• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Выступление учителя ИЗО Ламзиной Т. В. на педагогическом совете «Роль моего предмета в судьбе моих учеников»

Выступление учителя ИЗО Ламзиной Т. В. на педагогическом совете «Роль моего предмета в судьбе моих учеников»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление учителя ИЗО Ламзиной Т.В. на педагогическом совете

«Роль моего предмета в судьбе моих учеников»


Как сказал Сухомлинского:

Искусство - это время и пространство,

в котором живет красота человеческого духа.

Как гимнастика выпрямляет тела,

так искусство выпрямляет душу.

Познавая ценности искусства,

человек познает:

человеческое в человеке,

поднимая себя до прекрасного.

Изобразительное искусство - это принцип познания мира, осмысления мира. А где же любой человек может приобщиться к миру искусства как не в школе. Поэтому я считаю, что искусство, имеет значимую роль в образовании. Ведь эта сфера как никакая другая способна дать ребенку непреходящий опыт эмоционально - ценностных отношений. Именно поэтому предметы образовательной области «Искусства» просто необходимы в школе. Ведь тот же подчерк - это не что иное, как искусство каллиграфии.

Все люди разные, и это хорошо, а в творчестве особенно важно быть непохожим на других. В процессе работы, я учитываю личные возможности и интересы, опираюсь в основном на предпочтения учащихся. Нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знания - знаниями, мастерство - мастерством педагога.

Немаловажным качеством для учителя должна быть исключительная порядочность и деликатность, это качества, которые не возможно, на мой взгляд, привить. На моих уроках дети мечтают, придумывают, фантазируют, хотят быть свободными, вспоминать прожитое, представлять будущее. Я считаю помощь на уроках в том, что бы не вмешиваться, а помочь воплощать, вооружая техникой работы различными материалами.

В «эллинской» педагогике существовал термин - «вдохновитель». На Руси после татаро-монгольского ига возникает понятие «художник» - духовник. Предпочтение отдаю именно этой функции, являющаяся одной из определяющих для учителя ИЗО - вдохновить, включить в работу душу ребенка. Учитель - не только источник новых знаний, но и веры в то, что «у меня все получится». Дети боятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%), боятся не соответствовать тому, чего ждут от них взрослые. Моей задачей является работа на «успех ребенка», создавать такие ситуации как:

обстановка кабинета - в кабинете ИЗО очень много различных атрибутов и материалов. После приобретенных 4-х мольбертов, ребята пробуют себя в роли учителя, выполняя перед всем классом задания.

Так же основным является приобретения доверительных отношений с учащимися. На первом уроке с первоклассниками я выясняю, для чего нужен урок ИЗО. Постепенно от простого ответа: «чтобы научиться рисовать» мы приходим к ответам: «для красоты», «для выражения настроения и состояния души», и самое главное «для умения чувствовать и понимать другого человека».

- Положительная оценка детского труда. Такая оценка необходима не только детям, но и родителям. Необходимо менять распространенное мнение родителей о том, «что у нас в семье рисовать никто не умеет».

- Реклама детского творчества. Школьные конкурсы, тематические выставки, еженедельные и ежедневные, по параллелям, выставка «одного шедевра» и т.д. Таким образом, повышается авторитет ребенка в глазах всей школы, учителей по другим предметам, родителей.

- Всегда помнить - все дети разные, и для кого-то ИЗО самый любимый урок с 1 по 7 класс, для кого-то этот интерес с возрастом поменяется, для кого-то в подростковом возрасте - это эмоциональная отдушина для самовыражения, а для кого-то урок ИЗО самый сложный или самый бесполезный предмет. Каждый имеет право на предпочтения.

Но в целом уроки проходят интересно, поэтому время летит незаметно.Чаще всего мы рисуем с натуры, занимаемся ДПИ(!) и изучаем искусство.

Весной, когда наступают теплые деньки, с 6-ми и начальными классами мы выходим на пленер, провидим уроки на аллеии. Ребятам очень нравится.

Роль урока ИЗО гораздо значительнее чем принято считать. Он как никакой другой дает ребенку сразу столько представлений о жизни (история и культура), учит наблюдать за человеком и за собой, за природой; знакомит с практически всеми областями знаний; позволяет смоделировать свое поведение в различных жизненных ситуациях. И в то же время, именно на уроке изобразительного искусства ребенок может быть максимально внутренне раскрепощен, может проявить свою индивидуальность, побыть самим собой, почувствовать себя максимально успешным.

В заключение одно наблюдение: какие только ни есть нормативные документы - стандарты, программы, характеристики и т.п. в них обязательно будет похожая фраза - «формировать, развивать, воображение, фантазию, творчество (креативность) и в учителе и в ученике». Это же про нас! Про задачи данного предмета! Можно было бы предположить, что от нас зависит очень многое в школьном образовательном процессе. Иногда, кажется, что предмет существует только благодаря самоотверженным учителям, успевающим за 1 час в неделю и творить, и свою душу вкладывать в работу и дарить ее частичку детям.

Также стараюсь раскрыть красоту окружающего мира, чтобы ребята в дальнейшем могли прочувствовать красоту созданную другими мастерами посещая музеи. Увлекаясь моим предметом ребята стали заниматься искусством как хобби.

На уроках ИЗО мы учимся видеть и любить мир.


© 2010-2022