Рабочая программа по Дизайну

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художест­венного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.   В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая рограмма

«Юный дизайнер»


Программа разработана учителем изобразительного искусства Щербаковой Н.А.























  1. Пояснительная записка

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.

В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы "Юный дизайнер", который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.

Цель курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями;

- познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зрения экономической эффективности;

- дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Программа рассчитана на учащиеся 7-8 классов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;

  • дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;

  • ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

  • ознакомить с основными методами художественного проектирования;

  • повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;

  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

По окончании обучения по программе «Юный дизайнер», учащиеся должны

знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

- о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства;

уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, роспись и т. п.);

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

II. Учебно-тематический план программы

«Юный дизайнер»


Название разделов и тем


Количество часов

всего

теория

практика

  1. «Дизайн - что это такое?» (20часов)

  1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Техника безопасности, при выполнении практических работ.


2



1


1

  1. История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна.


4


1


3

  1. Особенности творчества художника и дизайнера.

6


1

5


  1. Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера.


4


1


3

  1. Средства выражения графического дизайна.

4


1


3


  1. Рекламный и полиграфический дизайн. (28 часов)


  1. Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума.

4

1

3

  1. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.


4


1


3

  1. Полиграфический дизайн.

4

1

3

  1. Помощь в оформлении школьной газеты.

4

1

3

  1. Фотография в современном дизайне.


4


1


3

  1. Мир открыток.

8

2

6

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов)


  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим)


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)


4


1


3

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо


5



1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики


4


1


3

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна


5


1


4

  1. Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)


5


1


4

  1. Ландшафтный дизайн. (32 часа)

  1. Значение декоративного оформления участка.

1

1


  1. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.


4


1


3

  1. Альпийские горки.

4

1

3

  1. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения.


4


1


3

  1. Статуи в ландшафтном дизайне.

4

1

3

  1. Ажурные ограды.

4

1

3

  1. Фонари на улицах и в парках.

4

1

3

  1. Изготовление макета мини-участка.

4

1

3

Защита проекта.

1

1


  1. Многообразие профессий в области дизайна.

1

1


  1. Подведение итогов года.

1

1


Всего часов: 144

III. Содержание дополнительной образовательной программы

«Юный дизайнер»

Раздел: «Дизайн - что это такое?» (20 часов)

Тема: «Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (2часа)

Теория (1 час):

Техника безопасности, при выполнении практических работ.

Дизайн - что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки.

Практика (1 час):

Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) - предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий), средств передвижения (легковые автомашины).

Тема: «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». (4 часа)

Теория (1 час):

История зарождения и развития дизайна в России и в мире.

Форма - формообразование - композиция.

Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом.

Практика (3 часа):

Разработка проектов сувениров. Изготовление кусудамы.

Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера». (6 часов)

Теория (1 час):

Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы Предметов. Органичность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Практика (5 часов):

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы).

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).

Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера».

(4 часа)

Теория (1 час):

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Практика (3 часа):

Выполнение натюрморта в графическом стиле или с помощью бумагопластики.

Тема: «Средства выражения графического дизайна». (4 часа)

Теория (1 час):

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Практика (3 часа):

Выполнение рисунка в технике «граттаж».

Раздел: «Рекламный и полиграфический дизайн». (28 часов)

Тема: «Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума». (4 часа)

Теория (1 час):

Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Практика (3 часа):

Выполнение эскиза на свободную или заданную тему.

Тема: «Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта». (4 часа)

Теория (1 час):

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Практика (3 часа):

Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.).

Тема: «Полиграфический дизайн». (4 часа)

Теория (1 час):

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.

Практика (3 часа):

1) макет разворота или обложки книг;

2) макет разворота журнала.


Тема: «Помощь в оформлении школьной газеты». (4 часа)

Теория (1 час):

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката.

Практика (3 часа):

Выполнение макета плаката.

Тема: «Фотография в современном дизайне». (4 часа)

Теория (1 час):

Художественно-композиционные моменты в съемке.

Выбор объекта съемки - это искусство видения. Идея художника и съемка.

Свет - изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте - постановочный, в пейзаже - природный. Передача светоцветового состояния природы - средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа.

Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».

Графическое искусство черно-белой фотографии.

Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Практика (3 часа):

расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения;

начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и светоцветовых задач;

фотосъемка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т. д.);

съемка пейзажа: решение композиционных и цвето-световых задач при съемке пейзажа, передача настроения в пейзаже.

фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах;

оперативная фотосъемка человека в момент какого-либо действия.

Тема: «Мир открыток». (8 часов)

Теория (2 часа):

Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.

Практика (6 часов):

изготовление поздравительной открытки.

Раздел: Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов)

Тема: Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим) (5 часов)

Теория (1 час):

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Практика (4 часа):

выполнение эскизов одежды, украшений (браслетов, ожерелий) по мотивам декоративного искусства Древнего Египта;

создание папки-раскладушки.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)» (4 часа)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика).

Практика (3 часа):

Выполнение витражной композиции (роспись по стеклу).

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения» (5 часов)

Теория (1 час):

Одежда, костюм, как знак положения человека в обществе и его намерений, его роли.

Практика (4 часа):

индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко» (5 часов)

Теория (1 час):

Барокко, как один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве XVI - середины XVIII в. Изучение дворцово-парковых ансамблей: храмы XVII в. Московского Кремля, Большой дворец в Петергофе (Петродворце), Зимний дворец в Петербурге, павильон «Эрмитаж»; Большой (Екатерининский) дворец в Пушкино (Царском Селе). Рассматриваются интерьеры дворцов Кремля, Зимнего дворца, ограды Петербурга. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко.

Практика (4 часа):

Выполнение эскиза (копирование) мебели стиля барокко.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо». (5 часов)

Теория (1 час):

иллюзорность, идиллический мир театральной игры стиля Рококо.

Практика (4 часа):

Рисование (повтор) мотивов рокайля.

Рисование (повтор) акварелью цветочных декоративных мотивов в колорите рококо (легкие, изящные букетики, бантики, гирлянды).

Копирование цветочной росписи с фарфоровых изделий стиля рококо из собрания музея керамики в Кусково.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма».

(5 часов)

Теория (1 час):

Классицизм, как художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX в.

Изделия из камня. Петербургские гранильные фабрики. Работы Я. Коковкина и Г. Налишова на гранильных фабриках. Применение ценных пород камня в отделке дворцовых интерьеров. Проекты декоративных ваз из камня.

Практика (4 часа):

Выполнение эскиза замка в стиле классицизма.

Выполнение эскиза вазы (фарфоровой и каменной) в стиле классицизма.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир» (5 часов)

Теория (1 час):

Мебель. Русский ампир - эпоха расцвета отечественного мебельного искусства.

Наиболее важные центры мебельного производства (мастерские при усадьбах в Останкине и Архангельском).

Практика (4 часа):

Разработка серии эскизов по мотивам русского ампира в мебели. Стол, стулья, кресло (белый цвет, золочение).

Оформление интерьеров дворцов. Создание проектов мебели, декоративных ваз, осветительных приборов.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики»

(4 часа)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики.

Практика (3 часа):

Выполнение эскиза интерьера.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна» (5 часов)

Теория (1 час):

Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна.

Практика (4 часа):

Зарисовки архитектурных ансамблей в стиле Модерн.

Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)» (5 часов)

Теория (1 час):

История архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)

Практика (4 часа):

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов). Коллективная работа.

Раздел: «Ландшафтный дизайн» (32 часа)

Тема: «Значение декоративного оформления участка».(1 час)

Теория (1 час):

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.

Тема: «Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву-« Многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые и др.

Практика (3 часа):

Составление ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений для озеленения пришкольного участка.

Тема: «Альпийские горки». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие об альпийских горках. Декоративность: размер и форма. Общие сведения.

Практика (3 часа):

Создание эскизов и макетов альпийских горок.

Тема: «Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения» (4 часа)

Теория (1 час):

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.

Практика (3 часа):

Проектирование цветочного оформления на фоне газона.

Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

Тема: «Статуи в ландшафтном дизайне». (4 часа)

Теория (1 час):

Статуи в ландшафтном дизайне. Садово-парковый дизайн известных дворцов России и зарубежья.

Практика (3 часа):

Зарисовка известных парковых статуй.


Тема: «Ажурные ограды».(4 часа)

Теория (1 час):

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.

Практика (3 часа):

создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из сложенной цветной бумаги.

Тема: «Фонари на улицах и в парках». (4 часа)

Теория (1 час):

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.

Практика (3 часа):

графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Тема: «Изготовление макета мини-участка». (4 часа)

Теория (1 час):

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.

Практика (3 часа):

Составление проекта озеленения территории.

Варианты: пришкольного участка, подхода к административному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использованием специального обозначения.

Тема: Защита проекта. (1 час)

Тема: «Многообразие профессий в области дизайна». (1 час)

Теория (1 час):

Дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.

Тема: «Подведение итогов года».(1 час)

Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

Всего часов: 128

Критерии оценки ЗУН (по каждой теме):

Уровни
Критерии

Репродуктивный

Конструктивный

Творческий

Интерес

Работает только под контролем, может бросить дело

Работает без системы, но дело до конца доводит самостоятельно

Работает с интересом, ровно и систематически

Активность

Работает по рекомендации педагога

При выборе объекта советуется с пе6дагогом

Самостоятельный выбор объекта труда

Объем труда
(число законченных работ)

Ниже нормы (одно функциональное помещение)

Соответствует норме (несколько функциональных комнат)

Выше установленной нормы (квартира)

Знания и умения

Низкий

Средний

Максимально возможный уровень

Творчество, оригинальность выбора

Копии чужих работ

Работы оригинальные, но на базовом образце

Работы оригинальные

Качества прилежания
(школьная отметка)

3

4 или 5

5

IV. Методическое обеспечение программы.

Весь курс делится на беседы и практические работы и рассчитан на 4 ч в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ - все зависит от темы задания и задач всего курса в каждом классе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.

Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует как можно чаще организовывать экскурсии к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.

Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.

V. Список литературы.

Рекомендуемая литература для педагога:

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1982.

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. - М., 1972.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент, 1988.

Графический дизайн США. - М., 1989.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. - М., 1979.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. - М., 1978.

Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. - М., 1981.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. - М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. - М., 1974.

Сомов Ю. С. Композиция в технике. - М., 1987.

Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. - 1988. - № 6.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. •- М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. - М., 1985.

Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979.

Цыганкова Э. У истоков дизайна. - М., 1977.

Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. - Волгоград, 2006.

Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». - М., Дрофа, 2001.

Рекомендуемая литература для ученика:

Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М., 1998.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1982.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент, 1988.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. - М., 1979.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. - М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. - М., 1974.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. - М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. - М., 1985.

© 2010-2022