• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)

Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель изобразительного искусства: Ельшина Любовь Васильевна

Учебный предмет: изобразительное искусство, 4 класс.

Древние корни народного искусства» /7 уроков/

Урок № 10 /по календарно-тематическому планированию/

Тема: «Древние образы в современных игрушках. Деревянная расписная игрушка».

ноябрь

Цель

и задачи

Углубление знаний о русской народной расписной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи. Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изделиях народных промыслов.

Образовательная:

  • формирование художественного вкуса учащихся;

  • формирование художественных знаний, умений и навыков;

  • видеть черты национального своеобразия в образе Матрёшки и других образах.

Воспитательная:

  • проявлять интерес, бережное отношение к изделиям народных промыслов как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

  • воспитание чувства гордости талантами соотечественников.

Развивающая:

  • активно включаться в процесс восприятия и практическую деятельность;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства; развивать творческую и познавательную активность.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

желают осваивать новые виды деятельности. Участвуют в творческом процессе. Проявляют интерес, бережное отношение к изделиям народных промыслов. Формируют ответственное отношение к учению, к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

умеют самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, используют средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполняют творческие проекты, развивают фантазию, воображение, интуицию, визуальную память.

Предметные:

расширяют эстетический и общий культурный кругозор. Эстетически, эмоционально воспринимают красоту декоративно-прикладного искусства, сохраняют исторический облик, - свидетелей быта и традиций нашего народа. Умеют передавать единство формы и декора. Осваивают принципы декоративного обобщения в изображении. Знают и называют народные промыслы по изготовлению русских матрёшек.

Технологии

Проблемная технология, развивающая, совместной поисковой деятельности.

Зрительный ряд:

Подлинная матрёшка (раскладная) или точёная. Репродукции матрёшек: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Воронежская и современные.

Материал:

Лист А 4, картон, карандаш, гуашь, акварель, кисти, бумага.

Задание:

Индивидуально-коллективный проект: «Русская Матрёшка».

Изображение Матрёшки, укладки и украшение её росписью (без предварительного рисунка карандашом) сразу кистью и красками.

Основные понятия

Матрёшка, укладка, народные промыслы

Ресурсы основные и дополнительные

Б.М. Неменский. Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». - М.: Просвещение, 2011.

Поурочное планирование по программе Б.М. Неменского, А. С. Питерских. Л.А. Неменской, Н. А. Горяевой. Издательство:

Учитель, 2015 год.

Презентация: «Русская расписная деревянная игрушка»

Организация учебного пространства

Работа фронтальная, в парах, коллективная

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Метод «Улыбка»

Доброжелательный положительный настрой на урок.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: ученики учатся определять цель своей работы

Мотивационный

Мотивирует учащихся, метод: ставит проблему. Читает стихотворение.

Показывает матрёшку. Задаёт наводящие вопросы. Определить тему и задачу урока. Между учителем и детьми - диалог.

Отвечают на вопросы.

Метапредм. УУД: Определяют тему и задачу урока, умеют выражать свои мысли

Познав. УУД: выдвигают гипотезы и их обоснуют;

Коммун.УУД: аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.

Информационный

Учитель организует детей для работы на уроке: демонстрирует презентацию по теме урока

Исследовательский, эвристический.

Выдвигает проблему.

С помощью деятельностного подхода подводит детей к решению данной проблемы.

Слушают учителя. Смотрят презентацию. Рассматривают изображения матрёшек. Сравнивают, анализируют, делают выводы.

Познав. УУД: самостоятельная деятельность в определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личностн. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

Аналитический

Организует обучающихся для индивидуальной работы.

Подсказывает решение возникших проблем в рисунках. Нацеливает детей на успех.

Личностн. УУД. Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, стремятся к аккуратности, выразительной передачи образа.

Регул. УУД. планируют и выполняют творческую работу, вносят коррективы.

Метапредм. УУД . Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника,

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Оценочный

Организует аргументированное выставление отметок за урок.

Помогает анализировать работы.

Вместе с учителем анализируют свои и соклассников работы

Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, аргументируют успех и неуспех. Адекватно оценивают рисунок.

Личностн. Предмет. УУД. Метапредм : овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Смотрят на рисунок с позиции художника.

Рефлексия

Организует проведение рефлексии: используется на уроке приём «Бортовые журналы»: что я знал, что я узнал на уроке,

или - фотокластер, который представят дети как проект.

Или и то, и другое, разбившись на группы.

Личност.УУД : формируют познавательные интересы, овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД. Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника

Завершающий этап.

Организует выставление отметок за урок в журнал.

Записывает на доске задание к следующему уроку: приготовить всё необходимое для лепки из глины или пластилина.

Обучающиеся записывают задание в дневник: пластилин или глина, дощечка, стека, салфетка.

Личн. УУД. Убирают рабочее место.

Благодарят друг друга и учителя за урок.

Организационный этап.

Создание положительного эмоционального настроя.

Метод «Улыбка».

Дети приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Мотивационный. Учитель мотивирует учащихся, метод: ставит проблему. Читает стихотворение.

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок -

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

Дальше читает стихотворение (про матрёшку)

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Между учителем и учениками - диалог.

- О ком идёт речь в стихотворении?

- В стихотворении идёт речь о нашей русской матрёшке.

Показывает матрёшку. Задаёт наводящие вопросы.

- Как вы думаете, для какой цели я принесла вам Матрёшку?.

- Наверное, для того, что мы будем её изображать.

- Подумайте, как будет называться тема урока?

- Деревянная игрушка.

- Матрёшки.

- Ребята, Матрёшка - это образ. Образ, какой и кого?

- Древний или современный образ?

- Мы сегодня о многих образах узнаем.

- Древний образ.

- Как же будет называться тема урока?

- Древние образы в чём (показывает куклу, похожую на матрёшку)

- Я думаю, что можно назвать и древний и современный вместе.

- Древние образы в современных игрушках.

Слайд 1

- Правильно, тема будет называться «Древние образы в современных игрушках»

Ученики отвечают на вопросы. Определяют тему и задачу урока.

- Древние образы в современных игрушках.

Информационный

Учитель организует детей для работы на уроке: демонстрирует презентацию «Русская расписная деревянная игрушка».

- Ребята, знаете ли вы, где появилась первая Матрёшка?

- Кажется, в Москве.

- А, точнее.

- В Сергиевом Посаде.

- Я думаю, точно в Сергиевом Посаде.

-Я читал, что в Загорске.

-Ребята, вы все правы. Сергиев Посад - недалеко от Москвы. Это его название старинное и сегодняшнее.

- Прежнее имя г. Загорск на протяжении более полувека было дано в честь большевика, В. Н. Загорского,

а с распадом Советского Союза вновь получил Сергиев Посад старое название, которым его наградили в память знаменитого православного святого Сергия Радонежского.

Там недалеко находилось имение Мамонтовых.

- Я читал в журнале, что матрёшка первая появилась в Сергиевом Посаде (Другие ученики подтверждают родину Матрёшки)

- А я читал, что один меценат в прошлом веке Савва Мамонтов организовал школу рисования для детей недалеко от этого места, там создавали всякие куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России.

Кстати, достаточно точно передавали особенности женской народной одежды каждого уезда (местности, где жили люди).

- Да, ребята. Только не известным меценатом, а семьёй его брата Анатолием Ивановичем Мамонтовым и его жены была открыта мастерская «Детское воспитание» в конце XIX века.

- Здесь по названию ясно, что детей обучали рисованию.

- Кто знает, как возникла мысль для создания этой русской красавицы?
-Я слушал передачу по телевизору:

- Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку - большеголового деревянного японца. Эта игрушка была складная. Раскроешь её, а в ней - японка, в ней ещё и японец - малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок.

- «Старец Фукуруму» - так называлась эта игрушка.
Слайд 2.

- Вот тогда и решили художники сделать свою куклу.

-Да ребята, знаменитый резчик по дереву из Сергиева - Посада, Василий Звездочкин выточил из дерева свою первую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад.

На доске и на слайде изображения 5 матрёшек: из Сергиевского Посада, Семёнова, Полховского Майдана, Воронежа, современная.

-Найдите среди этих изображений 1 русскую матрёшку.

Дети без труда определяют, что это изображение круглолицей крестьянской девочки в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащей в руках чёрного петуха…

Учитель информирует детей о том, что игрушка понравилась всем: и взрослым, и детям. Для Сергиево - Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов - поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек, зачастую, изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей.

Слайд 3.

Смотрят презентацию.

Кто знает, почему матрёшку назвали именно так?

Ну, допустим, назвали бы Надюша, или Танюша или ещё, как-то, по-другому.

- Раньше больше всего девочек, в общем, всех женщин, называли Матрёна

-Верно. Назвали игрушку по распространённому женскому имени Матрона или Матрёна. А, чтобы ласковей звучало это имя, назвали не Матрёна, а матрёшка. Само же имя Матрона в переводе с латыни означает «знатная женщина» - так в Древнем Риме называли почтенную мать семейства, и само это слово происходит от mater - «мать», что совершенно соответствует символике куклы-матрёшки - неистощимая рождающая «утроба»

Слайд 4. Образ женщины всегда почитаем в русском народном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы, древнейшего символа добра и благополучия. Образ матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма.
Рассматривают игрушки из других районов. Сравнивают их форму и, конечно же, мотив росписи.

Слайд 5. Посмотрите на игрушку из г. Семёнова. Разве, она такая, как первая матрёшка?

- У этой матрёшки руки опущены вниз.

- А ещё и овал лица не такой круглый. У этой матрёшки подбородок острее.

- Платочек у неё моднее, узелок на бантик похож.

- На фартуке или платье красивый букет цветов, похож на хохломской цветочный узор.

Слайд 6. Учитель показывает матрёшку из Полхов-Майдана.

- Эта матрёшка, совсем другая. Я не вижу здесь рук.

- Платок, наверное, большой - укрывает всю матрёшку. Нет завязок, как у платка.

- Да и сарафана нет, и фартука, и юбки.

Да, ребята, вместо всех этих элементов изображён большой овал с красивыми декоративными цветами, которые имеют название: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и т.д. Расписывают матрёшку анилиновыми красками малинового, изумрудного или фиолетового цветов.

Слайд 7. - Ребята, присмотритесь, эта матрёшка напоминает нам кого-то, вспомните о русском костюме женщин наших мест. Обращают внимание на матрёшку из Воронежа.

- Да, эта матрёшка расписана под стиль воронежского народного костюма.

-А что она напоминает по форме?

- Яйцо. Наверное - в ней раскрыт образ прародительницы рода.

- Это гипотеза может быть.

Слайд 8. Учитель показывает картину И.И. Левитана «Стога»

- Форма этой матрёшки похожа на копну соломы или сена.

- Да, ребята, когда я была в 1991 году в мастерской воронежского художника Петра Денисовича Пономарёва, он рассказывал, что идея у него родилась о форме матрёшки, именно, по форме копны или «кобылки», как у нас в народе называли.

Слайд 9.

- А вот идею росписи матрёшки подсказала известному воронежскому художнику его ученица Елена Геннадьевна Матвеева на курсах декоративно-прикладного искусства, которые вёл Пётр Денисович Пономарёв.

Однажды на рабочем столе Елены Геннадьевны оказалась круглая яйцевидная заготовка для куклы. Юная мастерица расписала куклу, нарядив её в народный костюм. Пономареву такая кукла очень понравилась. Так родилась первая воронежская матрёшка. «Маму» воронежской матрёшки зовут Елену Геннадьевну Матвееву. Женщина делает игрушки с 1969 года. Матрёшки Матвеевой объехали с выставками полмира, многие экземпляры хранятся в частных коллекциях по всему свету.

Слайд 10.

- А это что за игрушка? Богатырская голова, как из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

- А вот и гармонист, а у этого - балалайка в руках изображена.

- Разве мы можем назвать такой мужской образ матрёшкой?

- В этих игрушках изображён мужской образ.

- как бы вы назвали мужской образ в такой игрушке? Ведь в нём, как и в матрёшке укладывались игрушки друг в друга. От слова «класть» игрушку друг в друга.

- Укладывать, укладка, наверное, называлась игрушка - мужской образ. Эта игрушка называется «Укладка»

- Молодец. Правильно догадался.

Слайд 11

- А - это игрушки-матрёшки современные. Смотрят матрёшки современные.

Слайд 12. А вот и детская игрушка Ванька-встанька.

Ребята, как вы считаете, какая игрушка раньше появилась: Матрёшка или Неваляшка. Ребята думают и не сразу отвечают.

Слайд 13. Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох - расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

Слайд 14. Про Ваньку-Встаньку написал стихотворение наш земляк писатель С.Я. Маршак.

Слайд 15. Шли годы. Вносились коррективы, изменялась незначительно форма по величине, то добавлялись подставки к форме, то, увеличивалась матрёшка по высоте, то становилась толстушкой. Менялся мотив росписи. Все они не похожи друг на друга, и у всех есть единство целого, которое мы находим и в современных расписных деревянных игрушках.

Ребята, какой вы можете сделать вывод, узнав о деревянной расписной игрушке?

- Матрёшка - это символ России. Матрёшка - это образ чисто русской девочки, девушки, женщины. А в укладках - символ мужского образа.

.И дарят такую игрушку всем гостям из других стран. Нигде таких игрушек нет.

Выполните и вы образ матрёшки или укладки сразу красками и кистью, фломастерами.

Передайте в образе игрушки душевную и физическую красоту, спокойствие и величавость, нежность и плавность линий, в мужских образах - доброту и радость, богатырскую силу и трудолюбие.

Аналитический.

Организует обучающихся для индивидуальной работы. Учащиеся выполняют свою творческую работу. Расписывают сразу кистью на основе увиденного образа.

Изображают свой образ женский или мужской, выделяя особенности русского стиля. Планируют и выполняют творческую работу, вносят коррективы, показывают разнообразие декоративного решения деревянной русской игрушки-символа России.

Обучающие выполняют работу под мотив русской народной музыки.

Формируют познавательные интересы, овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда, стремятся к аккуратности, выразительной передачи образа.

Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника.

Добиваются хороших результатов.

Оценочный.

Учитель помогает анализировать работы.

- Рисунки у всех яркие, выразительные, непохожие друг на друга.

- Но у всех единый образ добрых, спокойных, жизнерадостных, трудолюбивых людей.

- Ведь создавали себе такую красоту для себя сами люди.

- В этом рисунке раскрыт образ весёлой доброй девушки. Вот-вот пустится в пляс.

- А в этом рисунке - спокойная плавность линий.

- Эта девушка с красивым платочком - сама скромность.

- А этот женский образ строгой и справедливой женщины.

Этот русский образ богатыря сумеет защитить народ. Учитель организует аргументированное выставление отметок за урок.

Рефлексия. Учитель организует проведение рефлексии: приём Бортовые журналы,

или - фотокластер, который представят дети как проект.

Или и то, и другое, разбившись на группы. Посередине ключевое сочетание слов, слово, предложение. Например «Русская расписная деревянная игрушка-символ России». По овалам меньшего размера - изображения матрёшек и укладок известных промыслов. А в овалах самого маленького размера - детские творческие работы.

Я знал

Я узнал на уроке

Родина матрёшки - Сергиев Посад

Я узнал, что семья брата известного русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова открыла мастерскую «Детское воспитание», где расписывали кукол в русских костюмах и там, в мастерской «Детское воспитание», появилась матрёшка.

Это образ русской женщины

Я узнал, что в конце прошлого века, у нас в Воронеже, была создана наша воронежская матрёшка, символизирующая образ наших местных женщин.

Матрёшка - это образ чисто русский и её дарят всем гостям из других стран как символ русского народа, гостеприимного и доброго

Я узнал, что матрёшка - это символ дружбы, любви, крепкой семьи, почему она поселилась в квартирах не только русского человека, но и в домах жителей других стран.

И т. Д.

Я узнал, что созданы были и мужские образы, они называются «укладками». От слова укладывать друг в друга.

Я узнала, что игрушка неваляшка появилась раньше игрушки - матрёшки. И т. д.


Приём «Бортовые журналы»

-



Кластер и фотокластер

Завершающий этап

Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: Деревянная расписная игрушка (5 класс)Русская расписная деревянная игрушка

Учитель организует выставление отметок за урок в журнал.

Записывает на доске задание к следующему уроку:

приготовить всё необходимое для лепки из глины или пластилина.

Обучающиеся записывают задание в дневник:

пластилин или глина, дощечка, стека, салфетка.

Учащиеся благодарят друг друга и учителя за урок.

Убирают рабочее место.

Спасибо вам, ребята, за активную творческую деятельность на уроке.

Мне очень понравились ваши рисунки.

Они подняли мне настроение, и я надеюсь, что и у вас поднялось настроение

от таких ярких весёлых и радостных красок в ваших работах.



Литература.

Алексей Клиентов. Народные промыслы. Серия «История России». - Москва «Белый город». 2009 г.

Е.Н. Губанова. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. - Воронеж-2003.

Изд. «Центр духовного возрождения Чернозёмного края.

Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

История создания русской матрешки, mylitta.ru›713-history-russian-dolls.html

Из Воронежа с любовью: Матрёшки Елены Матвеевой

downtown.ru›voronezh/heroes/1095

Селевко К.Г. энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. МНИИИ Школьных технологий, 2006 г.

Махмутов М.И. «Теория и практика проблемного обучения». - Казань,1972

10


© 2010-2022