четверть
28
Хохломская роспись: блюдо (цветные карандаши).
- основные цвета росписи
- основные элементы росписи
Декоративное рисование
29
Абашевская игрушка (цветные карандаши).
- особенности абашевской игрушки
- роспись абашевской игрушки
Декоративное рисование
30-31
Архангельские пряники
- особенности росписи архангельских пряников
Декоративное рисование
32-
33
Орнаменты народов мира (цветные карандаши).
- светотень
- орнамент
- ритм орнамента
Декоративное рисование
34
Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.
- отношение к искусству
- отношение к собственному творчеству