Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

по изобразительному искусству









«Поэтическая живопись пейзажа»

( 6 класс)





Преподаватель ИЗО: Белоног О.В.



















СШ №2

г. Кокшетау

Тема: Поэтическая живопись пейзажа



Цели и задачи: Передать посредством цветовой гаммы и колорита настроения и состояние природного пейзажа. Выразить состояние покоя или динамичности языка линии, ритма

Оборудование: Слайды, репродукции работ художников- пейзажистов, художественные работы маслом, детские работы.

План урока:

  1. Организационный момент ( 2мин)

  2. Вступительная часть, «Мир природы»

  3. «Волшебница- зима»

  4. « Весенняя капель»

  5. «Летний полдень»

  6. «Шум дождя»

  7. « Золотая осень»

  8. « Алое пламя заката»

  9. Обобщение информации урока ( постановка творческой задачи урока)

  10. Практическая работа

  11. Подведение итогов урока

Оценки. Домашнее задание. Выставка работ.

Ход урока:

1.Пейзаж- это изображение живой природы. (франц. происхождения: « пейзаж - окрестность, местность» )

2. «Красота- это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветренным днем, трепетание марева над горизонтом… Остановись и ты, в изумлении перед красотой- и в твоём сердце расцветёт благородство.»

В. Сухомлинский

Красота природы, смена времен года- неповторимое, особенное явление- всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов и художников. Как А.С Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет боготворили и воспевали красоту природы, так есть и живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их художниками- пейзажистами. Таковы: А. Саврасов, И. Шишкин, И.Левитан, К.Юон, В. Поленков и многие другие.

На своих полотнах художники передают не только увиденную ими красоту и очарование, но и те чувства, которые вызвала в душе художника эта красота- восхищение, удивление, волнение, трепет, преклонение перед этим чудом.

Язык пейзажа- это великолепный язык самой природы. Изображение пейзажа- это не просто изображение времени года и времени суток- это игра света и тени, игра красок, настроение и состояние природы- свежесть бодрящего ветерка, нежность утренней росы, сиреневая дымка тумана, лучезарность полуденного солнца, шум сосен и трепет листьев, покой и безмятежность озерной глади, бушующий ветер, пурпур и золото заката, глубокая небесная лазурь..

3. Зима:

Вот ветер, тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз и рады ми

Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Действительно, как хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья, дома. Снова и снова удивляет- нас зима февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Как очарователен первый снег! Еще нежный и робкий! Как удивительна красота зимнего морозного утра, и переливающегося всеми цветами радуги инея!

На картине Г. Попова « Лунная ночь. Ряженые» (репродукция) изображена зимняя лунная ночь. Её краски …черного неба, фиолетово- синих теней на голубоватом снегу, темные очертания деревенских домов, запорошенных снегом, слегка освещены серебристым сиянием луны. «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром..» Лишь в окнах загорелись теплые золотистые огоньки и сизый дымок проглядывает сквозь мелкие снежные искорки.

«Весело сияет месяц над селом,

Белый снег сверкает синим огоньком…

Пусто, одиноко сонное село,

Вьюгами глубоко избы занесло…»

И. Никитин

« Зимняя ночь в деревне»

4. Весна

В конце зимы, в феврале, начинается « Весна Света»: небеса светлеют, синеют, воздух пронизан солнечными лучами, от которых слепит глаза. Все вокруг переливается и сверкает, как в хрустальной чаше, предвещая приход весны. А в марте, когда еще не сошел снег, но появились проталины, а иногда звенит капель, в природе явственно заметно движение.Чудесный мартовский день, когда продолжаются игры « Весны света», но уже близится приход « Зеленой весны» и вот- вот тронутся снега, появятся ручьи.

Сияющее, словно сказочная голубая чаша, небо, яркое мартовское солнце, подтаявший снег, длинные сине- фиолетовые тени на талом снегу, весенняя распутница, дорога, залитая водой:

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж давно шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят:

Весна пришла, пришла Весна!»

Е.Волков « В лесу. По Весне».

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Художник изображает пробуждение природы, влажность весеннего лесного воздуха, густой туман, тишина и спокойствие в природе.

« Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин…»

А.Фет

5. Лето

Летнее раздолье, разноцветие полей, ясные солнечные дни, зеркала рек и озер, прудов, полевые и луговые цветы, лесные поляны, залитые полуденным солнцем, это- настоящий гимн лету с его сочной зеленью деревьев, бескрайних полей, лугов и лесов, тишиной и таинственностью заросших прудов.

« Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука-

Лист не шелестит,

Только жаворонок,

В воздухе звенит…»

Репродукции И.Шишкина ( « Лес», « Заросший пруд», « Сосновый бор» и др.)

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Великолепные яркие солнечные краски ласкового теплого и жаркого лета.

Но как изменчива природа! Только сейчас ярко светило солнце и вот вдруг за несколько минут налетел ветер- появились тучи и в мгновение ока изменились краски. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем можно увидеть на изображении художников.

6. Дождь

« Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый,

За листом летит листок,

И струёй, сухой и острой,

Набегает холодок

Полумрак на все ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе носится

Стая галок и ворон…»

Н. Некрасов.

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Кажется, что мы тоже стоим на дороге и с тревогой смотрим на темно- синие и серые тяжелые грозовые тучи, затянувшие небо. Мы стоим под зонтом, съежившись под проливным дождем на сырой, размокшей дороге, кругом грязь и слякоть.

« И уж от неба до земли,

Качаясь движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса…»

А.Фет

7. Осень

« Унылая пора!, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.»

А.С.Пушкин

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Сказочный наряд осенней природы никого не может оставить равнодушным. Богатство красок, золотистый колорит, сияние солнечного света в осенних листьях. Сколько замечательных поэтических строк посвящено великолепной осени. Чудесен золотистый ковер опавших листьев, покрывший землю, чудесны золотые поля поспевшей пшеницы и ржи, чудесны багряные леса и рощи.

(Показ репродукций И.Шишкина « Полдень», «Рожь»)

8.Вечер

Пожалуй, одной из самых распространенных тем в творчестве художников- пейзажистов является вечер, когда с последними лучами солнца уходит день и приближается ночь. Пейзажи залиты золотым закатным светом, деревья холмы и дороги- нежно- молочные, с розовыми оттенками небо и синевато- фиолетовые длинные вечерние тени. Атмосфера уходящего дня, тихих и теплых летних вечеров художники передают фиолетово- розовыми, пурпурно- оранжевыми, золотистыми, изумрудно- синими красками.

« В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями,

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно румян.

Вот уж веет прохладой ночною,

Грезит колос над узкой межою,

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает:

Кротко звезд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье,

Точно в храме, стою я в тиши

И с восторгом молюсь от души.»

И. Никитин

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)Поэтическая живопись пейзажа» ( 6 класс)

Контрасты по- вечернему темных деревьев, кустарников, облаков и просветов неба, освещенного последними лучами солнца, передают нам атмосферу затухающего дня, состояние природы и, созвучное ему настроение художника.

« Когда закат прощальными лучами

Спокойных вод озолотит стекло,

И ляжет тень ночная над полями,

И замолчит веселое село,

И на цветах и на траве душистой

Блеснет роса- посланница небес,

И тканию тумана серебристой

Оденется темно- кудрявый лес,-

С какою- то отрадой непонятной

На божий мир я в этот час гляжу

И в тишине природы необъятной

Покой уму и сердцу нахожу,

И чужды мне земные впечатленья,

И так светло во глубине души:

Мне кажется, со мной в уединеньи

Тогда- весь мир беседует в тиши»

И.Никитин

Краски вечернего заката меняются каждую минуту, поэтому запечатлеть мгновенное состояние природы заката очень сложно. Самые немыслимые и удивительные сочетания цветов вечернего заката буквально завораживают зрителя. Лазурно- голубое небо вдруг меняется на глазах, становясь изумрудно- зеленым, зеленовато- желтым, окрашивая края облаков в золотистый цвет. Золото постепенно медленно становится бронзовым и, вдруг, яркая вспышка пурпура затронула все вокруг алым языком пламени, оранжевые облака плывут к пунцовому диску догорающего солнца. Все быстрее меняются краски, и вот солнце коснулось горизонта и прощальные лучи уходящего дня стали розовыми, затем сиреневыми и лиловыми. И, наконец, яркое зарево вечернего заката погасло, оставив лишь фиолетовую мглу. На край земли тихо опустилась черноокая ночь. Тишина и покой. Лишь стройные силуэты деревьев и домов по- прежнему различимы во мгле. Ночь…

«Зари догорающего пламя

Рассыпало по небу искры,

Росы освежительной капли

Повисли на листьях каштана,

И в каждый росинке трепещет

Зари догорающей пламя…»

Я. Полонский

9. Итак, на уроке мы познакомились с удивительными красками пейзажа.

Мы узнали, как художники передают состояние и настроение природы, узнали о красках золотой осени, яркого солнечного лета, белоснежный морозной зимы и нежной теплой весны

Мы увидели как тонко переданы в пейзаже чувства и впечатления художников, их отношение к природе. Мы услышали поэтические строки о великолепии природы.

Мы с вами услышали диалог- беседу Поэзии и Живописи.

Поэтическая живопись пейзажа.

Практическая часть:

Сегодня мы должны изобразить пейзаж. И для этого нам необходимо выяснить 1) Какое время года и время суток мы хотим изобразить, 2) Какое состояние и настроение природы нам больше нравится. 3) С чего мы начнем рисовать пейзаж.

Вопросы- ответы.

  1. Пейзаж начинают рисовать с линии горизонта.

  2. Если линия горизонта низко- то больше внимания уделяется небосводу, воздуху

  3. Если мы хотим показать земные просторы, то линия горизонта выше середины листа.

  4. Если нужно показать ширину, простор полей и лугов- то композиция- горизонтальна.

  5. Если нужно показать высоту и стройность деревьев, высоту небосвода- то композиция- вертикальна

  6. Спокойное состояние выражается прямыми плавными линиями. Буря и ветер- выражаются динамичными резкими диагональными и наклонными линиями.

  7. Дождливое ненастье выражается использованием серого, голубоватого и синевато- серого и чуть сиреневатого оттенков.

  8. Ясная солнечная погода- использованием ярких чистых и солнечных красок.

  9. Утро можно выразить более холодными оттенками

  10. Вечер- более теплыми цветами.

Задание по рядам:

1 ряд (лето, вечер, закат, тишина)

2 ряд ( осень, день, солнце, ветер)

3 ряд ( осень, утром, дождь, ветер)

А теперь, подведем итоги сегодняшнего урока:

Вопросы:

Как летний тихий вечер- изображается?

Как осенний ветреный день- изображается?

Как осеннее дождливое ветреное утро- изображается?

  • Выставление оценок.

  • Выставка лучших работ

  • Обсуждение работ

  • Домашнее задание

  • Уборка рабочих мест



© 2010-2022