Доклад Уроки изобразительного искусства в коррекционной школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки изобразительного искусства.

Шинкель сказал: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…».

Эти слова хочется сделать эпиграфом к каждому уроку ИЗО. Познать красоту мира - вот цель уроков изобразительного искусства.

Организация уроков изобразительного искусства в коррекционной школе имеет свои специфические особенности. Наблюдая за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ребенок станет художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики, ни опыт педагога. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети - потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

Предварительная подготовка - основной залог успешного урока. Учащиеся должны иметь все необходимое для урока (ластик, стаканчик для воды, набор кисточек различного размера, точилка, подточенный простой карандаш, лист бумаги с зернистой поверхностью). Подбираются картины, картинки художников, иллюстрации, музыка , соответствующая содержанию урока. Мы с учениками пробовали музыку нарисовать. Пробовали представить, что именно «изобразил» композитор. А образы возникающие при прослушивании этой музыки - нарисуйте.

Начиная с первого класса необходимо приучать детей к тому, что от частого исправление портится рисунок; он приобретает небрежный вид. К уроку надо готовиться добросовестно, ответственно, с любовью. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Учитель готовится к каждому уроку не менее тщательно: планируя, обдумывая каждый этап урока. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим, коррекционно-развивающим.

Учитываю развитие детей, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо применение здоровьесберегающих технологий, т.е. соблюдаться охранительный режим (проведение минуток для разминки, переключения на другой вид деятельности).

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социальной адаптации.

Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко определить коррекционно-развивающие задачи.

*корригировать все виды внимания, переключение внимания, увеличение объема внимания.

*коррекция и развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса, работа над правильным произношением

*коррекция и развитие зрительных, тактильных и слуховых восприятий

*коррекция и развитие мелкой моторики рук: умелости, ритмичности, плавности движений, соразмерности движений

*коррекция и развитие мыслительной деятельности, фантазии ,творчества

*коррекция и развитие личностных качеств учащихся (самоконтроль, усидчивость, выдержка, умение выражать свои мысли, чувство красоты)

Существует определенная программа по изобразительному искусству, огромное количество методик по ее выполнению, но практика доказывает, что невозможно следовать слепо рекомендациям и программе. Каждый класс, каждый ребенок по-своему индивидуален. Урок рисования - это сотворчество педагога и ученика. Очень важны: характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность, его влияние на эмоционально - волевую деятельность и поведение учащихся. Необходима словарная работа: это и расширение словарного запаса и работа с необходимыми терминами. Немаловажную роль играет и предлагаемая наглядность, образцы. Эстетичность, яркость, четкость изображения обязательны. Я часто использую музыку на различных этапах работы, но на каждом уроке музыкальное сопровождение лучше не применять (теряется эффект воздействия).

Во время проведения урока в коррекционной школе должны соблюдаться следующие условия:

*повторение тем проходит в следующих классах с усложнениями, дополнениями;

*необходим замедленный темп объяснения темы, приемов рисования, упрощение структуры материала и формируемых умений и навыков; дифференцированные задания;

*по возможности больше задействовать эмоциональные чувства;

*делать опору на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

*при рисовании сложных рисунков проводить расчленение его на отдельные элементы;

*в работе использовать как можно больше разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов ;

*при использовании наглядного материала, натуры уделять особое внимание качеству красоте, яркости;

*в предварительной беседе, рассматривании, обсуждении предстоящей работы побуждать детей к речевой активности, обогащению словарного запаса;

*осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход

Наиболее приемлемыми методами обучения в школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к предмету в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе. С этой целью я устраиваю «выставку» в классах, персональные выставки в школе, мы принимаем участие во всех выставках рисунков на определенную тему (на тематических неделях, к определенным датам).

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь оказывают презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к выполнению рисунка.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа или работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать рисунки-декорации, которые использовались для кукольных спектаклей (которые проводились во внеурочное время).Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Метод «любования» я использовала на уроках - беседа об изобразительном искусстве различного направления. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение.

По возможности я использую приемы активного обучения. Это: игра, придумывание интересного сюжета, фантазирование, спор и т.п.

При отборе форм проведения отдельных частей урока я выделяла в них вступительную часть, промежуточную или заключительную. Учитывала, что участвовать будет весь класс. Однако, нужно помнить, что олигофрены легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры или беседы должны излагаться кратко, доступно. результат игры должен быть хорошо понятен учащимся.

Использование интересных форм игры дает возможность не только заинтересовать детей, увлечь рисованием, но и развивать учеников, активизировать, углублять и закреплять знания. Игровые моменты я использую на различных этапах урока: во вступительной беседе, чтобы указать на наличие общих ошибок, при подведении итогов. В первом классе игровые моменты применяются особенно широко.

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение - это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  1. формирование положительной мотивации;

  2. повышение познавательной активности учащихся;

  3. развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  4. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  5. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  6. развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  7. развитие универсальных навыков, приемов рисования,

Чего я жду от уроков рисования?

Чтобы каждый урок приносил много нового, интересного, радостного. Познается мир, накапливаются впечатления, ученики увидят красоту окружающего мира, обогащается воображение.

Становится разнообразнее речь, обогащается словарный запас, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее.

Отрабатывается точность движения руки, развивается мелкая моторика рук.

Ученик учится планировать последовательность выполнения работы, подбор техники выполнения, сочетания цветов, тональность, яркость.

Научится тому, как один предмет принимает множество положений, как смешивать краски.

Научатся при рисовании использовать различную технику и разнообразный материал: карандаши, мелки, гуашь, акварель, масляные краски, фломастером, ручкой.

Очень важно все новое, необычное, интересное в рисунках отмечать, принимать фантазию и выдумку ребенка. Детские рисунки обязательно вывешивайте на доску, ни в коем случае нельзя критиковать работу ребенка. Юный художник сможет гордиться тем, что его труд, его творчество приносит радость не только ему, а и другим людям тоже. Повышается его самооценка. А если работа не получилась? Необходимо отметить, что «именно вот этот момент в рисунке хорошо получился и при старании все получится хорошо».

Я стараюсь помочь каждому ребенку почувствовать весь спектр возможностей рисования, красоту окружающего мира, видеть красоту в обычных предметах. Рисование без кистей и карандашей - это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Соответственно подобные занятия рисование будут способствовать развитию речи у детей до года и памяти. Помимо этого малыш будет тренироваться лучше управлять своим телом, быстрее научится сидеть и ходить.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Дети любят рисовать всё, что их окружает. И даже, если вам не нравится выполненная работа, изображаемый предмет, или тема не соответствует заданной теме - не спешите делать отрицательную оценку его работе. В чем причина неудачи? Нет опыта, работа не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке следует также учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик делает изменения, дополнения к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию. Всегда следует отметить положительные стороны работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Оценке складывается из: возрастных особенностей ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. Правильного понимание поставленных задач при выполнении учебных работ, раскрытия темы, и достижение точности. Владение основами изобразительной грамоты, умение последовательного выполнения работы расположения в пространстве, передачи цвета, степень сходства или передача основных признаков (в зависимости от возраста)

Если это не рисование с натуры, то: импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы, оригинальность.

Но есть главное правило в работе с детьми, не навреди. Иногда ученик рисует совсем не то, что задано, не отбейте охоту к изобразительному искусству. Поговорите, что он рисует, о чем думает, помогите ему в работе. Важнее сам ребенок, а не его оценка за предложенную работу.

© 2010-2022