- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Туаева В.А. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры - используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
-
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
-
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
-
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
-
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
-
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
-
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
-
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
-
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
-
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
-
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
-
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
-
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
дополнительные пособия для учителя:
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 20010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры»-8ч.
Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.
Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п
Тема урока
Задачи урока
Примечание
Кол-во уроков
Домашнее задание
1-2
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля
Добиваться простоты и выразительности
2
Гармонично сбалансировать композиции из трех - пяти прямоугольников
3
Прямые линии и организация пространства.
Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости
Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций
1
4
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.
Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.
1
5
Буква - строка- текст. Искусство шрифта.
Познакомить с различными шрифтами
Выполнение упражнений
1
Создание композиции с буквами
6-7
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности
Выполнение макета плаката
2
8
Многообразие форм полиграфического дизайна
Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги
Изготовления макета книги
1
ІІ четверть
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа
Баланс объемов между собой и с полем макета
1
Выполнение плоскостной композиции
10
Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях
Построение трех уровней рельефа
1
Прочтения линии проекции объекта
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.
Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства .
Создания макета дома.
1
12
Важнейшие архитекиурные элементы здания.
Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.
Создание зарисовки архитектурных элементов здания.
1
13-14
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Создание тематической инсталляции
2
15
Роль и значение материала в конструкции.
Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами
Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства.
1
16
Цвет в архитектуре и дизайне.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности
Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции
ІІІ четверть
17-18
Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого.
Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания.
2
19-20
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки.
Зарисовка «архитектура будущего»
2
21
Живое пространство города. Город микрорайон, улица.
Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.
Макетно - рельефное моделирование фрагмента города
1
22
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры.
Эскизный макет витрины магазина.
1
подобрать иллюстрации по данной теме.
23
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст.
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации.
1
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура
24
Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства
Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур.
1
25-26
Ты -архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты
Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.
2
Подбор зрительного ряда
ІV четверть
27
Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома
Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах.
Выполнить технический рисунок частного дома
1
Подбор иллюстраций современных строений
28
Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища.
Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты.
Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты
1
29
Дизайн и архитектура моего сада.
Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения
Макетирования фрагмента сада из природного материала
1
Создания композиции из цветов по группам
30
Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды
Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж.
1
Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.
31
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей.
Проектный рисунок одного из комплектов костюма
1
Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками.
32-33
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма.
Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно)
2
Рисование прически и макияжа на фотографии
34
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна
Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе.
Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно-игровой показ проектов.
1
Принести атрибуты
35
Моделируя себя - моделируешь мир.
Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы
Урок викторина
1